Левиафан - символ мифической России

Левиафан  – символ мифической  России, такой, какую хотят видеть на западе,  оттуда пытаются  нам внушить, что мы именно такие, а вдруг и мы поверим?


ДЬЯВОЛ  КРОЕТСЯ  В  ДЕТАЛЯХ?

Думаю, никому не надо доказывать и показывать, какую роль в повествовании, особенно в кинофильмах,  играет деталь. И вот здесь любой художник виден как на ладони. Не надо говорить об условности, об абстракции, о том, что он так, а не иначе видит этот мир,  как хочет так и пишет, что хочет, то и снимает. А мы должны все это понять и принять, нет у нас  другого выбора.

Но у мира, у времени есть свои приметы, неповторимые и особенные, и  писатель, режиссер не может с ними не считаться: техника,  элементы моды, модные словечки –неологизмы в речи, всего этого не убавить, не прибавить, если мы говорим о годах 90-х,  начале века, годах 10-х, 20-х нового века.

Ими просто невозможно пренебрегать, потому что меняется и атмосфера, и речь, и окружение, и отношение наше к жизни. Эти милые штучки, штрихи, приметы выдают с головой любого из нас. Начните изъясняться хотя бы так, как в 19 веке, и по меньшей мере на нас посмотрят, как на странных. Хорошо, что в психушки сегодня почти ничего не забирают.

И вот здесь возникает вопрос, намерено ли  автор, режиссер пытается показать до какой степени Россия отсталая страна,  или он просто заблуждается, и вместо 2015 года выдает нам 1990 –ый год, для которого  все это почти  правда: и безбашенный наглый мэр города, и отсутствие современных средств связи, компьютеров, интернета,  и следователь, который как в пору моей юности, пользуется исключительно ручкой и листом бумаги, когда идет к свидетелю на допрос, и отсутствие не только современных телефонов, где можно какую угодно запись сделать даже школьнику, не говоря уж о профи, но и нормального цифрового фотоаппарата. Ведь без проблем сегодня можно запечатлеть что угодно и тут же в сети обнародовать, в какой бы глухомани мы не жили.

И речь не только о крупных городах, но и любом самом отдаленном поселке, то что есть у слесаря Васи и чем он спокойно пользуется, того нет у всей нашей руководящей верхушки в фильме Звягинцева, который ну очень реалистичен, некоторые просто  свою жизнь там разглядели, а кто-то говорит о том, что фильм- символ современной России. Видно, далеко от России он находится, может быть в Штатах и Канаде и лет 20 в гости не приезжал.

А прислушайтесь к реальности, господа, разве так  часто вы слышите мат, если находитесь не на строительной площадке или среди тех же дворников и грузчиков, а в общественном месте?

Как бы это странно не звучало, но  его не слышно совершенно, по-моему, его наполовину меньше в реальности, чем в фильме. Хорошо, понимаю, что там все должно быть зримо, ярко, а значит, сильно преувеличено, умножайте на 10...

Только я о достоверности, от которой трудно отмахнуться. Сижу на стадионе во время хоккейного матча в окружении колоритных мужиков, ситуации там всякие бывают, но матов как таковых не слышу, ну кроме одного, это когда судью называют по половому признаку,  -так у нас это словечко  сформулировали, и все, никаких там других матов нет, потому что по-другому они со временем научились выражать свои эмоции, господин режиссер… А может у нас тут не сибирские, не русские мужики обитают?

Вот эти бесконечные пьянки с утра до вечера –это сегодняшняя Россия, я вас умоляю. Парни работают, служат в армии, учатся,  институты у нас никак не опустели, а это бы давно уже случилось, миллионерами становятся. Или этих к нам из другого мира забрасывают. Посмотрите, сколько машин, мест на парковках нет, и это все алкоголики сплошные, которые утром просыпаются и пить начинают все от мала до велика? Вы сами-то верите в это, или  фильм только бизнес и ничего личного?

Снова очень сильно преувеличено, до такой степени, что даже уже и поверить трудно.

Когда нас упрекают за то, что мы не точны в деталях в исторических романах, дело понятное, потому что не все знаем, перепутать можем эпохи какие-то, но если мы пишем повесть или снимаем фильм о сегодняшнем дне, то возникают два предположения, либо мы слепы и глухи и ничего в упор не видим, либо делаем это специально, потому что так надо, так хочется, да не важно какие аргументы приводятся.

Говорят все время о невероятном таланте  Звягинцева, тогда нужно склоняться ко второму, не такой уж он слепой и глухой, как может показаться, простите,  по-другому не получается никак. И понятно, что хотел он как лучше, может быть даже искренне хотел, но получилось то, что получилось.

Еще одна странная мысль закралась в связи с такими дикими несоответствиями  в деталях- человек  был все это время в местах не столько отдалённых, ну в Швейцарии, например, или как Гоголь - в Риме, запомнил он все как было в России в  том самом 1990 году, а потом его вернули назад  в Россию и потребовали снять фильм.  Он решил, что сейчас все так же как тогда, только еще хуже, вот примерно так и получилось в итоге.

Кстати, как мы узнаем отсидевших в тюрьме приличный срок? Они одеты не по моде, привычки те, какие были тогда в реальность приносят.

 Искусство допускает некоторые преувеличения, и даже очень большие, но тогда давайте говорить о фантастике, антиутопии, фантасмагории, но глупо говорить о том, что это фильм  о реальности нашей, а если о реальности, то о такой, какой ее хочется видеть кому-то.  К настоящему времени  это не имеет никакого отношения, ну или очень отдаленное, страшно далекое...

Сразу вспоминается фильм К.Шахназарова «Город Зеро», который   в этом контексте и то кажется более реалистичным, вот уж точно все познается в сравнении, но там следишь за развитием события и сочувствуешь герою Л.Филатова в значительно большей мере. Там как раз те самые детали становятся узнаваемыми  и выпуклыми.

