ХР Первобытная система ориентации Часть 1

ХР. 2.7.64.1. Первобытная система ориентации. Часть 1.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 64.1. Первобытная система ориентации. Часть 1.


Иллюстрация из открытой сети Интернет: Яндекс.

Картина Художницы Жозефины Уолл (Josephine Wall). Обратите внимание на складки гористой местности…



Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Расогенез. Первобытная система ориентации. 49 000 до н.э.


Почему то в современном научном мире и в обыденном сознании принято считать, что первобытная система временной и пространственной ориентации первобытных людей была примитивной, то есть крайне простой.

Например, считается, что первобытные люди (даже современные люди, ведущие традиционный образ жизни) не имели числительных понятий-слов более двух - один, два и много…

Недаром в первобытном сознании-памяти осталась поговорка: «Один, два и обчёлся…».


Как же так? Человечество живёт, развивается, эволюционирует в течение нескольких миллионов лет, а до сих пор (практически до начала современности, то есть до 500 лет до н.э.) не умело считать и ориентироваться в окружающей среде и в мире?


Вот пример-цитата из ХР. 2.7.43.2. Первобытная цивилизация «Золотого века». Существование.

«В современной науке считается, что период времени «Каменного века» - это 2 600 000 до н.э. – 7000 до н.э. или 2 593 000 лет.

Напомню, что современной цивилизации нашего или нового времени (от Рождества Христова) всего 2012 лет или 0,08% истории человечества Каменного века (от 2 593 000 лет).

От божественного (библейского) «сотворения мира» прошло: 5508 до н.э. + 2012 н.э. = 7520 лет (0,29%).

От общепризнанного «начала истории кроманьонского человечества»: 40 000 до н.э. + 2012 н.э. = 42 012 лет (всего 1,62%).

Пусть 42 012 лет будет средним сроком (количеством времени) возникновения и развития человеческой цивилизаций, аналогичной современной.

Таким образом, за всё время «Каменного века» таких цивилизаций, возникших как наша современная «кроманьонская цивилизация» практически «с нуля», могло быть: 2 593 000 лет / 42 012 лет = 61,72 или 62 цивилизации.

Почему «практически с нуля»? Потому что в прошлом произошли события, которые мы сегодня называем «Конец Света»…

Человечество неоднократно переживало «конец света», «светопреставление», «вулканические зимы», «Великий Потоп» и другие всемирные катастрофы (в том числе «рукотворные» мировые войны).

Человечество неоднократно было «на грани жизни и смерти», могло полностью исчезнуть, но выжило, и выжили только те, кто оказался наиболее приспособленным к катастрофическим условиям.

Если бы сейчас (например, в 2012 году) внезапно произошли события, аналогичные прошлым «концам света», то вероятнее и быстрее всего погибли бы цивилизованные люди, живущие в современных городах, в современных жилищно-бытовых условиях. Современная бытовая цивилизация беззащитна против даже относительно небольших природных катастроф…


Археологические и исторические факты и артефакты доказательно свидетельствуют – в прошлом человечества были люди, уровень физического и интеллектуального развития которых был несоизмеримо выше современного, это были божества или боги.

До сих пор на нашей планете остались следы их материальной и творческой деятельности, повторить или воспроизвести которые современное цивилизованное человечество не может.

Мы даже не можем точно объяснить, как и посредством чего были построены циклопические сооружения, проложен каменный мост-насыпь в океане между материком и островом, изготовлена из горного хрусталя точная копия человеческого черепа, вычислен и создан календарь майя, начальная дата которого 5 041 738 или пять миллионов сорок одна тысяча семьсот тридцать восьмой год до новой эры…

Если первобытные люди не имели письменности и были примитивными по поведению, то такие знания и способности они должны были сохранять и использовать в своём первобытном сознании-памяти, то есть в уме…


Все без исключения расы, народы и этносы современного человечества имеют свои мифы, мифологии, системы мифологических, мифических, сказочных и легендарных структур-образов, героев, духов, божеств и богов.

Все без исключения расы, народы и этносы современного человечества имеют общечеловеческие и свои национальные архетипические структуры-образы, сюжеты и мотивы своих мифов, мифологий, систем мироощущения и мировоззрения.

Все без исключения расы, народы и этносы современного человечества в своих мифах и мифологиях пытаются по-своему и в целом почти одинаково объяснить, описать, растолковать мироустройство, возникновение мира и человека, установить общие правила поведения и общежития.

Все без исключения расы, народы и этносы современного человечества имеют биологическое единство структуры человеческого организма и общность биологических законов и процессов существования и жизнедеятельности любого и каждого человеческого организма.

Поэтому, несомненно, обязательно, реально, действительно и фактически существует единая общечеловеческая система феноменов, факторов, координат и условий координирующих, направляющих и управляющих жизнедеятельностью всех людей и каждого человека современного человечества, как в прошлом, настоящем, так и в будущем.

Несомненно, такой направляющей, управляющей и координирующей системой феноменов, факторов и координат является совокупность генетических, врождённых, наследственных и благоприобретённых инстинктов. Они вместе с единой структурой человеческого организма являются базой системы ориентации человека в окружающей среде и мире.

Следующей системой или вторым уровнем системы ориентации человека является первобытное и реальное сознание-память. Эта система ориентации координирует, управляет и направляет непосредственную, тактическую, оперативную жизнедеятельность любого и каждого человека.

