Отзыв о фильме Валентинка 2010

Отзыв о фильме "Валентинка" (2010)

День, когда умирает любовь или же она так и не рождается, это день "Печального Валентина"



Почему мы любим голливудские фильмы? Потому, что они обычно заканчиваются хорошо и главные герои, не взирая ни на какие превратности судьбы, выходят победителями. Почти всегда есть "Happy End" и он вселяет в зрителя надежду.

Фильм «Валентинка», увы, заканчивается печально, поэтому в оригинале он называется «Blue Valentine» - то есть «печальный», «грустный» Валентин, поскольку в контексте фильма «blue» означает именно печаль, а не голубой цвет.

Кстати, известный музыкальный жанр «блюз» именно так и переводится, как «печаль» или «тоска», так как в его мелодиях преобладают минорные тона, а сам блюз был единственной возможностью афроамериканцев (тогда еще чернокожих или просто негров) выразить свою тоску и безысходность от рабского труда на хлопковых плантациях юго-востока США - оттого в их музыке и песнях было столько «блюза» - печали и тоски.

По сюжету фильма никто никого не убивает и никто не умирает и главные герои остаются при жизни, но конец все же грустный. Почему? Потому, что надежд на оптимизм, к сожалению, не остается, хотя последние сцены расставания происходят на фоне фейерверков.

Да, в фильме никто физически не умирает, но умирает наверное нечто большее – любовь. Впрочем, у героини фильма Синди она умирает, даже не созрев, хотя по правде сказать было время, когда ей самой казалось, что она любит.

У главного же героя Дина любовь постепенно гибнет из-за равнодушия к нему любимой. Впрочем, у него тлела искорка надежды, если не на ответные чувства, то по крайней мере не на отторжение. Но, увы, оно происходит и это действительно очень печально.

С первых кадров фильма ясно, что между супругами не все ладится. Дина будит малолетняя дочурка. Он просыпается не в спальне рядом с женой Синди, а в салоне в кресле после вчерашнего - вернее, как последствие вчерашнего.

Его ласковые приставания в попытке как-то сгладить вину не дают результата. Она за что-то обижена и холодна к нему. Завтрак проходит в немногословном напряжении и это видимо уже обыденность. В ее молчаливых взглядах и резких движениях ощущается некий укор. Он постоянно курит, а фактически нервничает от того, что разлад длится уже какое-то время.

По возрасту дочурки ясно, что они уже живут совместно лет пять или шесть - самый критический период для молодых пар, после которого либо все укладывается и начинается спокойной совместной жизни, либо все заканчивается разводом.

Мама с дочкой также несколько сурова и холодна. Оттого дочка больше льнет к папе. Он для нее как приятель. Может это является причиной обиды? Все же нет.

По натянутости отношений между супругами ощущается невидимое присутствие еще кого-то или чего-то, что не позволяет наладить взаимосвязь любящих друг-друга людей. Эта "тайна" видимо ее. Она ее старается тщательно скрывать, но это удается с трудом. В мимике, во взглядах, в покусывании губ, в интонациях это постоянно проскальзывает.

Он же пытается понять, что именно она от него скрывает – какую «правду»? И вроде бы нет особого повода беспокоиться, но интуитивно ощущается какая-то двойственность и недосказанность. От этого и постоянное напряжение. Даже претензии к его частым вечерним выпивкам это все же не самое главное, а лишь попытка скрыть истинную причину.

Даже переживаемое горе и взаимные выражения сочувствия от случайно погибшей под машиной любимой собаки тоже не меняет их отношений друг к другу. Она его все также сторонится, а он пытается понять почему, хоть и не делает этого открыто.

Разлад в семье присутствует однозначно и он все более отчетливо проявляется в процессе развития сюжета – Дин пытается физической близостью пробудить когда-то искрящуюся любовь Синди; она хоть и неявно, но все же холодна к нему.

