Горжусь страной, в которой я росла

Когда-то давно в школе мы писали сочинение на тему "Мой город".
Что может написать школьник о городе, в котором он прожил несколько лет? Какой он красивый, как много в городе улиц, какие памятники и предприятия. Покопавшись в библиотеке, можно дополнить эти скудные строки историей города, его ролью в жизни страны в разные годы. Получится что-то похожее на сочинение.
А когда вырастешь и вспомнишь свои "библиотечные" сочинения, невольно улыбнешься: какая наивность. Школьнику не с чем пока сравнивать, для него этот город пока единственный, о котором он хоть что-то знает. Тогда я писала сочинение "Красногорск - город оптиков". Это было полностью "библиотечное", т.е. написанное по справочникам сочинение.
Сейчас я живу в городе Королеве, работаю на градообразующем предприятии. За прожитые годы познакомилась с другими городами, посетила другие страны, какое-то время жила и работала за пределами своей страны. И чем больше лет позади, тем чаще возвращаюсь мыслями в прошлое.
Моя первая школа утопала в кленах. Сентябрь, первый класс, мы плели из кленовых листьев гирлянды и венки, и в таких "шапках" возвращались из школы. Красиво и празднично.
Школьницей я посещала разные кружки и секции, это было доступно каждому, и бесплатно. Шитье мягких игрушек, танцы, плетение из природных материалов, волейбол. Мы занимались не в каком-то небольшом детском клубе, каких стало много сейчас. Мы занимались в Доме пионеров. Здание когда-то было частью усадьбы. Большие массивные двери, крыльцо с колоннами. Холл с зеркалами. Небольшая комнатка с вешалками, строгая тётя выдавала номерки, следила за порядком. Мы ее побаивались )))
Лестница на второй этаж была большой, с толстыми деревянными перилами. Большие под бронзу (а может быть, настоящая бронза), светильники, всегда включенные на треть. Большой актовый зал. И сейчас воспоминания о Доме пионеров вызывают у меня трепет, прикосновение к чему-то торжественному и возвышенному одновременно.
Очень многое в жизни значила продленка. Сейчас школьники почти не бывают в продленке, да и устроена она по принципу "передержки" ребят после уроков. У нас продленка была наполнена конкурсами, викторинами, играми, "самодельными" спектаклями. Надо было быстро сделать домашнее задание, и начиналось самое интересное время. У нас был потрясающий учитель продленки, Роман Борисович, который на каждый день придумывал какое-то новое занятие. В одном выступлении - песне про собаку, у нас сыграла собака. Одна девочка болела, но вечером пришла на продленку, чтобы выступить со своим номером, и взяла с собой собаку (и выгулять ее заодно). Решили собаку подержать в коридоре на поводке, но она вырвалась и прибежала к ногам хозяйки. И так вокруг неё плясала ))) как раз в тему песни. Это было удивительно для всех нас, пятиклассников. Сейчас ребята лишены такого общения. Поглощенные в свои гаджеты, они умеют общаться с воображаемыми собеседниками, они даже общаются - на уровне надписей и картинок, пересылаемых друг другу. Но уже нет командных игр и творческих вечеров, и это грустно: они лишены эмоционального общения, довольствуясь только информационным.
В жизни много было моментов, ккоторые вспоминаются с гордостью, с улыбкой, с теплом. А что-то забывается. Совсем не помню, как меня принимали в октябрята. И фотографий не осталось. А вот как принимали в пионеры, помню хорошо. В пионеры я вступала в Музее В.И.Ленина, на Красной площади. Это было в ноябре, было холодно, но пока без снега. Мы приехали на автобусе к самому входу в Музей. Полутемное фойе. Полутемный зал с ярко освещенным Знаменем. Дружно клятву пионера. Повязывание галстука, прикалывание значка. Экскурсия по Музею.
Помню, как ходили на первомайскую демонстрацию. Заранее срезались ветки березы и ставились в воду. К первому мая появлялись зелёные листики, к веткам привязывались белые бумажные цветочки. И с такими букетами мы шли колонной, класс за классом, школа за школой, по Речной улице вдоль Красногорского механического завода. Над одной из проходных была трибуна, где главы города, директора заводов и почетные люди города приветствовали колонну. А мы приветствовали их, махая этими бело-зелеными ветками. Ощущение праздника не покидало до вечера.
А ещё у нас был так называемый общественно-полезный труд. Класс 5-6-7.   Обязательно нужно было приходить раз в неделю и выполнять какую-то несложную работу, за которую начислялись небольшие деньги. Девочки шили для куколок пеленочки и конвертики.
В 4 классе мы ездили на Нахабинскую фабрику игрушек. Тогда я впервые задумалась, что игрушки кто-то делает, что они не появляются из волшебной сказки готовыми и красивыми. Кто-то рисует куколкам лица, кто-то шьет одежду, кто-то прошивает волосы. Увидела технологию изготовления резиновых игрушек и пластмассовых леек, их штампуют из тягучей резины или пластмассы, а потом они "затвердевают".
