ХР Первобытные орудия и оружие Копьё

ХР. 2.7.61.5. Первобытные орудия и оружие. Копьё.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 61.5. Первобытные орудия и оружие. Копьё.


Иллюстрация из открытой сети Интернет:

Каменный наконечник копья возрастом до 500 000 лет назад (Кату Townlands, город Кату, Южная Африка).

Кату Townlands, один из самых богатых доисторических археологических памятников в Кату. Здесь найдены десятки тысяч артефактов Каменного века, в том числе ручные топоры (рубила) и другие инструменты, возраст которых составляет от 700 000 до 1 000 000 лет назад. Кату Townlands расположен между холмами Kuruman на востоке и горой Langberge на западе.

Открытие древнейших наконечников копья было сделано в 2013 году археологами из университета Кейптауна и университета Торонто , в сотрудничестве с музеем МакГрегор (Википедия).

 

Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Средневалдайское (Карукюласское) межледниковье. Первобытные орудия и оружие. Копьё. 49 000 до н.э.


Основной инстинкт выживания – это инстинкт самосохранения, который властно, бескомпромиссно, «молча» и неумолимо требует от любого живого организма, в том числе от животных и человека, быть осторожным, опасаться, настораживаться, тревожиться, бояться, трусить, в первую очередь, бежать, избегать любой опасности.

Сколько животных убежало от древних первобытных охотников, прежде чем они могли воткнуть в них свои колы-копья или кинуть в них тяжёлым камнем!?

Сколько животных было только слегка поранено острыми и не очень острыми концами колов-копьёв, брошенных неумелой или слабой рукой охотников?

Сколько досады, обиды, сожаления, злости и ярости было «выплеснуто» на убежавших животных, на бесполезное кол-копьё, на некстати ослабевшую руку, на неумелого охотника, на ветку, треснувшую некстати, на соучастников свидетелей неудачи охотника, на их мам, пап и голодных родственников, ждущих вожделенное мясо?!

Но больше всего досады было выражено колу-копью, этой бесполезной тяжёлой палке, которая не хотела «протыкать» своим концом шкуру животного…

Вот если бы приладить к колу-копью острый осколок камня или острый осколок кости, тогда, может быть, тяжёлое кол-копьё легче вонзится в тело животного? Ведь острые колючки кустарника и острые зубы хищников так легко вонзаются в руки и ноги, так легко рвут кожу…

Главное, тогда можно было бы метать кол-копьё с большего расстояния и не красться к животному вплотную…

Дело в том, что и сами охотники подвержены воздействию властного инстинкта самосохранения и не рискуют подходить к опасному животному на близкое расстояние. Доведённое страхом и болью до отчаяния даже самое слабое и безобидное животное может лягнуть, забодать рогами, навалиться всей своей тушей, укусить крепкими зубами, боднуть лбом, затоптать копытами.


Вероятно, эти мотивы и эти обстоятельства повлияли на неандертальских охотников, обладателей колов-копьёв и они много тысяч лет назад от данного времени (50 000-49 000 до н.э.) начали прикреплять к концам своих колов-копьёв каменные, роговые или костяные острые наконечники.

Так естественно, обыкновенно, возможно, совсем не революционно повсеместно и практически в одно и то же историческое время возникли метательные колы-копья с прикреплёнными к ним каменными, роговыми и костяными наконечниками.

Единственное ограничение этому историческому событию – это возникновение умения изготавливать кожаные полоски, нити из кишок животных, плетёные шнурки из волокон растений и, возможно, шерсти, а также «изобретение» смолы-клея для крепления наконечников к древку копья.


Археологические данные свидетельствуют, что впервые каменные наконечники метательных копий появились в Африке 180 000 лет до н.э. (ХР 2.5.14.  Эпоха человека современного вида. Универсальные копья).


Восточная Африка (Кения, Эфиопия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Каменные лезвия копий. Отщепы. 180 000 до н.э.

Изготовление из отщепов каменных наконечников копий «кенийского» и «эфиопского» типов. Первые имеют форму крупных и мелких листообразных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских каплеобразных и острых пластин.


Восточная Африка (Нубия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий нубийского типа. 180 000 до н.э.

