ХР Первобытные орудия и оружие Дротик-копьеметалка

ХР. 2.7.61.6. Первобытные орудия и оружие. Дротик и копьеметалка.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 61.6. Первобытные орудия и оружие. Дротик и копьеметалка.


Иллюстрация из открытой сети Интернет:

 

Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Средневалдайское (Карукюласское) межледниковье. Первобытные орудия и оружие. Дротик и копьеметалка. 49 000 до н.э.


Привязывать к метательному копью тонкую верёвку или шнурок первобытные люди начали по необходимости. Так было легче вернуть затерявшееся в густой траве или в колючем кустарнике упавшее копьё. Кроме этого, длинная бечёвка, привязанная к копью, помогала перекинуть через речку, овраг, пропасть сначала верёвку, потом канат, а по канатам могли быть перемещены люди и грузы.

Бечёвку, шнурок или тонкую верёвочку привязывали к заднему концу метательного копья, чтобы они не мешали его полёту. Бечёвку, шнурок или верёвку сворачивали кольцами в бухту, а свободный конец закрепляли. Несомненно, хорошее сбалансированное удачливое метательное копьё было большой ценностью для первобытных охотников…


Однажды, примерно за 25 000 лет назад от данного времени (75 000 лет до н.э.) в южноафриканском стойбище первобытных африканских аборигенов дети-подростки тренировались в метании копий.

Чтобы каждый раз не бегать за детским игрушечным копьём смышлёный мальчуган не просто стал бросать своё копьё с привязанной к нему верёвочкой, а стал придерживать верёвочку в руке. Так он отрабатывал умение правильно и точно метать копьё в цель.

Вероятно, его цель (например, гнилая тыква) была на относительно близком расстоянии, прямо перед ним, и длина верёвки была небольшой. При этом другие подростки бросали такие же копья-прутики без верёвочек.

Либо сам мальчишка, либо взрослые и опытные африканские охотники, глядя со стороны за игрой-тренировкой мальчиков, заметили, что полёт копья, привязанного короткой верёвочкой к руке мальчика, резко отличается от полёта остальных копий мальчишек. Те летели хаотично, почти неприцельно и слабо вонзались в тыкву, а копьё с верёвкой летело стремительно, мощно и точно вонзалось в цель.

Вероятно, кто-то из взрослых ведунов решил испытать такой способ метания копья и открыл для себя и других феномен увеличения силы, мощи и точности броска метательного копья с помощью ремённой петли – копьеметалки.


Возможно, изобретение копьеметалки было несколько иным, но тоже из ребяческого поведения и мальчишеских игр…

Одно из самых древних и любимых африканцами игр – это метание гибким прутом-палкой шариков, скатанных из глины и помёта животных. Такой шарик накалывается на остриё прута-палки, а затем резким броском метается в цель. Здесь используется гибкие и упругие свойства древесины, эффект увеличения плеча (размеров) руки и мягко-липкие свойства комка глины с помётом. Кроме ощутимого шлепка, этот «снежок» разлетается каплями-осколками, как «бомбочка»…

Несомненно, те, кто ощутил удар такого «африканского снежка», в ответ тоже мстительно метали-стреляли подобными или ещё более крепкими «снарядами», например, камнями. Но камень нельзя нанизать на палку, как глиняный комок, поэтому кто-то из смышлёных мальчишек применил либо длинную кость животного с ямкой-выемкой на конце, либо подобную ветку с сучками, среди которых можно было поместить небольшой камешек.

При этом кто-то из наиболее смышлёных мальчишек или из наблюдавших за ними взрослых, вложили в ямку или выемку кости или палки с сучками игрушечное или короткое тренировочное копьецо. Метая такое копьё с упором задним концом в выемку кости или палки, ведун обратил внимание на то, что бросок получается гораздо мощнее, стремительнее и точнее, чем бросок копья просто рукой.

При этом неизбежно, естественно, реально, действительно и фактологически был открыт ещё один эффект усиления броска метательного копья – лёгкое (легчайшее) небольшое по размерам (игрушечное) копьё вонзалось в цель с большой силой, мощно и глубоко. 

Так, вероятно, был открыт феномен копьеметалки и были изобретены облегчённые метательные копья – дротики-стрелы.


Новое изобретение – копьеметалка и дротик – были немедленно испытаны на каких-либо мелких животных, например на грызунах, сусликах, птицах. Эти испытания, несомненно, подтвердили качественные улучшения охоты метательными орудиями и оружием и открыли ещё один существенный эффект – обременение жертвы копьём-дротиком.

