Три великих озера под парусом

ПАРУС

До старта кругосветного парусного путешествия ещё есть несколько лет. По мере сил и возможностей готовимся.

Да ещё решили, что семинары и тренинги для клиентов в офисах проводить больше не интересно. На автомобилях по Монголии, на лошадях по Алтаю, на рафте по Катуни, пешком по Крыму, в Амстердаме на барже - всяко было...

Но только под ПАРУСОМ можно охватить всю Планету, выйти за границы (в том числе и физические) привычного мира.
Первый движитель на Планете, который позволил человеку выйти на новый уровень эволюции - пересечь Океан.
Вот мы и решили осваивать парус.

Начали с обучения яхтенному ремеслу в парусной школе, специально выбрали декабрь в Эгейском море - для обучения, а не для загара... Спасибо школе GoSailing, нашему любимому капитану Ирине Фёдоровой, всем курсантам, с кем мы провели две незабываемые недели в декабре 2011 года и, конечно, лодке "Anouk".

Если вы живёте на берегу тёплого моря, всё достаточно просто - обзаводитесь парусной лодкой и ходите в своё удовольствие.

А как быть в России?
Тёплых морей недостаток, сезон короткий, в дальние марины не налетаешься. Особенно сегодня...
А страна большая, водоёмов, достойных паруса, много, побывать хочется везде.

Рассматривали вариант покупки "микрика", трейлерной яхточки, но отказались от него: 3 - 4 человека максимум для более-менее продолжительного похода, ограничения с подъездами к водоёмам, хранить, опять же, где-то надо, ремонтная база нужна…

Остановили свой выбор на туристическом "крейсере", на лодке, обладающей безусловными и очень важными для наших просторов преимуществами - МОБИЛЬНОСТЬЮ и компактностью при хранении.

Туристическое и сплавное прошлое выбору способствовало, а океанские плавания, которые совершает Анатолий Кулик со товарищи на каркасно-надувных парусных катамаранах и тримаранах собственного производства стали серьёзным аргументом в пользу "СИБкат-24" - 8-ми местного туристического парусного катамарана.
В то время,  как нам строили лодку в Новосибирске, сам Кулик с командой шёл на аналогичной, только побольше, через Тихий океан, совершая четвёртый, заключительный этап своего кругосветного плавания.

Имя нашего парусника - "TERRA LIBERA" - появилось ещё в 2002 году, так что ломать голову над тем, как назвать яхту, не пришлось.
Все описываемые ниже путешествия совершены на этой лодке.

ДЕБЮТ. БАЛХАШ 

Первая сборка, первый спуск на воду и наш парусный дебют состоялись на Балхаше.
Про это великое озеро наша первая история.

Оба раза, что нам довелось побывать на Балхаше, мы добирались до места старта на автомобиле. Ехали в Казахстан со стороны Урала, через Курган - Петухово, дальше на Петропавловск - Кокчетав - Астану - Караганду - Балхаш - Приозёрск.
Дороги по России вы знаете, описывать не буду, по Казахстану от границы до Астаны от "3+"до "4-", от Астаны до Приозерска стабильно "5", местами «с плюсом». На границе проблем обычно никаких, время ожидания сильно зависит от текущих условий, у нас процедура прохождения таможни ни разу не заняла более полутора часов.

Обязательно покупайте местную автомобильную страховку на границе - стоит две-три сотни рублей (в зависимости от сроков пребывания), а экономит массу времени, нервов и денег. Начинают тормозить на первом же посту, километрах в 20-ти от границы.
"Гаишников" в Казахстане на трассах много, они "злые", все с радарами, следите за ограничениями скорости, почти везде, где есть знак, есть "гаец" с радаром. Распространена практика контролировать скорость с автомашины на встречных курсах. И помните, что в Казахстане нет "бонусных" 20 км/час.
Договариваться можно, но жадные...

Полезно иметь с собой какой-нибудь документ, подтверждающий ваш "особый статус" - удостоверение главного специалиста Минздрава, рекомендательное письмо организаторов регаты, пенсионное удостоверение сотрудника правоохранительных органов - всё может пригодиться. "Восток - дело тонкое", принадлежность к "власти" здесь уважается. И обязательно разговаривайте - беседа  ценится на Востоке очень высоко.
Нам в оба путешествия удалось обойтись без дополнительных финансовых затрат, но останавливаться и разговаривать приходилось часто.

Придорожная инфраструктура развита, есть, где переночевать и перекусить. В местных "кафе" готовят, как правило, очень вкусно, еда "живая", особенно в тех, что отдельно стоят на пустынной трассе в степи. Цены, по сравнению с российскими, гуманные (лето 2014).
Топливо прошлым летом стоило примерно на 25% дешевле, чем в России.

Местом нашего стапеля, старта и финиша был город Приозёрск. В «советское» время – база ПРО, закрытый город, режимный объект. Сегодня территория выживает, как может.
Местные власти и жители с 2006 года принимают международные парусные регаты «Кубок Балхаша», которые проводятся экосоюзом  «Табигат». В 2014 году здесь проходил Чемпионат Мира по версии МАРИНС.

