Но мат в стихах я не терплю!!!

или
ЗАЧЕМ МАТ ВЕЛИКИМ ЛЮДЯМ?
*****
   
   ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

   ...И, хоть я Пушкина люблю,
   Но МАТ в стихах я НЕ ТЕРПЛЮ!!!

   МАТ (или обсценную лексику) СЕГОДНЯ мы можем встретить ВЕЗДЕ: на улицах, на стенах подъездов и лифтов, на ТВ и в кино (н-р, в новом фильме А.Звягинцева «Левиафан», и без того полном «чернухи»!)...
   И в литературе тоже! И даже... у всемирно известных классиков!
   
***

   Но ЗАЧЕМ он, этот МАТ, и КАК к нему относиться?
   Конечно, ОТРИЦАТЕЛЬНО (ИМХО)!!!

   Но... Отношение к нецензурной лексике в стихах всегда было неоднозначное.
   
   Одни литераторы его воспринимают как неотъемлемую часть произведений, а большинство не принимают мат, считая, что это – моветон, пошлость, не совместимые с ВЫСОКОЙ поэзией.
   Знаю, что и на многих лит.сайтах сегодня использование мата в творчестве запрещено.
   
   И слава Богу!
   
***

   Но нельзя не признать тот факт, что и некоторые наши великие русские поэты-классики, Мастера поэтического слова употребляли... крепкие слова в стихах, мат, причём, очень остро и даже... изощрённо.
   
   Многие поэты, особенно современные, считают, что ничего в этом страшного нет: мат призван подчеркнуть силу чувств или добавить перчинки-иронии в смешные стихи, пародии. И это, дескать, – личное дело автора.
   
   Но что если автору НЕ хватает чувства меры, вкуса, и весь текст написан ради того, чтобы продемонстрировать свой «высший пилотаж» во владении матерной лексикой?!   
   И такое – часто!
   
   А вообще, матерные стихи (как и всякая «клубничка»-порнушка)... – «на любителя»: они обычно имеют узкий круг слушателей, а не пишутся для такого лит.сайта, как НАШ, где многие произведения читаются не только взрослыми дядями и тётями, но и детьми, подростками.
   
   Пожалуйста, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ, господа!!!

***
   
   А вот интересно: вы можете себе представить... матерщинника Пушкина!?!

   Невообразимое сочетание слов, правда?
   Потому что «Солнце русской поэзии», «Пушкин – это наше всё» – слышим с детства, потому что все читали десятки его прекраснейших поэм и сотни стихотворений и восхищались языком и гением Пушкина.

   Но... Мало кто уже СЕГОДНЯ (в век всё знающего Интернета!) не знает, что у великого русского поэта есть и множество других: пошлых и даже... матерных стишков! И эротика там присутствует тоже!
   
   Да, предвижу: «Пушкин же тоже человек, мужчина! – скажут некоторые. – И ему были свойственны все земные наслаждения и человеческие слабости!»

   Но...
   Об этом как-то не принято говорить вслух, чтобы не осквернить идеализированный (НАМИ же!) облик великого русского поэта. Тем не менее, многие исследователи жизни и творчества поэта уверяют, что А.С. был ещё тот... ловелас!..
   Читала как-то ещё раньше (без Инета) его т.н. «донжуанский список», где Пушкин вспомнил связь примерно... со ста тридцатью (!!!) женщинами.
   И я... верю! Это же... – Пушкин!!! 
   
***
   
   А если серьёзно...

   Женщины всегда являлись для Пушкина Музами, дающими вдохновение. Недаром же он написал столько гениальных произведений, посвящённых «прекрасной половине» рода человеческого!
   И спасибо ему за это!!!

   Вообще же, масштаб любого гения трудно оценить и его современникам, и потомкам. Первым – потому что «большое видится на расстоянье»*, вторым – потому, что, кроме расстояния, восприятию мешает множество чужих суждений и оценок.
   
   Так и с творчеством Пушкина: все знают, что он – гений, а адекватного восприятия нет.
   С одной стороны – высокие строки его «Избранного», тысячи раз перепечатанные, спетые на разный мотив в романсах и с детства заученные наизусть.
   С другой – сборники матерных стихов всё того же... Александра Сергеевича Пушкина.
   
   Полноте, один ли это поэт?!
   
   Да, один, один!
   Единственный и неповторимый, НАШ Пушкин А.С.! И гений его прежде всего и состоял в глубоком владении русским языком: не надуманным рафинированным языком аристократии, но и не примитивным просторечием. Из сказок няни, из разговоров дворовых мужиков, из самых разных книг, из вольных бесед лицеистов, из общения с самыми образованными людьми своего времени вырастал и выкристаллизовывался Поэт, который впервые заставит «изъясняться по-русски» не только женскую любовь, но и русскую поэзию как таковую.
   
   Это в песнях про райские кущи площадная брань неуместна. А когда спокойно пишешь «про дождь, про лён, про скотный двор», мат оказывается всего лишь частью выразительных средств языка.
   
   Так и вышло у Пушкина.
   
