Фильм Я - начало - скрытая реклама буддизма
"Молекулярный биолог и его напарница по лаборатории делают потрясающее открытие, способное коренным образом изменить современное общество."
Что за открытие такое, что может изменить мир? Хотя ведь так и делаются "заманухи", иначе кто будет интересоваться, если бы там было сказано, что картина просто повествует о важной работе молекулярного биолога и его напарницы. Повествует и ладно! А вот в первом варианте претензия на открытие века.
Итак, я долго не мог понять в чем же суть этого открытия. Этот самый биолог, некий Иэн Грей, занимался в своем проекте... глазами. Да-да, именно глазами! Как известно, именно строение глаза беспокоило в свое время основателя теории эволюции Чарльза Дарвина, сея семена сомнения к собственной гипотезе.
Уж больно сложно устройство ока! Оно состоит из примерно 40 частей и дефект хотя бы одной из них способен привести к слепоте, поскольку у каждой части своя важная зрительная функция. Для такого органа зрения надо чтобы все части сразу были, иначе по чуть-чуть ничего не получится. Сам Дарвин охарактеризовал это так:
- "В высшей степени абсурдным, откровенно говоря, может показаться предположение, что путем естественного отбора мог образоваться глаз со всеми его неподражаемыми изобретениями для регуляции фокусного расстояния, для регулирования количества проникающего света, для поправки на сферическую и хроматическую аберрацию."
Это совсем не означает, что Чарльз не верил в свою теорию! Далее, он поясняет суть своего убеждения:
- "Разум мне говорит: если можно показать существование многочисленных градаций от простого и несовершенного глаза к глазу сложному и совершенному, причем каждая ступень полезна для ее обладателя, а это не подлежит сомнению; если, далее, глаз когда-либо варьировал и вариации наследовались, а это также несомненно; если, наконец, подобные вариации могли оказаться полезными животному при переменах в условиях его жизни — в таком случае затруднение, возникающее при мысли об образовании сложного и совершенного глаза путем естественного отбора, хотя и непреодолимое для нашего воображения, не может быть признано опровергающим всю теорию."
Только хочу заметить: существование градаций - это констатация именно того факта, что существуют менее или более развитые формы глаза у разных организмов, а вот доказать сам переход из недоразвитой формы в более развитую - тут доказательств корифей эволюции не приводит. По крайней мере, его уверенность коренилась в данном случае на предположении.
С точки зрения верующих само наличие этих всех несовершенных форм зрения выглядит очень просто: Бог сотворил каждое творение настолько развитым, насколько его состояние будет для него удобным. Например, у человека зрение хуже, чем у орла, видящего утку за 10 км, но с другой стороны, какие бы для нас, людей, были неудобства, кабы мы за десяток кэмэ могли видеть любую мелочь? Ведь от такого совершенства были бы одни проблемы, отвлекая нас постоянно по мелочам в стороны.
С позиции верующих, сходство в физиологическом строении указывает не на эволюцию, как переход от примитивной формы к соврешенной посредством многих переходных стадий, а на наличие одного Дизайнера, Высшего Ума, Творца. Бога, если угодно. Так же, как на многих художественных картинах специалисты безошибочно узнают руку одного и того же мастера, их создавших оные. Это сходство в технике исполнения и замысле является, своего рода, подписью Создателя.
Собственно, ученые делают великое дело и состоит оно в открытии механизмов создания творения. Вот примерно таким делом и занимался герой кинокартины биолог Иэн, без конца фотографируя сетчатку глах своих близких. Его мечтой было доказать на практике эволюцию глаза и этим подтвердить теорию Дарвина. Как и следует, типичный ученый - это человек неверующий, скептик и всегда козыряющий тягой к фактам и научным методам. Иэн как раз из этой плеяды ученых мужей.
У него была любимая девушка Софи, с которой он сначала имел случайный секс на Хэллоуине, а уж потом, после длительных поисков, они чуть было не стали супругами. Только Софи погибла в его руках, будучи перерезана падающим лифтом. Казалось бы, любовной истории наступил конец. Но нет, спустя годы все получает продолжение самым неожиданным образом.