Балхаш – идеальный водоём для хождения под парусом. Сильные стабильные ветра, продолжительный сезон (май – сентябрь), простор и возможность выбора маршрутов на любой вкус, срок пребывания, уровень мастерства, неограниченное количество стоянок, малонаселённые берега, тёплая вода, солнце и рыбалка, рыбалка, рыбалка…

О воде нужно сказать особо. Она удивительного бирюзового цвета. Половина озера солёная, половина пресная. И хотя Балхаш называют озером, он больше похож на море - едешь-едешь часами вдоль берега... Это и есть остатки древнего моря.

Здесь всё время солнце и ветер, что прекрасно для парусных путешествий. Погода может измениться быстро, за неделю регаты пережили и шторм – один из 60-ти километровых этапов шли при встречном ветре и метровой волне, и почти полный штиль, при котором отрабатывали навыки «движения на малых скоростях». Пригодились дополнительные паруса, было во что «собрать ветер». На финальном этапе благодаря новому генакеру, выросшему мастерству команды и удаче обошли конкурентов и завоевали «бронзу» в своём классе.

Озеро не глубокое, быстро прогревается, очень комфортно для купания. Хорош отдых с детьми, много мест с длинными пляжами и отмелями вдоль берега.

Местные жители рассказывали нам, что в воде растворена "вся таблица Менделеева". Можно много времени проводить в воде, на солнце и на ветру, но кожа не сохнет, косметика не нужна, кожа чувствует себя великолепно. Мы всегда возвращаемся с Балхаша очень красивые.
При этом нужно помнить о солнцезащитном креме и лёгкой светлой одежде с длинными рукавами – «белое солнце пустыни» - это и про Балхаш тоже. И ещё обязательно берите хорошие солнцезащитные очки.

Про рыбалку отдельный разговор - судак, жерех, сом – ловим и готовим их в разных видах.

Люди, которые принимали нас, очень доброжелательны, очень любят своё озеро, гордятся им. С удовольствием рассказывают, ждут в гости, помогают.

Растительность не богатая, но когда мы увидели поле зацветших маков, мы оценили красоту местной природы.

Есть в этом озере загадка, оно манит и завораживает, и хоть дорога сюда не близкая, побывав однажды, хочется приезжать снова и снова.


КРУГОСВЕТЧИКИ. ОБСКОЕ МОРЕ

Вторым номером нашего летнего парусного тура стало Новосибирское водохранилище – «вотчина» Новосибирского Клуба Туристов-Парусников. Клуб легендарный, как и люди, которые уже почти тридцать лет ежегодно проводят  парусный Фестиваль «Обское море».

База расположена в яхтклубе «Чкаловец», где можно собрать катамаран, оставить автомобиль на время регаты, переночевать при необходимости в палатке. Только мошка здесь злая и лучше сразу уходить «на острова».

Морем водохранилище называют не для красного словца – условия плавания вполне морские. Шквалы налетают стремительно, поломанные мачты и порванные паруса не редкость.
Для меня Обское море стало ещё и местом рождения и «выращивания» Мечты. Ведь отсюда в прямом смысле «протоптана» дорога в Океан. Здесь Палыч (как с уважением называют Анатолия Кулика друзья и коллеги) строит и испытывает свои «кораблики», отсюда отправляется в океанские плавания, сюда возвращается из Океана.
 
Обское море потрясло скоростью перемены погоды. Только что была невыносимая жара, пока собирали катамаран, купались непрерывно, и вот на горизонте появилась туча. За двадцать минут всё изменилось до неузнаваемости - горизонтальный ветер неимоверной силы, град с голубиное яйцо... Ветер дул не порывами, а шёл сплошной стеной, гудел, всё время усиливаясь. Через несколько минут весь берег уже был залит водой, пришлось даже отогнать машину. Пару катеров выкинуло на берег, в городе повалило много деревьев…

Свежесваренную солянку спасло только грамотное расположение лагеря – мы обосновались за металлическим сарайчиком, местом хранения парусов и прочего яхтенного походного скарба, который закрывал нас о ветра. Пока команда сберегала кухню и накрытый к обеду стол, мне пришлось минут двадцать вместе с Палычем провести под его новым судном, вцепившись в трубы каркаса и рискуя взлететь – тримаран норовил превратиться в дельтаплан…
Через полтора часа всё стихло. Солянка не пострадала, даже остыть сильно не успела.

Обское море славится своей непредсказуемостью, серьёзными условиями плавания. Даёт возможность испытать себя на мужество, терпение, профессионализм и разного рода умения ходить под парусом в экстремальных условиях.

За 6 дней Фестиваля проводится множество разных соревнований в рамках Чемпионата России – есть возможность испытать себя, команду и судно и в гонках по треугольникам, и в туристической полосе препятствий и в гонках вокруг островов.

Маршрутная крейсерская гонка 120 км - это особые впечатления, особый рассказ.
На Балхаше в 2014 году 100 километровый этап все экипажи прошли засветло – помог сильный попутный ветер. Особо страстные, такие, как чемпион мира в своём классе Дима Ан из Алматы на рыжем «Джинджере» разгонялись до 40 км/час.