Изготовление обитателями Восточной Африки из отщепов каменных наконечников копий «нубийского» типа. Наконечники имеют форму крупных и мелких листообразных и треугольных грубо обработанных каменных лезвий. Из всех разновидностей копий в Африке преобладают метательные копья. Они являются универсальными орудиями.

Древком копья можно было бить по веткам деревьев и кустов, пугая и сгоняя животных в нужном направлении. Их можно было метать в жертву или добычу. Ими можно было колоть, тыкать или втыкать, навалившись всем весом тела охотника на древко. Наконец древком копья можно было действовать на охоте или в бою, как обычной палкой.


Северная Африка. Сахара. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий аутерийского типа. 180 000 до н.э.

Изготовление обитателями Сахары из отщепов каменных наконечников копий «пре-ауреньякского» и «атерийского» типов. Первые имеют форму треугольных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских и острых треугольных пластин с черенком для крепления в древке копья.

Африканские охотники, как правило, имеют два-три разных копья. Одно копьё для броска, другое для рукопашного боя. Впоследствии к заднему концу копья привязывался тонкий длинный ремешок, чтобы брошенное копьё можно было притянуть обратно.

Копья для броска и для рукопашного боя-охоты отличаются не длиной и весом, а балансом. Центр тяжести метательного копья смещён ближе к наконечнику-острию. Метательные и рукопашные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками распространились по всему обитаемому людьми миру (Ойкумене).


Южная Африка. Бамбатан. Ховинсонс Поорт. «Залив спокойствия». Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Листообразные и треугольные наконечники копий. Первобытный дизайн. Одухотворение орудий труда. 180 000 до н.э.

Изготовление африканскими обитателями «Залива спокойствия» (Южная Африка) каменных наконечников копий треугольной и листообразной формы из обработанных плоских каменных лезвий. Впервые, наконечники копий становятся не только технологически совершенными, но и красивыми.

Начало развития так называемого «первобытного дизайна» (180 000-150 000 до н.э.). Орудия труда становятся предметами искусства, которыми восхищаются, гордятся, которых любят и почитают (одухотворяют).


Здесь в Центральной Африке 180 000 лет до н.э. сформировалось первобытное человечество и первые формы первобытнообщинного строя.

Здесь родились первые первобытные люди современного человечества, Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев.

Здесь осуществлялся процесс расогенеза, формирования первопредков всех современных рас, народов и этносов.

Здесь возникла Экваториальная или Австрало-негроидная раса. Здесь началось разделения африканской Экваториальной или Австрало-негроидной расы от людей остальных будущих рас человечества (180 000-134 000 до н.э.), разделение рас и языков.

Здесь начало современной ноосферной информационной цивилизации современного человечества.

То время (180 000-134 000 до н.э.) является границей возможностей глоттохронологии – науки сравнения корней древнейших языков человечества. Это время наиболее древней мутации мтДНК человека, которую можно распознать современными научными методами. С этого времени в коллективной первобытной памяти—сознании человечества сохраняются все возникающие структуры-образы и архетипы, составляющие информационную среду (ноосферу) цивилизации современного человечества.

Одним из таких ноосферных архетипических образов-структур первобытной памяти-сознания является копьё и метательное копьё с наконечником.


Копьё – это вид колющего, колюще-ударного, колюще-рубящего и колюще-метательного древкового холодного орудия-оружия. Копьё, в отличие от простого кола-копья, состоит, как правило, из деревянной палки-древка разного диаметра и длины с острым наконечником (наконечниками) из различных материалов.

Длина копья зависит от цели, задачи и способа применения этого орудия-оружия: классическое метательное копьё имеет длину до 2 метров, а колюще-ударное копьё от 2 до 4 метров.

Размеры и формы наконечников копья могут быть разных форм, видов и типов, но не более 50 см по габаритам.


Происхождение копья и умения им владеть относится ко времени возникновения человекообразных приматов и человекоподобных гоминид, которые использовали острые толстые палки, чтобы убить и вытащить из норы животных. Такое поведение и способы владения естественными палками-колами-копьями демонстрируют современные обезьяны (например, шимпанзе).

Знаменитые «Шёнингенские копья» (Германия) без наконечников применялись «европейскими» первобытными неандертальскими охотниками 300 000 лет до н.э. в охоте на лошадей и бизонов. Африканские охотники на территории будущей Эфиопии (локация Гадемонта), возможно, впервые 280 000 лет до н.э. применили копья с каменными наконечниками («хафтинг»).

