Звезды над урманом 2 глава 1

Начало(Первая книга): http://www.proza.ru/2013/11/02/634 


Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2015/02/14/433

Вернувшись с зорьки , Ванюшка и Никита отнесли Ксении убитых четырех гоголей и двух гусей. Почистили и смазали в кузне пищаль с утятницей.
Уже выпал снег, но озеро еще не замерзло и своим зеленым пятном притягивало на отдых перелетную птицу.
– Раз гусь пришел, жди мороза, – выйдя из кузни, объявил Никита.
– Да скорей бы, хоть на промысел пойдем, – отозвался Ваня.
– Что, по урману соскучился, Ваня?
– Сваты вчерась к Айше приезжали со стойбища, – грустно отозвался подросток.
Подойдя к Никитиной избушке, ведун остановился в недоумении, позвав своего ученика. Куча свежевыброшенной земли указывала, что под домиком кто-то смастерил себе огромную нору.
Ванюшка с радостным криком ринулся головой под нижний венец:
– Хвомка вернулся!
А общий любимец уже вовсю сосал лапу.
Никита принес лопату и присыпал отверстие под избой.
– Не задохнется? – забеспокоился мальчик.
– Пол-то в щелях весь – так мне теплей и ему дышать есть чем, – улыбнулся волхв.

***

Старый медведь заснул, не успев завалиться в берлогу. Хвома же ворочался, тыкал его носом, покусывал отцу уши.
Но это был дохлый номер. Батя спал беспробудным сном.
Медвежонок, вспомнив вкусные обмывки , которые хлебал когда-то из корытца вместе с собаками, вновь попытался уснуть, но в животе у него заурчало, и лапы сами понесли его к людям.
Прибежав в лог, он первым делом сожрал собачью рыбью похлебку и, наевшись, сунулся было под избу Архипа, но, получив отпор от лаек, побрел к Никитиной избе, под которой его и обнаружили.

***

– До весны не будить, – присев на крылечко и очищая лопату от глины, улыбнулся Никита.
Обь наконец-то стала, покрывшись, как хребет динозавра, ледяными торосами.
Сотник Иван с первым обозом отправил стрельцов в Тобольский острог, отписав воеводе Даниле Чулкову все свои злоключения, нападение людей князя Самары, заведение дружбы с князем Агичеем. Далее пояснил, что сокровища Ермака найдены, зимой будут доставлены из урмана к Оби, а уж по воде, он, Иван, двинется с ними на ушкуе к Тобольскому острогу. Так же упредил, что воевода Кольцов прислал татарина для сопровождения клада.
Ответ пришел к середине зимы с дьяком, прибывшим обратным обозом. Дьяк вручил Ивану Никитичу письмо от воеводы. Обошел поселение. Произвел перепись мужчин по именам, а женщин по числу, и убыл далее на Север.
– Все по чину у вас. Образа в красном углу присутствуют, но избу-молельню надобно бы возвести к моему возвращению, дабы Ектению  служить, – распорядился он и прыгнул в нарты.
Не успел скрыться обоз, как из Атлымки на Обь выпорхнула оленья упряжка.
– Принимай бочки с живицей кедровой, – улыбнулся вогул.
Ибрагим, осмотрев бочонки, ахнул:
– Ты что наделал?
– Смолой залил сверху, чтоб никто не заглянул глубже.
Действительно, толстым слоем застыла сверху драгоценностей смола.
– Вот и объясните дозорным, которые остановят, что якобы смолу в дар крымскому хану везете, – раскурив трубку, улыбнулся желтыми зубами вогул, присаживаясь на облучок нарт.
– А как спросють: на кой ляд сдалась смола в Крыму?
– А стрелы зажигательные, факела? А лодки конопатить пеньком просмоленным? Ни один ворог не догадается про серебро, – отпарировал шаман.
Подошел Никита:
– Верно талдычит Угор, а список серебра мы с Ванюшкой составили еще в пещерах, так что так безопаснее в дороге будет. Для верности же еще штук пять бочонков закажите из Тобольска, до весны накурим смолы. А коли кому в подарок сунуть или для проверки, станете эти бочонки показывать да куски откалывать.
– Я шкуру постелил между живицей и серебром. Ну а ежели и протечет маленько, то оттереть можно быстро выгонкой пихтового масла, у нас целый кувшин его в лабазе.
– Или горилкой, – улыбнулся, вспоминая былую вольницу Архип.
На том и порешили.
А проезжий дьяк с писцом время не теряли. Они провели перепись живущих по берегам Оби народов. Отметили на планах места стойбищ и поселений. Обязали доставлять в Тобольск рыбу и дикоросы.
– Мы-то привезем вам мяса, ягод и рыбы, а взамен что дадите? – спрашивали наивные остяки и вогулы.
– А мы молиться денно и нощно будем за вас, чтоб плодились вы и размножались, – отвечал дьяк, усмехаясь в усы да тряся бородкой козлиной.