Дело в том, что короткое и относительно лёгкое копьё-дротик, брошенное с помощью копьеметалки, не только вонзалось в тело жертвы на глубину длины наконечника, но и глубже, застревало в неё древком, «торчало» из тела, мешало ему двигаться, сковывало его движения.

Если ранее каменный наконечник копья, застрявший в теле жертвы, мог обломиться под тяжестью древка копья, то дротик, застрявший в ране частью своего древка, мог долго находиться в ней…

Видимо, результаты охоты, добыча и уменьшение времени на получение охотничьей добычи способствовали широкому и быстрому распространению и применению новых орудий-инструментов-оружия – копьеметалки и дротиков.


Теперь (50 000-49 000 до н.э.) африканские охотники Экваториальной или Австрало-негроидной расы и Эфиопской расы делают не только длинные копья (118-148 см) с каменными наконечниками и обтянутыми кожей древками, но и метательные копья-дротики. Они тоньше и короче, из лёгкого дерева (веток) или тростника, но тоже с каменными или костяными наконечниками.

При этом традиционно главным оружием всех африканцев остаётся тяжёлая деревянная дубина-палица с утолщением на ударном конце.


Обитатели Юго-Восточной Африки (Танзания), возможно, впервые 69 000-68 000 лет до н.э. ещё более усовершенствовали технику обработки каменных орудий и применение деревянных или костяных рукояток, что привело к изобретению универсальных микролитов – каменных отщепов в виде лезвий перочинного ножа.

Микролиты – небольшие (25 мм и менее) каменные отщепы, с одной стороны с затупленной кромкой, а с другой стороны острое, как лезвие перочинного ножа, тщательно изготавливаются африканскими неоантропами-палеокроманьонцами из небольших пластин – отщепов или их сегментов.

Микролиты используются и сами по себе, как лезвия, и как части составных орудий (кинжалов, серпов, ножей), а также как наконечники копий (дротиков). Отдельный, повреждённый, микролит можно было извлечь из составного орудия и заменить его новым. Главное в микролитах то, что на изготовление микролита тратилось необходимое минимальное количество времени, сил и материала каменной заготовки.

Примерно в это время (69 000-68 000 до н.э.) африканскими неоантропами-палеокроманьонцами было окончательно изобретено новое охотничье вооружение – копьеметалки и дротики.

Копьеметалка – это первое известное в истории человечества механическое приспособление для метания копий-дротиков. Копьеметалка - деревянная палка с крючком и/или утолщением с выемкой на конце (для веса), удлиняя размах руки, намного увеличивала скорость, силу удара и дальность полёта копья-дротика.

Дротик – это лёгкое, тонкое и короткое копьё с небольшим костяным или каменным наконечником, похожее на будущие стрелы для луков.

Появление в Африке разнообразных каменных микролитов-наконечников и костяных наконечников копий и нового метательного оружия – дротиков, в том числе гарпунов с зубчатыми наконечниками не осталось незамеченным.

Один вид этих орудий и оружия сразу же наводил мысль и воображение охотников других рас, народов и этносов на аналогичные изобретения и открытия, а простота изготовления – на широкое применение и использование. Простую гениальность копьеметалки и дротиков невозможно было скрыть…


Микролиты (малоразмерные каменные орудия) по праву считаются высшим уровнем сложности в технологии ручного изготовления каменных орудий.

Появление многочисленных видов микролитов – микро орудий для разделки туш и обработки шкур добытых животных, а также для изготовления деревянных и костяных орудий также является естественным, неизбежным, реальным, действительным и фактологическим.

В результате миграций первобытных людей микролиты экспортированы в Южную Азию, Европу и на Левант (Средиземноморский Ближний Восток). Однако в Европе микролиты широко будут использоваться только после последнего оледенения, около 8000 до н.э.


Реальным, фактическим, действительным и закономерным доказательством существования в давнее время (70 000-50 000 до н.э.) относительно обширного общечеловеческого первобытного охотничьего и боевого оружия является «арсенал» австралийских аборигенов данного времени (50 000-40 000 до н.э.) – самых древних мигрантов человечества.

Обитатели Юго-Восточной Азия, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда (будущей Индонезии), острова Ява, островов Океании и Австралии обладают и пользуются универсальным ударно-метательным орудием-оружием – палкой-палицей, метательными копьями и дротиками, копьеметалками, а также новым видом защитного вооружения – ручным австралийским щитом.


Как всегда бывает, любое новое оружие неизбежно, естественно и закономерно порождает новое защитное средство от этого оружия. В данном случае, ударно-колющее орудие-оружие породило нательную защиту, щит, броню, доспехи.