Практически все расы, народы, этносы на Земле использовали свойства острых палок-колов-копий, все владели искусством охоты и боя с помощью «остроги» - острого рога – кола-копья.

Кстати, первобытные обитатели Евразии (Восточной Европы, Восточно-Европейской (Русской) равнины, территории будущей России) весь период Каменного века вплоть до современности мастерски владели искусством изготовления и использования простейших деревянных колов-копий с одним, двумя и тремя «рогами» - рогатин.

С острогой и рогатиной первобытные обитатели Евразии смело шли на любого хищника, пещерного и бурого медведя, на бизона, шерстистого носорога и мамонта. Однако для успешной охоты с острогой требовалось исключительное мужество, хладнокровие, выдержка, умение и большая физическая сила, так как острогу держали обеими руками и бой с противником происходил в непосредственной близи, врукопашную.

Ещё очень долго классические неандертальцы и кроманьонцы Евразии использовали метательные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками в качестве вспомогательных орудий-оружия. Наоборот, в африканских и австралийских открытых саванах, в степях и в пустынях метательные копья стали основным охотничьим орудием-оружием первобытных охотников.


Главное достоинство колюще-ударного копья в прицельной избирательности удара-укола, от которого очень трудно уклониться, потому что колюще-ударное копьё постоянно находится в руках охотника-воина и может быть быстро приведено в ударное положение. Существует большое количество приёмов владения колюще-ударным копьём, которые со временем превратились в боевое искусство владения копьём.

Главный недостаток колюще-ударного копья в его размерах, габаритах движения копьём, инерционности, в непосредственной близости от сопротивляющегося противника. Длина копья определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником.


Главное достоинство колюще-метательного копья в относительно безопасном расстоянии, с которого копьё метается-бросается в цель или противника. Расстояние прицельного и смертоносного броска определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником. Большинство растительноядных животных (основная цель охоты) может нанести ответное поражение охотнику только вблизи от него, вплотную.

Главный недостаток колюще-метательного копья в отсутствии корректирующего (управляющего) воздействия после метания-броска копья. Метательное копьё летит только туда, куда его бросили-метнули и на него могут воздействовать различные факторы окружающей среды (боковой ветер, плотность среды, случайные препятствия и помехи).


В любом случае от прицельного глазомера, навыков, тренированности, силы, опыта, умения и знания владельца копья зависит его эффективная результативность. Даже обыкновенная заострённая бамбуковая палка в умелых и сильных руках простого крестьянина в нужное время и в нужном месте превращается в грозное смертоносное оружие…


К данному времени (50 000-40 000 до н.э.), судя по археологическим раскопкам и артефактам, колюще-метательные копья доминируют среди видов первобытных орудий и оружия периода Среднего палеолита или Древнего Каменного века (300 000-40 000 до н.э.).


Универсальные среднего размера копья (до 2 метров длиной) применялись как палки-бо, палки-посохи, палки-выручалки, палки-дубинки, палки-копалки, колы-копья (только с наконечником). Копьё наравне с палкой-палицей стало символом Древнего Каменного века, символом мужской силы, стати, мужественности, власти.

Из-за универсальности применения копья их обычно носили по два, одно бросали-метали в цель, а второе использовали для добивания. Если копьё было одно, то к его заднему концу обычно привязывали тонкий ремешок-бечёвку, чтобы копьё после неудачного броска можно было быстро вернуть хозяину.

Коллективное применение различных видов орудий и оружия привело к конкретному разделению копий на ударно-колющие и колюще-метательные. При этом и те и другие копья стали развиваться в соответствии с их предназначением и способами использования.

Например, остроги-рогатины превратились в так называемые «заградительные» или «загонные» копья – толстые и длинные шесты-жерди с острыми наконечниками, которые задним концом устанавливались под углом в землю, придерживались ногой, держались обеими руками и выставлялись группой или частоколом перед стадом животных или шеренгой врагов.

В результате в процессе эволюции орудий и оружия возникнут различные виды и типы копий: пехотные, кавалерийские, заградительные, символические и даже магические.


В данное время (50 000-40 000 до н.э.) с копьём первобытные люди охотятся практически на всех и на любое животное от самого мелкого (грызуны, змеи), до самого большого (носорог, слон, мамонт). Более того, копьё является главным орудием охоты или оружием боя при индивидуальной или коллективной охоте, противостоянии.

