История грустного клоуна

Жил-был на свете грустный клоун.
Нет, конечно, он обычный человек, просто работал в цирке. Там были веселые, смешливые клоуны, увидев которых хотелось улыбаться, а вот глядя на его печальную гримасу, посетители сочувственно качали головами. Если кто и смеялся, наблюдая его несчастья, это был злобный, невеселый смех.
Грустный клоун хотел дарить людям радость, веселье и тепло. Как это сделать с таким лицом? Белая кожа густо припорошена рисовой пудрой, глаза подведены черной краской, по левой щеке катилась слеза, нарисованная умелой рукой. На губах алая краска, уголки опущены вниз.
Однажды клоун попытался сотворить себе иную жизнь. Он смыл грим и принялся накладывать его заново. Руки действовали по привычке, и вскоре из зеркала взирало все то же грустное лицо. Сколько клоун ни пытался, изменить ничего не получалось.
Он пошел со своей бедой к директору цирка, но тот не согласился помочь:
— У нас и так много смешных клоунов, должен быть и грустный.
Без распоряжения директора никто не осмелился научить клоуна накладывать другой грим, и тогда он решил разыскать того, кто поможет освоить новое искусство: рисовать веселое лицо. Клоуну было страшно, он никогда еще не покидал родной город, но цель вела его вперед.
Но учителя не так легко найти. Одни не желали тратить время на никому не известного клоуна, другие — ссылались на занятость, третьи — говорили, что не умеют этого. Клоун уже решил вернуться в родной цирк и продолжить прежнюю жизнь, но до него дошли слухи об талантливом французском художнике. Говорили, будто кисть — это продолжение его руки, а краски подчиняются силе мысли.
И клоун отправился во Францию. Он нашел художника, который жил в предместье Парижа, и рассказал о своем самом большом желании.
Художник задумчиво потер подбородок, испачкав его синей краской, — гость застал хозяина в саду, работавшим над очередным творением.
— Я скоро заканчиваю картину и мог бы попробовать тебя научить. Не за просто так, конечно.
Радость клоуна была непродолжительной. И он растеряно пробормотал:
— У меня не так уж много денег...
— Деньги не главное, — махнул рукой художник. Он оглянулся на мольберт, стоявший в отдалении. — Моя последняя картина будет особенной. Ей требуется столь же неповторимое обрамление. Рама. Самая лучшая. Принеси мне ее, и мы обсудим твою просьбу.
— Где же мне найти такую раму?
— Слышал я об одном резчике по дереву. Он живет в Италии.
— Я принесу вам раму, — пообещал клоун и снова двинулся в путь.
День сменялся днем, и наконец дорога привела путешественника в солнечную Италию.
Лицо резчика покрывали глубокие морщины, словно сама жизнь пыталась создать причудливые узоры. Да, мастер был стар, но его глаза не утратили зоркость, а пальцы оставались ловкими. Каждая щепка, каждое полено — будь то упрямый дуб или безвольная осина — подчинялись его воле, так рождались шедевры, прославившие итальянца на весь мир.
— Рама? — нахмурился он. — Я не делаю рамы.
— Прошу вас, — взмолился клоун, — я отдам ее художнику в плату за обучение. Больше никто не согласен это сделать. А я так хочу стать веселым клоуном.
Старик хмыкнул:
— Что ж, возможно, я мог бы взяться за это дело, но прежде принеси мне самый красивый цветок.
— Цветок? — Клоун никогда не обращал на них внимания. А тут еще и самый красивый выбрать. — Где же я его найду?
— Не знаю, — пожал плечами резчик по дереву, — может, в Голландии.
— Будет вам цветок.
И снова в путь. Страны, границы, пейзажи мелькали перед глазами клоуна. Наконец он попал в царство тюльпанов. На полях — широкие ленты цветов: желтые, красные, синие — настоящая радуга, что растеклась по земле.
Судьба привела клоуна в сад, наполненный диковинными растениями. В центре зеленого лабиринта он и нашел цветок. Тюльпан. В лучах солнца желтые лепестки едва распустившегося бутона сияли золотом, и они казались нежными, будто бархат.