Третьей системой ориентации человека является совокупность его индивидуальных жизненных потребностей, хотений и желаний, целей и задач, обязанностей и мечтаний, результатов труда и творчества, действий и поступков, деяний и бездеятельности, страстей и пороков.

Четвёртой системой ориентации человека являются семейные, групповые, коллективные, общинные, родоплеменные, местнические, традиционные, обычные и общенародные (общечеловеческие) жизненные потребности, общечеловеческие права и свободы, общепризнанные морально-правовые принципы и ценности.

Все остальные виды и типы ориентации человека в окружающей среде и мире (нравственные, этические, религиозные, сексуальные и даже ориентация во времени, в пространстве и на местности) являются производными от указанных общечеловеческих систем ориентации.

В целом все указанные системы ориентации человека в окружающей среде и мире называются мировоззрением, мироощущением и картиной (структурой-образом) мира.


Так вот, автор утверждает, что уже в данное время (50 000-40 000 до н.э.) человечество обладало развитой системой мировоззрения, мироощущения и определённой картиной окружающей среды и мира, которая сохранилась в коллективной общечеловеческой первобытной памяти-сознании (ноосфере) в виде:

временной и пространственной ориентации,
естественного человеческого бытового и сексуального поведения,
семейных и общежитейских (общинных) отношениях,
нормальном (добром, доброжелательном, этическом, человеческом) поведении,
отношений доминирования,
сказаний, сказок, легенд, бывальщин, пословиц, поговорок, мифов и мифологии,

а самое главное,

В ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПРАЯЗЫКЕ ПОНЯТИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СТРУКТУР-ОБРАЗОВ (ОДИНАКОВЫХ, ПОДОБНЫХ).


Что общего во всех без исключения словарях перевода слов с одного языка на другой?

Сам перевод – толкование, объяснение, представление, значение, образность, определение, пояснение, структура-образ, заключённый в конкретном слове-лексеме какого-либо языка.

Например, структура-образ дерева может выражаться на разных языках разными фонемами-звуками, по-разному звучащими лексемами-словами, но структура-образ дерева, как относительно высокого растения с кроной листьев и веток и стволом (или стволами), остаётся в сознании-памяти всех людей общим, единым.

Тоже самое происходит со всеми другими и любыми структурами-образами человеческой жизни, жизнедеятельности, поведения и отношений. Структуры-образы всего и вся в окружающей среде и мире для людей едины, но их наименования и названия звучат по-разному на разных языках (хотя, как мы убедимся в дальнейшем и звучание почти всех слов-понятий в языках мира созвучны).


Конечно, каждый человек индивидуален, имеет свой нрав, привычки, поступки и свой характер-судьбу, но каждый человек при этом переживает практически одинаковые периоды жизни: младенчество, ребячество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, дряхлость и уход из жизни.

На каждом из этих биологически закономерных этапах жизни человек переживает типичные естественные физиологические состояния, типичные возрастные изменения и превращения, совершает типичные (возможно, архетипические) действия и поступки.

Всё когда-то у каждого человека неизбежно, естественно, обязательно и закономерно бывает в первый раз, потом во второй, в третий и т.д. Поэтому человек в своей жизнедеятельности предсказуем…

Вот почему родители, например, обладая жизненным опытом, предостерегают детей, предупреждают их, подставляют им в нужный момент руки, плечо, поддержку, заботу и помощь.

То же самое делают старшие по отношению к младшим, опытные к неопытным, знающие к незнающим, сильные к слабым, руководители к подчинённым и т.д.

Вот почему в мире существуют естественные, реальные, действительные и определяющие поведение, действия и поступки людей типичные и архетипические структуры-образы – бытовые, морально-нравственные, общежитейские, поведенческие, деловые, религиозные, экономические и политические.

Совокупность общечеловеческих структур-образов (понятий, определений, толкований, объяснений, пояснений, правил, норм, запретов, принципов и ценностей) является базой данных системы ориентации человека в окружающей среде и мире.

Вот почему неважно, сколько применяется числительных (единиц счёта), главное, что есть структура-образ числа, количества единиц счёта. Вот почему, например, большое количество зёрен ячменя или воинов в толпе войск удобно считать не по единицам, а по определённому количеству – десятками, дюжинами, сотнями, тысячами, килограммами, тоннами, вагонами, эшелонами и т.д.

Вот почему первобытные люди, имеющие только три единицы счёта «один», «два» и «много», не являются «примитивными», им просто так удобнее считать и вести свои житейские дела, но они знают главное – счёт, умение считать, ориентироваться в мире количества единиц.

Вот почему даже самые «тупые» и «ленивые» современные ученики, безграмотные и незнающие практически ничего по обширным наукам и знаниям, с упоением и эффективно играют в компьютерные игры, пользуются мобильными телефонами, выходят в Интернет, с успехом ориентируются в сети и в мире, живут себе припеваючи без хлопот и мучений «всезнаек»…


Итак, единая база данных или структур-образов всех поколений и представителей современного человечества (человечеств) является Ноосферой – системой и структурой ориентации человечества. Причём у каждой расы, народа, нации существует своя ноосферная подсистема ориентации – это расовые или национальные особенности.


Несомненно, первичной и изначальной системой ориентации человеческих отношений были отношения и взаимодействия человекоподобных приматов и гоминид в зоологических объединениях (гаремных семьях, группах, стаях, стадах).

При этом окружающей средой таких объединений (окружающим миром) были, вероятно, только конкретные кормовые территории. Перемещения или миграции зоологических объединений гоминид практически полностью зависели от климатических и природных условий среды обитания.

