ХР Первобытные орудия и оружие Древесина

ХР. 2.7.61.4. Первобытные орудия и оружие. Древесина.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 61.4. Первобытные орудия и оружие. Древесина.


Иллюстрация из открытой сети Интернет:



Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Средневалдайское (Карукюласское) межледниковье. Первобытные орудия и оружие. Древесина. 49 000 до н.э.



Несомненно, с упругими свойствами древесины (ствол и ветки дерева) много миллионов лет назад были хорошо знакомы ещё человекоподобные или обезьяноподобные предки гоминид, сами гоминиды, архантропы, питекантропы, предки неандертальцев, а также классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000-40 000 до н.э.).

Детёныши и дети классических неандертальцев и кроманьонцев с удовольствием лазили по деревьям, качались на ветках, прыгали с ветки на ветку, устраивали в развилках стволов гнёзда-жилища. До сих пор современные люди сохраняют эту инстинктивную память прошлого и устраивают себе жилища на деревьях…

Взрослые неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000-40 000 до н.э.) также хорошо знают упругие свойства древесины, когда неосторожный впереди идущий охотник вдруг отпускает согнутую ветку, и она хлёстко бьёт следом идущего охотника или путника.

Вероятнее всего, первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.) широко используют упругие свойства древесных стволов и веток при строительстве шалашей-жилищ и в устройстве ловушек и силков.

Например, они привязывают к согнутым веткам дерева куски мяса для сушки и вяления на солнце, а потом эти ветки отпускают. Ветки разгибаются, мясо или иные продукты оказывается на недосягаемой высоте для наземных хищников и грызунов. Также, несомненно, первобытным людям известны гибкие свойства тонких ивовых веточек, из которых они, весьма вероятно, плетут свои корзины, верши, западни, клетки для птиц и мелких животных.

При этом первобытные охотники и воины также, несомненно, естественно, фактически и реально знают-ведают о том, что кривой веткой-палкой невозможно совершить точный, прямой и сильный удар-толчок-тычок заострённым концом – такая ветка-палка пружинит, гнётся, ломается...

И для палки-посоха, и для палки-кола-копья естественно нужно, чтобы древко этих орудий-оружия было прочным, прямым, гладким, ровным.

Поэтому первобытные люди всегда, изначально и во все времена старались выпрямить древки палов, колов-копий, а также дротиков и стрел…

Несомненно, изначально практически все древнейшие пралюди и первобытные люди всех времён, рас и народов ощущали, чувствовали, знали-ведали различие между сырой и сухой древесиной. Сырая древесина легче изгибается и не ломается даже при значительных выпрямляющих усилиях, а сухая древесина становится упругой и может легко переломиться, пойти трещинами, расслоиться.

Также, несомненно, первобытные люди знали-ведали, что тонкую ветку-палку гораздо легче выпрямить, чем толстую палку-жердь, а тем более относительно короткую палку-дубинку. Поэтому естественно, фактически, реально и действительно возникли сами-собой простейшие способы-технологии выпрямления стволов-веток-палок – вручную с помощью влажной пропитки и равномерной сушки.

Примечательно, что любых мальчишек любых рас, народов, наций и любых мест обитания не надо специально учить выпрямлять их игрушечные стрелы, «боевые» палки, ветки-посохи, ветки-удилища и палки-копья. Они сами начинают упираться коленом в изгиб и руками осторожно тянуть концы ветки-палки, чтобы её выпрямить. При этом они опытным путём (методом проб и ошибок) регулируют мощь, время и направление своих усилий.

Опытные же охотники знают-ведают, что даже выпрямленное перед костром древко может «повести», изогнуться, «покриветь», если попадёт во влажную среду, наберётся или пропитается влагой. Поэтому изначально все деревянные изделия, орудия и оружия подвергались пропитке влагоотталкивающими веществами-растворами.

Особенно трудно выпрямить твёрдую по фактуре древесину субтропических древесных кустарников и деревьев, которые, как правило, чрезвычайно ветвисты, сучковаты и искривлены. Поэтому такую древесину долго вымачивали в размягчающих растворах, например, в воде, в водном растворе мочи, в иных растворах разных органических и минеральных веществ.

При этом, несомненно, существовали персональные, общинные, родовые и племенные секреты и тайные рецепты способов, технологий и приёмов отбора, заготовки, подготовки, выпрямления и изготовления любого вида орудий, изделий, вещей и предметов и особенно оружия. Например, никто из современных людей пока точно не знает секретную технологию выпрямления первобытными представителями циркумполярных цивилизаций бивней мамонта, из которых они делали свои колы-копья, гарпуны-остроги.

Например, на Кавказе до сих пор лучшая древесина для рукояток сельскохозяйственных и иных инструментов – это древесина ясеня. Из ясеня получаются самые удобные, прочные и стойкие черенки для вил, лопат, грабель, тяпок и т.д.

А тис, например, не годится для древка кола-копья и рукояток инструментов, так как ядовит и вызывает раздражение кожи рук при постоянном пользовании. Древко палки-посоха или кола-копья из тиса быстро становится влажным, липким, потому что руки их владельца сильно потеют.

