Ностальгия и снежный заяц

Диалог на расстоянии

«… у природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать…»

Он:

  Крещенские морозы, а у нас в Москве оттепель. Правда, обильный снегопад обрушился на землю, покрыл белым покрывалом всё вокруг. На радость людям наступила настоящая снежная зима.
  А я иду по парку, и отчего-то внутри меня звучит музыка. Это какое-то наитие. Я никогда не ощущал такого прилива радости и ликования. Скептически улыбаюсь своим мыслям. Уже не тот возраст, чтобы радоваться снежинкам, медленно опускающимся на землю.
  Слежу за их полётом и вдруг замечаю забавного белого милого зайца, прижавшегося всем своим тельцем к стволу дерева. Останавливаюсь, навожу на него объектив фотоаппарата. Щелчок, и он остаётся в памяти камеры навсегда, настолько, насколько он нужен людям для восхищения и возрождения их внутренних сил.
  Забавный кадр со снежным зайцем на дереве.  Он сделан по велению души. Сколько бы я не сопротивлялся принять это слово в мой лексикон, оно приходит снова и снова, откуда-то изнутри, и будоражит, пробуждает неведомые мне до селе чувства. И вот этот белый заяц сегодня… Моё воображение одухотворило его, помогло воспринять живым нежным существом, примостившимся на мгновение на удобном местечке посреди городского парка.
  Природа владеет мною в этом году, моими мыслями, чувствами, поступками. Хочу поделиться с Вами моими необычными ощущениями и отправляю Вам фото милого снежного зайца по электронной почте…

Она:

  В последние дни у нас дождь со снегом. Солнышко спряталось за тучи.  Переливы настроения ощущаются и в природе. Иду по улице. Прислушиваюсь к шорохам надвигающегося вечера. Сумерки рано опустились на землю. Ни снежинок, ни сосулек, ни резкого ветра, целующего морозцем щёки. И на них ни румянца, никаких следов инея.  Нет зимы. Много лет уже не ощущаю скрипучего снега под ногами, не вижу сугробов, не скольжу по ледяным дорожкам. Скучаю по серьёзной зиме с пургой и метелью, снегопадами и сугробами, когда утром не можешь выйти из дома, не прочистив узкий проход для вызволения из домашней темницы.
  Только воспоминания об этом прекрасном времени года живут во мне. Вашим смешным снежным зайцем Вы всколыхнули пласт, казалось бы, забытого и давно никем не востребованного. Городской парк.  Вокруг белым-бело. Я в коротком светлом зимнем пальто с каракулевым серым воротником. Белый пуховый платок, модный по  тому времени. Мы бредём с моим будущим мужем по заснеженному городскому парку. У него в руках фотоаппарат «Зоркий». Кадр, ещё один кадр. Эти фото сохранились в нашем семейном альбоме как свидетельство достоверности тех светлых минут юности.


Он:

  Рад, что помог Вам моим рассказом вспомнить картины прошлого в Вашем прежнем городе проживания. Жизнь коротка. От зимы к весне, а затем к лету и осени нашего существования. Всё имеет своё начало и конец, но ничто не исчезает бесследно. Хорошо, когда есть о чём вспомнить, чему посвятить себя, своё время. Драгоценны мгновения, оставившие след в памяти. Простые отблески минутных озарений незабываемы, как и эта случайная встреча с милым нежным зайцем в аллеях зимнего городского парка.
  Кстати, этот забавный заяц напоминает мне знаменитого героя мультсериала «Ну, заяц, погоди!»

Она:

  Здесь наши воспоминания пересекаются в пространстве. Почему-то моя память сохранила те дни, когда всё началось. В1969-ом году режиссёром Геннадием   Сокольcким была снята первая серия этого фильма, лёгшая в основу сериала. Прошли годы, но идея фильма осталась неизменной. Длинноухий заяц всегда побеждает. Этим, наверное, он и полюбился зрителю, особенно мужской его половине.  Дом моего сегодняшнего проживания далек от родных мест, но и здесь взрослые сыновья прикованы к телеэкрану, когда в нём появляется фигура этого смешного хитреца. «Ну, заяц, ну, погоди!» - слышится голос артиста Папанова, и снова воспоминания наваливаются на меня.
   О боже! Природа услышала мои пожелания. Такое бывает редко, но небо как бы соединилось с чертой горизонта, слилось с опустевшими в эту пору полями, и крупные снежинки комочками ваты падают с небес, приглашая в сказку дня.