Вероятно, ещё в Африке представители Экваториальной или Австрало-негроидной расы и Эфиопской расы (70 000 до н.э.), а за ними австралийские аборигены изготавливают первое защитное приспособление – ручной австралийский щит.

Вероятно, первый ручной щит был изобретён гораздо раньше (в Африке или Евразии) и изготавливался из прутьев плетением. Австралийский щит выдалбливался из куска дерева клинообразными каменными орудиями («долотами»).

Походная палка-трость австралийских аборигенов (лёгкий шест, дорожная палка) стала копьём-дротиком с острым концом с зазубринами. При этом острые раковины использовались в качестве зазубрин и наконечников этих меганезийских или австралийских копий-дротиков.

Основным оружием австралийских аборигенов остаётся универсальная ударно-метательная палка-палица, палка-дубина с утолщением на конце.

Пещеры и расщелины в скалах являются для австралийских аборигенов естественными убежищами, «родильными домами» и убежищами-спальнями (святилищами, схронами) духов-предков.

На открытой местности австралийские аборигены устраивают похожие на пещеры логовища или шалаши-жилища из древесных пней, коры, листьев, веток, мха, травы и водорослей.

Широкие водные преграды, в том числе и морские проливы, они традиционно преодолевают сидя верхом на стволах павших деревьев и гребя руками. Однако меганезийцы и австралийские аборигены умеют делать лодки-долблёнки и/или лодки-плоты из пучков связанных вместе длинных кусков коры, стволов деревьев.

Особое развитие в Австралии получили метательные виды охотничьих орудий и оружия, так как в австралийской саване и в пустыне только издали можно охотиться на юрких и быстрых австралийских животных – кенгуру, птиц, грызунов и т.д.


Примерно 65 000 лет до н.э. от генетического клана «Рохани» ветвей генетически коренного населения северной части Таиланда, Малайзии и острова Суматра (ойкумена Меганезии-Лемурии-Му-Сунда) родились меланезийцы и папуасы – потомки большой Экваториальной или Австрало-негроидной расы. Меланезийцы и папуасы освоили практически все пригодные для жизни и обитания острова и земли Юго-Восточной Азии. Возникновение и распространение многочисленных групп языков-народов Австронезийской языковой семьи (65 000- 11 000 до н.э.).

На ближайших к Меганезии-Лемурии-Му-Сунда островах Океании, в Новой Гвинее и в Австралии от генетического клана «Рохани» возникли родовые ветви-колена генетически коренного населения Новой Гвинеи и Австралии – современных австралийских аборигенов.

В юго-восточной и южной части Австралии, на побережье океана или в лесной части территории обитают группы (общины, роды) австралийских аборигенов. Здесь они охотятся на крупных млекопитающих (кенгуру) и птиц.

Австралийские аборигены никогда не будут заниматься скотоводством или земледелием, но издревле являются искусными охотниками, рыболовами, собирателями съедобных мелких животных, растений и трав.

Австралийские аборигены так же, как их собратья в Юго-Восточной Азии, продолжают жить традициями первоначальных предков-землепроходцев. Вооружённые дубинками, копьями и дротиками с копьеметалками, они бродят с места на место в поисках добычи и пропитания. При этом они едят всё, что хоть как-то съедобно.

Одним из основных орудий австралийских аборигенов является метательная палка-дубинка-палица. Найти и изготовить длинное тонкое древко копья проблематично в местности, в которой либо растут искривлённые деревья, либо таких деревьев нет совсем. Зато повсеместно можно подыскать удобную и относительно тяжёлую дубинку-палицу с утолщением на конце.

Возможно, австралийские аборигены либо изобрели, либо усовершенствовали африканскую метательную палку-дубинку-палицу, сделали пока не возвращающийся бумеранг или «боевой бумеранг».

Длина такой дубинки-бумеранга около метра. Рукоятка дубинки-бумеранга слегка изогнута, её концы намеренно сделаны более плоскими, в виде лезвий (имеют аэродинамический профиль винта вертолёта).

Нижняя часть дубинки-бумеранга более плоская, чем верхняя. Задняя кромка плоскостей дубинки-бумеранга немного заострена, передняя округлая, для лучшего ухвата ладонью.

Дубинку-бумеранг бросают почти горизонтально (как биту в игре «в городки»). При этом дубинка-бумеранг летит плоско, вращаясь вокруг вертикальной оси. Возможно, впервые эффект полёта и планирования уплощённой дубинки-бумеранга был замечен в играх детей австралийских аборигенов.