Лучшим выбором древесины для палки-бо, палки-посоха, палки-палицы и кола-копья, конечно, является дуб, бук и ясень. Дуб очень прочен, стоек и не вызывает раздражения кожи рук. Ясень тоже очень прочен, гибок и упруг. Бук имеет прочную и красивую структуру древесины, относительно прочен, твёрд, а главное приятен на ощупь (хорошо полируется).

Как, из чего и какими способами, например, делалась или могла делаться палка-посох для путешествий сопряжённых с приключениями, встречами с неизведанными местами, препятствиями, хищниками и врагами, то есть палки-выручалки, палки-бо?


Сначала надо найти подходящее дерево, древесину, ветку дерева подходящую по весу, толщине и длине. Тяжёлый, толстый и слишком длинный посох только помеха, но не помощник…

Идеальный размер палки-посоха для человека в пути – это палка длиной до подбородка человека, на которую можно сложить руки и задумчиво опереться подбородком. При этом положение головы фиксируется и человеку легче внимательно смотреть и замечать подробности окружающей среды и ландшафта.

Однако, это палка-посох для почти безопасных путешествий. Для перемещения по болотистой местности нужна палка-посох подлиннее и потолще – не менее, чем в полтора человеческих роста (человек с вытянутой вверх рукой).

В любом случае палка-посох по толщине не должна быть менее 2,5 см или менее толщины фаланги большого пальца руки. Тонкая палка слишком гибкая, непрочная, ломкая. Более толстая палка слишком тяжёлая, неповоротливая, громоздкая.

Однако некоторые виды или типы палки-бо (боевых палок) могут быть и тоньше и толще, например, метательные палки-копья или дротики могут быть совсем тоненькими, как стрелы, а колы-копья – толстыми, как рогатины, как палки-посохи-дубинки.

Главное в палке-посохе – это её относительная ровность, прямолинейность, равномерность по толщине, гладкость поверхности, прямослойность и прочность древесины. Прочной древесина становится, если она сухая, высохшая, не сырая.

Сырая или наполненная древесными соками «живая древесина» мягкая, гибкая, тяжёлая и не прочная. Поэтому для изготовления палки-посоха требуется только «мёртвая древесина», высохшая на солнце и открытом воздухе, с испарившейся влагой из всех древесных пор.

Кроме этого, «живая древесина» заполнена другими живыми существами – жучками, личинками, мхами, плесенью и т.д. Как правило, они гнездятся и живут в коре и в тонком слое под корой, поэтому кору удаляют немедленно.

Если подходящая ветка или ствол дерева слишком ещё «зелёные» или «живые», то кора с них тщательно удаляется и заготовки на несколько дней или даже недель выставляются в сухом месте в тени на открытом воздухе, чтобы они высохли, проветрились, омертвели.


Автор «Хронологии…» не понаслышке и не по учебникам знает-ведает то, о чём повествует, так как в детстве имел счастье общения со своими друзьями-дедами, мастерами столярного и плотницкого дела, которые мастерски создавали из древесины всё необходимое и потребное в деревенской жизни, в хозяйстве и укладе.

Например, дед Аркадий из Дальнего Русаново умел, мог и делал самые удобные, лёгкие и прочный деревянные вилы, рогатины, остроги, грабли для ворошения сена, черенки для лопат и вил. Он же «до революции» был мастером и главарём деревенской артели плотников и столяров ходившей на заработки в Москву и специализирующихся на ремонте и реставрации помещичьих усадеб и хозяйств.

Дед Аркадий мог делать из дерева всё – сани, телеги, брички, столы, стулья, кровати, шкафы, сараи, дома, амбары, детские игрушки, рукоятки для любых инструментов, скворечники, ткацкие станки и веялки.

Дед Аркадий любил дерево, боготворил его, уважал, холил, лелеял, знал и помнил всё о свойствах древесины и деревьях и эта его память-сознание были первобытными, наследственными, древними, ведическими, истинными.

Родной дедушка автора Иван Егорович был уникальным шорником, скорняком, мастером кожевенных дел. Дедушка Иван Егорович делал упряжи, сёдла, хомуты, любую кожаную обувь, заготавливал шкуры, выделывал кожи, шил меховые шубы, шапки, полушубки, кожаные куртки, сумки, торбы, кошельки и даже дамские лайковые перчатки. 

Он так же, как дед Аркадий, был наследником древних первобытных знаний, опыта, умений и навыков предыдущих поколений родов Головкиных и Суворовых, которые во все времена славились трудолюбием, любознательностью, многознанием, многоопытностью и житейской мудростью.   

Другой друг и наставник автора, дед «Календарь» из Дальнего Русаново, также был знатоком древних ведических знаний о дереве и древесине, но он был мастером художественной резьбы по дереву, непревзойдённым мастером плетения из бересты, лыка и лозы. Его корзины, кошёлки, тобры, туески, лапти и плетёная мебель были нарасхват и славились своей красотой, удобством, прочностью, а его резьба по дереву считалась ведической, магической, колдовской…

Вальки, прялки и кухонные доски, украшенные резьбой деда «Календаря», практически не использовались в хозяйстве, а считались произведениями искусства, передавались в наследство, в приданое и применялись для магического украшения изб-домов-горниц.


