Сколько Вам лет? Портреты людей

  Сколько  вам  лет?  Портреты  людей.
     Меня  часто  спрашивают  :   «Ты  публикуешь много статей  об   интересных людях, имеющих  какие-то увлечения.  Как ты находишь  таких  людей?».
      Как и большинство,  я  с раннего детства  был  чем-то увлечён  : собиранием фантиков,  почтовых марок, почтовых открыток…Гонял голубей,  начал  фотографировать голубей разных пород.  Голубеводы  насчитывают более  800  пород,  фактически же пород значительно  больше, некоторые породы исчезают.    В моей  коллекции   фотографии  более  1000 разных   пород голубей.
       С юности  я увлечён историей московских домов. Когда-то я даже поставил себе цель  : сфотографировать все дома, все строения Москвы.  Есть у меня и другие увлечения. Когда же ты чем-то увлечён, то  , естественно,  что и   в  твой круг  знакомых  попадают такие же увлечённые люди! Рыбак рыбака видит издалека.   
     Несколько лет назад в Питере  скончался Николай Сидорович Тагрин, учёный-географ, страстный  коллекционер открыток. В его коллекции  было   более  700 000 разных открыток!   Я познакомился с ним весной  1967  года.  Интереснейший  человек!  О нём мог бы написать   серию   статей!
      Работая в гражданской авиации, познакомился с учёным орнитологом. Ведь известна опасность для  воздушных судов, которую представляют птицы.  В авиации есть даже отрасль  :  Орнитологическое обеспечение полётов.    Я был  знаком  с  Владимиром  Ивановичем Яшвили, коллекционером почтовых открыток с изображением  птиц. А начинал он своё  увлечение с фотографий птиц,  погибших  при столкновениях с летательными аппаратами.
     Мой отец  во время  войны служил в одном полку с Анатолием Ивановичем Волковым, который после войны  был направлен на работу в милицию,  был даже начальником легендарного  МУРа(Московского уголовного розыска).   Зная  мою тягу к разного рода  увлечениям, Анатолий Иванович   знакомил меня с интереснейшими людьми!  У него я познакомился с иллюзионистом Вольфом Мессингом, астрологом  Сергеем Алексеевичем Вронским,  многими  другими. 
     Кстати,  горжусь тем,  что  предложил Анатолию Ивановичу  увлечение  :  собирать сведения о  ворах и мошенниках, которые «завязали» с  преступным миром.    Немногие  знают,  что стоит  профессиональному  вору, виртуозному карманнику , привыкшему к   блатной жизни , навечно  связанному с  братвой,  порвать  с этим миром.  Тут требуются не только  огромные    волевые  усилия, но нужно   иметь мужество  не испугаться   вполне реальной расправы , грозящей   отступнику!  Блатняки не прощают выхода    из  блатного мира.   Анатолия Ивановича  снабжали информацией  (весьма чахлой!)  оперативники  со всей Москвы.   Со временем у Волкова собрался интереснейший материал, с которым не может сравниться ни один научный труд.   Ведь учёные всё-таки люди казённые, а  в своём увлечении Анатолий Иванович был любитель, увлечённый  своим занятием.
      И однажды  Анатолий Иванович  познакомил меня с   Петром  Вадимовичем  Ларичевым, работавшим  оперативником в одном из московских отделений милиции.  Волков  был большим любителем поэзии, был знаком с лучшими поэтами страны.  Я  покупал для него поэтические   новинки. Привёз  книжки Ахмадулиной и  Вознесенского.      Вошёл в кабинет Волкова, он сразу же остановил меня  :    «Стой на этом месте! Сейчас  Пётр Вадимович точно определит твой  возраст!».
    Из-за стола поднялся  мужчина  лет сорока,  немного худощавый, улыбчивый.  Он остановился в двух метрах от меня, посмотрел на меня не более минуты и повернулся к   Волкову  :  «Анатолий Иванович, гражданину Мурзину в настоящее время  31  год   восемь месяцов!»  .  Произнёс он свой приговор с некоторой  театральностью  и подмигнул мне.   Чувствовался человек не только умный, но и с отличным чувством юмора. Именно такие люди всегда меня привлекали.   
     Анатолий  Волков  радовался как пацанёнок на новогоднем празднике! Он даже  зааплодировал   :  «Ну что, Мнир, скажешь?»  Я решил пошутить:  «Вы  заранее сообщили   Петру Вадимовичу    о моём возрасте!»  Пётр Вадимович остался нвозмутимым, он даже   улыбнулся. А вот Волков вроде бы обиделся, пришлось мне извиняться. 
     Я знал, как и всё остальное человечество, что по внешнему виду очень сложно определить возраст человека.   О  возрасте одного и того же  человека  разные люди  скажут разное!   Как же  Ларичев  мог  точно определять возраст? 
    Сам он объяснения  не  знает. Но рассказал кое-что интересное. Его отец  работал  в милиции, сын тоже мечтал стать милиционером.  Он  спросил отца, что нужно делать, чтобы  подготовиться к милицейской работе?   Отец в шутку  порекомендовал  Петьке  определять возраст людей везде, где возможно.    Соседей по дому, по улице, учителей.   Пятнадцатилетний  школьник оказался усердным  учеником . Он проявил  творческие способности  :  стал собирать  портреты разных  известных людей  и  пытался сам определить  их  возраст. А потом по справочникам устанавливал истинный  возраст этих людей. 
      К моменту  нашей  встречи  в коллекции Ларичева  было собрано около  40 000 портретов (  вместе с фотографиями).  Значительное место в его коллекции занимали  живописные портреты и автопортреты.  Ведь это один из лучших источников  для изучения внешности людей и определения их  возраста. Из разных литературных источников (романов, повестей, рассказов, мемуаров)   Ларичев делал выписки о внешности литературных персонажей, их возрасте.
      Я стал помогать Ларичеву  , собирая  данные  о  возрасте,  фотографии  и другие  изображения   разных людей.  Как-то я  спросил Петра Вадимовича:« Петро,  а  были у тебя промашки,  когда ты ошибался в возрасте?»
       -  Конечно!    Когда-нибудь я тебе покажу ту часть своей  коллекции, где собраны мои ошибки.
     Вот одна из ошибок Петра Вадимовича Ларичева  :      В  1886  году  русский  живописец  И.Е.Репин   создал  живописное   полотно   «Портрет  Г.Г.Мясоедова».  В  это  время   живописцу     Григорию  Григорьевичу       Мясоедову   (1834-1911)    было  52  года. 
     Пётр Леонидович   , увидев этот портрет записал  :  54  года, дома он проверил своё  предположение, оказалось, что он ошибся, Мясоедову  в момент    создания портрета Репиным было  52  года.