При сильном и правильном броске дубинка-бумеранг летит почти параллельно земле на расстояние до двухсот метров. При метком броске дубинка-бумеранг поражает шею, голову, туловище или ноги кенгуру или человека, оглушает, сбивает его с ног, травмирует при ударе или падении.

Обычная палка или камень эффективны при броске только с близкого расстояния. Планирующий полёт вращающейся дубинки-бумеранга способен поразить цель на большом расстоянии, что крайне важно при охоте или бое на открытой пустынной местности.

Впоследствии (14 000-10 000 до н.э.) австралийские аборигены откроют эффект планирующего полёта и возвращения назад к месту броска подобного оружия – настоящего австралийского возвращающегося бумеранга.


Примерно 60 000 лет до н.э. жестокая засуха в Северной Африке, в Сахаре, на Ближнем Востоке и Аравийском полуострове, обмеление Красного моря-озера, вероятно, подтолкнули первобытных людей к изобретению лука и стрел.

В это время Красное море сильно мелет и превращается в активно испаряющееся солёное озеро. Практически все виды планктона в Красном море гибнут. Гибнут морские животные. Только в устье Красного моря в проливе Врата Скорби сохраняется узкий канал, заполненный множеством рифов и островков.

Одновременно на южном побережье Аравийского полуострова встречаются редкие оазисы и зелёная прибрежная полоса, питаемые влажными муссонами.

Засуха жестоко сказалась на животном и растительном мире Африки. На иссушенных лишённых скрывающей растительности территориях охотникам всё труднее подойти к объектам охоты на расстояние броска копья или дротика.

Относительно тяжёлое копьё или дротик, брошенное с большого расстояния даже с применением копьеметалки, летит некоторое время, которого достаточно, чтобы осторожное животное могло отскочить в сторону или увернуться. При этом относительно большой по размерам наконечник копья или дротика может не проткнуть шкуру животного.

Практика использования метательных орудий – камня, палки-дубинки, метательной палки-дубинки-палицы, кола-копья, дротика и пружинных ловушек неизбежно и закономерно привели африканских первобытных охотников к изобретению лука и стрел.

Упругая деревянная палка, стянутая с концов прочной тонкой тетивой, стала новым революционным достижением первобытного человечества, первым (кроме каменного топора и копья) сложным орудием.

Тонкие дротики с мелкими костяными и каменными наконечниками стали первыми стрелами.

Вероятнее всего, первые луки и стрелы предназначались не только для мелкой дичи, но прежде всего, для обезьян, приматов и других людей.


64 000 лет до н.э. в южноафриканской пещере Сибуду остались, возможно, самые древние наконечники стрел--дротиков. Эти наконечники были сделаны из кости и кварца. Они имеют характерные следы износа для наконечников копий, дротиков и стрел.

Объектами охоты первобытных людей являются наземные и древесные животные, способные к быстрым прыжкам, скачкам и бегу. Они весьма осторожны, пугливы и не подпускают к себе охотников. Поэтому люди вынуждены изобретать способы их поразить с дальнего расстояния.

Тяжёлые деревянные колы-копья эффективно могут использоваться при охоте на крупных животных (слон, носорог, буйвол, антилопа).

Лёгкие деревянные дротики с каменными или костяными наконечниками хороши при охоте на среднюю и мелкую дичь, но их охотнику всё равно нужно метать из открытого положения стоя.

Познав упругие свойства дерева, охотники, возможно, делают разнообразные гибкие лукообразные ловушки или используют упругие палки для метания тонких дротиков-стрел - копьеметалки.

Данные наконечники из пещеры Сибуду имеют размеры (периметр поперечного сечения) отличные от размеров наконечников копий и дротиков. Более тонкие и острые наконечники имеют меньший вес и габариты, а также требуют меньшую силу для проникновения в цель на смертельную глубину.

Метать руками тонкие стрелы точно в цель с нужной для поражения силой практически невозможно без особых приспособлений, например, лука или копьеметалки.


Таким образом, можно с обоснованной уверенностью утверждать, что в данное время (50 000-49 000 до н.э.) классические неандертальцы и кроманьонцы Африки и Евразии, Юго-Восточной Азии и Австралии широко применяют различный «арсенал» ударно-колющих, ударно-метательных и колюще-метательных орудий и оружия, среди которых особое место занимают дротики и копьеметалки.


Дротик данного времени (50 000-40 000 до н.э.) – это практически копия обычного копья, только уменьшенная в полтора-два раза, облегчённое копьё с каменным или костяным наконечником общей длиной от 70-80 см до 1,2-1,5 метров. Дротик имеет толщину выпрямленного древка от 1 до 3 см, ровную отшлифованную поверхность, сбалансированное равновесие в точке захвата метательной рукой.