Собирательство – это поиск съедобного на какой-либо территории, поэтому скорость передвижений и миграций гоминид была очень низкой – десятки километров за поколение (20-25 лет).


Скорость передвижений и миграций архантропов и питекантропов была, вероятно, гораздо большей, потому что они уже пользовались каменными и иными орудиями, питались мясом павших или убитых животных, поэтому нуждались в них, следовали за ними, искали их и каменное сырьё.

Архантропы, вероятно, ещё не путешествовали сознательно в окружающем мире, но, несомненно, ориентировались на местности, запоминали пути и тропы, места стоянок и схронов, умели оставлять следы-знаки, интуитивно определять время суток и расстояние по времени нахождения в пути.

Вероятнее всего, первым начал сознательно ориентироваться в окружающем пространстве и во времени Homo erectus – «человек прямоходящий», потому что представители этого рода освоили практически всю территорию Ойкумены (см. предыдущие главы «Хронологии…»).


Homo erectus – «человек прямоходящий» - в результате эволюционного развития получил главный и общий для всего человечества ориентир – вертикаль (структуры-образы-понятия верха, середины и низа) и горизонталь (структуры образы горизонта, сторон света, направлений).


Действительно, если группа людей встанет хаотично рядом друг с другом, то у каждого из них будут свои: «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «вбок», но у всех у них одновременно и независимо от их воли, желания и хотения будет единые ориентиры: «верх», «низ» и «середина» (место на равном расстоянии между верхом и низом).

Сила гравитации, вес, масса, притяжение любого тела к земле, направление верх-низ – вот та общая структура-образ, общечеловеческое понятие и определение, которое является не просто праязыковым, а изначальным, естественным, физическим, объективным (на Земле).

Поэтому классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000-49 000 до н.э.), несомненно, обладают соответствующими структурами-образами и ведают-знают, что такое «верх», «низ», «середина», «влево», «вправо», «вперёд», «назад», «вбок», а также массу производных структур-образов, понятий и определений, например, «туда», «сюда», «оттуда» и т.д.

Несомненно, все и любые мигранты-путешественники, первопроходцы, охотники и бойцы, кочующие общины, племена, народы и нации хорошо и естественно ориентируются во времени и пространстве, используют привычные и удобные структуры-образы для ориентации не только во времени и пространстве, но и в других сферах человеческой жизнедеятельности и отношений.


Как формировалась или могла формироваться (создаваться) система ориентации первобытного человека?

Очень просто и естественно…


Ещё в утробе матери плод ориентируется своими нарождающимися органами чувств и ощущениями в окружающем его пространстве. К моменту рождения ему уже тесно в замкнутом пространстве материнской утробы, тело и мышцы плода-детёныша требуют активных движений, пространства.

Вот почему у человека на всю жизнь сохраняется тяга к пространству, к свободе, боязнь замкнутого тёмного пространства, заключения под стражу и т.д. При этом также врождённым является инстинктивное желание иметь жилое, удобное, комфортное пространство (место, постель, жилище, дом, территорию).

Пространственная ориентация, как общеизвестно, осуществляется посредством непосредственного восприятия окружающей среды и последующего обозначения пространственных феноменов, факторов и ориентиров соответствующими структурами-образами, словами-понятиями, определениями и наименованиями.

При этом связь времени и пространства обозначается, например, так: «До того места три дня пути»…

Пространственно-временная ориентация – это восприятие и обозначение: расстояния, размеров, формы, взаимного расположения объектов и субъектов и их местоположение в пространстве, путь к ним по ориентирам и по общим направлениям. При этом вертикальная ориентация подразделяется на уровни (высоты, ступени, ранги и т.д.).

Пространственная ориентация неизбежно, естественно, инстинктивно возникает и развивается у человека в любом пространстве-времени, в любой окружающей среде: на поверхности суши, под водой, под землёй, в космосе, в реальных, фактических и действительных обстоятельствах, а также в виртуальных воображаемых мирах и т.д.

Причём пространственно-временная ориентация, следовательно, и само пространство-время, возникает, развивается и познаётся по мере того, как сам человек его воспринимает и исследует. Пространство-время ограниченного в развитии человека неизбежно само ограничено, мало, «скукожено»…

Пространство-время младенца – это руки и объятия матери, место в кроватке, ближайшие звуки, события, лица, запахи, игрушки-погремушки. За пределами этого чувственного пространства-времени что-то неясное, грозное, опасное, шумное, безымянное…

Пространство-время ребёнка – это близкое и непосредственное соседство-взаимодействие с привычными руками и объятиями родителей, режимом кормления, местом игр, игрушками, а также расширенным составом лиц, обращающихся к ребёнку по имени, со словами-интонациями, это окружающий мир ощущений органами чувств.

Ребёнок, как правило, познаёт окружающий мир (пространство-время) своими ощущениями  на вкус, на вид, на цвет, на ощупь, на воздействие (тепло-холодно, хорошо-плохо, уютно-некомфортно).

В раннем детстве (3-4 года) такое восприятие окружающей среды и мира сохраняется, но уже видится, познаётся и воспринимается имеющимся детским жизненным опытом и структурами-образами первобытной памяти-сознания. Например, боязнь высоты, погружения с головой в воду, чужих людей…

В этом периоде главным (если не единственным) языком общения и взаимодействия маленьких детей является язык мимики, выразительных взглядов, поз, жестов, то есть зрительных знаково-сигнальных структур-образов. Например, достаточно родительского грозного взгляда и краткого рыка, чтобы остановить не в меру расшалившегося ребёнка… 

Далёкие субъекты и объекты воспринимаются маленькими детьми как небольшие предметы, до которых можно дотянуться и взять их в руки, как игрушки. При этом руки и ноги уже начинают различаться на левую и правую, расстояния – на далёкие и близкие, а время – на «день» и «ночь», на «сегодня» и «завтра».

