Парадокс А. А. Зиновьева

Начну с цитат  из книги А.А. Зиновьева, выдающегося философа и сатирика-публициста, подобранные таким образом, чтобы  достаточно полно осветить главные положения автора в его критике реального коммунизма, имевшего место быть в России,  в то же время не обременяя читателя довольно многословными текстами.
 «Общеизвестно, например, что в советском обществе жизненный уровень много ниже, чем в западных странах, имеет место хронический дефицит продуктов питания, коррупция и пьянство, низкая производительность труда и дисциплина.»
«Неизбежным следствием освобождения людей от собственности на средства деятельности является отношение к ним как к чему-то чужому, как к  своего рода явлениям природы. Отсюда – бесхозяйственность, порча вещей, воровство, небрежность, отсутствие стремления к накоплению и к сохранению накопленных общественных богатств и другие отрицательные явления.»
«Руководители стремятся изобразить свои личные интересы как интересы руководимых коллективов и использовать последние в своих личных интересах. Если они что-то делают в интересах коллективов, то это есть лишь одно из средств достижения их личных целей. Руководитель, хорошо организовавший дело, иногда имеет больше шансов на карьеру. Но чаще карьера бывает успешной за счёт кажущихся, а не действительных успехов коллектива. Отсюда – очковтирательство,  дезинформация, намеренный обман. Поэтому в системе руководства складывается гангстерский тип сознания и поведения.»
«Опыт же показал, что не изобилие, а крайняя бедность является наиболее адекватной реализацией марксистского идеала. Приближением к идеалу безденежного общества является карточная система, нормированное распределение предметов потребления, закрытые распределители,  армия, тюрьмы, лагеря, натуральный обмен.»
«Коммунистическое общество обладает своими средствами поднимать экономику до некоторого свойственного ему уровня, поддерживать порядок в экономике и даже осуществлять какой-то прогресс. Эти средства суть средства неэкономические. И они уже были неоднократно использованы, причем – успешно. Назову основные из них.  Это – принудительность труда, тотальный контроль, карательные меры, низкая заработная плата, минимизация средств потребления, минимизация сферы обслуживания, исключение избыточных сфер производства, создание привилегированных условий для особо важных предприятий и программ, хищническое использование природных ресурсов, полурабские  формы труда. »
«Коммунистическое общество в принципе есть общество плохо работающих людей.»
«Вся совокупность условий жизни коммунистического общества, естественно, порождает тип людей, приспособленных жить именно в этих условиях. Хотя все средства воспитания и идеологической обработки людей и стремятся сделать из людей своего рода коммунистических ангелов, обстоятельства жизни оказываются сильнее призывов воспитателей, и в результате получаются коммунистические дьяволы. Коммунистическое общество есть общество в массе плохо работающих, ненадежных, склонных к обману и прочим негативным качествам людей.»
«Определяющим для коммунизма является различение людей не по отношениям собственности, не по сферам занятости, не по профессиям, а по социальному положению в коллективах и в обществе в целом.»
«По социальному статусу население коммунистической страны разделяется на три группы слоев – на высшие, средние и низшие слои.»
«Представители высших слоев имеют самый высокий жизненный стандарт. В их распоряжении все блага, достижимые в данной стране, причем они имеют все почти без денег или за условную плату. Их богатством являются не деньги, а социальное положение. На всех уровнях они связаны служебными и личными отношениями, круговой порукой, взаимными услугами. Они образуют правящие клики, принимающие мафиозный характер и зачастую перерождающиеся в уголовные. Мощный аппарат власти и идеологии охраняет их привилегированное положение. Коммунизм есть в первую очередь их общество. Они здесь хозяева. Они суть коллективный эксплуататор общества в своих интересах. Они заботятся о прочих соотечественниках лишь в той мере, в какой рабовладельцы заботились с рабах, помещики – о крестьянах, капиталисты – о рабочих.»
А.А.Зиновьев. Кризис коммунизма.(1990).