Техника и технология изготовления дротиков и наконечников к ним практически ничем не отличается от техники изготовления копий. Причём для дротиков могут использоваться гибкие ветки кустарников, стебли некоторых растений, стволики молодых деревьев.

Возможно, в процессе изготовления дротиков первобытные мастера впервые стали изготавливать комбинированные, склеенные из различных пород дерева древки, добиваясь, прежде всего, их ровности и прочности.

Несомненно, ведический опыт, полученный при изготовлении дротиков, будет использован при изготовлении простейших и сложносоставных (комбинированных) стрел для луков.

Благодаря своим размерам и относительно малому весу, дротики теперь можно было брать и носить пучками по нескольку штук. Таким образом, охотничья или боевая эффективность человека увеличивалась ровно на количество дротиков.

Выхватить из пучка, размахнуться и метнуть дротик получается гораздо быстрее, чем изготовиться к броску и бросить метательное копьё. При этом сил для броска дротика тратится гораздо меньше и охотник-воин почти не устаёт, не теряет бодрости духа, глазомера, настроения (пока у него есть дротики, он вооружён, а значит, защищён – Автор).

Кстати, изобретение дротиков и переносных футляров для их хранения и использования, возможно, породили копьеносцев или оруженосцев. Такие люди (вероятно, подростки) стояли впереди охотника-воина с футляром-колчаном дротиков, чтобы тот мог свободно выхватывать и профессионально метать дротики в цель, в жертву или в противника.


Вероятно, изначально самыми древними дротиками были лёгкие тонкие метательные копья длиной до 2-2,1 метров, но весом всего 200-300 грамм. Такими именно метательными копьями-дротиками с копьеметалками были вооружены австралийские аборигены вплоть до XIX века н.э. (Смотри фотоиллюстрацию в начале главы – Автор).

Дело в том, что чем длиннее метательное копьё, тем точнее бросок и большая дальность полёта копья-дротика, длинное древко стабилизируется в полёте. Однако для дальнего и точного полёта такого копья-дротика нужна мощь и сила броска. Для этого используется копьеметалка.

Основное свойство и предназначение тонкого и лёгкого дротика – вонзиться, проникнуть как можно глубже в тело жертвы или противника, поэтому наконечники таких дротиков делали тонкими, кинжальными, обоюдоострыми, чтобы лезвия наконечника расширяли, раскрывали ранку для прохода тонкого древка дротика.

Из-за своих облегчённых параметров тонкие дротики изначально станут знаковыми, символическими, показательными, показными, так как с ними могут конкурировать (состязаться) или противостоять другие виды орудий и оружия, в том числе защитная броня.


Поэтому также изначально стали делать более тяжёлые дротики или тонкие метательные копья, предназначенные для пробивания толстых шкур носорогов, слонов, мамонтов, а также всякого рода простейших защитных средств и брони – циновок, плетёных щитов, корзин, плетёных заграждений.

Пробивные метательные копья-дротики имели вес от 700 грамм до 1,5 кг и длину от 150 до 180 см. При этом диаметр древка такого пробивного дротика был также небольшим (от 1,5 до 3 см). Такие дротики изготавливались из твёрдых и тяжёлых пород дерева.

В отличие от лёгких дротиков наконечники пробивных метательных копий-дротиков были более массивные и габаритные, например, трёхгранные или с широкими гранями-лезвиями. Более тяжёлый каменный трёхгранный наконечник выполнял функцию бронебойного утяжелителя, а тяжёлый наконечник с широкими лезвиями – расширителя раны.

В любом случае попадание стремительного острого и твёрдого «снаряда» весом до 1,5 кг влекло за собой практически смертельные ранения с большой кровопотерей. Кстати, грани и широкие лезвия наконечников нужны были ещё и для того, чтобы обеспечить свободный ток крови, чтобы древко дротика—копья не закупоривало рану…


Почти настоящим коротким метательным копьём были тяжёлые дротики весом 2-3 кг и длиной 150-180 см. Это были настоящие пробивные первобытные «снаряды», предназначенные для поражения толстокожих животных, защитных сооружений, мощных щитов.

Такие копья-дротики метались на расстояние всего 3-5 метров, но при сильном (мощном) и точном броске его воздействие было разрушительным, фатальным, смертельным. В частности, ручной щит от такого копья-дротика, становился бесполезным, и противник был беззащитным, открытым.

Основной эффект от применения тяжёлого дротика-копья в том, что он повисал на теле жертвы или противника, сковывал его движения, мешал, приводил в шоковое состояние. За это время другими, более лёгкими дротиками и копьями, охотники или воины успевали не просто закидать, а прицельно поразить жертву или противника.

