Единорог

   "Христианин Средних веков считал, что не человек наделяет вещи символическим содержанием. Символ задан человеку Свыше и задача познающего субъекта сводится к раскрытию его истинного значения. Символ был не субъективен, но принципиально объективен. Путь к познанию мира как материализации творческого акта Господа лежал через познание сокровенного смысла символов. Символизм Средних веков был особым средством интеллектуального освоения универсума. Исходя из этого, мы должны проследить за раскрытием символического смысла образа единорога в русской религиозной традиции.

     В Библии единорог неукротим, силен и быстр. …

     Какой же мыслью руководствовался Грозный Царь, когда делал фигуру индрика главным символом Руси?

     Наряду с Псалтырью, «Физиолог» положил начало мистико-символическому уподоблению единорога Господу нашему Иисусу Христу. Русский и древнейший сербский списки «Физиолога» уподобляют единорога Христу, вселившемуся в чрево непорочной девы. Сербский текст включает в себя интереснейший сюжет. Единорог в нем помогает встать уставшему слону. В символическом толковании этот сюжет приобретает следующий смысл: Христос (единорог) помогает встать падшему человечеству (слону). Южнославянские тексты дают нам и еще одно интереснейшее и важнейшее свидетельство о свойствах единорога. Оказывается, этот зверь трижды в день оборачивался лицом на Восток и славил Господа!

      Нельзя забывать, что особенностью именно русской геральдики, ее основой была вера. И двуглавый орел, и ездец с копьем, и единорог воспринимались русскими людьми прежде всего символами глубоко религиозными. Все эти изображения должны были соответствовать православным канонам.

     Собрав воедино символическое понимание образа единорога на Востоке и на Западе, мы можем с уверенностью сказать, что делая единорога новым символом православного Царства, Иоанн Грозный с очевидностью учитывал то, что образ этого зверя в общеевропейской традиции устойчиво ассоциировался с воинственностью, с благородной силой. Единорог - Царь зверей, бросающий вызов даже львам! Он есть таинственный зверь, очищающий своим рогом стихию жизни — воду! Единорог символ силы и победы. Но это только первый, простейший семантический пласт геральдической фигуры с печатей Белого Царя.

     Второй понятийный слой связан с пониманием того, что единорог есть символ власти Богом ставленного Царя, обретающего особые духовные дары через чин миропомазания. Одновременно единорог мыслится в совокупности своих свойств и как символ чистоты Православной веры. Единорог символизировал со времен Иоанна Васильевича новое духовное качество Русской державы как Третьего Рима, последней в мировой истории Христианской Империи, бывшей мистическим продолжением неуничтожимой Империи Ромеев, в которой Сам Господь во плоти вписался в качестве вечного гражданина, при переписи населения Римской Империи во времена Августа-кесаря. Подтверждает это и мистико-символическое средневековое восприятие образа единорога, в котором он уподобляется Господу нашему Иисусу Христу. Образ этот мыслился как символ обетованного спасения человечества.

     И наконец, последний, третий пласт этого образа, самый существенный и важный. «Се победил есть льва», — говорит Святой Евангелист в Апокалипсисе про однорогого зверя. А между тем в Средневековье знали, что лев, кроме всего прочего, есть символ колена Данова, из которого и должен в конце времен произойти человек погибели — антихрист. Не может быть никаких сомнений в том, что символ единорога предуказывает нам грядущее противостояние Последнего Православного Царя [Царя-победителя!], предсказанного Святыми старцами с антихристом, — противостояние, начало которому, совершенно осознанно, положил подвигом своего Царствования Иоанн Васильевич Грозный."
Ларионов В. "Загадка белого единорога с печати белого царя."

Русские дали скованы
хладом дней

Чернью небес дарованы
сны полей

В далях, что зачарованы,
в небо - дверь!

Там-то, с креста елового
спрыгнул зверь...


И застучал копытами
по земле

Тропами, чащей скрытыми
В колкой мгле

Травами, что теряются
в облаках

Славами, что являются
в вещих снах,


Водами, что - не каменны
в стуже лет

Что отражают пламенный
неба Свет...

И устремил сияющий
в небо рог

Снежно в ночи мерцающий
Е-ди-но-рог.


Был он кровавой осени
посвящён

Стал он рябиной в просини
окрещён

Не исчезал, испуганный,
в высоте,

Не умирал, поруганный,
на Кресте,


А закружился ветрено
он в сердцах

И зазвенел серебряно
В бубенцах

Землю лесов игольчатых,
мглы и льда

Сделал своею вотчиной
навсегда...


Рецензии
Светлана -интересное исследование с фактами истории и религии. СПАСИБО.

Я желаю сердечно ПРИГЛАСИТЬ ВАС на мою страничку, так, как ВЫ вошли в заветный списочек ПЕРВЫХ авторов, поддержавших меня на этом сайте ДВА года тому назад. ЗАХОДИТЕ и всегда жду-с))))

Наталья Рахматуллаева   02.10.2015 16:05     Заявить о нарушении