Абакумов и альманах

Невесело мне было в ту пору, когда я приехал из деятельной Риги (какая-никакая — а всё-таки — столица) в тихую Коломну. И лишь когда прожил некоторое время, ко мне пришло понимание красоты и величия этого старинного города. Познакомился с замечательным русским писателем Валерием Королёвым, который приоткрывал мне город, знакомя меня с талантливыми его обитателями.
И постепенно я начал понимать масштаб коломенской истории — не только литературной, но и изобразительной. По меньшей мере, с XIV века здесь творили великие иконописцы. И в наше время история русской живописи не то что не угасла, а приумножилась великими талантами.
И первое место в чреде коломенских живописцев занимал, конечно же, Михаил Георгиевич Абакумов, с которым Королёв особенно дружил. Масштаб его таланта был очевиден и до личного знакомства. Проникнутый духом великого Казакова, убранный в торжественный белокаменный классицизм «Дом Озерова» то и дело раскрывал двери своего выставочного зала для экспозиций художников. И первое место здесь занимал Абакумов: и в сборных выставках Коломенского отделения Союза художников, и, разумеется, в персональных экспозициях.
Его картины были живыми. Без них город терял своё лицо. В его полотнах тугой верховой ветер чувствовался в причудливом переплетении облаков, хруст снега слышался в его зимних пейзажах, блеск и запах воды веял от панорам москворецкого разлива… Под впечатлением его работ я написал однажды стихотворение, в котором были такие строки:

Вечером слышно дыхание холода,
Стынет на крышах дневная капель,
Словно художник волшебного города
Будит в картинах свою акварель.