На Обском ситуация иная – 60 км в одну сторону, разворот и в обратный путь. Сутки минимум, вторая часть гонки проходит ночью.
Тишина, свежий попутный ветер, яркие звёзды над головой и огромная луна.
В темноте угадываются контуры парусов наших друзей-соперников, лодки выглядят, как пиратские корабли из книг, прочитанных в детстве…
Кажется, что душа открывается навстречу этой природе полностью.

Единственное, что серьёзно портит впечатление от водохранилища и чудесной природы, это отсутствие рыбалки. Досадно, что вся рыба заражена паразитами, очень больно видеть плавающую у поверхности, гибнущую рыбу. 


ЖИЗНЬ В МЕЧТЕ. АЛТЫН КЁЛЬ

Телецкое озеро, как и Алтай - из тех мест, которые обязательно надо повидать в этой жизни.

Мы впервые познакомились с Золотым Озером в 2005, но с борта быстроходного катера увидеть его невозможно. И только пройдя по озеру под парусом, смогли насладиться общением с ним.
Наше плавание называлось "Жизнь в Мечте" - нам удалось каждый из семи дней путешествия прожить в Мечте одного из членов команды и в нашей совместной Мечте.

Люди в "аквариумах" (под прозрачными колпаками моторных катеров) нам завидовали...

Но один - два паруса на несколько сотен моторок - это слишком мало!!!
И количество катеров на озере растёт стремительно - только официально зарегистрированных в местном ГИМСе - более 300 шт. на осень 2013. Можно смело прибавить ещё столько же...

А хочется, что бы над озером поднимались паруса.

У каждого, кто решится на плавание по Золотому озеру, будет отличный шанс "посоревноваться" с самим собой.
Телецкое - не самое подходящее место для "парусного спорта". Ветра непостоянные и разнонаправленные в пределах нескольких сот метров - из каждого ущелья свой ветер.
Вода всегда холодная, дожди регулярные, мест для высадки на берег не много, но зато какие!
Всё это даёт возможность освоить практику движения "на малых скоростях", насладиться общением с  заповедной территорией и с одним из величайших озёр Планеты.

Не полюбить это озеро невозможно. Оно притягивает своей удивительной силой, загадочностью, мощью, чистотой, самобытностью, древностью… Озеро и окружающие его горы, поросшие кедром – это целый мир, местные жители так и говорят: «страна Телецкого озера».
Вокруг него много историй и легенд, оно само – легенда.

Мы и о парусе-то задумались во многом благодаря Телецкому – жить здесь по два – три месяца в году и не ходить под парусом – это не правильно…
Когда впервые вышли на «TERRA LIBERA» в плавание, оказалось, что озера мы раньше и не видели... Прочувствовать, полюбить, понять эту «страну» можно только двигаясь неспешно. Восторг, наслаждение, спокойствие, радость, удивление - время как будто останавливается, приходит новое видение и понимание происходящего. Ты начинаешь чувствовать озеро, становишься частью этой дикой прекрасной природы. А уж сюрпризов у Телецкого озера достаточно...

За каждый поворотом, в каждом ущелье свой ветер - только что шли в крутой бейдевинд и вдруг наступает полный штиль… Без подвесного мотора по Телецкому можно ходить, но двигатель желателен – он иногда сильно выручает.

Путешествие под парусом позволяет остановиться там, где хочется (туристический катамаран с осадкой в 40 см! идеален для этих скалистых берегов), рассмотреть все очень близко, полюбить это озеро, наполниться его чистотой и силой.

Воду из озера можно и нужно пить - настолько она чиста и вкусна, но скорость, с которой  увеличивается количество моторных катеров, вызывает тревогу.

Парусное судно - это ещё и экологический вид транспорта.
Путешествие под парусом возвращает человека к его первозданной природе. Он начинает уважать и чувствовать силу ветра, он, как насекомое, начинает ощущать приближение грозы, урагана, принимать меры предосторожности, прятаться...

По берегам озера пихта, кедрач, сосна - этим воздухом невозможно надышаться, особенно после пыльных и шумных городов.
Великолепные травяные чаи, которые мы завариваем на стоянках - смородина, клевер, брусника, малина, бадан на вкуснейшей воде вспоминаются весь год. Обязательно собираем травы, сушим, берём с собой.

Дорога на Телецкое не близкая, но вполне комфортная. В Артыбаше можно остановиться на одной из множества турбаз и собрать катамаран у ближайшего к мосту через Бию пирса, а можно встать лагерем на поляне в конце посёлка – там тоже удобное место для стапеля. Автомобиль пристроить на стоянку на время плавания не проблема.

Этим летом мы пропустим и Балхашскую регату и «Обское море 2015» - не вписываемся в сроки. Весь июль мы решили посвятить новому путешествию «Жизнь в Мечте: Монголия под парусом» и отправиться на озеро Хубсугул.
На обратном пути, в августе, обязательно поднимем парус «TERRA LIBERA» на Телецком озере.

Пригашаем в плавание. Океан ждёт… 

Саша Мельник
Оля Лой

Ижевск
Январь – февраль 2015


Рецензии