Естественно, что такие тяжёлые дротики-копья могли метать руками или с помощью копьеметалки только очень сильные, опытные, могучие охотники и воины. Такие тяжёлые и короткие копья-дротики вскоре тоже станут знаковыми, символическими, показательными (символами власти, мощи и силы).


Основная масса обычных дротиков имела средние размеры 70-120 см длины и вес не более 500 грамм. Такие дротики-стрелы метались вручную на расстояние 10-15 м, а с помощью копьеметалки – на 20-30 метров. Основной эффект от этих дротиков – это их массовое применение. «Град дротиков-стрел» практически не давал шансов жертве или противнику избежать хотя бы одного или нескольких попаданий-поражений острых наконечников.

Такими дротиками с флажками (бандерильи), например, раздражают быков на испанской корриде…


Несомненно, первобытные дротики и копья украшались амулетами, оберегами, знаками доблести, охотничьего или боевого успеха, остатками тел или скелетов жертв, в частности клоками волос убитых животных или скальпами врагов…

Также, несомненно, для лучшего полёта и стабилизации дротика в полёте, к их древку прикреплялись (приклеивались и приматывались) птичьи перья. В частности лёгкие дротики оснащались перьями, как будущие стрелы. Кстати, такие дротики-стрелы метались прицельно с помощью копьеметалки на расстояние до 60 метров.


Вот и пришло время и место рассказать о замечательном первобытном изобретении и устройстве – о копьеметалке…


Копьеметалка (атлатль) – это древнейшее из известных приспособление для метания лёгких копий-дротиков, состоящее их палки-рукоятки с округло-острым упором для заднего конца древка дротика.

Так как копьеметалка (атлатль) является ручным орудием-приспособлением, то её рукоятка делается максимально эргономичной, ладной, подходящей к руке (к захвату рукой) хозяина копьеметалки и дротика. Для этого на рукоятке обычно делаются специальные упоры-выступы для указательного и среднего пальцев, а также принимаются меры, чтобы обеспечить эффективное использование копьеметалки мокрой и жирной рукой (пальцами).

У аборигенов Австралии коопьеметалка называется «вумера», «воммера», «ваммера»,
«амера», «пуртанджи» (estolica – Испания, propulseur – Франция, speerschleuder – Германия, woomera или «миру» - Англия). В Мексике американские индейцы, потомки меганезийцев, называли копьеметалку – «атлатль».

Эти наименования родные изначальные фонемы-лексемы на соответствующих языках древних народов, поэтому их коренное созвучие с иными фонемами-лексемами древних цивилизаций наводит на соответствующие системные структурно-образные размышления, сопоставления, сравнения, например, гора Меру легендарной Гипербореи, легендарная цивилизация африканских атлантов, «джи-ай» (англ.) - военное обмундирование и экипировка солдата армии США, легендарные джины Древнего Востока и т.д.


Виды и формы копьеметалок весьма различны – от простой «дикой» палки с сучком-упором до произведения искусства причудливой формы. В том числе существовали и существуют ремённые копьеметалки (анкул, месанкул – Древняя Греция, аментум – Древний Рим, унеп – Меланезия).

Ремённые копьеметалки изготавливали те народы, которые испытывали нужду в подходящей древесины, например, народы циркумполярных цивилизаций Севера, а также полинезийцы.

Ремённую копьеметалку делали с петелькой, которую надевали на указательный и средний пальцы метательной руки. Свободный конец ремённой копьеметалки наматывали в средней или задней части древка дротика свободно, не закрепляя. При этом сильный бросок копья-дротика не только усиливался за счёт длины (плеча) ремённой копьеметалки, но и улучшал характеристики полёта копья-дротика.

Ремённая копьеметалка разматывалась при броске, древко копья-дротика получало вращательное движение, что очень существенно улучшало прямолинейность и балансировку полёта, точность попадания копья-дротика в цель. Все современные пули и снаряды получают в стволах вращательное движение в полёте к цели…


Есть ещё один тип копьеметалок – короткая верёвочная плетёная упругая плётка с петлёй на одном конце и узелком на свободном конце. Узелок вставляется в выемку-ямку в заднем конце древка копья-дротика. При броске копьё-дротик стремительно и хлёстко увлекается верёвочной копьеметалкой и узелок выскальзывает из выемки. Сама верёвочная копьеметалка остаётся в руке метателя.