Абакумов был человеком сложным в общении. А может, мне это только так казалось. Ведь у нас были свои позиции, свои взгляды, и мы их с горячностью отстаивали друг перед другом. Меня он привлекал своей твёрдостью убеждений, широтой кругозора, глубиной знаний и горячностью. Когда он узнал о планах издания «Коломенского альманаха», то принял самое деятельное участие в поддержке этой идеи. Он, в частности, передал одну свою картину для продажи в «Лигу», чтобы вырученные деньги пошли в фонд альманаха. Его примеру последовали и другие художники: Сергей Циркин, Евгений Гринин, Алексей Фёдоров.
А когда вышел первый номер и мы начали задумываться о том, чтобы издание стало регулярным и выходило каждый год, он настоял на том, чтобы в альманахе публиковались произведения наших живописцев.
В самом деле: изобразительное искусство — это неотъемлемая часть культурной жизни Коломны, и, если альманах претендует на роль литературно-художественного издания, то без живописи и графики здесь не обойтись.
И вот с первых номеров в сборнике стали появляться цветные вклейки с репродукциями наших мастеров. Так в Коломне появилась передвижная галерея.
Иногда мы и ссорились с Михаилом Георгиевичем из-за этих вклеек. Непростое это было сотрудничество. Он настаивал на том, что публиковаться здесь должны только работы избранных — заслуженных мастеров. Я же убеждал, что надо обязательно поддерживать молодых художников. Помогать им.
Однако никогда наши ссоры, несмотря на горячность Абакумова, не приводили к разрыву.
Более того: Михаил Георгиевич постоянно приглашал меня к себе в мастерскую. Приедет из своих северных краёв и сразу зовёт в гости. Думаю, что для него это было особенно важно, особенно перед тем, как готовилась очередная выставка. Он проводил своего рода предварительный показ, чтобы посмотреть на реакцию избранного зрителя.
Нужно отметить, что скромная, казалось бы, мастерская на улице Островского стала одним из мощных очагов культуры, центром притяжения творческих сил Коломны. Собственно, сама мастерская была поднята из руин с помощью товарищей-художников. И бывали в ней не только мастера изобразительного искусства, но и литераторы, краеведы, фотографы. Особенно он привечал у себя коломенских поэтов. Были у него Олег Кочетков, Владимир Дагуров, Роман Славацкий, Евгений Кирсанов. Абакумов очень хорошо понимал важность названия к картине, необходимость выделить в этом имени самую главную деталь, основное нестроение. И он часто советовался с коломенскими поэтами о том, какое название дать тому или другому холсту. И мы ему помогали.
Часто я заглядывал к художнику не один. Если ко мне приезжали московские гости, то мы обязательно посещали мастерскую Абакумова. Центр и сердце нашей Коломны. И Михаил Георгиевич был очень рад таким встречам. Так, однажды к нам в Коломну приехала вместе со своим маленьким сыном Валентином известный русский критик Капитолина Кокшенёва. Почти весь день мы водили её по городу. А гидом такой экскурсии выступил знаток родной истории, наш писатель-земляк Роман Славацкий. Прошлись по Старой Коломне, заглянули на Арбат — к ближайшему другу Абакумова — Аркадию Арзуманову, и, конечно же, не миновали мастерской художника.
Надо тут обязательно сказать, что сын Кокшенёвой занимался в Москве в художественной школе. И можете себе представить, какими восхищёнными глазами глядел он на мэтра и его картины. Почувствовав это, Михаил Георгиевич подарил ему свой старенький этюдник и небольшую картину. Мальчишка художником не стал. В жизни так бывает. В прошлом году он закончил МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики. Но эта встреча с великим мастером навсегда сохранилась в его сердце.
Кокшенёва до сих пор вспоминает эту поездку и с большой теплотой говорит о творчестве Абакумова: «В нашей вологодской квартире висят картины моего сына, а по центру, как луч света — подарочная работа Михаила Абакумова. В Вологде по-прежнему очень чтут Михаила Георгиевича. Ведь у него там был свой дом на стороне Василия Белова за Кубенским озером. А мы на этой, кирилло-белозерской стороне озера… часто тучи от них шли к нам… в общем, общались одной природой. Я помню эту поездку к Абакумову очень хорошо — будто в древность уехали, в другие времена. А Михаил лёгким был человеком… я помню и собаку его смешную… и мастерскую… и азарт его человеческий… Боже, как молоды мы были! Сколько было щедрости в человеческом общении. Увы, нынче это пространство суживается. Всем привет от нашей семьи. И вечная память Михаилу!»
А потом была другая история. Однажды ко мне в гости приехал талантливый русский писатель из Воронежа Вячеслав Дёгтев. Он тоже захотел побывать у Абакумова. Бережно храню снимок, сделанный Юрием Колесниковым, где запечатлены мы — «три богатыря».
Сложно перечислить, сколько произведений живописи, графики, скульптуры опубликовано в альманахе за прошедшие восемнадцать выпусков!
Заслуженные художники России Геннадий Павлович Сорогин и Сергей Тимофеевич Циркин каждый по-своему украсили альманах своими работами. Если Сорогин восхищает историческими полотнами, то живопись Циркина пленяет тонкостью русского пейзажа.
Иван Комаровский, Евгений Гринин, Ирина и Геннадий Савиновы, Павел Зеленецкий, Виктор Иванов, Владислав Татаринов, Андрей Мещанов, Александр Зотов, Евгений Ферапонтов, Лев Кузьмин, Дмитрий Муравлёв, Владислав Никифоров, Роман Кудакаев, Геннадий Калинин, Алексей  Фёдоров… Хочется назвать всех, кто был опубликован в нашем альманахе, да разве перечислишь всех живописцев, которые создали и продолжают создавать удивительную красочную летопись «Коломенского альманаха»! Владимир Потлов, скульптор, которого именно Абакумов подвигнул на создание памятника Лажечникову, опубликовал модель этого монумента в нашем ежегоднике.
Художники Евгений Гринин и Василина Королёва входят в редколлегию «Коломенского альманаха». Скажу больше: именно благодаря им в последних номерах окончательно сложился внешний облик ежегодника. Чудесная ажурная графика Василины выделяет каждый из разделов сборника, придаёт ему особый зрительный ритм, красоту и воздушность.
Со временем всё более отчётливой становится органическая связь между коломенским словом и коломенской живописью. Уже давно органичной частью жизни города стали ежегодные пленэры. Мы уже привыкли видеть на старинных улицах людей с мольбертами, погружённых в таинственную гармонию реальности и мифа.
Может, в Год литературы выбрать особую тему очередного пленэра? Почему бы его не посвятить литературным местам Коломны? В самом деле — разве не увлекательно будет для живописцев пройти Ахматовской тропой, побывать в наших литературных усадьбах, в местах, связанных с именами Лажечникова и Филарета, Есенина и Пильняка и множества других творцов «коломенского текста». Конечно, Пятницкие ворота, Дом Луковникова, «Блюдечко» и десятки других исторических памятников хороши сами по себе. Но думается, что если художник узнает о литературном «подтексте» того или иного уголка города, он по-иному увидит это место, и его этюд будет написан с каким-то особенным настроением.
Наша научно-творческая конференция называется «Абакумовские чтения». Может, попробовать вернуть ей свою первозданность? Пусть на ней выступают не только искусствоведы и учёные, но и писатели и поэты. Почему, к примеру, не прочитать какой-нибудь отрывок из произведения друга Абакумова Валерия Королёва? Я уверен, что тогда конференция приобретёт живой лик.
Не каждый город может гордиться тем, что среди его Почётных граждан находится художник такого масштаба, как Михаил Абакумов. И дело даже не в званиях, ибо все регалии Абакумова — это лишь материальное выражение его духа. Творчество мастера наложило глубокий отпечаток на всю культурную историю города. Я подразумеваю не только картины его учеников и коллег, но и страницы наших прозаиков и поэтов. Его творчеством вдохновлялись Королёв и Кирсанов, Кочетков и Славацкий, Мещеряков и Башкирова. И я уверен, я знаю — оно ещё не раз отразится в стихотворениях, новеллах и воспоминаниях. Ибо целый мир связан с именем Народного художника России, Почётного гражданина Коломны, академика живописи Михаила Георгиевича Абакумова. И этот мир никогда не исчезнет из нашей памяти!      


Рецензии
"Абакумов очень хорошо понимал важность названия к картине, необходимость выделить в этом имени самую главную деталь, основное нaстроение. И он часто советовался с коломенскими поэтами о том, какое название дать тому или другому холсту. И мы ему помогали."
Так вот почему так очаровали не только сами картины, но и названия!
Ах, снова потянуло в славный город Коломну... дай то Бог.
Новых успехов замечательному "Коломенскому альманаху" - от всей души!

С уважением, признательно,

Татьяна Денисова 2   30.06.2015 23:56     Заявить о нарушении
СПАСИБО ВАМ, ТАНЕЧКА....

Виктор Мельников 2   03.07.2015 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.