 И очень хочется, чтобы герой выбрался, наконец, из этого чудовищного города в обычную жизнь.  Героев Звягинцева же  хочется всех там оставить, захлопнуть последнюю страницу книги, которая  нам позиционируется чуть ли не как летопись современной жизни, и забыть, именно потому, что трудно поверить в то, что это  было, есть, может быть…

А тут уже появляются такие грозные записки некоторых наших европейских братьев "Левиафан Звягинцева - символ современной России" (Бурова) – вот так не больше и не меньше.

Для того, чтобы задуматься  о деталях, в которых скрывается не только дьявол, но и реальность, приведу –пример знаменитого стихотворения
А.Блока  «Незнакомка», где каждый в меру своей распущенности определяет, кто же такая эта таинственная дама, которая не должна появляться одна в ресторане, значит, всем понятно, что это значит, кто она такая

Только не видят  те, кто анализируют текст,  одной простой детали, посмотрите на одежду героини, спросите у людей, которые знают историю моды – в 1907 году не было такого одеяния  у дам, шляпа с траурными перьями – это деталь моды 1900 года и чуть раньше. Это  время, когда А. Блок встретил свою первую любовь К.Садовскую, и, конечно, мысленно он к ней обращается все время.

- Все давно сожжено и рассказано, только первая снится любовь, - так он напишет  об этом позднее. Призрак этого сильнейшего чувства все время его преследует, и нет там с ним в данном случае никакой куртизанки, гулящей женщины.

Но чтобы понять это, надо знать время и его детали, чего упорно не хочет делать господин Звягинцев, а потому это фильм о России, которой нет, уж в 2014 году точно, она совсем другая, и к его фильму  имеющая мало отношения..

А вот кому это надо - хвалить фильм до небес, награждать его, говорить о нем снова и снова, вопрос, конечно,  интересный.

А мы с вами, как герой Л.Филатова, прошли по этому странному городу, который надо было выдумать от начала и до конца, и посмотрели широко открытыми глазами на все, что там творится, а потом с облегчением выбрались наконец на свет – в нашу реальность, которая не так страшна, как ее некоторые художники малюют.

Послесловие

Каждый из нас творит свои мифы, а уж кинематографисты особенно, в отличие от сказки, миф - это то, что было очень давно, но было в реальности, вот с этим можно согласиться. Но к реализму и к реальности сегодняшней этот фильм никакого отношения не имеет, символом никаким не является,  да простит меня господин режиссер,  жанр немного попутали создатели этого шедевра


Рецензии
Доброго времени! Поддавшись на возгласы СМИ познакомился с "Левиафаном" .
"...миф есть описание действительного события в восприятии дурака и в обработке поэта." (Братья Стругацкие)
Каждый воспринимает ушедшую Советскую эпоху по своему, не в этом суть. Что касается поэтической обработки - то скорее всего она напоминает социальный бред с элементами ветхозаветной интерпретации.
В спорах с критиками , относительно используемого в фильме мата, постоянный ответ - они на нем "разговаривают" , на самом деле Звягинцев пытается преподнести другое, а именно - они на нем думают.
В фильме не видно Жизни, только ее искаженная до неузнаваемости ТЕНЬ.
Абсолютно согласен с Вашим метким термином, раскрывающим основную идею "шедевра"! РОССИЯ-Левиафан, девятая часть суши планеты, пожравшая и своего библейского предшественника (постоянные кадры скелета на берегу), уничтожившая будущую жизнь (гибель жены главного героя от безысходности)и лишенная Света Божественной Веры (осуждение героя и торжество правящей тьмы).
Конечно, как же такое "творение" не наградить...
Левиафан - социальный БРЕД режиссера, талантливо вызвавшего духовное неприятие.
С уважением,Тепла и Добра!

Виктор Послушник   01.04.2015 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор!!!
По поводу думают при помощи мата- вот этого себе не представляю, хотя бы потому что большого смысла в матерных словах нет, они до такой степени затерты и обезличены. Мы мыслим все-таки образами, какие там образы. Эмоции, да можно как-то выразить, но это способ выражения. Ну представьте себе любой мат, это будет что-то совсем другое в мыслях...
Что касается жизни в наших фильмах, даже очень хороших, классных, у меня чаще всего такое впечатление, что нам показывают не реальность, а сны, бесконечные сны, где только отголоски реальности. Вот во сне такое можно увидеть, но в жизни.
Может потому и не трогает, и не особенно волнует, что это очередной

Любовь Сушко   01.04.2015 11:30   Заявить о нарушении
сон, а сны обычно не слишком волнуют, особенно если мы знаем, что это сон...
Кстати, на "Оскаре" не наградили. Как бы американцев не ругали, но что касается награжденных, признанных фильмов, чаще всего с ними приходится согласиться, это и правда, шедевры, а европейцы, они со своей конъектурой и толерантностью и сами в болоте, и всех туда тянут
Любовь

Любовь Сушко   01.04.2015 11:33   Заявить о нарушении
«Как бы кто-нибудь, извергающий из уст нечистоту, так и ты делаешь себя отврати­тельным. Ибо если сия нечистота так отврати­тельна, то подумай, как отвратителен должен быть источник этой нечистоты, а этот источник есть сердце: от избытка бо сердца уста глаголют (Мф. 12, 34).
Левиафан пожиратель не только плоти, но и самого сокровенного -души. Мертвые слова от мертвой человеческой души...

Виктор Послушник   01.04.2015 11:52   Заявить о нарушении
Конечно не наградили...хватило ответственности и честности, несмотря на все политические разногласия. ))

Виктор Послушник   01.04.2015 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.