Дело в том, что, не добившись результата в ближней схватке или бою, охотник-воин имеет возможность метнуть-бросить вслед убегающей жертве копьё и поразить её.

Очень яркий и показательный пример такого дальнего и точного броска копья показан в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006) в сцене погони опытных охотников-воинов майя за их пленником по имени «Лапа Ягуара». Копьё на дистанции не менее 70 метров настигает и пронзает насквозь в спину одного из бегущих пленников…

Существует древнейшая пословица, поговорка-примета: «На охотника и зверь бежит». Это действительно так, потому что звери (птицы и животные) не только осторожные, но и любопытные существа, а хозяева соответствующих кормовых территорий или гнездовий ещё и защитники их, поэтому они, как и охотники, тоже выслеживают, вынюхивают и высматривают противников. Поэтому охотничье и боевое просто оружие должно быть (обязано быть) высокоэффективным, результативным, смертоносным…

Копьё нужно охотнику или воину для того, чтобы на расстоянии длины копья или на дистанции броска копья насмерть поразить жертву или противника. Для этого копьё должно быть в меру тяжёлым (инерционным), массивным и обязательно острым, с острым твёрдым наконечником.

Наконечник копья должен не просто пробить шкуру или защитные покрытия, но глубоко проникнуть в тело жертвы, вызвать болевой шок и большую потерю крови (жизненной силы). Кроме этого твёрдый наконечник копья и само древко копья должно мешать работе мышц и органов жертвы или противника, сковывать его движения.

После ведического испытания различных наконечников копья – роговых, костяных, деревянных и каменных, - практикой успешной охоты и выживания охотников-воинов выработалась оптимальная форма и материал наконечника копья – узкий каменный наконечник листовидной формы с обоюдоострыми режущими краями.

Костяной наконечник только укалывал и ломался, деревянный наконечник из твёрдых пород древесины быстро тупился, роговой наконечник требовал больших усилий для проникновения в тело жертвы, а каменный заострённый и обоюдоострый листовидный наконечник относительно легко пробивал практически любую шкуру животного (особенно в брюшной полости и в паху).

При этом каменный наконечник не портился от крови и мог использоваться вместе с копьём неоднократно (конечно, если оставался цел).

Эффект проникновения в тушу добытого животного каменного ножа, резца или иного острого каменного орудия был хорошо известен и изведан первобытными людьми. Соединение острого небольшого и лёгкого каменного орудия-острия с массивным деревянным древком превратило копьё в грозное проникающее орудие-оружие.

Острый наконечник открывал рану вглубь тела жертвы, а массивное копьё по инерции следовало за ним в эту рану, усугубляя смертоносное воздействие на жертву. Практически копьё с острым каменным наконечником может пронзить насквозь тело любой жертвы, была бы приложена соответствующая сила.

Видимо, поэтому на копьях-рогатинах, копьях-единорогах, копьях-острогах на расстоянии примерно 30-50 см от наконечника первобытные люди стали крепить упоры-перекладины, чтобы, например, медведь не мог в ярости, нанизываясь на древко копья, добраться до охотника. Кроме этого упоры-перекладины позволяют охотникам удерживать на расстоянии упирающихся животных, ограничивать их движения и передвижения.

Кстати, копьё с упором-перекладиной может действовать и применяться как рычаг с опорой на задний конец копья (на пятку). Так, например, рогатиной или острогой с упором поднимали в воздух и перекидывали через себя противников древние воины-силачи…


Метательное копьё гораздо легче и тоньше ударно-колющего копья, поэтому его результативность не только в проникновении в тело жертвы, а в нанесении как можно большего ранения (широкого и глубокого), чтобы вызвать большую кровопотерю и болевой шок. Для этого наконечники метательного копья делают либо очень узкими, трёхгранными (многогранными), либо широкими с гранёной серединой и узкими острыми краями-остриями (такие наконечники крепче).

Гарантированное расстояние, с которого опытный охотник может без промаха поразить цель метательным копьём – 20-25 метров. Однако гарантии, что копьё поразит цель-жертву в жизненно важные области тела, нет, так как и охотник, и жертва и окружающая среда всегда находятся в движении.

