События четырнадцатые 1935год,

Сталинобад(Душанбе) Нетленный фолиант бабушки Соатмо.               
  Женщина  по имени Соатмо спешила отнести мужу обед к полуденному перерыву. Ее супруг, Зариф, работал на заводе «Таджик агрегат», в кузнечно-плавильном цеху. Сегодня четверг – поминальный день для мусульман, и Саотмо торопилась - надо было накормить мужа и успеть вернуться домой  приготовиться к приходу гостей и родственников. Столовых на заводе не было, и женщины носили мужчинам обед прямо на предприятия.
              Она остановилась, пропуская вереницу грузовиков, с грохотом въезжающих в большие железные заводские ворота. Грузовики были доверху загруженны пачками бумаг и другой макулатурой.
В нетерпении  дождавшись, пока последний автомобиль исчезнет в пыльном облаке дороги, а завеса песка рассеется, и ворота затворятся, Соатмо направилась к проходной. Вдруг она нагнулась и подняла с земли какой-то предмет.
Стряхнув с него дорожную грязь, поняла, что держит в руках древнейший фолиант.
Омар Хайям - вслух прошептала Соатмо. Потом поглядела по сторонам и быстро спрятала книгу под кофту. Прошла несколько шагов – еще книга, и еще.
«Сади и Хафиз Шерози», «Фердоуси»...Опоясав себя трудами Великих Отцов Человечества, Соатмо под тяжестью ноши, неуклюжей походкой заковыляла к проходной.
А тем временем в раскаленных печах цехов запылал только что привезенный бесценный груз.
Накопленное веками достояние таджиков черными столпами дыма, переходящего в алые языки пламени, превращалось в пепел – в НИЧТО.
Рабочие под присмотром людей в штатском и военных выбрасывали в огненные жерла топок первоисточники многовековой истории, науки, культуры…
Зариф, сославшись на головокружение, отошел в сторону и не принимал участия в этом Самоуничтожении.
Пот вперемешку со слезами горячими ручьями стекал по его щекам…
                1966год.
Насупив широкие ярко выраженно брови, малыш Зариф держал в руках книгу с набитными золотыми буквами на обложке. В эту минуту он как две капли воды был похож на своего деда, в честь которого был назван.
У бабушки на коленях лежала еще одна книга, в старинном твердом окладе.
- Зарифджон! Когда вырастешь и пойдешь в школу, научишься грамоте, а потом и сам сможешь прочитать их,  - напутствовала она.
Мальчику не терпелось поскорее стать взрослым и узнать, что написано на этих пожелтевших страницах с красивыми буквами. Он вырастит, получит прекрасное образование и прочитает немалую дюжину книг. Читающий -   да прочтет и наши минеи!

                *****
       
                Это был 1935 год. Через несколько лет, в 1941, году начнется война с Гитлеровской Германией. Все народы СССР, все пятнадцать республик, встанут на защиту своего отечества: кто на фронте, кто - в тылу. Но все национальности большой страны примут участие в этой войне и не допустят гибели Великой Державы.
И таджики в очередной раз простят гонения своего  народа, прославив его подвигами и самопожертвованием  ради всеобщей Победы, ради мира на земле против Ненавистного Фашизма!

2 марта 2013 г.
Амирова-Минеева.    

Фолиант в переводе с форси-персидского :  фол-предсказание,сказ

                (   на фото одна из  внучек Соатмо)


Рецензии
Интересная история. Омара Хайяма при жизни преследовали власть имущие и после смерти книги сжигали.

Валентин Губарев   09.07.2015 22:04     Заявить о нарушении