Важнейшим фактором пространственно-временной ориентации является возникновение и развитие знаково-символьного звукового обозначения соответствующих структур-образов памяти-сознания – имён, наименований, названий.

Вероятнее всего, первоначальный звуковой праязык или вербальное общение первобытных людей (язык звуковых структур-образов, соответствующих зрительным структурам-образам) возник и развивался из эмоциональных возгласов, криков, сигналов, команд, зовов, имён, наименований. При этом широко использовался язык мимики, взглядов, поз и жестов.

Например, кто-то из опытных первобытных охотников-питекантропов говорил так: «Пс-пс!» (тихо привлекал общее внимание); «Эй! У!» (привлекал внимание конкретного охотника); «У!» (там), «Ту!» (ты) (тут, здесь), а «Э-э!» (этот) (сзади) (указание рукой на места расположения охотников); «А-а-а!» («давай!», «вперёд!», «нападай!») (возглас-команда, соответствующая определённому знаково-сигнальному поведению).

Примечательно, что до настоящего времени именно так или подобно тому общаются люди в стрессовых или катастрофических ситуациях (война, спецоперация, разведка на местности в тылу врага и т.д.). Практически все воины, кроме своих настоящих имён и фамилий, имеют наследие первобытного сознания-памяти – свои персональные кодовые обозначения, прозвища, клички, позывные…

Примерно с четырёх лет жизни у ребёнка начинается развиваться глазомер, пространственно-временная координация движений рук, ног и тела. Ребёнок начинает активно играть всем, что попадается ему в руки. Он начинает подражать взрослым и играть в игры на меткость, дальность, сообразительность.

Самыми распространёнными и, вероятно, древнейшими пространственно-временными играми являются «догонялки» и «прятки».

«Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, кто не схоронился, я не виноват». В этой детской считалке, возможно, сконцентрировано больше пространственно-временной и ориентировочной информации, чем в начальных строках книги «Бытие» Библии…

Числа – это система счисления, порядок следования, ритм движения. «Я» - знак-символ личности, самости, значимости. «Иду искать» - обозначение пространственно-временного действия, события, процесса. «Кто» - все, кто-то, разные, участники, всякие, любые. «Схоронился» - архетипическое слово-понятие, структура-образ схрона, тайника, укрытия, убежища. «Виноват» - правовая категория ответственности, последствий, вины, справедливости, системы отношений доминирования.

Каждое из этих слов-понятий, структур-образов открывает новые пространственно-временные миры и ориентиры (феномены, факторы, оценки, критерии и т.д.).

Вот почему будущие буквы всех праязыков, в том числе праславянского (индоевропейского), славянского и русского языков имеют свои собственные наименования, структуры-образы. Например, буква «м» - называется «мыслете», «л» - люди, «а» - аз, «б», - буки, «в» - веди, «г» - глагол, «д» - добро, «е» - есть, «ж» - живете, жизнь…

Вот почему письменные знаки (наскальные рисунки, иероглифы, рунические резные буквы, письменные знаки разных языков) имеют соответствующие зрительные структуры-образы, знаки-указатели. Например, узкий треугольник основанием вверх с точкой над ним (широкие плечи) означает мужчину, а тот же треугольник основанием вниз (широкие бёдра) с точкой над вершиной – женщину.

Вот почему в многочисленных испытаниях-экспериментах, проведённых автором с разновозрастными людьми, большинство из них, играя в предложенную игру-тест на обращение к первобытной памяти-сознанию, уверенно обозначали на схеме-карте:

точкой – своё местопребывание;
кривой линией – соответствующий берег реки, ручья, тропинки или дороги;
неровным кружком – местонахождение какого-либо ориентира;
короткими чёрточками с точками – точное, примерное или символическое количество и местопребывание остальных участников эксперимента-игры или других людей;
похожими контурными рисунками – отдельные природные объекты-ориентиры;
знаками, похожими на следы – вероятное местонахождение соответствующих животных и птиц;
косым или прямым крестиком – места схронов, тайников, убежищ.

Для «чистоты» эксперимента-игры участникам предлагалось самим выбрать способ и метод иллюстрации-схемы игрового пространства-времени. Причём практически все участники располагали свои рисунки-схемы в положении: верх – это север, низ – это юг, левая сторона – запад, а правая сторона рисунка-схемы – восток.

Примечательно, что все участники указанных испытаний-игр указывали взаимосвязи между объектами и субъектами своих рисунков-схем тонкими линиями (сплошными или пунктирными). Причём сплошными тонкими линиями показывались реальные, действительные и фактические взаимоотношения, а пунктирными – возможные, вероятные, временные, периодические.


Более эмоциональными, верными, близкими к натуре, эффектными и интересными пространственно-временными моделями окружающей среды и мира были в этих играх-испытаниях макеты местности и арены событий из песка и подручных материалов.

Зрительные структуры-образы местности весьма точно воплощались на макете. Ориентиры практически точно соответствовали своим местам расположения в натуре. Рельеф и ландшафт макета также копировал реальную местность.