К тому же каменные наконечники копий тоже не отличаются ударной прочностью и могут сломаться, если копьё упало на камни, поэтому бросок метательного копья должен быть мощным, сильным, резким и максимально точным (метким).  Вот почему на скалах и стенах пещерных стоянок будут нарисованы разные животные и стрелочками будут показаны места, куда нужно прицельно метать копья и стрелы.

Однако каменные наконечники копий, несомненно, были заменяемые. Если один ломался, то другой, запасной, прикреплялся к древку метательного копья и охота продолжалась. Поэтому, весьма вероятно, наконечники копий крепились несколькими витками крепкого шнурка и держались в древе копья за счёт продуманной (хитрой) конструкции наконечника и крепления.

Практически все найденные археологами наконечники копий периода Среднего палеолита или Древнего Каменного века (300 000-40 000 до н.э.) не имеют плоских хвостовых выступов (черешков), как у наконечников стрел, которыми они вставлялись в выемки на конце древка копья. Вероятнее всего эти наконечники копий просто отломились от своих хвостовых выступов (черешков), откололись при использовании.

При этом наличие абсолютного большинства каменных наконечников стрел с плоскими хвостовыми выступами (черешками) доказательно свидетельствует, что форма каменных наконечников копий была подобна форме каменных наконечников стрел.

Действительно, каменный наконечник копья с плоским хвостовым выступом (черешком) надёжно крепился в расщеп на конце древка, расщеп надёжно стягивался сырым кожаным ремешком или шнурком из сухожилий. Высохшая кожа туго сжимала расщеп и держала наконечник в древке копья.

Такое крепление каменного наконечника копья хорошо выдерживало осевые нагрузки, но воздействия сбоку могли легко выбить наконечник из расщепа или сломать его. Недаром говорится: «Где тонко, там и рвётся (ломается)».

Поэтому существовал способ крепления насаживанием каменного наконечника на древко копья. Выемка для древка делалась уже в основании каменного наконечника копья. При этом возникала необходимость закрепления наконечника, исключение изменения его положения при использовании.

Для этого в нижней части наконечника делались кольцевые зарубки-выемки, за которые кожаным ремешком или сухожилиями наконечник туго привязывался к древку копья. Недостаток такого крепления также понятен – осевые нагрузки наконечник выдерживает, боковые – нет.

Поэтому, вероятнее всего, для копий делались плоские в хвостовой части и гранёные в боевой части каменные наконечники, которые крепились к концу древка сбоку. Для этого конец древка состругивался с одной стороны «наискосок» с оставлением уступа, в который упиралась хвостовая часть наконечника.

Сам наконечник делался такой формы, чтобы собой восстанавливать ровность формы древка. Приложенный на смоляной клей к древку наконечник туго «прибинтовывался», обматывался вместе с древком. В результате получалось надёжное крепление каменного наконечника, который хвостовой частью упирался в выступ древка, а боковой частью надёжно прилегал к древку. Таким образом, каменный наконечник и деревянное древко копья составляли одну единую конструкцию.

Недостаток внешнего крепления каменного наконечника к древку копья в том, что обмотка древка мешала проникновению копья в тело жертвы. Такое копьё могло вонзиться только на глубину равную длине боевой части каменного наконечника. Вот почему у африканских воинов племени «массаи» наконечники метательных копий будут длиной почти до метра, чтобы поразить наиболее крупных животных.


Какое качественное свойство придал палке-колу-копью каменный наконечник? Изменение центра тяжести копья, которое позволило копьё с наконечником прицельно метать, бросать. Простая палка, брошенная как копьё, летит хаотично. Палка-древко с относительно тяжёлым наконечником летит прямо, как бы следуя за наконечником в полёте.


В процессе эволюции первобытных орудий и оружия будет создано множество видов и типов колюще-ударных и колюще-метательных копий, например, таких как: ангон, ассегай, гарпун, гаста, джид, дротик, пилум, солиферрум, сулица, фаларика и другие.


Владение копьём и метание копья повсеместно во все времена, у всех рас, народов и этносов человечества (человечеств) считалось мужским занятием и настоящим искусством. Метанию копья традиционно учились с детства и постоянно до конца жизни.

Дальнейшим совершенствованием первобытного метательного копья стало изобретение лёгких дротиков и копьеметалки, а тяжёлого ударно-колющего копья – тарана.


Рецензии