Попутчица

Недавно я ехала  в автобусе  в подмосковный город Одинцово, в гости к своей единственной тетушке.
Рядом со мной сидела женщина примерно моего возраста  и задумчиво смотрела в окно. А через проход  расположились мама  и ее шестилетний сын – очень озорной и разговорчивый мальчишка, который все время вертелся,  прыгал  и  без умолку  комментировал  все, что видел за окном.
Мать, наконец,  не выдержала, и чтобы как-то отвлечь ребенка от созерцания и обсуждения красот природы,  вынула из сумки   апельсин и предложила его сыну:
- Хочешь апельсинчик?               
Ребенок повертел апельсин в руках, попытался отковырнуть кусочек шкурки, но не смог оторвать ее  и, капризно  морщась, вернул   апельсин матери:
- Он не чистится! Я такой  не буду!

Моя соседка вздохнула и, повернувшись ко мне, сказала:
- Видно, он эти апельсины каждый день видит, надоели уже! А я никогда не забуду, как в конце 90-х годов  шли  мы  с сыном ранней весной  по  улице,  и он тихонько спросил:
-  Мама, а зелёные листочки можно попробовать?
Жили трудно. Денег не было. Собрали   мы бутылки, макулатуру какую-то,  сдали  и  купили  ему ЯБЛОКО и АПЕЛЬСИН.
Ребенок быстро  съел все без остатка , а  апельсин, будто это тоже было яблоко, съел с кожурой... Я смотрела на него и плакала…

Когда я представила себе эту  картину, душа моя сжалась от сочувствия и негодования:
- Господи!  Двадцать первый век! А ребенок в центре России ест апельсин с кожурой! Просто потому, что ему витаминов не хватает!
Что же эта за свобода и демократия, на которую мы променяли  наше  социалистическое  прошлое?

           Мы разговорились. Откровенно, как обычно говорят в поезде соседи по купе, будучи уверенными, что никогда больше не встретятся. И постепенно вырисовалась такая женская судьба, о которой  сериалы снимать  можно!
Семья этой женщины  долго и вполне благополучно жила в одной из среднеазиатских республик. Но развалился Союз, и вся жизнь пошла кувырком! Стали закрывать предприятия, перестали платить зарплату, Русскоязычное население  просто физически  выживали  за пределы республики, вернее - уже страны!Пока был жив муж - они еще как-то держались. Но в конце  90—х годов он трагически погиб на работе, и  осталась  она  с малолетним сыном на руках,  без работы,  без средств к существованию.   

- Несчастный случай! Нарушение техники безопасности! – объяснило ей начальство и закрыло тему.
.
Судиться с фирмой, где работал муж, было бессмысленно и бесперспективно. Она там была чужая, и заступиться за нее было некому. 
Она  не стала  устраивать разборки – мужа все равно не вернешь. А на руках остался маленький сын, и она,  во что бы то ни стало,  должна была не только защитить его, но вырастить,  выучить и выпустить во взрослую жизнь.
Поэтому она лишь попросила  то самое начальство помочь ей покинуть  чужую теперь страну,  и уехать в Россию.
Тогда это было уже очень трудно. Многие русские бросали годами насиженные места и в спешном порядке разлетались кто куда.
Они с сынишкой тоже собрали какой-то минимум вещей, документы, последние деньги,  сели в поезд   и поехали в неизвестность.
В основном люди стремились попасть в Москву:  говорили в народе, что в Москве  стройки большие,  и на фермы берут приезжих,  и в богатые дома-коттеджи в услужение...  Но, суровая жизнь не захотела приласкать  и так много пережившую женщину. В поезде у нее украли чемодан с вещами.  Остались только маленький рюкзачок сына с тетрадками и небольшой пакет с мелочами. Все…

В поезде была проверка,  и тех, у кого не было  документов или приглашения от родных  из Москвы или на работу – милиция  отправляла в другие города.
Когда до них дошла очередь,  она  честно сказала:
- Приглашения нет,  просто выехала в Россию!
Милиция пожалела  ее  и по этим же билетам  посадила на поезд  до  Уфы. На вокзале в Уфе  ей сказали, что  надо ехать куда-то еще, что в  городе не устроиться, а в окрестных деревнях школы все на татарском языке...
Растерявшись, она  спросила:
- А  куда же ехать?
Кассир сказала, что есть один  билет  до Ижевска. Но через 40 минут будет другой поезд, можно в  Сибирь поехать...
Долго думать было некогда. Она взяла этот единственный билет,  и это  решение определило ее судьбу на всю жизнь!
В это время она встретила  много хороших людей - добрых, отзывчивых, неравнодушных, которые  в то трудное время, помогли ей не сломаться,  достойно перенести все трудности периода перестройки.
В Ижевске  люди  посоветовала ей обратиться в администрацию города, в школьный отдел.
Путешественники сели на троллейбус, и  приехали по указанному адресу.
. Секретарша увлеченно говорила по телефону и,  не отрываясь от рубки, махнула им рукой,-  мол, проходите в кабинет....
Серьезный мужчина за большим столом спросил:
-  Из какой  школы и на что жалуетесь?   
- Мы только что с  вокзала, беженцы!  У меня все вещи в поезде украли, помогите! - попросила она.
  Надо отдать должное  начальнику -  он откликнулся на горе этих людей, хотя  время для всех было тяжелое.  Помог с работой, сына устроил в школу.
И опять людская доброта помогла им выжить. Они питались в школьной столовой, а учителя подкармливали сына – кто чем мог, приносили домашнее варенье, пирожки.  В общем  - не дали погибнуть!
   