Не помогает даже смена обыденной домашней обстановки - выходные вне дома в номере мотеля под обещающим названием «Будущее». Мало того, выезд еще больше ухудшает их отношения, после этого наступает кульминация – она его полностью отторгает и они расстаются.

В чем же причина разлада?

В том, что она его не любит. А любила? Вроде бы да. Но ...
То и дело всплывающие личные воспоминания героев о том, как все начиналось и развивалось, показывают «анатомию» их чувств – от случайного знакомства и встреч, ее сексуальной связи с другим парнем (следствием чего нежеланная беременность), принятия Дином ее ребенка от чужего партнера, до регистрации их супружеских отношений с ее слезном упоении от ощущения счастья и обещаниями совместной жизни до самого конца «в любви хоть в радости, хоть в горе».

В процессе развития сюжета у зрителя постоянно теплится надежда на то, что кульминацией фильма будет все же не расставание, а компромисс на любых условиях Синди, но она его все же отторгает. Парадокс в том, что все это происходит также как и во время регистрации их брака со слезами на глазах. Только теперь это их совместные слезы полного отчаяния, а не радости.

Почему? Она вроде бы предъявляет ему свои требования измениться, но как он должен измениться и что он для этого должен делать конкретно, она не говорит, потому что, собственно, она и сама не знает, каким он должене быть.

Следующий парадокс? Вовсе нет.

Просто она его не любит и в общем-то никогда не любила. Он был ее отдушиной во время обиды на ее последнего сексуального партнера, от которого она забеременела и с которым рассталась. Да, была увлеченность Дином. Он умел ухаживать и был неординарен. Вместе с ним была надежда на чудо «излечения» от прошлых несколько неряшливых сексуальных отношений с последним партнером.

Но чуда не произошло и она все также вспоминает Билла. Более того, они вновь совершенно неожиданно пересекаются после долгих лет его скитаний неизвестно где. Эта встреча нисколько ее не расстроила. Наоборот она вновь взбудоражила. Вновь она почувствовала щекотание от воспоминаний их встреч и связанный с ними драйв эмоций.
Будет ли что-нибудь вновь между ними? Неизвестно, но она вероятно его не отторгнет, хоть она и пытается «защищаться» тем, что теперь она замужем и верна мужу. Все это отговорки. Ей нравится, как он смотрит на нее и главное то, что он все также хочет от ней только одного - секса. И в этом вся загвоздка. Он также ее сексуально привлекает.
Хочет ли она, чтобы он ее любил, как Дин? Наверное да, но в данном случае физические ощущения от секса для нее все же более желанны, чем душевные переживания любви. Парадокс еще и в том, что даже если Дин проявляет такую же брутальность как и Бил, то ее это почему-то не возбуждает.
Странно?
Вполне.
Почему так? Видимо потому, что в наших душах все упрятано намного глубже, чем мы это сами можем осознавать и признаваться в этом самим себе, а уже тем более мы не можем объяснить это спутнику жизни. Порой даже агрессивное поведение отца по отношению к матери вызывает не только страх, но и внутреннее возбуждение, а как следствие этого - поиск любви среди поклонников и в результате неразборчивая сексуальная жизнь. В ее случае физическое побеждает над духовным.

Это реакция организма? Может быть. Но если у одних желание не жить так, как живут их родители, побуждает к поиску любви и желание вызвать ответные чувства у своего избранника, то у других это проявляется наоборот не в поиске нежности, а именно такого же насилия по отношению к себе – и физического через секс, и психологического через отторжение супруга или даже через некоторую дистанцию по отношению к дочери, как было по отношению к ней со стороны ее матери.

Еще один парадокс? Да, но так, к сожалению, в жизни происходит и режиссеру фильма Дереку Кьянфрансу это удалось показать не только через сценарий, но и благодаря потрясающей игре актеров – Райана Гослинга и Мишель Уильямс. Эти роли словно были созданы для них. Других актеров на их месте трудно себе представить.