При этом так же, как на рисунках-схемах, местоположение героев-участников обозначались точками, а их действия-взаимоотношения – линиями связей. Места схронов на макете тоже, как правило, обозначались перекрестием подручных материалов.

Также на макетах и на рисунках-схемах все места схронов, убежищ и тайников всегда и обязательно «привязывались» (корректировались, ориентировались) к конкретным знаково-сигнальным ориентирам («Три шага от дерева к камню, поворот налево и шесть шагов к коряге, клад под камнем, на который указывает ветка коряги»).

Кстати, давно подмечено – чем точнее слова зрительно (образно) определяют направление, тем легче ориентироваться на местности, искать ориентиры, воспринимать окружающую среду, картину мира.

Например, дети (взрослые тоже) очень хорошо воспринимают всякие игривые шутки-прибаутки при пояснении-разъяснении им каких-либо истин, корректирующих или ориентирующих их поведение.

Вот почему пословицы и поговорки, крылатые выражения и ёмкие точные афоризмы так популярны и так часто применяются в человеческой ориентации.

В данное время (50 000-40 000 до н.э.), вероятно, также существовали нотации, увещевания, убеждение, поощрение, наказание, напоминание, указание, объяснение, пояснение, направление, определение и толкование слов-понятий, структур-образов, примеров и образцов человеческого поведения. Несомненно, такие способы ориентировки существовали при подготовке будущих охотников, для развития глазомера и меткости.

От глазомера охотника-воина, то есть от способности «на глаз» определять расстояние, зависит результативность охоты, охотничья удача, а то и жизнь охотника-воина.

Несомненно, первобытные охотники данного и последующего времени (50 000 до н.э. – современность) хорошо знали-ведали ширину своего обычного шага, ускоренного шага и бега, свой рост в каких-либо единицах измерения, длину ступни, руки от кончиков пальцев до локтя, ширину раскинутых в стороны рук, толщину какого-либо эталонного пальца.

Эталонные размеры (длина, толщина) неизбежно применялись при изготовлении каменных, костяных и деревянных орудий. Доказательством тому «стандартные» формы и размеры мустьерских каменных орудий, колов-копий, метательных копий-дротиков.

Несомненно, первобытные охотники «на глаз» умели и умеют определять приблизительные расстояния до определённых природных объектов «стандартной» величины, например, деревьев.

Так, например, на границе видимости-зоркости человеческих глаз различаются складки гористой местности, скалы, различия в растительности, передвижения стад животных на расстоянии 15-20 км (4-5 часов спокойной ходьбы). Отдельно стоящие деревья различаются на расстоянии 8 км (2 часов ходьбы). Движение больших животных или групп животных различаются на расстоянии 2 км (полчаса ходьбы), движение отдельного животного – 600 метров, а движение рук человека – за 400 метров от него.

На расстоянии 100 метров уже можно хорошо видеть и разгадывать возможные или вероятные движения животного и человека, предвидеть его поведение. На расстоянии 50 метров уже возможен прямой контакт-поединок метательным орудием-оружием. На расстоянии 20 и менее метров контакт-поединок может перейти в рукопашный бой.

Только находясь «лицом к лицу лица не увидать», так как в зоне непосредственной близости вступают в силу не визуальные (зрительные) структуры-образы первобытной памяти-сознания, а тактильные, обонятельные, вкусовые, физические и физиологические ощущения ориентации, чувства и восприятие партнёра-соперника.

Занимаясь изо дня в день изготовлением каменных орудий, первобытные люди данного времени (50 000-40 000 до н.э.), несомненно, обладают уникальным глазомером и чуткостью своих рук и пальцев, потому что выбрать нужную точку удара отбойником по каменной заготовке-нуклеусу, чтобы откололся-отщепился нужного размера и вида отщеп, может только опытный мастер. В этом убедились практически все учёные-археологи – реконструкторы первобытных техник и технологий.

Хорошим примером и инструментом первобытной системы ориентации является знаменитый «русский аршин» - старорусская единица измерения, «самый прут, палочка или тесьма ровно в эту меру» - 1/3 сажени или 4 четверти, или 16 вершков, или 28 дюймов, то есть 71 см 12 мм – один шаг. 

Таким образом, глазомер, способность измерять расстояния и размеры от самых больших до самых маленьких является жизненной потребностью всех без исключения первобытных людей, живущих в открытой природе традиционным образом жизни.

От глазомера, от способности «на глаз» определять размеры и другие параметры вещей и предметов (камней-валунов, туш и частей туш животных, стволов-брёвен, веток-палок и т.д.) зависят другие способы ориентации человека в окружающей среде и мире, например, определение количества и веса.

Примером тому – определение «на глазок» длины хвороста и веток для костра, которого нужно столько, чтобы можно было донести до места стоянки и которого хватило бы на приготовление всех возможных кушаний…

Точно так же определяется длина стеблей камыша или веток ивы, которые необходимы для плетения циновок и корзин, длина стеблей орешника (лещины) для изготовления плетня и т.д.

Так естественно от глазомера и измерения длины, ширины, глубины и высоты первобытные люди перешли к ориентации в количестве, а потом и в качестве любых видов сырья и изделий.


За развитием глазомера неизбежно, естественно и закономерно последовало развитие пространственно-временной ориентации на месте, на местности и на территории. Так, например, 6-7 летние отроки любых рас, народов и этносов повсеместно и во все времена уже могут ориентироваться на местности.