К осени Антонина  устроилась  работать дворником!    В трех домах     мыла подъезды, а  сын - третьеклассник  ей помогал – лестницы подметал.  Денег хватало только на минимум продуктов - покупали хлеб ,  сахар,  масло растительное и соль.  Питались всухомятку, суп сварить негде было.  Жили в подвале, где слесари  и дворники  хранили свои инструменты. 
Антонина - так звали мою попутчицу -  работала без выходных и  отпусков -  надо было выжить в чужом  городе
Но постепенно жизнь налаживалась. Она стала работать в книжном магазине, получила  малюсенькую комнату в общежитии,  купила какую-то мебель и посуду. Это был уже собственный угол,  жилье, которое можно было назвать домом.
.
- И  я никогда не поверю, что   человек сам может подняться в этой  жизни! НИКОГДА  не поверю!!!! Или государство,  или просто - доброта людей.. но ПОМОЩЬ  человеку  всегда нужна ! – горячо сказала Антогина.

Прошло уже много лет, Антонина сейчас на пенсии, а они с сыном так и живут в этой комнате, стоят на очереди, но она почти не двигается. Это сейчас общая беда – бесплатное жилье получить  трудно
Сын вырос хорошим, добрым и ответственным, получает уже второе,  высшее образование, работает,   копит деньги на квартиру, но жениться пока не хочет. Шутит, что сейчас принято  жениться после тридцати, вот и он  пока подождет.
А как-то  серьёзно сказал ей, что не  хочет, чтобы   его дети  нищету  узнали  в  жизни...
Видимо,  помнит те зеленые листочки, ЯБЛОКО, и тот  АПЕЛЬСИН, что  съел без остатка, прямо с кожурой...
Вот и все…

За разговором время пролетело незаметно. Автобус привез нас в Одинцово.  Моя соседка помахала из окна рукой какой-то миловидной женщине.  Видимо, это и была ее подруга, к которой она ехала. Мы попрощались и разошлись в разные стороны.
А  я еще долго прокручивала  в голове ее рассказ, потом пересказала его своей тете. А она выслушала и сказала:
- Вот вроде все стараются делать для людей, чтобы им лучше жилось, а что получается? Сколько разбитых судеб, сколько семей остались без крыши над головой,  сколько людей  лишились работы, заработка,  стали бомжами! Так ради чего все надо было порушить, если взамен нечего  дать?!

Тетушке пошел уже 81–й  год, но она еще вполне здравомыслящий человек, интересующийся всем, что происходит в стране.  И она искренне не понимает, зачем все это было?
- Только людская доброта и взаимопомощь позволила многим выжить в  те страшные годы перестройки!  И Слава  Богу, - сказала моя неверующая тетушка,  - что есть  еще на земле милосердие, жалость и любовь! Иначе – все! Хана человечеству!
На этом мы закончили обсуждение  моего рассказа,  и пошли пить чай.
Обычный чай с тортом, который я привезла из Москвы. Я знаю, что моя тетя – давняя сластена, но  она никогда не сможет сейчас купить на свою пенсию торт  «от Палыча» за 600 рублей. Для меня это тоже большие деньги, но я не могла отказать себе в удовольствии  услышать ее восторженную реплику:
- Красота-то какая! Режь скорее!  Балуешь ты меня!
Я положила ей большой кусок торта на тарелочку, подала чашку с чаем, и потекла у нас неспешная беседа обо всем на свете.
А у меня перед глазами все стояли те яблоко и апельсин,  о  которых рассказала моя попутчица. ..


Рецензии
Тяжёлая судьба, но главное, что до сих пор всё ещё продолжается и конца не видно!!!
Так много вопросов к нашему руководству, а ответа нет!!!
Пока будет такое отношение к своему народу, вряд ли кто-то нас будет уважать,
а мы будем задавать себе вопрос - зачем была нужна эта перестройка?..
Только не народу!!!

С уважением, Валентина.

Алёша Крылов   20.04.2015 13:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентина! Вы правы, мы бы вполне обошлись без перестройки! Но жизнь не стоит на месте, молодежь хочет жить как-то иначе. Они не знают как, но иначе. Вот и получается то, что получилось! Жаль только, что эксперименты проводят на людях. Спасибо Вам за визит. Заходите, всегда буду рада. С уважением. Лана.

Лана Невская   20.04.2015 19:51   Заявить о нарушении
Здравствуй, Валя! А ведь ЭТО МОЯ ИСТОРИЯ "Попутчица"- просто я переписывалась по электронке с Ланой Невской и подробно рассказала ей о своей судьбе- и ЛАНА написала этот рассказ- изменила немного место действия и имена героев, а так ВСЁ ТОЧНО- моя СУДЬБА , как я и написала в письме Лане...

Наталья Рахматуллаева   20.10.2015 07:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.