Вот почему автор с интуитивной уверенностью и с перепроверкой своей интуиции-сознания-памяти в современных энциклопедических источниках утверждает, что для палки-посоха наши предки предпочитали брать ровные, лёгкие и прочные стволы-ветки орешника, дуба, вяза или ясеня, потому что они наиболее износоустойчивы, легки и прочны (надёжны).

Также считается, что хорошие палки-посохи получаются из древесины «завитого клёна», «железного дерева», «тамариска ветвистого» и осины…


Итак, заготовка палки-посоха очищается с помощью каменных сколов-отщепов от коры, обламываются ветки и сучки. Каменными рубилами срубаются все выступы и остатки веток-сучков, неровности и заусенцы. Концы палки (будущего посоха) закругляются.

После этого заготовку палки-посоха на несколько дней помещают в сухом, прохладном и затенённом месте, чтобы она хорошо высохла. При этом на поверхности заготовки, как правило, образуется тонкая плёнка-кожица (кора), которую следует периодически соскабливать. Лучше всего, если заготовка будет освещаться рассеянным солнечным светом.

Верным признаком готовности заготовки для окончательной отделки пакли-посоха является её белый (светлый) цвет в течение нескольких дней.

При сушке и высыхании любых деревянных заготовок они неизбежно коробятся, искривляются, поэтому их постоянно или периодически нужно выравнивать.

Самый простой способ выравнивания – положить заготовку на ровную поверхность или придать ей устойчивое ровное положение при сушке. Для этого длинные палки-заготовки располагают-подвешивают горизонтально на колышках, либо (что лучше всего) подвешивают вертикально за один (тонкий) конец с привязанным грузом (за толстый конец).

Горизонтально сушат толстые заготовки палки-посоха (рукоятки, кол-копьё, жерди), а вертикально – тонкие (метательные копья, дротики, стрелы).

Ещё один способ выровнять заготовки палок-посохов-копий-стрел – туго связать сырые заготовки в пучок вместе с уже ровной толстой палкой-жердью (основой).
После высыхания туго связанные палки-заготовки становятся ровными, как основа-палка-жердь.

Однако лучше всего выравниваются ветки-палки, вертикально подвешенные с тяжёлым грузом на конце.


Подготовленная сушкой поверхность палки-посоха нуждается в защите, потому что сухая древесина остаётся слоистой, пористой и легко впитывает влагу из окружающей среды. Для того, чтобы поверхность палки-посоха была чистая и стойкая к внешним воздействиям, её нужно обязательно чем-то пропитать влагостойким или «заморить» (оставить в мёртвом, неживом состоянии).

Заморить поверхность палки-посоха можно постоянным или периодическим обжиганием (закаливанием) в огне. Быстрый обжиг в пламени уничтожает все живые организмы на поверхности палки-посоха, покрывает её «патиной ожога».

Постепенно слой закалённой пламенным ожогом древесины становится таким плотным, что прекращается в сплошную корку, не пропускающую никакую влагу. Только с торцов в силу естественной структуры строения древесины в палку теперь может поступать опасная влажность и микроорганизма. Поэтому концы палки-посоха, кола-копья обжигаются сильнее в пламени костра, чтобы они обуглились и закупорились сажей, копотью, углистым веществом.

Естественно, лучший способ заморить поверхность деревянной палки-посоха – это покрыть её слоями какой-либо краски-морилки.


Морилка – это самый простейший краситель или раствор какого-либо порошка, как правило, в воде.

То, что морилка была известна самым древним первобытным людям (архантропам, питекантропам, неандертальцам) не подлежит сомнению, так как в основе своей морилка, это не что иное, как водный раствор земли, глины, почвы, то есть попросту – жидкая грязь.

Корка высохшей грязи хорошо защищает кожу рук, тела и лица от мошкары, гнуса, комаров, солнечных ожогов, а также от кожных паразитов. Недаром многие животные любят купаться в грязи, в пыли, в песке, очищая тем самым и дезинфицируя свой мех, шкуру и кожу.

Вероятно, одним из первых минеральных красителей-морилок была охра – минерал, который легко крошится, истирается в порошок-пудру, растворяется в воде и наносится на поверхность тонким слоем красно-жёлтой или охристой краски.

Примерно с XIX века один из видов морилки для обработки дерева называют «кёльнская земля» (бейц), так как эта рыхлая чернозёмная земля близ немецкого города Кёльн «легко растворялась в воде, придавая ей сочный коричневый цвет, хорошо окрашивала бумагу и древесину».

Отличие морилок от других видов и типов красок  в том, что морилки не покрывают поверхность слоем растворённого вещества, а проникают своим веществом в поры, в трещинки, в структуру поверхности, в частности, древесины. Морилки не красят, а выявляют структуру поверхности древесины, украшают её цветом, оттенком естественного цвета.

Морилки, как правило, это водные растворы, поэтому перед покрытием морилкой деревянное изделие нужно немного увлажнить, чтобы морилка равномерно пропитывала структуру поверхности древесины. При этом опасны капли морилки, так как они остаются потом пятнами на ровной цветной поверхности.

Считается, что древесина (поверхность древесины) не может впитать в себя больше влаги, чем позволяют её микропоры, поэтому морилкой поверхность древесины покрывают с избытком, а излишки удаляют кистью или тампоном из рыхлого материала (например, комоком шерсти, меха).