Недаром сценарий был готов к реализации в 2008 году, но съемки начались чуть ли не спустя год после готовности сниматься в фильме Мишель. Поскольку в создании сценария участвовал сам режиссер, то создается впечатление, что все показанное им на экране – отражение его собственных переживаний и личного опыта, с чем он хочет поделиться с другими. Тонкий психологизм с глубоким подтекстом - удел немногих режиссеров. Для этого должен быть свой зритель, а он обычно немногочислен. Поэтому это не блокбастер и даже не игровое кино. Может быть поэтому несмотря на то, что фильм был неоднократно номинирован на различных кинофестивалях, но ни одной премии так и не получил. Что ж, таков удел правдивого и умного кино о жизни, в котором нет "Хэппи Энда", а люди любят смотреть сказки. Они улучшают настроение. Это фильм его ухудшает. Это не просто мелодрама. Это настоящая драма жизни.

Следует особо отметить работу оператора Андрей Пареха, который создает незаметное присутствие зрителя во всех разыгрываемых сценах будь то эмоциональная ссора или сцены откровенного секса. Камера часто находится буквально на расстоянии вытянутой руки от актеров и кажется, что можно к ним прикоснуться. Он держит героев в кадре и подчеркивает их эмоциональные переживание через сближение или отдаление камеры – чем они острее, тем камера ближе, от чего лучше заметны все нюансы мимики, а значит и внутренние переживания героев; если они менее остры, то камера на расстоянии.

На последок хотелось бы отметить еще одну необычную сторону фильма. Несмотря на то, что он американский, ни слова об Америке в нем нет. Впечатление такое, что все происходит просто в какой-то стране мира – в Европе, в Австралии или даже в России. Особенность в том, что везде есть такая похожая обычная повседневная провинция и люди в ней удивительно похожи друг на друга, одеты в то же самое, работают как везде и ведут себя точно также и точно также, переживая любовь к своему избраннику или же отторгая его.

Везде даже на конце света есть свой праздник влюбленных и начинается он для многих одинаково – через поцелуи, любимые песни только для двоих, цветы и клятвы в вечной любви. Но также для многих он все же заканчивается расставаниями, после которых в ужасном одиночестве остаются безысходно больные жертвы любви с разбитыми сердцами. И тогда уже не спасают ни поцелуи, ни песни, ни цветы, ни слова, ни слезы, от чего и праздник Св. Валентина часто грустный.

***

Это редкий фильм-откровение, безжалостная анатомия любви, как она часто бывает и потому его просмотр не рекомендуется тем, у кого есть сомнения по поводу любви к своему избраннику.

***


Рецензии
Вот почитала я Ваш отзыв, и поняла, что ничего не могу даже написать, - уж очень сначала фильм хочется посмотреть! Что я и сделаю непременно на выходных))) Заинтриговали своим интересным отзывом))
Судя по названию, никогда бы наверное не смогла даже предположить, что фильм имеет глубокий смысл.

Милена Садыкова   29.01.2015 10:19     Заявить о нарушении
Милле! Я сам люблю удивляться. Правда, этот фильм оставляет тяжелое впечатление.
А вообще у меня этот фильм вызвал вопрос: "Почему я люблю такие фильмы?
Что меня так тянет к переживаниям?" Ведь можно смотреть развлекалово, что, собственно, большинство и делает.

А потом я понял, что такие фильмы заставляют думать и сопереживать герою и особенно, когда все заканчивается плохо.