Он:

  Мне почему-то вспомнились сегодня слова песни: 
«У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать.
Дождь ли снег - любое время года -
Надо благодарно принимать...»
… Эти слова принадлежат знаменитому кинорежиссёру Эльдару Рязанову. Сейчас ему идёт 88-ой год, но ещё осенью я часто видел его приезжавшим на работу в киноклуб «Эльдар» на своём джипе, которым он управлял самостоятельно, без водителя...
 Знаете ли Вы, что киноклуб «Эльдар» - это первый в истории страны кинотеатр, открытый режиссёром и названный его собственным именем. Но это не просто кинотеатр, а киноклуб. После реконструкции в нём находится оригинальное фойе в стиле европейского городка начала 20-го века, три кинозала, кафе «Берегись автомобиля», ресторан «Жестокий романс», музеи Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова.

Она:

  Спасибо за рассказ об Эльдаре Рязанове и реконструкции кинотеатра. Для меня, далёкой от жизни столицы, это очень ценные сведения.  Ведь это живое свидетельство о людях, оставивших и оставляющих свой след на земле.
   С утра крутятся в голове слова, не знаю кому принадлежащие: «Грустить природа перестала, забылась до поры во сне». Они точно описывают мои зимние ощущения этого года. Затерялась зима где-то. Не найдёт дороги к нашему порогу. А как же без неё: и руки не зябнут, и сосульки весной не разбудят капелью, и ручьи не побегут с горных вершин, и зайцы не смогут замести свои следы. Мне вспомнилась зима 1974-1975. Она в тот год выдалась суровая, снежная. Зима настигла меня в таёжном посёлке Красноярска. Мороз доходил до минус сорока пяти градусов. Снегопады - каждый день. Снег глубокий, не ошибусь, если скажу, – двухметровый. Думаю, в глубоком снегу всегда привольно белым зайцам.  Вот где пригождается их умение путать следы, маскироваться, прятаться, притворяться…
 Здесь, на юге Германии, и зимой милые зайцы свободно бегают по лесным угодьям и порой, к радости детей, выбегают на проезжую часть дороги. Вот так мчишься на автомобиле по просёлочной дороге, а он, совершая только ему известный маневр, пробегает чуть ли ни перед колёсами машины, прежде чем достигает первого укромного местечка и растворяется среди деревьев. У местных жителей нет инстинкта охоты, по крайней мере, на проезжей части дороги, им даже на ум не придёт гоняться с ружьём за длинноухим.
  А как у Вас в Москве? Ощутима ли зима сейчас, в начале февраля? Продолжаются ли Ваши походы на природу?
 
 Он:

  Да, мои прогулки в соседние парки и леса продолжаются. Было бы преступлением не использовать уникальную ситуацию района, в котором живу. В соседнем квартале находится Воронцовский парк с трёхкилометровой лыжной трассой, а с другой стороны к кварталу примыкает, как мы его называем, рудэЭновский лес, то есть лес, в котором расположен РУДН – Российский Университет Дружбы Народов. В этом лесу – лыжня длиной в два с половиной километра. С третьей стороны квартала - лес, который мы называем "за речкой" или "за СаморОдинкой". Эти три массива находятся в шаговой доступности от дома. Ещё больше возможностей открывается, если воспользоваться городским транспортом. 12-15 минут на троллейбусе – и я в Парке Горького. Шесть остановок на автобусе – и Зюзинский лесопарк (теперь его чаще называют Битцевским). Восемь остановок на автобусе – и я на горнолыжном склоне с двумя бугельными подъёмниками.  Шесть остановок на автобусе в другую сторону – и я уже в парке имени 50-летия Октября, но этот парк пока неуютный. Десять минут на маршрутке – и я уже в Никулинском лесу. И ведь это всё без пересадок с одного транспорта на другой. Если кому-нибудь рассказать об этом, то не поверят, что такое возможно в Москве.