Вот так, попутно, вероятно, технологически неизбежно, естественно и фактологически можно утверждать, что первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.) знали свойства щетины, ворса, меха, шерсти вбирать в себя красящую влагу, раствор морилки, красить, наносить слой краски, промокать, впитывать и т.д.

Вероятнее всего, первобытные люди издревле, возможно, гораздо ранее данного времени (50 000-40 000 до н.э.) знали-ведали устройство кистей, могли изготавливать различные по размерам круглые и даже плоские кисти, тампоны, а также факелы. Такое утверждение автора базируется на том историческом факте, что огонь первобытному человечеству (человечествам) известен уже многие сотни тысяч лет…

Использованные в деле кисти и кисточки, палки-мешалки и другие деревянные инструменты, испачканные, например, в древесной смоле, несомненно, совались или кидались в огонь костра, где вспыхивали ярким мощным пламенем и горели долго. Первобытные смоляные факелы ещё ждут своего исследователя и повествования об их истории и судьбе…


После пропитки морилкой поверхность древесины слегка расправляется, разрыхляется, поэтому заготовка палки-посоха опять нуждается в сушке и отделке путём шлифовки и полирования. Делается это либо поглаживаниями жёсткой кожей ладоней, либо мягкой корой дерева, либо куском шкуры с шерстью. Сушка заготовки палки-посоха после покрытия морилкой длится не менее 12-24 часов (полдня или день, сутки).

Шлифовка и полировка заготовки палки-посоха удаляет с её поверхности сухие остатки порошка морилки, выявляет красивую структуру древесных волокон, сучков, заглаживает (закрывает) микропоры древесины. Кроме этого полировка улучшает потребительские свойства палки-посоха, делает её приятной на ощупь, безопасной, близкой, родной (продолжением руки).

Так, например, ощущает человек (неважно, мужчина или женщина) хорошо отшлифованную и отполированную рукоятку какого-либо инструмента…

Торцы палки-посоха быстрее впитывают в себя водные растворы морилки, поэтому они, как правило, темнее остальной поверхности. Чтобы этого избежать торцы увлажняют перед покраской морилкой.

Чтобы ещё более пропитать морилкой структуру древесины применяется метод «протравного крашения». Для этого заготовка палки-посоха помещается в ванну с морилкой, либо покрывается морилкой «с запасом», обильно, мокро. В результате структура древесины пропитывается (протравливается) морилкой, становится более стойкой к воздействию факторов окружающей среды. При этом более плотная и твёрдая древесина окрашивается сильнее, становится ещё твёрже и плотнее (дубится).

Методом протравливания морилкой можно повысить прочность сосновых или еловых заготовок-палок почти до уровня дубовых…

Единственное препятствие проникновению морилки в структуру древесины – это древесная смола. Смола не поддаётся растворению водой и поэтому морилка только выявляет смолистые участки на поверхности древесины.

Для «обессмоливания» нужны растворители древесной смолы, но автор (возможно, пока никто) не знает и не ведает, какими растворителями могли пользоваться первобытные люди. Сегодня для «обессмоливания» применяются – спирт, ацетон, лёгкий бензин, уайт-спирит, скипидар, нитро растворитель, аммиак (нашатырный спирт), щёлочи.

Из перечисленных растворителей только скипидар и спирт (брага) могли быть «изобретены» и использоваться первобытными людьми в данное время (50 000-40 000 до н.э.), но автор не утверждает, что это, несомненно, было…


Единственным естественным сложносоставным раствором, которым, несомненно, в избытке и в любое время жизни владели и пользовались первобытные люди всех времён, рас  и народов, была и есть моча – продукт жизнедеятельности организма.

Моча человека на 97% состоит из воды, остальные 3% - азотистые продукты распада белковых веществ: мочевина, мочевая и гиппуровая кислоты, креатинин, ксантин, уробилин, индикан, а также соли – преимущественно хлориды, сульфаты и фосфаты (Википедия).

Мочевина мочи обеспечивает лучшую прилипаемость, пропитку веществом морилки поверхности структуры древесины, а также слипаемость, долговечность покрытия-пропитки (эффект адгезии). Кстати, мочевина реагирует со смолами древесины…


Для нанесения морилки на поверхность древесины лучше всего применять тампон из рыхлого материала – шерсти, меха, пакли, ваты и т.д. При этом важно соблюдать правило – не капать. Капли морилки быстро впитываются, дополняются другими слоями морилки и выглядят неряшливо тёмными, выделяются.

Лишняя морилка не впитывается в уже покрытую поверхность, поэтому, например, вертикально стоящую палку-заготовку покрывают морилкой снизу вверх. Щетину кистей также смачивают и пропитывают морилкой без избытка.

Красят-пропитывают морилкой несколько раз – вдоль, поперёк и снова вдоль волокон древесины. Тогда покрытие получается ровным по цвету, насыщенности и заполненности древесных структур.

Естественно тёплый раствор морилки проникает вглубь структуры древесины быстрее и интенсивнее, чем холодный, поэтому первобытные люди, вероятно, отделывали свои палки-посохи недалеко от костра.

