Пение, петь - этимология

И аще тыи певцы прямые рабы Божии,
то они глаголы твои с любовию примут
и не токмо у твоея церкви, но и в прочих
церквах будут опасно ПЕТЬ
И. Т. Посошков. Завещание отеческое
к сыну своему (1718-1725)

Пение в древнем мире рассматривали, как проявления Божественного в человеке, это понимание природы песни присутствует почти у всех народов. Духовные песнопения являются частью  каждого религиозного культа,  в  христианской традиции ангелы «воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песню.

Пение - звук человеческого голоса, колебания голосовых связок, возникающие в результате периодического выпускания воздуха, который находится в гортани, глотке и ротовой полости. Наш слух воспринимает эти колебания в виде шума или музыкального звука, визуально  это выглядит как открытие или прикрытия рта и манипуляция губами (голосовой аппарат человека).

* М. В. Ломоносов. 1748 апреля 22. Г.Н. Теплову (1748): «Кто бы не засмеялся той музыке, когда бы двое, согласившись петь, один бы выпускал голос без всякого движения рта, а другой бы поворачивал губами, языком и гортанью?» (Нац. Корп. Русск. языка).

Мы вышли на содержание понятий "пение", "петь" и подобных, термины необходимо должны содержать слово «рот» или «уста»; визуально видимый инструмент пения - рот. Явление (пение) можно идеализировать, т.е. создать образ и присвоить ему специальный термин, лишь в условиях развития способности у человека воссоздать его, опираясь на соответствующие термины языка; говоря проще – превратить слово в дело, в явление (вещь) и наоборот.

1) Существующая этимология

Викисловарь

* Пение. Корень: -пе-; суффикс: -ниj; окончание: -е. Значение - действие по значению гл. петь; занятие вокальным искусством.
 
* Петь. Корень: -пе-; глагольное окончание: -ть. Значение - использовать свой голос в качестве музыкального инструмента, издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальные произведения; устар. или поэт.; с вин. п. восхвалять, воздавать хвалу и т.д.

Этимология общая по Максу Фасмеру

Происходит от глагола петь, от праслав. *peti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пЪти, пою, ст.-слав. пЪти, поя (др.-греч. adein, psallein), русск. петь, пою, укр. піяти, пію, белор. пець, пею, болг. поя, пея, сербохорв. пjевaти, словенск. peti, pojem, чешск. zpivat, словацк. spievat, польск. рiаc, pieje, spiewac, др.-польск. рiеc, роje, в.-луж. spewac, н.-луж. spiwas. Отсюда: певец, петух, песня. Дальнейшие сближения недостоверны. Предполагали связь с греч. paian, ион. paiion, атт. pai;n, - «пеан, гимн в честь Аполлона, который начинается словами ii; paiion».

О. Трубачев комментирует: слав. peti, роjo должно объясняться как первонач. каузатив от глаг. piti, русск. пить, ср. тождество форм пою «даю пить» и пою «издаю голосом музыкальные звуки». Переход значений «поить» > «петь, воспевать» восходит, т. обр., к языческому обряду жертвенного возлияния. Ср. родство др.-инд. juhoti «льет» и havat; «призывает».

2) Применение терминов в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М.,1989 г.

* ПЪние (пЪнье). 1. Музыка, пение. «слыша пЪния и лики», Лука 15:25, Остром. Еван. 1057 г. Исполнение религиозных песнопений… 2. Восхваление, прославление. XI в. 3. Церковная служба. 4. Книга Псалмов. 5. Библейская книга Песнь Песней. «Соломон… написа Притчи и П;ния». XII в.
 
* ПЪти. 1. Издавать голосом мелодические звуки, петь; «языкъ ти да поеть, а ти да молит ся», Изб Свят. 1076 г. 2. Щебетать (о птицах). 3. Прославлять, воспевать (Бога), XI в. 4. Совершать богослужение, молебен и т.д.
 
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_15.pdf

б) Национальный корпус русского языка

* Вкладная книга Кириллова Белозерского монастыря (1560-1570): «А на имянины его декабря в 3 день по вся годы при его животе петь за него молебны, и обедни служити, и корм болшой на тот день на братью ставить».

* В. Н. Татищев. Инструкция учителям школ при уральских заводах (1736): «А которые петь учатся, тех должен учитель пения на крылосы для пения поставить и смотреть, чтоб согласно и гладко пели, а чрезвычайно не крычали».

* Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи (1561-1570): «Мы же ему вся исповедахомъ: "Есть, государь, у нашего государя в Московском царьстве святыхъ церквей безчисленно много, а пение в нихъ божестьвенное по вся дни н; во едино вр;мя, но вся часы».