А через год на общественно-полезном труде сама помогала игрушкам рождаться )) шила конвертики для пупсиков, пришивала кружева к пеленочкам для этих пупсиков. Недавно увидела в сети фото такого пупсика, в знакомом конвертике. Очень приятное чувство - ощущать свою работу через столько лет.
Вспоминаются такое мероприятие как сбор металлолома. Пусть это было хаотично, порой небезопасно - мы же тащили что потяжелее. Но несомненно одно: все дворы и кусты вычищались от выброшенного металла. Потом каким-то непонятным прибором измерялось, сколько собрано. Теперь я понимаю, что даже эти замеры были "нечестными": прибор мерил количество железа, а не металла вообще. Но все равно - процесс поиска и сбора захватывал.
Ещё помню игру "Зарница". Это была военно-патриотическая игра, приуроченная ко Дню Советской Армии, 23 февраля. Классы распределялись на два лагеря: "синих" и "зелёных". Внешнее отличие было в цвете погон. Заранее от каждого класса выбирались командир, знаменосец, связисты, медсестры, ещё кто-то, не помню уже. Они проходили условное обучение по специальности, потом участвовали в конкурсе на лучшего спеца, получали за это баллы.
Финалом был бой. Назначалось поле боя - большой поросший кустами пустырь в разливе речушки Баньки, выбирались места штабов, там хранился флаг лагеря. Можно было посылать разведчиков, диверсионные группы или идти в атаку. Участие в битве проявлялось в синяках, потерянных перчатках и порванных плечах куртки: чтобы убить противника, нужно было сорвать с его плеч погоны.
Погоны соответствовали цвету лагеря и прикреплялись к плечам куртки. Помню, как я сделала себе "неубиваемые" погоны: зеленую бархатную бумагу покрыла полиэтиленом (пакетом), прошила-простегала и намертво пришила к старой куртке брата, которую уже готовили на выброс. Пододев под куртку свитер потеплее, я очень бодренько могла смотреть в глаза противнику: проковырять такое было сложно. В "мясорубку" я, конечно, не полезла - опасно для жизни.
А ещё я успела вступить в комсомол. Что меня сподвигло на вступление, когда многие уже не думали об этом, а кто-то выходил из него, не помню. Но в какой-то момент я решила: вступаю. Выучила устав, подала заявление. На очень скромной комиссии меня спросили что-то по уставу и приняли. Все тихо, спокойно, совсем не торжественно, немного обыденно даже. Дали в руки комсомольский билет и значек - и все, я комсомолец. Не моя вина, что спустя три месяца Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи был официально расформирован. Билет я храню со всеми документами и поныне, а вот значек был утерян, очень жалею об этом. Это - часть моей жизни, в которой я стремилась к лучшему, верила в светлое будещее нашей страны. Тогда я ещё не могла представить, что страна рассыплется на кусочки и люди станут неравны на родной земле, что моя родина Ташкент станет другой страной, что "Артек" - гордость и мечта многих пионеров - станет недоступен для них и превратится просто в большой лагерь.
Сейчас ситуация меняется, медленно, но верно, и это тоже наполняет душу тихой невидимой гордостью.
Я горжусь тем, что родилась в Советском Союзе, что успела вырасти с сознанием значимости нашей страны в мире. Сколько достижений на счету тружеников Советского Союза! Сколько поднято городов, освоено земель - на патриотическом подъеме людей, на их любви к своей стране.
Единственное, что всегда пугало меня - это армия. Необходимость служить в армии. Понимала, что это важно, что в этом сила нашей страны. Но понимала и то, что когда-нибудь у меня родится сын, и он тоже пойдет служить. И вспоминала почерневшее лицо соседки, встретившей своего сына из армии в гробу. Вспоминала слёзы и немую боль матерей, потерявших своих сыновей в Абхазии, Чечне. Которых видела своими глазами, и тогда мне подростку, становилось не по себе. Видела глаза этих матерей - и боялась такой участи. Теперь у меня растёт сын - и страх никуда не исчез. Уж лучше самой погибнуть, чем пережить своих детей.
Но это чувство не мешает мне осознавать внутреннюю гордость за свою принадлежность к тому поколению, которое жило в СССР. Помню гимн СССР. Герб СССР. Я родилась в СССР, это моя Родина.
.
фото из интернета


Рецензии
Уважаемая Ирина, приглашаем Вас принять участие в Пятом конкурсе
Алые Паруса Любви по теме "Российская деревня - оплот и боль души моей"
с Вашим эссе "Воспоминания о деревне" или с другим произведением по
Вашему выбору на эту тему. Просим ознакомиться с Условиями конкурса на конкурсной странице Алые Паруса Любви. С уважением и ожиданием. - Координатор
конкурса -

Павлова Вера Калиновна   20.02.2015 09:58     Заявить о нарушении