Несколько секунд клоун любовался тюльпаном, а потом опустился на колени, желая сорвать цветок, но тут появился садовник. Сильный мужчина с потемневшей на солнце, обветрившейся от работы на открытом воздухе кожей. Он разозлился на посетителя и сначала даже разговаривать не хотел, все требовал, чтобы тот ушел, но потом, смилостивился, услышав, что его творение называют самым прекрасным.
— Прошу, подарите мне ваш цветок. Я отдам его резчику по дереву. Он сделает мне раму. Я отнесу ее художнику, и тот нарисует мне веселое лицо.
Садовник обернулся, чтобы посмотреть на цветок.
— Нет, я не могу это сделать. Этот тюльпан называется «Тюлипа регина», «Королевский». — И правда, сияющий бутон напоминал корону. — Он единственный такой на свете. Все остальные сорта — слишком тусклые и не идут ни в какое сравнение с моим.
— Моя жизнь закончится, если и дальше останусь грустным клоуном. — Настоящая слеза прочертила влажную дорожку на щеке, которая была посыпана рисовой пудрой.
— Хорошо, но принеси мне самый вкусный пирог.
— Но где мне его взять?
— Знал бы, сам туда сходил, — усмехнулся садовник. — Запомни: «Королевский тюльпан» цветет восемь дней. Когда осыпается последний лепесток, расцветает следующий бутон. Как видишь, осталось только два бутона. Поспеши.
— Я вернусь, — пообещал клоун.
Он устал, хотел отдохнуть и выспаться, но все же шел вперед, расспрашивая людей, где найти самый вкусный на свете пирог, но никто не мог ему помочь. Наступили седьмые сутки с момента разговора с садовником — словно последняя песчинка упала в песочных часах, чтобы отчет продолжился, их нужно перевернуть, но... это уже ничем не поможет. Время вышло.
Больше нет смысла куда-то идти. Клоун опустился на землю, прямо посреди тротуара, на холодную брусчатку. Люди обходили его стороной, презрительно поглядывая, недоуменно косясь. И никто не предложил помощь. Никто не поинтересовался, что же случилось.
Безразличие людей не волновало клоуна. Он потерял слишком многое — свое счастливое будущее.
Вдруг открылась дверь ближайшего дома, и на улицу выпорхнула женщина. Ее каштановые волосы были заплетены в косы, причудливо уложенные на голове. Скулы и аккуратный носик покрывали золотистые веснушки. Уголки губы приподнялись в милой улыбке, которая тут же потухла, стоило женщине увидеть запыленного путника посреди тротуара в величественной Праге.
Женщина посмотрела по сторонам, поджала губы и, покрепче перехватив плетеную корзинку, с которой отправилась на рынок, подошла к клоуну.
— Вам плохо? — Когда он чуть качнул головой, спросила: — Что же случилось?
— Это долгая история.
Когда пустой живот заурчал, клоун прижал к нему руку, пытаясь заставить умолкнуть. Не получилось, и он стыдливо опустил голову.
Женщина с тоской заглянула в пустую корзинку и, вздохнув, сказала:
— Пойдемте, я напою вас чаем. Не упрямьтесь! — чуть повысила она голос, и клоун не смог противиться приказу. Да и не хотел, он был голоден. Но в пылу поисков потратил все свои сбережения.
Пока женщина, ее звали Йоханка, готовила чай, клоун умылся и немного почистил одежду. Когда он вернулся, увидел на столе ватрушки с творогом, а другие — с малиновым джемом. Попробовав их, клоун восхищенно произнес:
— Вы точно знаете, как приготовить самый вкусный пирог.
Йоханка засмущалась и ничего не ответила.
— Прошу вас, скажите, что знаете!
И он рассказал о садовнике, резчике по дереву и художнике. Что без маски веселого клоуна ему и жизни не будет.
— Хорошо, — Йоханка встала, — я научу вас делать самый вкусный пирог.
— Делать?! — вскинул нарисованные брови клоун.
— Именно так. — Женщина заметалась по кухне, собирая продукты.
И клоуну, никогда не готовившему, пришлось повторять все действия хозяйки: замешивать тесто, делать начинку из тыквы и яблок, выкладывать все на противень — больше всего он намучился, когда формировал поверх начинки решетку из скрученных узких полосок теста, уж очень хотелось, чтобы она получилась идеально ровной, как у Йоханки.