Александр Ом   29.01.2015 17:58   Заявить о нарушении
По фильму... У меня сложилось несколько другое впечатление. Вы вот пишете, что причина и беда в нем одна - женщина не любит.. Отсюда и все последствия!
Я увидела и услышала в этом фильме просто два одиночества, наполненные эгоизмом, своим "я", не умеющие, не желающие, и не понимающие, что есть "давать", - понимающие лишь слово "брать".
Два одиночества, не умеющие наполнять друга друга, напитывать энергией, которая "города берет" - пустота внутри, выливающаяся в пустоту снаружи.
Два человека, которые изначально приняли решение, и приняли для себя роль в театре, и теперь их перестало устраивать всё - и скрипучая сцена, и заученные роди, и сам сценарий.
Мне показалось, что проблема здесь не столько в женщина, которая не любит, - здесь оба виноваты. Ей просто не за что его любить, кроме как за то, что он просто муж и отец. Он и сам говорит, что ему этого достаточно! Она видит тоже в нем мужа и отца, но не видит мужчину - именно мужчину!!! Когда мужчина произносит слово "достаточно", "его и так все устраивает", - он становится оседлым и неинтересным. Мужчина должен двигаться, развиваться.
И смотришь на него на продолжение всего фильма... и складывается впечатление, что вся его жизнь - это вторая роль, и вечные неудачные попытки что-то сделать (развеять супругу, разжечь пыл страсти) и при этом неспособность от непонимания, как это сделать...
Вот как-то так))

Милена Садыкова   29.01.2015 21:56   Заявить о нарушении
Милле!
"Ей просто не за что его любить, кроме как за то, что он просто муж и отец".
Странное дело, но мы обычно любим других не за то, что кто-то является для нас кем-то, а за то, что он (она) такой (такая).
Мы фактически сми не знаем, почему одних любим, а к другим равнодушны, хотя они могут быть намного красивее наших избранников.

Выбор женщиной мужчины происходит несколько иначе, чем мужчиной женщины. Она более практически подходит к своему избраннику и не всегда внутренние качества избранника являются решающими, а много других элементов.

Дину действительно достаточно того, что она просто есть рядом. Впрочем, он и сам, как Вы отметили, это говорит!
"Она видит в нем мужа и отца, но не видит мужчину - именно мужчину!!!"
Все дело в том, что ей нужен ДРУГОЙ мужчина, который ею владеет. И как бы Дин не пытался быть мужественным и подражать, например, Биллу или отцу Синди, все же он для нее "не тот мужчина".
Увы, такова насколько я понимаю диалектика наших взаимоотношений.
Я, например, сотни раз продумывал для себя вопрос того, а смог ли бы я жить с кем-то другим, но не с моей женой и ответ был всегда однозначен: "НЕТ!"

Видимо так и с Синди.


Александр Ом   30.01.2015 16:05   Заявить о нарушении
А помните ту самую, можно даже сказать, центральную фразу, почти а самом начале:
"девушки почему-то всю свою жизнь ждут принцев, а в и оге выбирают парней, у которых есть работа"?
Возможно, и в этом что-то есть.
Вы пишете, "как бы ни пытался Дин быть мужественным"... Я не увидела ни одной попытки быть таковым(((

Милена Садыкова   30.01.2015 16:26   Заявить о нарушении
Милле, привет!
"Я не увидела ни одной попытки быть таковым"
Вообще, как мне кажется, он "домашний" - т.е. такой, какой по его мнению должен быть мужчина и такой, какого по его мнению ищет каждая женщина. Тем более, что он тоже из неполноценной семьи и ему хочется "переломить" тенденцию. Посмотрите, как он общается с приемной дочкой. Ведь она любит его - практически чужого для нее человека, а не родную мать.
Он талантлив и с этим Синди соглашается. Он может делать ЛЮБОЕ дело и у него будет получаться. Вся загвозда в том, что ему всего этого не нужно. Для него более важна просто любовь Синди. А таланты ... Это всего лишь часть его естества. Ничего более. Талантливые люди обычно не замечают своих дарований. Они для них естественны, как воздух вокруг.
Он ищет у Синди взаимной любви, но не находит и в этом вся драма. Увы!
Я так это понимаю.

Александр Ом   30.01.2015 20:00   Заявить о нарушении
А вообще, на самом деле, оба они хороши - и не могут, и самое главное, не желают ЗАЖЕЧЬ друг друга.

Милена Садыкова   30.01.2015 21:10   Заявить о нарушении
Милле!
Может Вы и правы.
:-)

Александр Ом   31.01.2015 12:17   Заявить о нарушении