***
КАЗАХСТАН

К концу зимы вернулся из Руси изрядно потрепанный отряд Исатая.
Из пятитысячного конного войска до родимых юрт и очагов возвратились всего тридцать сотен джигитов. За отрядом длинной чередой тянулся санный обоз с ранеными и убитыми, с добытым снаряжением, пушками и боеприпасами.
– Мы привыкли биться в степи, а царь Василий послал нас на стены осажденной Тулы. С луками и саблями бежали мы на город, но были встречены огненными залпами из пищалей, самопалов, единорогов и пушек. Когда же рассеялся дым, от нашего передового отряда остались жалкие остатки. Тут же из городских ворот вылетел всадники и нас, пеших, порубили как камыш на саман, а мои батыры ничего не могли сделать. Мы пришли на помощь, царь же бездушно бросил на убой. Шуйский вместо слов благодарности прогнал нас, обозвав трусами, – опустив голову, рассказывал Валихану Исатай, – это не наша война, более на Русь ходить не следует, сами пусть разбираются меж собой.
– Ты совсем стал седой, Исатай, – покачал головой Валихан, подавая наполненную пиалу.
Воин продолжил рассказ:
– Я и Отар подошли с белым платком к крепости, переговорили с воеводой Болотниковым, который вышел на стену, он и разрешил нам собрать убитых и раненных батыров с условием, если я дам слово уйти от стен города. Весь день мы собирали убитых и раненых, грузили их на сани. Воевода сдержал слово, по нам не стреляли. Подняли оружие, свое и чужое, что лежало по полю, как кизяк в степи. Много мушкетов и самопалов, сабель и доспехов собрали брошенных.
– И государь разрешил вам взять все это? – удивился Валихан.
– Ему было не до нас. Русский царь приказал навозить горы дров перед стеной, чтобы сжечь Тулу, но Болотников его упредил, и, когда подул ветер в сторону лагеря царского войска, осажденные подожгли их дрова, пошел огромный пламень, и взвились в небо искры. Загорелся царев лагерь, шатры, запасы сена. Принялись взрываться припасы. Воцарилась сумятица. Пользуясь этим, мы ушли на Казань. По дороге нас часто останавливали отряды повстанцев, но отпускали, так как узнавали, что нас воевода Болотников отпустил с миром, – Исатай, устало и растерянно взглянув в глаза Валихану, продолжал:
– Там сам шайтан не разберет. Царь Василий Иванович осадил крепость царя Петра Федоровича, а на помощь кому-то из них идет их Польши царь Дмитрий Иванович. Кругом одни цари, кто самозванец, а кто настоящий, сам Алдар Косе не разберется.
– Да, – погладив седую бородку, согласился Валихан, – не сладко на Руси. После Ивана Великого никак поделить власть не могут. Также случилось, когда умер Хромой Тимур.
В юрту вбежал сынок Исатая и с разбегу прыгнул отцу на шею.
– Ты видел моего друга царевича Федора и сестрицу его Ксению?
– Нет, не видел, Ваулихан, – и, поцеловав сына, усадив его рядом, Исатай как можно мягче поведал о судьбе знакомых Ваулихана:
– Убили царя Федора, а сестрицу его, красавицу Ксению, обесчестили.
Ваулихан застыл камнем, не в силах выговорить и слова.
– За что?
– Федора убил тот, который сам захотел стать государем. Потом и убийцу убил другой, который тоже захотел стать царем. И его убьют, так будет всегда, сын мой. Это удел почти всех властителей мира.
С криком: «Я не хочу быть царем!» – маленький Ваулихан со слезами на глазах выбежал из юрты.
 – Может, не стоило ему говорить об этом?
– Он джигит и должен знать, как устроен наш мир, уважаемый Валихан, – приложив ладонь к груди и уважительно поклонившись, ответил Исатай.

*- зорька- утренняя охота
**- обмывки – вода после мытья посуды.
*- выгонка пихтового масла – скипидар.
*- Ектения - церковное моление, заздравное молебствие о государе и о доме его.



продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/15/1579


Рецензии
С Днем Защитника Отечества! Добра и Мира! ... :)

Владимир Ус-Ненько   23.02.2015 12:34     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир. Тебя тоже с праздником!!!

Олег Борисенко   24.02.2015 04:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.