      Однажды Ларичев  провёл  чрезвычайно  интересный   эксперимент.  Мы  приехали на свадьбу  к   дочери нашего общего знакомого. Гости постепенно  собираются.  И тут Ларичев  достал блокнот и  спросил мужчину, стоявшего в курилке  вместе с нами  :"Простите, сколько вы мне дадите лет?" Ответ он записал. А всего опросил  37  человек.  ТОчный возраст Ларичева назвали двое или трое гостей.  Ларичев  сложил  все  данные о его возрасте, получилась  некая сумма,  которую Ларичев разделил на  37.  И получился точный его возраст!

     Сам Пётр  Вадимович  этот  феномен объяснил  так  :  когда человек смотрит на другого, он  выделяет  какую-то часть его внешности и по ней и определяет возраст человека.  Я  же  вижу  не  всё лицо  сразу, а  каждую часть лица одновременно! Это  похоже  на музыкальный слух.   
        Многие  живописцы  мира  оставили  много  портретов,  по  которым  мы  можем    представлять , как  выглядели люди   в  определённом  возрасте  в  разные  эпохи. Оказывается,   судя  по  коллекции   Ларичева,   есть различие  во внешности  52-летнего  мужчины, жившего  триста лет  назад ,    в  1886  году,  в  2006  году…     -   Опубликовано   5  февраля   2015  года  в  социальной сети   «Макспарк»  (Москва)    и    на    сайте Проза.Ру  :  М.К.Мурзин   «Сколько вам лет?  Портреты  людей».


Рецензии
В 1886 году 52 года соответствовали нашим 72, потому, что по-иному текло время. Медленнее. Это физическая реальность...

Саша Лиса   07.02.2015 00:36     Заявить о нарушении
Привет, Саша!
Вполне возможно, что ты права, сударыня. Не могу судить о течении времени.Не знаю.В Макспарке, читая тебя, много смеюсь , как ты громишь разного рода шантрапу!

Мнир Мурзин   07.02.2015 11:05   Заявить о нарушении
Хихи - спасибо

Саша Лиса   07.02.2015 16:00   Заявить о нарушении