   Читала, что с юношеских лет лицейские друзья Александра (Дельвиг, Кюхля, Ваня Пущин и др.) отмечали его умение вставить в свою речь... крепкое словцо! (И где он этому только научился? Уж не от няни ли?! ;)
   
   И в некоторых стихах Пушкина мат тоже присутствует, как бы ни старалась цензура последовавших веков прикрыть его... многочисленными многоточиями. Причём речь идет не про сказки или любовные стихи, а про дружеские эпиграммы, или стихи о вольных похождениях в младые годы, или про сатирические произведения, где мат «точечно» используется в описаниях бытовых сцен и привычек.
   Пушкин владеет матерщиной так же умело и органично, как и всеми прочими средствами русского языка.
   Впору восхититься им!?! И ставить ли это ему в вину?
   
   Поэзия гения упряма и не поддается «причёсыванию» так же, как и его буйные и непокорные африканские кудри!
   
   Сегодня трудно сказать, насколько сам поэт был готов к широкому, публичному распространению своих матерных стихов. Думается, в большинстве случаев эти строки адресовались им в письмах и шаржах-эпиграммах конкретным людям или предназначались для узко ограниченного круга и дружеских бесед, а вовсе не для эпатирования почтенной светской публики.
   
   И потому уж совсем неестественно выглядят сегодня попытки собрать и опубликовать отдельно только похабные строки Пушкина.
   Но тогда это – бизнес, а не литература!

***
   
   Да, Пушкину были свойственны (как и многим людям!) все земные грехи. Он же ЖИВОЙ человек был, не памятник!
   
   Разъезжая по пушкинским местам и будучи на экскурсии в Питере, в Пушкинском Доме, я читала работу одного исследователя, который доказывал, что всё это, мягко говоря, «эротическое» творчество принадлежит... вовсе не Пушкину.
   Придумали даже какого-то И.Баркова, якобы автора похождений пошляка и матерщинника Луки Мудищева (ну и имечко!)
   Но многие-то считают их пушкинскими!..

   А вы?

***

   Да, ещё выяснилось, что матом увлекался не только Пушкин.
   
   Так, врач и писатель А.П.Чехов в своих письмах с Сахалина рассуждает о том... как ведут себя в постели... местные женщины, тунгуски! И там есть очень откровенные их описания!
   Ай да Чехов! «Ай да сукин сын!» – как сказал бы Александр Сергеевич.
   
   Нашим пролетарием, «Буревестником революции» М.Горьким описаны откровенные похождения... графа Л.Н.Толстого! – интересно, откуда он мог про них знать?!?
   
   И даже у аристократичного и вальяжного дворянина (!!!) И.А.Бунина в дневниковых записях и письмах встречаются нелестные и похабные отзывы... о дамах!..
   
   Ну дают жару господа литераторы, классики наши русские, гордость наша национальная!!!

***

   Ну, а если серьёзно, вот вы как считаете: присутствие мата в стихах меняет или не меняет роли и значения наших великих, например, Пушкина в истории русской литературы?

***

   А это – МОЙ короткий, но ёмкий ответ – и моему любимому поэту, и всем любителям мата:

   Похабщина и матерщина
   Всегда претили мне в мужчинах!
   (И в женщинах, конечно, тоже –
   Особо вкупе с пьяной рожей!)

   И, хоть я Пушкина люблю,
   Но МАТ в стихах я НЕ ТЕРПЛЮ!!!
   
***

   ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

   Ну вот ЗАЧЕМ МАТ в СТИХАХ?!? Ведь это уже НЕ ПОЭЗИЯ, а ГРУБАЯ ПРОЗА ЖИЗНИ!..

   А скабрезные «стихи» (даже пушкинские!) я НЕ СЧИТАЮ «шедевральными»! – кому бы они ни принадлежали! Вот «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил» – ДА!!!
(Это – из моего ответа А.Бешенцеву в споре с ним)

   И ещё – как там в песне – «А напоследок я скажу…»: Есть простой способ сохранить свою художественную нравственность и эстетические чувства в девственной чистоте: НЕ читать и НЕ писать заведомую пошлость!

   Как сказал Э.Асадов, «Злого в мире и так довольно».
   Да, всякой грязи в жизни и так полно, так зачем же ещё и читать про всё это в СТИХАХ?!?

P.S.

   Именно по ЭТОЙ причине (как вы, наверное, заметили!?) я нигде в своём эссе не привожу выдержки, цитаты с МАТОМ! Такого «добра» и так полно в Интернете!


© Ольга Благодарёва, 2014


   Примечание

   *
   «Лицом к лицу
   Лица не увидать.
   Большое видится на расстоянье...»
   («Письмо к женщине». С.А. Есенин)


                Фотокартина (графика) взята из Интернета.
                Спасибо автору!
   


Рецензии
использование мата в творчестве запрещено.

И слава Богу!

С Богом,а чем чёрт не шутит!)

Марина Коробейникова   03.04.2024 09:23     Заявить о нарушении
Верно, Марина!
Спасибо за отклик!
🌹

Ольга Благодарёва   03.04.2024 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.