Если палки-заготовки погружаются в растворы для пропитки морилкой, то они периодически вынимаются для контроля получаемого оттенка или цвета (через каждый 15-20 мин). Длительное пребывание палки-заготовки в растворе морилки портит древесину…


Несомненно, первобытные люди данного и последующего времени (50 000 до н.э. – современное время) знали-ведали и оценивали красоту цвета древесины, красоту узорчатости древесных структур, волокон, сучков, годовых колец. Несомненно, отполированные ладонями рукоятки первобытных орудий, инструментов и оружия также обладали эстетическими качествами, красотой форм и оттенков окраски, оценивались и ценились первобытными людьми.

Лидерами по красоте древесины, несомненно, являются «чёрное дерево», «красное дерево», дуб, орех, бук, берёза, груша, ясень, ольха, клён, слива, вишня, лиственница, тополь.

Например, срезанная или соскоблённая с комля лиственницы кора размельчается, заливается водой с мочой (добавляется немного питьевой соды), кипятится некоторое время (около получаса), потом процеживается, сливается в сосуд и получается тёмно-коричневая морилка, которую можно разбавлять водой для получения красивых оттенков разной интенсивности.

Точно так же делаются другие морилки из коры других растений и деревьев. Например, размолотая скорлупа грецкого ореха, кора дуба, ивы, вербы, яблони дают по указанной технологии морилку с красивым коричневым оттенком. Морилка из коры вербы, ольхи и дуба имеет почти чёрный цвет. Луковая шелуха и кора лиственницы дают красный цвет морилке, а отвар из плодов крушины – жёлтый.

Множество различных растений, плодов и ягод в отваре с добавлением каких-либо органических и минеральных веществ, например, мочи, даёт разноцветные растворы, которые могут применяться в качестве морилки или чернил. Кстати, моча является «невидимыми чернилами», она проявляется коричневым цветом после нагревания исписанного мочой листа бумаги…

Из каких растений наши первопредки и предки могли и изготавливали морилки? Из коры: берёзы, ольхи, дуба, ивы, липы, осины, клёна, яблони, черёмухи, лещины (орешника), крушины, тополя, сирени, акации; из корней: щавеля (все виды), крапивы, иван-чая, шиповника; из различных трав, цветов, плодов, ягод и орехов.

Для усиления прилипания и стойкости (закрепления) морилки в структуре древесины использовалась моча, различные растворы брожения, окисления и соления продуктов (например, рассол). Правда все посторонние добавки и закрепители меняют цвет морилки на древесине. Особенно красив оттенок, получаемой из отвара луковой шелухи – красноватый…

Автор убеждён, что такой вид трудовой деятельности как собирательство, несомненно, неизбежно, обязательно, реально, действительно и фактологически закономерно привёл первобытных людей уже данного времени (50 000-40 000 до н.э.) к ведическому, то есть опытному, экспериментальному открытию многих известных в наше современное время кустарных способов и технологий обработки различных материалов.


Таким образом, первобытные люди могли и, несомненно, делали удобные, практичные и красивые палки-посохи, палки-копалки, палки-палицы, колы-копья, рогатины и иные деревянные рукоятки и изделия, раскрашенные в разные оттенки господствующего в период Каменного века красно-коричневого (охристого) цвета – цвета жизни и смерти.


Вероятно, первобытные люди не просто окрашивали свои изделия, но и раскрашивали их точно так же, как свои лица и тела, узорами и орнаментами. Возможно, они украшали свои деревянные палки-посохи и другие орудия, оружие путём вырезания, выцарапывания и/или выжигания на них знаков, узоров и орнаментов.

Несомненно, такие знаки, узоры и орнаменты могли быть тотемными, символическими, знаками отличия и принадлежности орудия хозяину (знаками личной, общинной или племенной собственности).

Также, несомненно, к дорогим во всех смыслах орудиям и оружию, возможно, прикреплялись различные амулеты и обереги, например, добытые на охоте или в бою перья, кости, клыки или части тела животных, птиц и врагов (скальп). О символическом и магическом значении и воздействии таких «украшений» орудий и оружия в дальнейших главах «Хронологии…».


Несомненно, к палкам-посохам прикреплялись и некие элементы экипировки, облегчающие или гарантирующие правильность применения палок-посохов, например, петли, шнурки, кожаные рукоятки, обёртки.

Также, несомненно, палки-посохи использовались для измерения глубины, длины, ширины и высоты, для чего на ней на определённой (стандартной) длине-высоте делались либо кольцевые, либо обычные зарубки. Стандартными длинами для первобытных людей всех времён и народов были: толщина пальцев рук, длина кисти, руки от локтя, ступни, шага, размаха рук на разной ширине (ширина плеч, ширина горизонтального размаха рук и высота вертикального поднятия руки вверх).

Кстати, вот почему дети всех времён и народов, не сговариваясь, называют глубокое место: «с головой»... Ещё раз «кстати»: всё, что в пределах расстояния вытянутой детской руки, - это «коротко», близко, мало, а всё, что за пределами размаха детских рук, - это «длинно», далеко, много…


Особо тщательно, вероятно, заготавливались и делались первобытными людьми палки-выручалки, знаково-символические палки-посохи. Такими символическими заготовками, вероятно, были ветки-палки-стволы деревьев, поваленные бурей или подожжённые молнией, так как они были «отмечены воздействием божественных сил»…

Кроме этого палки-посохи, палки-палицы и палки-колы-копья всегда и всюду, во все времена и всеми народами применяются как средства указания, воспитания, обучения и наказания, а значит, вызывают болевые физические и нравственные страдания, ощущения и чувства. В некоторых случаях удары палками-посохами и иными орудиями вызывают вспышки гнева, злости, обиды, злобы и даже «искры из глаз»…

При этом после воспитательных, указующих и наказывающих ударов палками-посохами происходят удивительные, магические перемены в настроении, в поведении и в поступках воспитанников, обучающихся и наказанных...