В приведенных цитатах  с исключительной чёткостью и исчерпывающим образом дана характеристика реального коммунизма, как он практически получился на шестой части земного шара.

Так спрашивается, зачем нужна такая система (между прочим, что бы там ни говорили, искусственно построенная на основе лженаучных разработок) , если она,  с одной стороны, не уничтожает неравенство, а , наоборот, его усиливает (при чём таким образом, что наверх выплывают по преимуществу люди непорядочные), а с другой стороны принципиально экономически не эффективная?

По поводу публицистики А.А. Зиновьева (1922-2006)  в последние годы жизни.
Поворот акцентов поразительный.  Поддерживается миф ( по моему мнению) о зловещих планах «коварного Запада» превратить Россию в своего рода колонию .
По этому вопросу достаточно просто обратиться к реальным историческим событиям.
1. После Второй мировой Штаты оккупировали Японию и Южную Корею. Как только там наладилась нормальная демократия и исчезла потенциальная угроза превращения Японии в агрессивную страну типа гитлеровской Германии или сталинского СССР, американцы оттуда ушли. Кто может теперь сказать, что Япония и Южн.Корея – колониальные придатки Запада?  Сейчас японские товары успешно конкурируют в США, которые не в восторге от этого, но никаких агрессивных намерений по отношению к конкуренту не просматривается. Южной Корее тоже никто не мешает жить нормальным демократическим образом.
2. Китай, нашедший более или менее оптимальный путь (в отличие от горбачёвской перестройки) выхода из утопии, отнюдь не строит какой-то новый вариант коммунизма, а налаживает в стране нормальную экономику. Там , говоря идеологическим марксистским языком, «строится капитализм». Никакой угрозы для Китая стать «колониальным придатком Запада» не существует.
3. Ви’дение  мира как доминирующего коварного «Запада» , пытающегося «колонизировать» отсталые страны (в том числе Россию) – в рамках ментальности 20-го века.  В силу достигнутых успехов в науке и наукоёмких технологиях мир идёт к единой, глобальной цивилизационной системе. К ней уже относятся не только Запад, «руководимый зловещими США», но и Япония, Южн. Корея, Сингапур, Китай… В том же направлении так или иначе идут Индия, Латинская Америка, страны Юго-восточной Азии…
4. Конечно, есть (и всегда будут) интересы отдельных стран. Но усиливаются шансы решения локальных конфликтов цивилизованным способом, т.е. без войны.


Рецензии
Стоит ли удивляться, почему Сталин не дал жить этому человеку.

Не менее А. Зиновьева пороки "рабоче-крестьянского" правительства видел и Л. Троцкий. Он же заметил ещё немаловажное обстоятельство:
"прежде чем Сталин нашел поддержку новой советской бюрократии, бюрократ сам разглядел в Сталине своего лидера".
(цитирую по памяти)

Долгие столетия лучшие умы мира призывая к борьбе за освобождение народов лелеяли надежду освобождения труда, построение мира равенства и братства, и когда наконец произошла революция Сталин создал мертвящую всё живое, человеконенавистническую систему и канализировал мировое гуманистическое освободительное движение.

Это преступление!

Виктор По   23.06.2020 22:26     Заявить о нарушении
Верно, точно сказано, Виктор!
)))))
Немыслимый прошёл эксперимент.
Судьба, ты извини нас, Бога ради!
Понятно станет после многих лет:
мы – жертвы уникальной зауряди.

И замечание Троцкого оченно даже любопытно. Хотя Троцкий, похоже, в каком-то смысле был ещё "круче".
:)

С уважением

Виталий Симоновский   24.06.2020 09:00   Заявить о нарушении
Л. Троцкий был тоже большевик-людоед и сказал это позже,
но заметил правильно, что на смену революционерам пришли чиновники.

Виктор По   24.06.2020 09:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.