Она:

  Прекрасные возможности! Вы сам по себе неунывающий, активный, любящий жизнь человек, отсюда и вИдение возможностей отдыха у Вас неординарное. Нужно быть настоящим москвичом, чтобы составить свою особенную карту района применимо к потребностям и желаниям. А сколько здоровья сохраняете! Это своеобразное лекарство - такие прогулки на природу. Воздух, наполненный кислородом, улучшает кровообращение, дыхание, омолаживает организм.
   Вы меня заразили жизнелюбием! Вот слушаю Вас, а в душе звучит мелодия и слова: «это в городе тепло и сыро, а за городом – зима, зима, зима!» Уже мысленно составляю карту возможностей нашего района применительно к зимним условиям. Мне вспомнилось, как мы с мужем и сыном ездили на гору Фельдберг, известную в мире своими горнолыжными трассами. Всего-то час на автомобиле, и нас встречали   бесконечные поля искристого снега…  В тринадцати километрах от нас есть небольшой городок Фрайамт, расположенный на нескольких горах в лесных массивах Шварцвальда, то есть Чёрного леса. Там прекрасные склоны, по которым можно спускаться на санках и лыжах. Если честно, за двадцать лет жизни в Германии я ни разу не каталась на лыжах, а ведь это был мой любимый вид спорта наравне с коньками. Боже мой, сколько упущенных возможностей.

 Он:

   У нас сегодня чистый невесомый снег. Он «кружИтся, летает, летает и, позёмкою крутя, заметает зима, заметает…». Всё вокруг легко, прозрачно, изящно…
 Вы не поверите, но я вернулся сегодня в наш городской парк к тому забавному, милому снежному зайцу. Смешной, он оставил след в моей душе своей непосредственностью и лукавством. К сожалению, на прежнем месте его не оказалось. Ожидаемая встреча не состоялась. Убежал длинноухий хитрец, исчез в пространстве, оставив на память лишь белые пятна на стволе дерева и приятные воспоминания. 
  Мне стало грустно, но вместе с тем подумалось, что не смотря на переливы настроения, нужно «благодарно принимать» природу с её изменениями, происходящими независимо от наших желаний.

Она:

  Хочу поделиться с Вами радостью. Сегодня воскресенье. Мы всей семьёй совершили путешествие в зиму. Для этого, проехав на электричке через множество туннелей, вышли на одной из станций в лесу. Он встретил нас неземной красотой. Радости всех не было границ. Наш пёс, Дружок, совершал немыслимые круги по снегу, радовался и визжал от встречи со снегом. Моя душа тоже откликнулась на зов природы, и в ней неосознанно зазвучали слова песни моего любимого московского поэта Леонида Дербенёва:
 
«Остыли реки, и земля остыла,
Но я замёрзнуть не боюсь.
Это в городе я всё грустила,
А за городом смеюсь, смеюсь, смеюсь»…

  Крупные хлопья падали, кружась, словно в танце. Снежинки исчезали, растворяясь и маскируясь, переходя в другое состояние. Неожиданно внук увидел следы на снегу. «Должно быть, здесь был заяц!?» - воскликнул он и, сопровождаемый верным Дружком, побежал по следу.  Мне показалось, что среди деревьев промелькнул Ваш, с фотографии, белый длинноухий хитрец. Он исчез среди деревьев, путая следы. «Ну, заяц! Ну, погоди!» - возбуждённо прокричал мой семилетний внук, родившийся в Германии. «Ну, погоди-и-и» - откликнулось эхом в Шварцвальде. Вспомнив Ваше фото, я, мысленно улыбнулась и тихо прошептала: «До свидания, забавный милый снежный заяц, до новых встреч».
  Уже дома, после прекрасно проведённого дня, мне подумалось: «Игры природы… Независимо от нашего настроения они продолжают своё существование в каждом мгновении совершающегося. Фрагменты жизни, затрагивающие душу, превращаются в мгновения счастья и, в конечном итоге, помогают увидеть природу в многообразии оттенков, почувствовать радость жизни, ощутить тепло и надёжность дружеской руки даже через расстояние».
 
  Всего Вам доброго в новом зимнем дне!

  Фото Валентина Васильевича Кузнецова, г. Москва

Январь 2015-го


Рецензии
...
как в много нам в жизни открытий суждено
как мало времени на счастье
минуты первого не настья
понимаешь ты не нужен значит так было суждено
закрой глаза дотянись до Неба
мечтать всем нам дано
если быть с кем-то это судьба
стать чужим предопределено.
слезы льются о тоска
серых глаз увижу грусть
годы прошли седина у веска
я прожил жизнь все иначе было пусть
==

Тауберт Альбертович Ортабаев   25.06.2016 13:34     Заявить о нарушении
Спасибо за теплоту сердца!

С уважением, Ирене

Ирене Крекер   25.06.2016 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.