Вот почему палки-посохи обладают магическими свойствами удивительных превращений и перевоспитаний неслухов в послушников, тупиц в умников, трусов в героев и т.д.

Любая палка-посох из любой древесины может быть магической палкой-выручалкой, волшебной палочкой или магическим жезлом, однако славная, знаменитая или энергонасыщенная палка-посох, всё же по общепринятому мнению обладает повышенной мощью и силой. Таковы, например, посохи церковных и религиозных святителей (святых) и священнослужителей…

Как все орудия. амулеты, обереги и памятные вещи, которые так или иначе были «соучастниками» важных, судьбоносных или памятных событий, приключений и феноменов, палки-посохи (особенно, палки-выручалки) становятся дорогими, родными и близкими, одухотворёнными, немыми друзьями, товарищами.

Вот почему современные люди до сих пор относятся к вещам точно так же, как и первобытные люди – они примериваются, приноравливаются, приспосабливаются к орудиям, инструментам, к оружию, к машинам и бытовым устройствам, привыкают к ним и те становятся их (человека) продолжением, расширением, помощником в самовыражении, частью их жизни.

Вот почему Шерлок Холмс мог многое рассказать Ватсону о судьбе его несчастного брата по карманным часам и о характере молодого доктора Мортимера из прихода Гримпен в английском графстве Девоншир по его трости…


Об инстинктивных первопричинах и первоистоках ритуалов и обрядов «заряжания» палок-посохов, палок-палиц, палок-бо, колов-копьёв, других орудий и оружия магической энергией целенаправленного настроения, структурами-образами, а также знаками-символами первобытной памяти-сознания будет поведано автором в последующих главах «Хронологии…».


В данной главе автору осталось только охарактеризовать явные и скрытые, физические и магические свойства древесины и деревьев, которые сохранились в нашей первобытной памяти-сознании и которые нужно учитывать при изготовлении любых деревянных орудий и изделий.

(Далее выдержки из инструктивных документов по деревообработке).

Самой ценной древесной породой для первобытных обитателей Евразии, несомненно, являются деревья твердолиственных пород – дуб, ясень и берёза.

Древесина дуба имеет красивый коричневый цвет с ярко выраженной текстурой, легко раскалывается в радиальном направлении. Продержав ствол дуба долгое время в воде, можно получить чёрную и прочную древесину. Морёный дуб по качеству во много раз превышает древесину обыкновенного дуба.

Древесина дуба содержит дубильные вещества, защищающие её от воздействия микробов. Это свойство надёжности древесины дуба используют при изготовлении орудий труда, оружия и конструкций, которым доверяют самое ценное – жизнь. При этом древесина дуба не теряет своих свойств в условиях повышенной влажности.


Древесина ясеня имеет желтоватый цвет ядра и широкую заболонь с чётко выраженными годовыми слоями. Древесина ясеня эластичная, тяжёлая, плотная, немного мягче дуба, обладает хорошей сопротивляемостью на изгиб. Древесина ясеня немного светлее дуба, поэтому из неё делают мебель (постели, лежанки, скамейки), а также ограждения, поручни, перила, лыжи, палки-посохи, рукояти и рукоятки инструментов, музыкальные инструменты.

Древесина берёзы самая распространённая в Евразии и в первобытном хозяйстве, это типичная заболонная порода, без ядра, с бледно-жёлтой, мелковолокнистой, упругой и хорошо гнущейся, твёрдой древесиной. Очень красивую текстуру свилеватой древесины имеют наросты карельской берёзы. Из обычной берёзы практически делается всё, что требуется в натуральном первобытном хозяйстве. Однако во влажных условиях древесина берёзы быстро загнивает и коробится.

Естественно твердолиственные древесные породы трудно обрабатываются вручную с помощью орудий Каменного века, поэтому классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000-40 000 до н.э.), вероятно, предпочитают более доступные для обработки вручную хвойные древесные породы – сосну и ель.


В древесине сосны ясно выделяются ядро и заболонь. Наличие смолы делает древесину сосны стойкой к воздействию влаги. Нижняя часть ствола сосны обычно без ветвей, что позволяет использовать её для строительства ловушек, засад, загонов, жилищ и других сооружений. Сосна является основным материалом для изготовления мебели и столярных изделий. Смолистость сосны со временем и под действием атмосферных факторов утрачивается, и изделия из сосны приобретают серый (старый) цвет и фактуру.

Древесина ели мягче сосны. В поперечном разрезе ствола ели нет границы между ядром и заболонью, не выделяются и годичные слои. Окраска древесины ели светло-желтовато-бледная. Содержание смолы меньше, чем у сосны, хотя и встречаются смоляные гнезда, снижающие качество её древесины. Однородность строения древесины и эластичность волокон ели делают её незаменимой для изготовления различной тары – бочек, коробов, сундуков, ящиков, а также музыкальных инструментов.


