С копьем в руках

          
На голове повязка с пером из «задницы» петуха, через плечо лук, а в руках копье из жердочки соседского забора. Набедренной повязкой служили темные бессменные трусы с ранней весны до глубокой осени. И так босоногое детство почти до четырнадцати лет. Подошвы ног загрубели, что до сих пор, выходя по утрам  босиком обливаться холодной водой, я не обращаю внимания на покрытие садовых дорожек. Когда мне было около пяти  лет, отец с матерью решили построить свой дом. Отцу дали списанный, отработавший свой срок грузовой вагон. Он пошел в свою воинскую часть, где ему помогли, дали танк, которым заволокли этот вагон на новую улицу – Пограничную. Улица пролегла по склону сопки  и весь поселок был внизу, как на ладони. На новой улице мы были первыми. К вагону из старых шпал пристроили две комнаты и сделали общую крышу, получился большой и теплый дом. Вокруг дома посадили сад: яблони, вишни, груши и другие деревья. И родители  обзавелись хозяйством: коровой, поросятами, курами, кроликами, и конечно, своей собакой  Пиратом и котом Мартыном.
      
Улица быстро застраивалась. Появились и новые друзья: Володя и Федор Фатеевы, Петр Мажирин, которого прозвали Помидор, т.к. он весь был круглым и с яркими щеками, Виктор, Николай и Иван Минкины и другие ребята.

Все дни напролет мы проводили на улице, наблюдая за строительством новых домов, или играли недалеко  от дома в зарослях лопухов и в липовой роще, где изображали индейцев и казаков-разбойников. В какой семье  нас настигал обед,  там нас и кормили. Вся улица, как бы сообща, отвечала за всех нас, -  наши родители много работали и часто им  было не до детворы, потому что  нужно было быстрее строиться, помогая друг другу.  Мы, хотя  и маленькими были, но уже понимали и очень были горды тем, что наш  поселок - это большая военная база с мощным укреп районом недалеко от границы. По периметру базы  были  размещены военные гарнизоны по родам войск, а в центре жилые дома для военных и членов их семей, предприятия и организации  социального назначения…
      
Из нашего дома хорошо была видна - «абрикосовка». Это высокая сопка, скалистое основание которой подмывало быстрое течение горной речки с китайским названием - Тахияж.  В ее верховье  офицеры пограничники  ловили форель, а мы у поселка  из под камней прозрачной и быстрой речной воды доставали крупных раков и удочкой ловили серебристых гольянов, которых тут же и варили.

В  горной цепи холмов «абрикосовка» выделялась тем, что была высотой до 300 метров,  крутые ее склоны  украшали дикие абрикосовые деревья. Весной, во время цветения, это было чарующее зрелище, наверное, не хуже чем у японцев в период цветения сакуры. У подножья горы военные сделали большую регулируемую запруду. И многие годы - это было лучшим местом отдыха для  жителей Пограничного, где мы купались, играли и объедали абрикосы, никогда не давая им созреть. Меня всегда поражала и поражает природная красота горных вершин сопок и холмов Уссурийской тайги, где рядом уживаются и лиственные и хвойные породы деревьев, а точнее  северные и субтропические деревья и растения. Здесь рядом с кедром можно увидеть маньчжурский  орех и бархатное дерево - ценнейший ясень, лианы дикого винограда, лимонника и заросли актинидии – кишмиша. Можно натолкнуться на женьшень или на самого крупного в мире  уссурийского  тигра.
    
Горная цепь отрогов Сихотэ-Алиня ожерельем поросших сопок от станции «Россыпная Падь» - пограничной заставы, через глубокое ущелье  на китайскую сторону, как бы охватила с двух сторон долину на целых 15 километров  и резко  расширилась у самого поселка. И здесь, на станции «Гродеково», возникли укрепрайон и военная база, а так же продолжила свой путь Великая  Транссибирская Железнодорожная Магистраль через границу в Китай, в Корею, в когда-то наши города  Дальний и Порт-Артур, и до города  Харбина.

