Чёрный квадрат

Наши священнослужители вдруг ни с того, ни с сего, обрушились на «Чёрный квадрат» Малевича. И что им «Чёрный квадрат»? Чем помешал? Почему патриарх Кирилл сказал, что это «страшный квадрат»?
Может, они не ходят в музеи? Когда часто ходишь туда, начинаешь понимать замысел художника, хотя восприятие произведений искусства – дело индивидуальное, каждый понимает по-своему.

Предлагаю мысленно пройти по некоему обобщённому музею и случайным выбором посмотреть на некоторые картины.

Вот Васнецов с его представлением мира как волшебной сказки. И тут же Гойя. У него совсем другой взгляд на мир с его красотой и уродствами.
 
Дальше Айвазовский, его мир – это бунтарский, непокорный дух океана. И тут же величественная природа в картине Левитана «Над вечным покоем».

А Чюрленис отразил в своих картинах тайны мироздания. Его «Музыка сфер» показывает связь человека с космосом, музыка сфер звучит в нас и управляет нами.

Портреты.
Обаяние скромных светских красавиц Боровиковского. О его портрете Лопухиной русский поэт Я. Полонский написал такие строки
 
"Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражала
Страданья – тень любви и мысли – тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас".

Ещё один портрет – пышущая здоровьем и красотой юности «Девочка с персиками» Серова.

И одухотворённые творения гениального Леонардо.

И как не пройти мимо импрессионистов. Позволю себе процитировать Алана Черчесова (Вилла Бель-Летра)-
«Натюрморты и пейзажи Гётевых современников, с их неуёмным усердием запечатлеть всякий лист, соринку, складку и лепесток, совершенно мертвы в сравнении с размазанными кистью кронами полотен, что пришли на смену спустя двадцать лет. В отличие от портрета, где привычная статика поз была лишь в подспорье, природа нам согласилась открыться только через навязанную ей извне прозорливой волей художника избыточную подвижность.
Тому есть причина: расшевелить немую листву или застылость воды в вазе оказалось не менее важно, чем прежде - обуздать гаммой красок течение чувств на лице".  Это о наполненных движением, трепетанием воздуха картинах импрессионистов.

И ещё одно течение – сюрреализм и его самый яркий представитель Сальвадор Дали. Картины его – это философское осмысление мира через искажение реальности. Так я его понимаю.

Ну, ещё можно остановиться перед задумчивым «Демоном» Врубеля и «Рождением Венеры» Боттичелли.
А вот и скромный «Московский дворик» Поленова.

И мы идем дальше в ожидании, что же нам покажет следующий художник, какую завесу нашей жизни откроет.
И натыкаемся на «Чёрный квадрат».
И мы задумываемся. Потому что «Чёрный квадрат» будит мысль.
Это конец? Чёрная дыра? Конец чему – искусству, нам, всему миру?
Но нет, это не конец, это предупреждение.

Так почему же эта картина так напугала наших священнослужителей? Может, чернота картины вошла в резонанс с тем, что творится в душах этих людей? И почему это сейчас зашёл такой разговор? Может, слишком много черноты в нашей жизни? Слишком много ненависти в нашем обществе? Ненависти к другим народам, другим странам, даже к нашим соотечественникам, которые думают не так, как мы? Ненависть разъедает наши души. Может, у нас внутри уже не осталось света и любви, а одна лишь чернота?

Сходите в музей, пройдитесь по его залам и в конце подойдите к «Чёрному квадрату». О чём он заставит вас  думать?
А потом вернитесь к Ван Гогу, к его картине «Звёздное небо». Весь мир находится во вращении. Всё вокруг движется, и мы тоже.
Только куда мы повернём?

Лично у меня к Чёрному квадрату отношение нейтральное. Он меня не восхищает и не возмущает, не пугает и не радует. И совсем не притягивает, не втягивает, сколько бы я на него не пялилась. То есть, он на меня не влияет в психологическом смысле. Я оцениваю эту картину только на мысленном уровне.

Моя оценка заключается в том, что любая картина в галерее заключена в раму. И мы видим в этой раме то великолепный пейзаж, то прекрасный портрет, то радостное событие из жизни людей, то грустное, а то и трагическое. Но когда смотрим на Чёрный квадрат, то всё исчезает, даже света белого мы не видим, только мрак. И думаем, неужели может всё исчезнуть? Но я расцениваю это как предупреждение – мы стоим на краю бездны. И вопрос – человек ли сам всё приведёт к краху, или бог накажет людей за их грехи?

Вот что испугало патриарха? И это странно, потому что квадрат – тот же апокалипсис, о котором церковники постоянно говорят. Только тут всё в концентрированном виде, на каких-то нескольких квадратных дециметрах. А там – несколько страниц ангелы трубят в трубы, пугая народ концом света. Но там как-то священники справляются с текстом Откровения, а здесь – «страшный квадрат». Кто подмигнул патриарху из чёрного квадрата?  Или такова сила искусства?
Но я верю, что мы можем справиться, ведь предупреждён, значит вооружен. Нужно только, чтобы не ненависть правила людьми, а любовь управляла человечеством. Тогда будет и жизнь, и свет.

И ещё. Я всё-таки не считаю себя знатоком изобразительного искусства, скорее любителем, а в общем-то невеждой, поэтому никого не призываю «всматриваться» в то или иное произведение. Невежество не должно быть агрессивным. И пусть каждый смотрит то, что ему нравится и получает от этого удовольствие.


Рецензии
Вот это классная мысль:

Моя оценка заключается в том, что любая картина в галерее заключена в раму.

Михаил Гольдентул   20.11.2016 21:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.