Они хорошо и свободно себя чувствуют в знакомых привычных местах (жилище, помещение, местопребывание, стоянка), реально и действительно воспринимают и оценивают размеры бытовых вещей и предметов, величину и форму помещений и «мебели» (лежанок, постелей, очагов, кладовых и т.д.), высоту стволов-столбов и глубину ям, но деревья, холмы и скалы для них всё равно «большие», а взрослые люди – «высокие».

Недаром говорится: «У страха глаза велики»…

Пространственная ориентация – это, прежде всего, определение своего места и его положения относительно объектов и субъектов окружающей среды и мира. Вот почему человек, обычно, говорит: «Я нахожусь на остановке троллейбуса на улице, ведущей к вокзалу, справа от киоска» и т.д.

Пространственная ориентация жизненно необходима при любом виде движения: физическом, реальном или воображаемом, виртуальном. Только при наличии пространственной ориентации человек может ходить, двигаться, ступать, бегать, прыгать, путешествовать, мигрировать.

Поэтому, несомненно, все гоминиды, все архантропы, питекантропы, неандертальцы, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000-49 000 до н.э.) обладали пространственной ориентацией, системой восприятия, фиксирования естественных и установления (создания) искусственных ориентиров.

Вероятно, первыми искусственными ориентирами были специально оставленные следы (передвижения, жизнедеятельности, действий и поступков), например, следы охоты, останки разделанных туш, кости, скелеты или могилы погибших охотников-воинов.

Все схроны, тайники, хранилища изначально инстинктивно и естественно скрывались (маскировались) и одновременно указывались какими-то памятными знаками-сигналами.

Все кормовые территории, наоборот, отмечались хорошо заметными пограничными знаками-сигналами, либо отпугивающими нежелательных посетителей, либо дающими им знать, что здесь уже есть хозяева.

Так, например, животные тщательно скрывают следы своих физиологических отправлений и, наоборот, отмечают своими пахучими выделениями границы своих территорий обитания.

Череп могучего зверя или животного (льва, тигра, пещерного медведя, волка, бизона, носорога, мамонта), высоко посаженный над землёй на кол недвусмысленно сигнализирует, что он туда не сам попал, что его кто-то водрузил на кол, перед эти добыл, освежевал, обглодал и очистил, а теперь показывает всем, какой он (или они) сильный, смелый и бесстрашный. Череп на колу – это знак-сигнал, что и другие могут лишиться своей головы…

Лик (структура-образ) тотемного животного (которого нельзя убивать), вырезанный в дереве или в камне, является «пограничным столбом», сигнализирующим и информирующим всех, кто понимает, что здесь территория определённого рода-племени. Например, длинный шест с волосяным бунчуком, воткнутый в землю степи, издалека сигнализирует кочевникам – здесь место пребывания нарождающейся семьи, сюда подходить и мешать нежелательно…

Таким образом, изначально вся окружающая среда и мир для всех без исключения животных, в том числе для человека, это пространство ориентации, мир ориентиров, знаков, следов, символов, видов, картин, структур-образов.

Вот почему автор уверен, что в данное и последующее время (50 000 до н.э. – современность), существует и всегда существовали первобытные, а возможно, и культурные цивилизации пространственной ориентации, системы и структуры знаков-символов и системы-структуры или языки их использования.

В частности, в данное время (50 000-49 000 до н.э.) первобытные люди Ойкумены повсеместно используют систему и структуру (язык) следов, следовых отпечатков, следовых схем-рисунков, символических узоров бытовой, праздничной и боевой окраски лица и тела, узоров татуировки, а также, вероятно, рисунков-схем-планов и/или макетов местности.

Автор не настаивает на вероятном или возможном существовании в данное время цивилизаций, аналогичных современной цивилизации, так как никаких материальных археологических следов таких цивилизаций нет (за исключением уникальных и сомнительных находок). Однако, несомненно, своя первобытная цивилизация или первобытные цивилизации классических неандертальцев и кроманьонцев существовали.

Об этом доказательно свидетельствует генная археология, эволюция человека и человечества, сознательная трудовая и познавательная деятельность классических неандертальцев и кроманьонцев, усовершенствование орудий труда и боя, образование многочисленных коренных и местных народов и этносов, широкое освоение первобытными людьми данного времени (50 000-40 000 до н.э.) огромных территорий Ойкумены.

Автор напоминает – по геохронологической шкале человеческой цивилизации на Земле в данное время (50 000-49 000 до н.э.) продолжается:

Эон: Фанерозойский.
Эра: Кайнозойская.
Период: Антропогеновый или Четвертичный.
Эпоха: Плейстоценовая или Раннеантропогеновая.
Археологический век: Средний Палеолит,  Древний Каменный век.
Индекс века: Q 1.
Климатический период: Средневалдайское (Карукюланское) межледниковье.
Начало климатического периода: 50 000 до н.э.
Окончание климатического периода: 40 000 до н.э.
Длительность климатического периода: 10 000 лет.

Продолжается стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Относительно низкий уровень мирового океана (на 60-61 м ниже современного уровня). Иное местоположение Северного и Южного полюсов, материков и морей в климатических и природных зонах.

Мощное оледенение северной территории будущей Канады, а также существование на севере Евразии легендарной Гипербореи, на северо-востоке – Беренгии, Охотии, на востоке – Ниппониды (Корейский полуостров, сухопутный шельф Японского моря, Японские острова), а на обширных шельфовых землях Юго-Восточной Азии – Меганезии-Лемурии-Му-Сунда (будущие Индокитай, Индонезия, Филиппины).