Слышали фразу: "Глаза - зеркало души"? Якобы, в разных концах света обнаружились люди с одинаковым узором сетчатки глаза и несколько таких случаев довольно недвусмысленно указывали на теорию реинкарнации. (Это я все сюжету фильма следую!) Цвет глаз у них разный, но сходство было именно у тех двоих, один из которых умирал ДО зачатия другого, т.е. душа умершего перекочевала в иное тело.
Мало того, что душа сына Иэна прежде принадлежала одному чернокожему фермеру, так еще и душа его Софи обнаружилась в Индии в теле одной шестилетней девочки. Иэн проводит тест на предмет вычисления сходства ее предпочтений с бывшей своей возлюбленной. Результаты так себе. Серьезных доказательств реинкарнации не найдено.
Глубоко разочарованный Иэн, "чувствующий себя дураком", провожает девочку к выходу из гостиницы и подходит к лифту. Через время дверцы подъемного устройства гостеприимно распахиваются перед ним, а индийская девочка в панике бросается к нему. Ее страх как бы служит козырным подтверждением ее памяти о несчастном случае из прошлой жизни. На глазах ошарашенного биолога слезы. Надо думать, слезы начинающего буддиста.
Почему именно буддиста? Реинкарнация, ведь не только для буддизма свойственна. В самом фильме пару раз в ненавязчивой форме мелькает как раз эта разновидность верования. То группу буддуйских монахов Иэн напряженными глазами провожает, в предчувствии обращения в веру, то один показательный диалог состоялся между им и местной учительницей.
Рассуждая о вере и науке, эта педагогичка сослалась на ответ далай-ламы:
- Если наука когда-то докажет обратное моей вере, то я изменю свою веру.
Далее эта воспитательница призвала и самого Иэна проявить готовность изменить свои научные убеждения в случае, если факты будут говорить не в пользу его мировоззрения. Судя по сюжету, именно так и произошло.
Фильм можно было бы посчитать прекрасным примером обращения мужа науки в веру, если бы не несколько обстоятельств.
Во-первых, на сегодня в Голливуде буддизм весьма популярен и много известных актеров являются его приверженцами. К числу самых именитых можно отнести Ричарда Гира, Стивена Сигала, Киану Ривза, Джеки Чана, Джет Ли и кучу других, менее известных кинозвезд. Сейчас такая мода в Голливуде. Не знаю, но судя по всему, сам режиссер фильма "Я - начало" Майк Кэхилл, тоже из поклонников Будды.
Во-вторых, я нигде в инете не нашел подтверждения киношной теории о совпадении рисунков сетчатки у двоих людей, поскольку в ней находится 5 тысяч (!!!) кусков информации, не допускающих никакого совпадения. Узор может быть поврежден катарактой, его можно подделать, произведя на обычном (!) принтере, но совпадений, да еще таких, как в фильме, не обнаружено.
Другими словами, за фильмом не стоит никакое научное открытие, а любой новоявленный буддист после просмотра этой картины - это всего лишь неофит киношных фокусов, за которыми маячат только мыльные пузыри. Хорошая получилась фантастика, но все-таки, как по мне, веру в Бога надо строить на чем-то более существенном. Впрочем, создатель фильма всегда может откреститься при желании от каких-то иных кроме развлечения целей кинокартины.
Что же касается отношения христианства к учению о переселении душ, то в Библии для него нет никаких оснований, хотя сторонники восточных учений и пытаются притянуть за уши отдельные отрывки. Каждому человеку дается жизнь один раз и он ею должен правильно распорядиться, чтобы потом на вечном суде отчитаться за одну (!) прожитую жизнь и получить достойное воздаяние в зависимости от того, что он смог в ней совершить.
Свидетельство о публикации №215010200883
Заходите почитать мои кинообзоры.
Наталья
Наталья Умкина 09.01.2015 15:58 Заявить о нарушении