Рефлексы и разумная деятельность

В своё время, нас учили, что у животных мыслительные процессы отсутствуют, и все их действия обусловлены инстинктами, человек же думает и поступает соответственно выработанному решению. Я и теперь часто слышу эту теорию с экрана телевизора.

Однако, чем дольше я живу, тем больше жизнь убеждает меня в обратном. Люди по большей части рефлексируют, отзываясь устоявшимися реакциями на известные раздражители и стыдливо называя это привычкой, вместо того, чтобы честно признать, что это выработанный условный рефлекс. А о стадном инстинкте и психологии толпы, и говорить не приходится. Наверное, каждый наблюдал, как группа людей, например туристы, спокойно может пройти мимо нескольких киосков с сувенирами или едой. Но стоит одному решиться купить что-либо, как более половины группы выстроится за ним в очередь.

Животные же, напротив, часто совершают весьма разумные поступки, труднообъяснимые теорией чистого инстинкта. Кто не видел, как врановые используют твёрдые предметы, чтобы расковырять землю, или кору дерева, как городские кошки и собаки переходят дорогу, или используют лифты и городской транспорт. Я однажды была свидетелем, как ворона пыталась разбить сухарь, подкладывая его под проезжающие машины.

Кормя в парке птиц и белок, я ещё раз убедилась в этом. Синички не впивались со всей дури когтями в раскрытую ладонь с семечками, а аккуратно охватывали ими пальцы, и не клевали зёрна, а осторожно подбирали их, слегка наклонив клюв. После этого птицы взлетали на ветку и уже там склёвывали угощение.

То же самое и белки. Они забирали еду с рук различными способами в зависимости от её типа и сопутствующих обстоятельств, проявляя при этом ещё и индивидуальные склонности.

Кусочки булочки одни животные подбирали зубами, другие, приблизившись и посмотрев, тут же удалялись в разочаровании. Аналогично и с очищенным подсолнухом. Он заинтересовал не всех белок, причём некоторые подбирали зёрнышко языком и скакали прочь, другие стояли и кушали, опёршись о ладонь лапками передних ног. Орешки могли забрать и лапками, и зубами, как было удобней из вынужденной позы. Когда рука была низко над землёй или близко к стволу дерева, белки, в основном, стояли на четырёх ногах, в противном случае, вытягивались в столбик, опираясь на ладонь одной или двумя передними лапками. Лапки были мягкие и тёплые. Какие у них острые коготки мы узнали уже в последние дни пребывания в Теплице.

Я сидела в развилке ствола склонённого дерева, которое полюбила за время прогулок по парку и на котором часто кормила белок и птиц. На первые постукивания никто не отозвался.
 – Пошли кормить уток, здесь никого нет, – тянул меня супруг, стоящий чуть поодаль. Но мне было очень уютно, уходить не хотелось. Когда я указала мужу на появившуюся белку, он принялся усилено стучать орешками и причмокивать. Белка была одна, и я замолкла.
 – Теперь дай я позову! – попросила я после того как он скормил ей два орешка.

Но, несмотря на смену постановки: я стучала, а супруг стоял тихо, белочка вновь подбежала к нему. Она пару раз прикоснулась лапкой к кроссовке, и, видя, что он не реагирует, взбежала по штанине до руки и осторожно забрала орешек. Мы онемели от неожиданности. По всему было похоже, что за время нашего пребывания, белки нас запомнили и признали.

А потом мы снова кормили белок и птиц. Я сидела на своём любимом месте и хорошо ощутила разницу прикосновений, между тем как белка взбиралась по моей штанине, когда даже сквозь ткань её когти слегка царапали мне ноги и мягкой лапкой, упирающейся в ладонь. Она, безусловно, понимала, что делает, эта белочка – забраться без когтей невозможно, но опираясь, она не желала причинить мне боль.


Рецензии