C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Две темы в одной миниатюре

Опять трястись в электричке два часа. На дачу еду. Нудно. Заняться нечем. Пейзаж рассматривать за окном - так он знаком давным-давно. Думать о чём-то целенаправленно - не хочется. Книгу надо было взять - детектив какой-нибудь. Книгу! У меня же в сумке есть. Подруга подарила перед моим отъездом.
Сказала, что издание уникальное: Кулинарный Мидраш.
Интересно, что это такое.

Да, и правда, необычное оформление. Еврейская кулинарная книга. Но не простая, а все рецепты для разных праздников. К каждому семантика блюда.Семантическая кухня. И непременно...четверостишье самого Губермана!

Вот, например, Груша "Мендоза". Семантика: названо блюдо в честь Даниэля Мендозы...

-Да пОняла я, пОняла! - соседка, сидящая напротив меня, прерывает моё чтение. По телефону разговаривает, повышая голос на этом слове, произнесённом именно так, что меня всегда раздражает, когда слышу.

Дочитываю способ приготовления груши.

Ну это ж надо! Цыплёнок "Репатриант". Символизирует страну исхода - вино белое. Остальные ингредиенты - историческую родину...гриль - сила солнца Эрец Израиль. Способ приготовления...

-Да чёрт с ними!- опять громко соседка,- столько много всего было...

Ну что за наказание! Кто же так говорит: сколько много - режет мой слух. Неправильный оборот - только "Как много".

Ладно. Читаю дальше. Фаршированная рыба "Иона". О! Этот катрен Губермана мне хорошо известен: сборник его я читала весь. И позаимствовала из этого четверостишья так понравившуюся мне строчку "молчу, как фаршированная рыба"

Вот что у меня получилось.
Хоть наша дочка очень образованная,
Весьма скромна, и это очевидно:
Не может показать себя - обидно.
Всегда молчит, как рыба фаршированная.

- Так она же старше за меня,- возмущенно кому-то между тем моя соседка.

Фыркнув, услышав фразу, я стала листать Мидраш дальше. Пока попутчица говорила
тихо, не отвлекая меня, я прочитала интересные сведения о Каше "Экклезиаст". Гречневая крупа, соль и вода. Семантика: " Время бросать камни, время собирать камни". Так говорит Экклезиаст. Гречневая крупа по виду напоминает мелкие камни. Мудрый человек довольствуется малым - блюдо это готовится из минимума ингредиентов. "В большой мудрости много печали" -вид этой каши до крайности печален. И вообще, всё суета-сует - гречневая каша тоже. Замечательно как!

Я успела прочитать всё об этом блюде, когда опять голос девицы почему-то повысился:
-А! Ты с меня смеёшься!

Интересно, когда она выйдет, наконец! Неужели до конечной будет меня мучить своей неправильной речью?

Я села в пол-оборота к ней, надеясь на то, что одно моё ухо не будет улавливать
болтовню. Коктейль "Песнь песней". Удивительно! Название - абсолютный шедевр любовной лирики, отсюда в рецепте "Абсолют" (50 граммов водки). Веточка розмарина - тонкий намёк на регион, где происходит действие: аромат и пленительность шедевра.

Сборник большой. Сведений занимательных много. Нужно читать внимательно, вникать во всё, о чём говорится на каждой странице, то есть о каждом блюде. А тут девица со своими бесконечными разговорами. Отвлекает.

- Я скоро вылажу,- кому-то говорит она.

И правда, вышла на следующей остановке, от чего я вздохнула облегченно. Хотела продолжить чтение, но почему-то никак не могла сосредоточиться.
Стала бесцельно смотреть в окно, рассуждая на тему правильности речи.

"Русский язык мы портим",- вспомнились слова Тургенева.
Живая разговорная речь,- так однажды оправдывал мой знакомый неверное построение фраз.
А я не соглашусь, потому что живая - не значит неграмотная.

Например, говорят "бОльшая или мЕньшая половина". Разве логично, если половины - это равные части целого?

-Ну да, наша речь желает лучшего,- согласился со мной другой знакомый, не зная, что говорит-то неправильно. "Оставляет желать лучшего".

Потом мне подумалось, что мы, учителя-словесники, всё же мало уделяем внимания теме "Говори правильно". Значит, виноваты в том, что наши воспитанники небрежны в своей речи.
А ведь говорить кое-как - значит и мыслить кое-как. Вторая сигнальная система есть у человека - её нет у животных...

Додумать я не успеваю: прибыли, наконец.
Уже на даче, вспоминая свою поездку, с улыбкой решила, что всё-таки время в электричке провела не без интереса. Познакомилась с замечательной книгой  (вернусь, конечно, к ней, чтобы подробно всё прочитать). И девица-попутчица не дала скучать. И с детьми я буду больше заниматься этой проблемой: грамотной
речью...



 

-


Рецензии
А кулинарная книга какая шикарная... Тоже хочу почитать:)

Графоман Себастьян   05.01.2015 09:38     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение. Очень удачное издание. Просто необыкновенное. И все
катрены Губермана на каждой странице рецепта остроумны, как всё у него.
А прочитать, наверно, можно в интернете.

Лара Ищенко   08.01.2015 01:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.