самый интересный день

25.12.2014
После завтрака к входу в наш отель подкатил автобус, и мы (кроме меня — молодая влюблённая парочка из Ганновера, и муж с женой примерно моего возраста из Швайнфурта)отправились в однодневное путешествие. По дороге заехали ещё в два отеля за другими туристами: два немца пенсионного возраста, Хуго - молодой парень из Мексики - программист и ещё одна парочка ненемцев, но понимающих по-немецки).
Первая остановка была в деревушке на берегу моря -  Сиди Бу Саид. В ней мы посетили дом местного халифы (адвоката), где в апреле 1914 года останавливался и некоторое время жил со своими друзьями немецкий художник Пауль Клее.Теперь этот дом - маленький этнографический музей. В нём, например, мы видели женщин ( куклы) в национальных одеждах — это были невесты бедуинки и берберки (наряд берберки очень  дорогой, платье расшито золотом, вроде, он и сегодня такой же), и «мужчин», играющих в шахматы  и демонстрирующие одежду араба и бербера (я запомнила только, что у них были различные головные уборы). Далее можно было пройти по комнатам и посмотреть их обстановку (мне понравились люстры из цветного стекла, жаль, что не могу здесь их продемонстрировать). Кроме того можно было забраться на крышу и полюбоваться окрестностями. Во внутреннем дворике нас угостили их традиционным мятным чаем. Но я надеялась ещё увидеть  и работы Пауля Клее, однако там их не оказалось. Наш экскурсовод Кхалед сказал, что акварели забрало немецкое посольство. Когда же я покупала эту экскурсию, мне было сказано, что как раз сейчас в музее его выставка, но за неё нужно будет дополнительно заплатить. Мы все и заплатили, недорого, но обман остался обманом, потому что кроме этого дома в деревушке смотреть особо было не на что. Названа она так в честь святого суфиста Бу-саида Халафа Эль-Беджи ( но это я узнала позже из интернета).Там я истратила все взятые с собой деньги, купив внучке маленького верблюдика — украшение с малюсенькой шкатулочкой в его горбу.
Потом мы поехали в Каrthago. Перед входом в парк-заповедник Кхалед показал нам остатки аквадуга, построенного во время  римского владычества (его длина составляла тогда  132 км), на территории парка - развалины роскошных бань - термов. Вообще-то я к развалинам равнодушна, но, услышав имя Ганнибала (не были забыты и варвары*), прониклась уважением к этому историческому месту. (Позже из интернета узнала массу интересных фактов, и  что показали нам далеко не всё. ) Один посетитель интересовался захоронением младенцев, якобы приносимых в жертву Молоху. Кхалед его просветил: оказывается, младенцев не убивали, но там, действительно, было специальное  кладбище для мёртворождённых и и рано умерших младенцев.
 Далее мы осмотрели амфитеатр, и тут я узнала первоначальное значение этого слова.  Оказывается, первоначально в древней Греции, ещё в пятом веке до нашей эры, так называли постройки для массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т.п) под открытым небом,  со ступене-образно возвышающимися сидениями расположены по периметру круга. Узнала, что и женщины бывали гладиаторами, и что там погибали первые христиане, отдаваемые на растерзание хищникам.
Кажется, после этого мы пообедали, и нас отвезли в национальный музей — Бардо. Он расположился в 2,5 км от Туниса в бывшем дворце тунисского бея и дворце его первого министра. Музей доступен простым посетителям уже в течение 60-ти лет, а экспонаты  для него начали собирать ещё французы в 1882 году.
Бардо — огромный музей, чтобы пробежать по всем его залам потребовалось бы 2 -3 часа. Нам показали немногое: скульптуры (большей частью головы) знатных римлян и мозаику. Мозаика, действительно, интересная и её собрание там — крупнейшее в мире. Мне запомнились сирены на птичьих ножках в мозаике из 3-тьего столетия н.э. — иллюстрация  к Гомеровской Одиссее, когда Одиссей внимал на корабле сиренам ; женщины — кентавры и охота на  медведя. Последнее говорило о тогдашнем климате в Тунезии. Были и картины охоты на кабанов. Кхалед рассказал, что охота и сегодня проводится, а поскольку муслимы свинину не едят, её скармливают туристам. И, действительно, в тот день на завтрак у нас было свиное мясо. Я ещё этому удивилась. (уже в Египте мне было жалко огромного количества съестных ресторанных отходов, которые пропадали только потому, что муслимы не держат свиней).
Кхалед показал нам и надгробную мозаику первых христиан — это портреты умерших в их натуральный рост, с информацией о годах жизни и смерти.
Ещё там были мраморные ступенчатые ванны для крещения взрослых, выполненные  в виде креста, никогда таких не видела.
В одном зале музея мы видели огромный плакат с именем Пауля Клее, возможно, там и была его выставка, но посетить её нам не предложили. (Полагаю, Кхалед хотел поскорее оказаться у себя дома.) Для индивидуального осмотра нам было выделено всего 15 минут.
 По дороге и туда, и обратно  Кхалед рассказывал об экономических проблемах  своей страны, в первую очередь в сельском хозяйстве,  о недавних выборах и  вообще о жизни своей страны. Когда проезжали по столице, он показал нам главную улицу, их главный банк и астрономический центр. Новой информации было для меня более чем достаточно, поэтому  поездкой я осталась довольна.

* оказывается, так называлось германское племя, правившее в Тунезии c 439 года более 100 лет.

на фото из интернета крестильная ванна, по центральному желобку вода в неё вливалась, а по боковым излишки уходили


Рецензии