Наконец пироги можно было достать из духовки, но женщина разрешила клоуну попробовать лишь тот, который приготовил он сам.
— Сделанное собственными руками всегда вкуснее, — усмехнулась она. — И когда ты заставишь садовника приготовить такой же, или другой, пирог, он согласится, что тот получился самым лучшим на свете.
Клоун поблагодарил хозяйку и засобирался в дорогу, но на пороге остановился:
— Вы ничего не попросили взамен. Еще и денег одолжили. Что я могу для вас сделать?
Он был удивлен, что не прозвучало никакого требования, особенно после общения с другими «помощниками».
— Сделать? — Йоханка задумалась на секунду, а потом покачала головой: — Ничего не нужно. Я была рада вам помочь.
— Благодарю от всего сердца, — сказал клоун, и отправился в Голландию, к садовнику.
Услышав просьбу совместно приготовить пирог, тот хмыкнул, но отказываться не спешил. Изделие получилось не таким красивым, как у Йоханки, но садовник признал, что пирог на удивление вкусный: съев один кусок, положил себе на тарелку второй.
После трапезы садовник вручил клоуну стеклянный куб с тюльпаном — так цветок сохранится во время путешествия в Италию. А там, резчик по дереву уже заканчивал работать над рамой. Он долго разглядывал тюльпан, сиявший, будто слиток золота, после чего удовлетворенно улыбнулся.
Получив плату, клоун отправился во Францию. Художник встретил его с нетерпением, он осторожно погладил завитушки на раме и, решив, что это достойное обрамление для картины, тоже выполнил свое обещание: научил накладывать грим.
Клоун мог со спокойной душой вернуться в родной цирк. За время его отсутствия там кое-что изменилось: директор принял на работу другого грустного клоуна — не останавливать же представление из-за уволившегося работника! И все же он принял его обратно.
Теперь клоун встречал посетителей цирка задорной улыбкой, его шутки были веселыми и добрыми, но спроси его кто, доволен ли он, клоун не торопился бы с ответом. Он много сделал для того, чтобы достичь желаемого, но это не приносило покоя его душе, особенно когда он мысленно возвращался в тот день, когда Йоханка учила его готовить пирог. Не мешало бы деньги вернуть: он заработал нужную сумму.
Клоун не отказался бы еще раз повстречаться с доброй женщиной, узнать у нее другие рецепты.
Наконец он решился. Собрал свой нехитрый скарб и отправился в Прагу.
Йоханка встретила его приветливой улыбкой и поинтересовалась, получил ли он желаемое.
— Нет, — покачал головой клоун.
— Мне жаль, — улыбка женщины пропала. — Неужели садовнику не понравился пирог?
— Понравился. И он дал мне тюльпан. А художник сделал мне веселое лицо. Но... — клоун на секунду замолчал. — Это не то что я хотел на самом деле.
И тогда он предложил Иоханке то, о чем раздумывал всю дорогу в Прагу. Женщина обещала подумать.
Ей потребовалось намного меньше времени, чем клоуну, чтобы принять судьбоносное решение.

Вскоре в Праге появилась новая кофейня, где подавали пироги, вафли, ватрушки и прочие вкусности, которые готовили Йоханка и клоун. При желании посетители могли поучаствовать в приготовлении своего заказа.
По праздникам клоун разрисовывал себе лицо — не задумываясь, веселым или грустным оно получится, — и шел на ярмарку, развлекать жителей и гостей города. Но большее счастье для него было видеть улыбки людей, которые лакомились его вкусностями.


Рецензии
Хороший рассказ-сказка, как будто о бо мне, о том что сказано в моём стихе:

Грустная улыбка,на лице моём,
И в Душе тревога,не понять о чём,
Толь о том,что было,но уже прошло,
Иль о том,что будет,но пока не пришло.
Грустная улыбка,на лице моём,
И в Душе тревога,не понять о чём…

http://www.stihi.ru/2012/04/01/1479

Геннадий Суднев   17.11.2015 11:32     Заявить о нарушении
Клоун настолько собирательный образ, что многие могут увидеть в нем себя. Даже я вижу в нем себя.

С теплом, Янита.

Янита Владович   18.11.2015 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.