Естественно и неизбежно первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.) использовали мягколиственные древесные породы – осину, ольху и липу.

Ядро осины, как и берёзы, сливается с заболонью, годичные слои слабо различимы. Древесина осины серовато-белого цвета с несколько красноватым оттенком. Она лёгкая, мягкая, тонковолокнистая, непрочная по отношению к нагрузкам, быстро загнивает во влажных условиях. Осину используют для изготовления расходных (недолговечных) деревянных инструментов, орудий и изделий, а также в качестве изделий, защищённых от влаги и воздействия атмосферных факторов.

Древесина ольхи (чёрной ольхи) жёлто-коричневого цвета, как и осина, не имеет ядра, мягкая, лёгкая, тонковолокнистая, во влажной среде загнивает, но в нормальных условиях достаточно прочная. Древесина ольхи легко обрабатывается, поддаётся протравливанию и используется для изделий, постоянно находящихся в нормальных условиях температуры и влажности, например. посуды.

Древесина липы ещё более светлая, мягкая, лёгкая, хорошо обрабатывается вручную самыми простыми, но острыми орудиями (ножами, резцами, скребками). Древесина липы недостаточно прочная, поэтому из неё делают небольшие предметы, посуду, игрушки, ложки. Липовое лыко широко используется для плетения рогожи, лаптей, плетёной мебели и посуды.


Пока нет достоверных археологических данных (следов, артефактов) доказательно свидетельствующих о том, что классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени могли своими каменными рубилами вручную рубить деревья крупных размеров, однако по закону подобия («всё подобно всему») упорный и тяжёлый труд, вероятно, позволял первобытным людям, подобно бобрам, валить «разнокалиберные» стволы деревьев. Недаром говорится: «Капля камень долбит»…

Несомненно, первобытные люди данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.) пользовались стволами упавших деревьев, размеры которых (в связи с физическими возможностями человека) могли быть такими:
 
стволы-брёвна длиной от 3 и более метров с диаметром тонкого конца 12 мм и более (ширина ладони человека);
стволы-подтоварники длиной 3 и более метров с диаметром тонкого конца от 8 до 11 см (ширина пяди, пяти пальцев руки);
жерди длиной 3 и более метров с диаметром тонкого конца от 3 до 7 см (ширина фаланги большого пальца руки).


Практически невозможно утверждать, что первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.) могли пилить деревья и изготавливать привычные современные пиломатериалы (доски, брус, планки и т.д.) Однако, используя имеющиеся у них орудия (дубины-молоты) и клинья из твердолиственных древесных пород, они могли расщеплять короткие стволы-чурки на колоды-половинки стволов.

Вероятнее всего, хозяйственные постройки и первобытная мебель данного времени (50 000-40 000 до н.э.) изготавливалась из «кругляка» (палок, колов, жердей) и колод – расколотых вдоль части стволов деревьев. Неровность и «горбатость» поверхности такой мебели, в частности сидений, лежанок-постелей, компенсировались сухим сеном, шкурами животных, плетёными циновками.


Несомненно, ценность древесины для первобытных людей оценивалась по таким факторам-показателям как прочность, гибкость, ломкость и твёрдость.

Прочность древесины зависит от влажности и массы. Плотная сухая массивная древесина прочнее лёгкой, рыхлой и влажной. Прочнее всего древесина комлевой части (у корня).

Гибкая древесина, например, в рукоятках инструментов и орудий, компенсирует отдачу в руку человека, усиливает удар и не ломается. Гибкая или эластичная древесина палки-бо, палки-посоха, палки-шеста, кола-копья после удара или применения упруго восстанавливает своё первоначальное состояние. Такое свойство упругой, эластичной и гибкой древесины важно в будущих луках.

Твёрдость древесины важна для палок-палиц и палок-дубинок, чтобы выдерживать удары о тяжёлые твёрдые объекты и не иметь вмятин и трещин от таких ударов.

Главный враг древесины влажность и огонь. Влажность сильно снижает указанные характеристики древесины, а огонь, наоборот, сушит, обугливает и легко сжигает древесину.

Твёрдые породы древесины: граб, дуб, бук, клён, ясень, вяз, груша, орешник, ильм, лиственница. Очень твёрдая древесина у самшита, акации, можжевельника. Самые мягкие древесные породы: липа, ель, сосна, ольха, осина. Все эти и множество других деревьев и кустарников идут в дело у первобытных людей всех времён и народов.

Для улучшение свойств древесины, из которой сделаны палки-посохи, палки-палицы и колы-копья, первобытные люди, вероятно, противодействовали разрушающим свойствам влаги и огня. Для этого они, вероятно, смазывали чем-то водоотталкивающим, влагозащищающим свои деревянные изделия, например, пчелиным воском или смолой, прятали свои деревянные изделия в чехлы из шкур или колчаны-футляры из древесной коры.

Несомненно, самые дорогие, самые прочные, самые надёжные орудия и оружие они заворачивали (пеленали) в шкуры, кожи и меха, чтобы они всегда бывли готовы к охоте или к бою…

Вощение охотничьих орудий и боевого оружия из дерева не только улучшает его внешний вид и удобство использования, но повышает его прочность и стойкость к воздействиям окружающей среды, в том числе грибкам и плесени. Вероятно, необходимость вощения деревянных орудий и оружия мотивировала первобытных охотников рисковать и добывать дикий мёд и воск.