В современном мире существует массовое увлечение древними технологиями и техниками применения и использования первобытными орудиями и оружием, в частности, дротиками-копьями и копьеметалками, проходят соревнования и чемпионаты. Мастерство копьеметания достигло совершенства и уровня боевых искусств.

Метание копья в современном спорте осуществляется на дальность, а в движении любителей первобытной старины – на дальность и точность. Метание копья с 1908 года н.э. является олимпийской дисциплиной для спортсменов-мужчин, а с 1932 года н.э. – для женщин. Метание копья входит в легкоатлетическое многоборье, так как требует силы, ловкости, координации движений, ориентировки и глазомера в окружающей среде.

Мировой рекорд в метании спортивного копья равен 98,48 м у мужчин (Ян Железный, Чехия, 1999) и 72,28 м у женщин (Барбара Шпотакова, Чехия, 1999). Олимпийский рекорд в метании спортивного копья равен 90,57 м у мужчин (Андреас Торкильдсен, Норвегия, 2008). Рекорд мира в метании копья старого образца (охотничьего) – 104,80 м Уве Хон и 80,00 м Петра Фёльке-Мейер (ГДР, 1984).


В качестве охотничьего орудия и боевого оружия дротики будут применяться практически всеми расами, народами и этносами повсеместно и во все времена, вплоть до современности. Практически повсеместно дротики появятся в начале Мезолита, Древнего Голоцена или Среднего Каменного века (12 000 лет до н.э.).

При этом ведически, то есть опытным путём, будут выработаны базовые критерии и требования к устройству охотничьих и боевых метательных копий-дротиков и копьеметалок.

Так, например, если базовая длина копья-дротика составляет 100 см (1 м), то наконечник вместе с обмоткой может быть длиной около 12 см, а центр тяжести копья-дротика (точка равновесия древка с наконечником) должен быть на расстоянии не более 25-26 см от острия наконечника. Диаметр древка копья-дротика такого размера не должен превышать 3 см.

Такое копьё-дротик метается вручную с точкой приложения силы либо в точке равновесия копья-дротика, либо в торце древка, копьеметалкой. В результате копьё-дротик летит туда, куда его направили и метнули.

Как бросается  дротик? Как его метнуть точно в цель? Как правильно держать копьё-дротик? Какие делать при броске движения руками и ногами?

Ответ даст только ведическая практика, опыт, эксперимент, наблюдение за действиями опытного метальщика дротиков, мысленное моделирование, просмотр видео или пошаговых рисунков-инструкций.

При этом выяснится, что метание дротика сравнимо бросанию мяча или камня. Разница только в том, что камень или копьё-дротик отпускается кончиками пальцев, а при метании копья-дротика копьеметалкой – кончиком копьеметалки.

Для того, чтобы сильно, мощно и прицельно метнуть копьеметалкой копьё-дротик, нужно встать в определённую позицию (например, правше) – боком к цели с ногами, расставленными на ширине плеч, с левой рукой выставленной расслабленно вперёд для балансировки тела и с правой рукой согнутой в локте и отставленной для замаха назад, за голову.

В правой руке одновременно держится копьеметалка с уложенным на неё или прижатым к ней древком копья-дротика. Торец копья-дротика опирается в выступ-крючок копьеметалки. При этом древко копья-дротика удерживается на копьеметалке только двумя пальцами – большим и согнутым указательным.

В метании копья-дротика участвует всё тело, поэтому замах начинается с того, что торс отклоняется назад с опором на правую ногу, а правая рука отводится назад на нужное расстояние-замах. При этом древко копья-дротика располагается около правого виска-уха по линии взгляда-глаза так, чтобы с учётом упреждения по высоте и боковому направлению максимально интуитивно было направлено в цель.

После этого начинается плавное, но решительное и быстрое движение всего тела вперёд с переходом опоры на выставленную вперёд левую ногу. При этом торс поворачивается вместе с плечом и правой рукой, согнутой в локте, которая несёт копьё-дротик по линии направления в цель мимо виска и уха. Контроль направления осуществляется боковым зрением машинально по линии древка и кончику наконечника копья-дротика.

Некоторые охотники любят выставлять левую руку по направлению к цели, чтобы визуально помогать её контролировать в поле зрения. При броске левая рука складывается в локте и прижимается к телу, чтобы не мешать делать бросок всем торсом-телом.

Чтобы бросок был точным и положение копья-дротика в пространстве броска не менялось, правая рука и локоть должны находиться на одной высоте, в одной плоскости пространства броска. Эта плоскость-пространство определяется линией или траекторией движения древка копья-дротика около головы.