в) Повесть временных лет, под 987 г.

И иде и цесарь с ними во церковь, и поставиша я на пространьнЪ мЪст;, показающе красоту церковьную, и пЪнья, и службу архиерЪйскы, и предстоянья дьяконъ, сказающе имъ служение Бога своего.

3) Еврейская культовая песенно-музыкальная традиция

Музыкально-литургическая организация культа в  Израиле была на высоком уровне, в храмовой службе использовали хоровые и инструментальные группы; сведения о чужеземных певцах и музыкантах в Библии отсутствуют. При царе Давиде, 4 тыс. левитов  были определены в музыканты, а  в праздники к ним присоединялись ещё 120 священников с трубами.
 
Геман, внук пророка Самуила по прозвищу "певец" (1 Хрон. 6:28, 31-32), был одним из трех главных левитов, которым Давид поручил организацию музыкального служения при храме, руководил музыкальным хором (ЕЭБЕ, т. 6, с. 298). Певцы были частью царского окружения, Неемия сообщает, что при освящении стен Иерусалима были созваны певцы со всего Израиля  (Неем. 12:27-29).

Еврейская литургическая музыка легла в основу мелодий церковных григорианских песнопений; реформатор церковных гимнов Романос Мелодос (ум. 560) был крещеным евреем (ЕЭБЕ, т. 6, с. 729). И. Хейвиц, композитор, доктор философии в области музыки в своей статье ссылается на мнения В. Стасова (отец «Могучей кучки», так называли группу русских композиторов XIX в.) и др. исследователей: «Примерно половина, или более того, всех григорианских, амброзианских, армянских и других христианских мелодий имеют еврейские корни. Я думаю, что солидное исследование еврейских национальных мелодий может стать одним из краеугольных камней в изучении европейской музыки" (В. Стасов)».  «Самая ранняя музыка Западной церкви включает большое число еврейских элементов или прямо из древнееврейских напевов или опосредственно – как уже адаптированные в рамках раннехристианской церкви: Греции, Сирии, Египта и других районов Востока».  Скорее всего, греки познакомились с организацией службы и культом в Иерусалимском Храме и устроили у себя храмовый культ подобный еврейскому или финикийскому, в доолимпийском периоде греки поклонялись камням и деревьям.

4) Обобщение и вывод

* Гипотеза Макса Фасмера о происхождении термина «петь» от  «праслав. *p;ti» не обоснована и не может быть обоснована, т.к. о «праславянской и славянской» общности науке мало что известно, тем более – «как пели» славяне. Вся «славянская» культурная традиция передана  в письменном изложении летописцев-монахов, соответствует времени распространению христианства.

* У нас много сведений о древнегреческой культуре, в т.ч. и о певческом искусстве. Однако  религиозные  контакты руссов и греков начались с периода возникновения Киевской Руси (кон. IX в.) и принятия иудеохристианства. До этого периода территории Днепра находились под управлением Хазарского каганата, где государственным языком был иврит, а религией – иудаизм.

Вывод

Маловероятно, что термин «пение» происходит из «праславянской» основы или заимствован из греческого языка, противоречит религиозному содержанию русской культуры и ходу исторического процесса. Целесообразно рассмотреть термин в связи с оригинальными библейскими образами и терминами.
 
5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термины в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ПЕНИЕ = ПЕ + НИЕ; ПЕТЬ; у нас сразу же выявляются рациональные  (здравый смысл) еврейские термины.

* ПЕТЬ = ивр. ПЭ, ПИ, множ. ПИОТ рот, уста; а также – звук, тенор, речь, губы в библейских текстах.

* ПЕ+НИЕ = ивр. ПЭ, ПИ рот, уста +  ИНА воспевать, петь; т.е. обозначен процесс - петь устами.

* ПЕ+НИЕ = ивр. ПЭ рот, уста + НИА движение; т.е. пение - движение уст, губ.

б) Библейский образ

* Исход 4:15: «ты будешь ему говорить и влагать слова в уста (ПЭ) его, а Я буду при устах (ПЭ) твоих и при устах (ПЭ) его и буду учить вас, что вам делать».
 
* Иов 33:2: «Вот, я открываю уста (ПЭ) мои, язык мой говорит в гортани моей».

* Амос 6:5: «поете под звуки (ПЭ) гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид».

* Осия 2:15: «И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь (ИНА) там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской».

Таким образом, русские термины «петь», «пение» являются транслитерацией (передача слов другим алфавитом) библейских терминов ПЭ, ПИ, множ. ПИОТ – уста; видимое движение  губ, рта. Термин ПЕ-НИЕ – уточняет явление – двигать ртом, движение рта  (закрывать, смыкать губы, открывать).


Рецензии