Станция  - «Гродеково»  названа в память о царском  генерале-исследователе, а в 35 километрах от поселка станция – «Прожевальского», так же названа в память о царском офицере – ученом и путешественнике, и, слава Богу, что их не переименовали, как город Сучан в Партизанск, а город Иман в Дальнереченск - в советские времена. Эти города находились недалеко от нас, и до сих пор жители продолжают называть их так, как они именовались до революции, когда мы мирно проживали рядом с братским народом Китая. Почему  так сделали? Это  отдельная тема нашей беседы…

Когда мне было пять лет, у меня появился брат Александр, 1950 года  рождения, затем родился брат Валерий, 1952 года и сестра Наташа  1956 года рождения. Видишь, Олежек, сколько у тебя кровной родни только с моей стороны и какие у каждого характеры! Как я уже говорил, играли мы недалеко от дома в оврагах и на солнечных пригорках, где рыли окопы и землянки, играя в войну, представляя себя индейцами, для чего обвешивались перьями, оставляя петухов без хвостов, обязательно лук со стрелами и копье с острым  наконечником, или всей улицей играли в лапту, а ребята повзрослей в городки.

В домах начали появляться патефоны и гармони, мы слушали пластинки, часто поддерживали исполнителей своим пением. Первой появилась гармонь у Фатеевых, Федор быстро научился играть и начал учить и нас. В одиннадцать лет отец  и мне купил гармонь, и я немного освоил этот инструмент, задорно играя барыню и цыганочку. И, как помню, не было никакой скованности играя своим друзьям на нашей послевоенной улице, выражая через музыку свой душевный восторг. Вот так на самых дальних рубежах родной Отчизны  в военном городке обосновалась мое семейство: папа, мама, три сына и дочь и, конечно, обосновались семьи моих друзей. Как наша жизнь текла и развивалась, расскажу ниже в своих кратких историях, где пророческими были слова моего душевного друга - поэта Асадова:

                От горя - к победам, сквозь все этапы!
                А если летел с крутизны порой,
                То падал, как барс, на четыре лапы
                И снова вставал и кидался в бой...


Рецензии
Здравствуйте, Олег! Как же интересно и увлекательно Вы рассказываете читателям о своём босоногом детстве. Всегда щиплет нос от желания заплакать, читая такое. Ведь Приморье и мой родной дом. Моя милая сердцу Отчизна. Всё так. И абрикосы на склонах сопок и яркий багульник, и кишмиш, который имеет научное название актинидия коломикта. А рыбалка была какая! Сколько же на острогу мы поймали бычков и всякой мелкой верткой рыбёшки...
Как приятно вспоминать старых, дорогих сердцу друзей. Спасибо Вам за экскурсию в Ваше детство, когда ещё молоды родители, когда веришь в Деда Мороза и его долгожданный визит, когда всей шустрой непоседливой оравой вырезаешь снежинки из белой бумаги и клеишь клейстером на оконное стекло. Спасибо за Ваши тёплые воспоминания.
Всего доброго!
С уважением .

Татьяна Зырянова-Кенцухе 8   12.12.2023 14:01     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, спасибо за добрый отзыв. Если бы знали, как я не люблю и боюсь писать. У меня до пятого класса по русскому языку больше одного-двух баллов не было, по остальным предметам все было нормально: четыре-пять, и я не издевался над учителями, как они считали...

Оказывается, я не так слышал и воспринимал родную речь, когда в доме с рождения слышал: речь отца-татарина, матери-украинки, бабушки-польской еврейки (так в сердцах ее отец обзывал), а в ответ я слышал, как она говорила отцу, что твоя бабушка-чеченка взывает тебя уважать нас-женщин! В общем, я с рождения усвоил много языков, кроме грамотного родного-русского...

В садик не ходил, а воспитывался на руках у бабушки-Иренушки, а когда начал ходить, то все дни проводил с детьми переводчиков: китайского, корейского и японского языков. Мы вместе жили и воспитываясь до школы, поэтому в общении понимали друг друга.

Поэтому не мудрено, что в голове создалось ядреная языковая мешанина и мне, как строителю, это по жизни была не помеха, а наоборот помогала вместе с народным матерным языком, - у меня в руках был мощный "язык силового воздействия" на объектах строительства!...

Поэтому о писательской карьере даже мыслей никогда не было. Но дочери, подарив мне двух внуков и трех внучек, упросили взяться за перо, чтобы внучата знали свои корни, и чтобы отвечал на их вопросы, исходя из своего жизненного опыта...

Сами понимаете, просьба детей - это святое. Пришлось "сдаться" и пойти на встречу их просьбе. Поэтому сегодня учусь у опытных коллег из Прозы и осваиваю литературные и писательские премудрости,стараюсь соответствовать... С уважением,

Олег Намаконов   12.12.2023 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.