В момент прохождения кисти руки с зажатой копьеметалкой и копьём-дротиком мимо головы-виска-уха достигается максимальное усилие и скорость движения руки и тела. Центр тяжести всего тела переходит на левую ногу, а правая нога отталкивается от земли носком ступни. Локоть маховой руки при этом выдвигается вперёд и начинает работать рычаг предплечья от локтя до кисти.

В этот момент большой и указательные пальцы отпускают древко копья-дротика, машинально переходят в зажим рукоятки копьеметалки и начинается движение кисти руки в суставе. Теперь древко копья-дротика получает момент и вектор (направление) приложения силы в точке касания выступа0крючка копьеметалки и торца древка копья-дротика.

Всё копьё-дротик естественно приподнимается в пространстве на высоту длины копьеметалки строго параллельно линии прицеливания и получает мощный импульс приложения толкающей силы. Эта сила усиливается ещё и тем, что в этот момент всё тело метателя также устремлено вперёд так, что правая нога оказывается в воздухе (без опоры).

Последним практически мгновенным движением кисти руки в суставе перед расстыковкой выступа-крючка копьеметалки и торца древка копья-дротика осуществляется дополнительное случайное корректирующее воздействие на копьё-дротик. Это последнее воздействие кисти может быть как «последней каплей» в достижении желаемого результата, так и «каплей дёгтя в бочке мёда»…

Вот почему очень важно инстинктивно, моторно, машинально, но сознательно контролировать все движения своего тела до мелочей. Главное, во время броска копья-дротика не расслабляться до самого последнего мига (особенно в суставе кисти маховой руки). Даже в самостоятельно полёте копья-дротика всё равно нужно продолжать мысленно направлять, сопровождать его в цель.

При использовании копья-дротика и копьеметалки одинаково опасно и ошибочно быть слишком самоуверенным и неуверенным. Опытный первобытный охотник или боец никогда не рассчитывают полностью на свой опыт, навыки и умение, они попросту постоянно тренируются, а в момент броска уверенно концентрируются на цели, всё остальное (техника инстинктивных движений) срабатывает по натренированным ощущениям и чувствам моторной (рабочей) памяти.

Главное, нужно всегда помнить: «Летит не копьё-дротик, работает не копьеметалка, а человек, его сознание, память, ощущения и чувства, его умение сконцентрировать свою волю, физическую силу, глазомер, гибкость в ту самую последнюю точку соединения выступа-крючка копьеметалки и торца копья-дротика, летящего точно в цель».

После броска копья-дротика копьеметалка по инерции вместе с правой рукой описывает в пространстве дугу и опускается вниз, к ногам. Тело-торс ещё продолжает быть в движении вперёд, а копьё-дротик очень быстро, почти как стрела из лука, устремляется туда, куда её метнули. С этого момента копьё-дротик летит по инерции. Прямолинейность этого полёта зависит от силы-мощи броска и конструкции копья-дротика (балансировка, гибкость-твёрдость древка, вес копья-дротика).

На расстоянии 20-30 метров такой бросок для многих животных, в том числе и для незащищённого человека, обычно, бывает весьма точным, сильно ранящим, а иногда и смертельным…


В данное время повсеместно в поселениях классических неандертальцев и кроманьонцев южной части Евразии началось производство дротиков – коротких лёгких копий, более похожих на стрелы для луков.

Вероятно, в данное время (50 000-49 000 до н.э.) первобытные охотники используют упругие свойства деревянных палок, копий, дротиков для изготовления простых луков и метания настоящих стрел-дротиков.

В частности, на Алтае (будущая Россия) появились новые изменения в технологии обработки каменных изделий и орудий, характерные для первобытных людей современного вида – классических кроманьонцев (50 000-45 000 до н.э.). При этом они используют традиционные разнообразные методы обработки камня характерные для неандертальцев, обитавших на Алтае ранее (70 000-60 000 до н.э.).
Теперь наконечники для копий на Алтае становятся более тонкими, «пулеобразными», а копья более лёгкими и тонкими, годными для броска на сравнительно дальнее расстояние.

Использование копьеметалки позволяет обитателям среднеазиатских и южно-сибирских алтайских степей охотиться на острожных и быстрых оленей и антилоп сайгаков. Пущенное с помощью копьеметалки лёгкое копьё-дротик с большой скоростью летело на большое расстояние, а узкий каменный наконечник глубоко вонзался в тело объекта охоты.

Таким образом, на Алтае данного времени (50 000-40 000 до н.э.) возникли условия для формирования неандертальско-кроманьонской алтайской первобытной культуры-цивилизации.


Об Алтайской первобытной культуре-цивилизации в следующей главе «Хронологии…».


Рецензии