Несомненно, первобытные мастера-краснодеревщики знают-ведают пороки древесины, последствия воздействия на дерево жуков-короедов, точильщиков, личинок, грибков и плесени. Весьма вероятно, что первобытные люди хорошо разбираются в трещинах, вмятинах и других повреждениях древесины, знают-ведают как снижают потребительские свойства деревянных изделий сучки, гниль, изменения структуры древесины.

Например, сучковатая палка-палица может неожиданно расколоться в местах расположения сучков, а косослой древесины может привести к расслоению, расщеплению палки-бо или кола-копья.

Особе вредны деревянным изделиям трещины, которые возникают при неравномерной сушке древесины. Иногда, ещё при жизни дерева, в сердцевине древесины возникают кольцевые трещины-отслоения годовых колец-слоёв, так называемые «отлупы» (отступление или отслоение от центра).

Кроме этого у древесины могут быть и другие пороки: косослой, свилеватость, прорость, кривизна, смоляные кармашки, засмолок, пятнистость, зарастание инородных тел, обугливание от пожаров, дефекты при обработке древесины.


Несомненно, первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.) нуждаются в древесине, в запасах древесины, как для хозяйства и костров, так и для изготовления орудий и оружия. Также, несомненно, первобытные люди селятся и обитают не там, где обильны запасы древесины и камней для орудий, а такм, где удобно и где обитают промысловые животные – источники пропитания.

Поэтому, несомненно, первобытные люди ходят, путешествуют, перемещаются в места-месторождения каменного и иного сырья, в леса с подходящими деревьями. Добытое там каменное и деревянное сырьё они приносят в места обитания и хранят в схронах.

Вот почему до нашего времени сохранились простейшие технологии хранения древесины и пиломатериалов в штабелях, гуртах, сушилках.

Бревно – это ствол дерева, очищенный от веток и сучьев. Брёвна хранят в штабелях, как пирамиду из брёвен. Длительное хранение брёвен в штабелях сопровождается гниением и нашествием насекомых-вредителей. Торцы брёвен замазывают глиной, грязью или смолой. Штабеля брёвен накрывают ветками, слоями сена или сухой травы, оставляя продухи для просушки брёвен.

Также в штабелях хранят подтоварник и жерди, но на высоком основании и каждый их слой перекладывают поперечными палками-колами. При хранении древесины происходит из естественная сушка. При этом в разные сезоны года, в том числе в зависимости от погоды, сушка то усиливается, то замедляется. Средняя продолжительность сушки древесины в штабелях от 12 до 70 дней (в зависимости от погоды и диаметра ствола древесины).


Несомненно, первобытным людям данного и последующего времени (50 000 до н.э. – современность) знакомы и ведомы «домовый гриб» (загинвание древесины) и «чёрная плесень», поражающие древесину. Отходы жизнедеятельности людей и животных, споры и гифы, необработанная (незащищённая) часть древесины, кислотность окружающей среды, освещение, избыток кислорода, высокая температура и влажность – вот факторы заражения древесины гнилью и плесенью.

Весьма вероятно, единственным способом борьбы с гнилью и плесенью в данное и последующее время (50 000 до н.э. – современность) было бегство, оставление всего и вся заражённого и переход на другое место жительства и обитания. На новом месте всё начиналось сначала. Вот когда пригождались запасы древесины, уложенные на хранение в штабеля в схронах…


Борьба с короедами, точильщиками и другими насекомыми-вредителями, с гнилью и плесенью неизбежно, обязательно и закономерно путём проб и ошибок (ведически) привела первобытных людей к пониманию определённых правил обустройства деревянных сооружений.

Например, место, где строится шалаш-жилище, не должно затапливаться водой, грязью.

Деревянная основа жилища должна быть приподнята над землёй не менее чем на высоту человеческого колена (50 см).

Деревянная основа жилища должна быть изолирована от влаги и внешней среды какой-либо обёрткой, пропиткой, защитой.

Наружные стены должны перекрывать деревянную основу жилища так, чтобы стекающая дождевая вода не попадала на основу.

Крыша жилища должна иметь вентиляционное отверстие-отдушину, чтобы все деревянные части жилища могли естественно отдавать влагу.

Наружные свесы крыши должны выступать за пределы стен так, чтобы дождевая вода не стекала по стенам.

Полы в жилище (если они нужны) должны не касаться грунта и между ними должно быть свободное пространство для прохода воздуха.

В жилище должно быть устроено место для очага-костра, чтобы его дым и жар просушивали все деревянные конструкции жилища.


Автор только «прикоснулся» к теме древесины в истории развития человечества, поэтому в дальнейших главах «Хронологии…» ещё не раз будет поведано о взаимоотношениях первобытного человека и растений, в частности, человека и деревьев, к которым изначально у первобытного человека возникло благоговейное чувство понимания, уважения, признания и любви.

Недаром во всех мифологиях всех рас, народов, этносов человечества (человечеств) возник архетипический образ-структура первобытного сознания-памяти – Дерево Мира…


Рецензии