Условия жизнедеятельности первобытных людей Ойкумены (обитаемого мира) соответствуют условиям постоянных и сезонных перемещений по Аустрическому, Бореальному и Африканскому (обратно в Африку) путям миграций в поисках новых кормовых территорий.

Изолированные тропическими и полярными пустынями, горами, морями, крупными реками, непроходимыми джунглями и лесами, первобытные люди (этносы, народы, племена, общины) вынуждены жить небольшими по численности и изолированными друг от друга популяциями в соответствующих климатических, экологических и природно-ресурсных местных (региональных) условиях.

Эти условия окружающей среды или среды обитания, а также изолированность популяций коренных народов друг от друга  являются определяющими в развитии фенотипов обитателей Ойкумены (обитаемого мира) данного времени (50 000-49 000 до н.э.).

Активное формирование фенотипов всех основных коренных народов современных рас – африканцев, обитателей Южной Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Причерноморья, Восточно-Европейской (Русской) равнины, Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Южной Сибири, Дальнего Востока, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда, Австралии.


Таким образом, данное время (50 000-40 000 до н.э.) – это время сознательных, любознательных, познавательных путешествий, открытий, переездов, поисков, переходов, освоений, миграций, следовательно, пространственной ориентации, выработки способов и методов ориентации, в том числе ориентации в человеческих отношениях.

Показательно, что библейский Моисей 40 лет (почти два поколения) водил свой народ по пустыням, чтобы из народа «выветрился дух (память-сознание) египетского рабства», чтобы потом можно было с новыми скрижалями-заветами Бога прийти в «землю обетованную»…


Любая ориентировка в любом пространстве-времени естественно, неизбежно и закономерно требует разрешения трёх проблемных задач: выбора цели (направления), выбора пути (дороги, маршрута) и выбора способов достижения цели и следования по пути.

Без количественно-качественных критериев осмысления, обозначения, объяснения этих проблемных задач практически невозможно их разрешение. Выбор направления требует ориентации в жизненных потребностях, выбор пути – в пространстве и на местности (в обстановке), выбор способов – оценки возможностей, ресурсов и условий.

Вот почему неизбежно, фактически, реально, закономерно и естественно возникло ощущение и восприятие веса, тяжести (массы груза), количества (например, носильщиков), времени (например, суток), штук (например, мест груза), а также степени (например, усталости, бодрости) и т.д.

Несомненно, первобытные люди данного и последующего времени (50 000 до н.э. – современность) обладали своей первобытной системой мер и весов, своими стандартами мер и весов.

Примечательно, что современные туристы, охотники или собиратели грибов и ягод, собираясь в пеший поход, неизбежно и естественно возвращаются к первобытной системе ориентации (конечно, с поправкой на современную экипировку и средства-инструменты), в том числе к приметам…


Приметы – это структуры-образы первобытной памяти-сознания, следы и ориентиры ориентации в историческом пространстве-времени, примеры из жизненного опыта, ведические знания, замеченные (подмеченные, примечательные) устойчивые взаимосвязи между различными феноменами окружающей среды и мира.

Несомненно, первобытные люди данного и последующего времени (50 000 до н.э. – современность) обладают развитой системой и структурой примет, примечаний, замечаний, ведических (опытных, экспериментальных) наблюдений. Приметы, точно так же, как пословицы и поговорки, составляют базу данных Ноосферы первобытного человечества (человечеств).

Приметы, пословицы, поговорки, сказы, сказки, бывальщины, легенды, мифы, мифологии и история – всё это система и структура ориентации в пространстве и времени, в жизни, в жизнедеятельности всех и каждого человека, от первобытного до современного.

Вот почему автор для себя не делит и не разделяет цивилизацию на «современную» и «первобытную» – она едина, непрерывна, органична, бесконечна (пока жива Земля и человечество). Вот почему можно и нужно говорить только об этапах, периодах, эпохах в развитии человеческой цивилизации.


Итак, несомненно, первобытные люди данного и последующего времени (50 000 до н.э. – современность) могли и умели «примечать», «отмечать», «иметь на примете», «брать на заметку», «принимать во внимание», «размечать» и «рассчитывать» какие-либо феномены, явления, события, чтобы использовать эти сведения в настоящем и будущем.

Способность замечать и отмечать способности и возможности личности, например, помогает вожакам-вождям формировать группы охотников-воинов на исполнение определённых целей и задач. Вообще, поведение людей обязательно подвергается анализу по приметам и люди заранее выявляют хороших и не очень хороших партнёров.

Например, взрослые родители заранее примечают молодого человека или молодую девушку для своих детей, отслеживают их поведение и жизненный путь, отмечают их успехи и неудачи.

Ведическая способность всё замечать, отмечать, примечать и т.д. выражается в таких древнейших понятиях-выражениях, как: «по всем приметам», «по-видимому», «видимо», «скорее всего», «вероятно», «возможно».

При этом приметы, вернее, бездумное использование примет, нередко ведёт к суеверию, то есть к полному доверию или вере в приметы.

Первобытная система отношений доминирования наполнена приметами и суевериями. До сих пор дети суеверно считают, что если родитель взялся за ремень, то неизбежно последует порка, наказание поркой.

Если мама или бабушка сказала, что «к неслуху придёт бабайка и накажет его», то «бабай» обязательно придёт. Точно также дети и взрослые суеверно верят в новогодние приметы, в Деда Мороза и Снегурочку…

Если примета – это признак, предвещающий какое-либо событие, то суеверие – это вера в приметы, то есть в наступление каких-либо событий по приметам.

Так, например, в жизни автора «Хронологии…» тоже неоднократно возникала примета-знак наступления самых неприятных событий – неожиданно сами по себе трескались различные предметы, после чего через несколько дней также неожиданно «трещина-раскол» раскалывала привычное течение жизни…


Однако некоторые приметы являются настоящими научными открытиями закономерностей, например, приметы погоды, приметы роста, развития и изменения растений и людей, приметы расположения рудных или полезных ископаемых, водоносных подземных слоёв, потоков и источников, изменение свойств различных материалов (например, камня) при нагреве, увлажнении, растворении и т.д.

Приметы, видимо, стали базой данных первобытной науки – ведовства, знахарства, знаниями знахарей, шаманов, ведунов и ведуний, волшебников, магов, колдунов и колдуний.

Суеверия стали базой данных для других «ведунов», «вожаков», «вождей» и «духовных лидеров» (жрецов, священников, попов), базой данных первобытных традиционных верований и различных религий.

Действительно, легче всего бездумно доверять, доверчиво следовать за знающим, умелым и удачливым, ступать след в след, слепо доверяться проводнику-пастырю, суеверно следовать традициям, обычаям и приметам, которые без особых усилий обеспечивают комфортное удовлетворение ощущением безопасности, спокойствия, стабильности…

Это первым труднее всего «прокладывать лыжню по снежной целине» или первым идти по приметам «по топкому болоту жизни», вторым и третьим последующим гораздо легче, не надо учиться на своих ошибках, если есть чужие «шишки и ушибы».

Так «след в след», вероятно, шли многие поколения первобытных первопроходцев, ведомые своими героями-демиургами, ведунами-вожаками, своими «мессиями-моисеями», осваивая Ойкумену, приобретая жизненный опыт и ведические знания, умения и технологии ориентации в окружающей среде и в мире пространства-времени.

Так по приметам и испытаниям формировалось ведическое общечеловеческое мировоззрение, мироощущение и мировосприятие окружающей среды и мира.

Вот почему автор убеждён, что в данное время (50 000-49 000 до н.э.) уже существует некая первобытная картина мира или общее представление первобытного человека о мире (Ойкумене) вообще и о конкретной окружающей среде и мире обитания, в частности.


Какой была или могла быть «картина мира» для первобытного человека данного времени (50 000-49 000 до н.э.)?

Об этом и о многом другом в следующей главе «Хронологии»…


Рецензии
На счет 7520 лето нас опять обманули, так как этот календарь расчитывается совсем по-другому. Но чтоб люди не докапались до сути их повели в другую степь.
Про календари можете посмотреть у меня на странице, а также фильм посмотреть
http://www.youtube.com/watch?v=GhmMn-3gJpw

Ильмой   27.04.2015 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, уважаемый Ильфат.

"Про календари" посмотрел указанный Вами фильм и ваши произведения. У сожалению, фильм изначально очень нудный и заполнен обычными обвинениями в неграмотности современных учёных. Ваши произведения требуют внимательного прочтения и осмысления.

По поводу одной из дат сотворения мира - 5508 лет до н.э. и "7520 лет" - это только общепризнанные модели исторического летоисчисления. Думаю, что с летоисчислением "нас не обманули", мы сами молча самообманываемся потому, что так удобнее...

А истинный (астрономический) календарь для нас и за нас "рассчитывает" фактически, реально, действительно и закономерно скорость и другие факторы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, само Солнце и планеты Солнечной системы, а также влияние (воздействие) ближнего космоса и ближайшие взрывы сверхновых звёзд. Нет?

С уважением и искренними пожеланиями Вам успехов в творчестве,
Александр Сергеевич Суворов

Александр Суворый   27.04.2015 19:53   Заявить о нарушении
Возможно фильм нудный, но зато четко объясняет, как работает календарь, а 15 минут можно и послушать. В университетах по 5 - 6 лет слушают ложь и время не жалко, а тут на 15 минут время жалко стало, хотя в фильме рассказывают, как надо пользоваться настоящим древним и закрытым от нас календарем.

Ильмой   27.04.2015 21:21   Заявить о нарушении
В чём цель?

Вызвать несправедливыми и высокомерными обвинениями раздражение и обиду или открыть людям истину?

Что для Вас важнее? Показать всем, что Вы умнее всех или быть в действительности умнее всех?

Валентин Пикуль дал ответ на этот вопрос в своём романе "Честь имею", девиз жизни его героя был: "Быть, а не казаться"...

Александр Суворый   27.04.2015 23:23   Заявить о нарушении
Александр - у каждого свои тараканы в голове и свое видение на мир. У Пикуля свои, у Вас свои, а у меня свои. Подстраиваться под Пикуля или еще кого-то я ненамерен.

Ильмой   28.04.2015 13:51   Заявить о нарушении
Никоим образом не настаиваю, уважаемый Ильфат.

Каждый выбирает то, что выбирает. Главное, чтобы выбор был разумным.

Александр Суворый   28.04.2015 17:26   Заявить о нарушении
Как обычно разумный выбор - стоит камень у дороги и три направления от него, а бывает и 6 направлений - еще вверх, вниз и назад.

Ильмой   28.04.2015 20:28   Заявить о нарушении
Камень у дороги - это ещё не выбор, выбор - это одно из шести направлений, тут Вы правы.

Александр Суворый   28.04.2015 21:41   Заявить о нарушении