Тайна сна. К чему стремится мозг
Свидетельство о публикации №215021601360
Ксения Демиденко 16.05.2016 14:58 Заявить о нарушении
В школе я учился плохо, не знал толком ни одного предмета. По причине неуспеваемости, из десятого класса дневной школы перешел учиться в девятый вечерней и устроился на работу учеником фрезеровщика, хотя мне еще не было шестнадцати лет - помогло мамино знакомство. Большинство одноклассников в вечерней школе обладали еще более худшими знаниями чем я, и потому я не чувствовал себя там ущербным. Уроки по-прежнему не учил, и хотя знаний у меня не было, умудрялся получать неплохие оценки. Чтобы избежать двойки, всегда можно было сослаться на то, что на работе поменяли смены, не выспался или заболел. Учителя входили в положение, переносили опрос на следующий урок, а к нему уже целенаправленно можно было подготовиться и получить хорошую оценку. Немного раскрыла мне глаза на понимание школьных предметов девушка, в которую я без памяти влюбился. Она увидела, что я в них дуб-дубом, особенно в математике, и решила помочь во всем разобраться. Начала с математики. Показала в учебнике длинный пример с разными действиями и спросила, смогу ли я его решить. Не хотелось ударить в грязь лицом, я с рвением принялся за дело, но очень скоро запутался. Это ее не обескуражило. Она сказала, что надо разбить пример на отдельные части и определить последовательность операций. Каждый кусочек решается очень просто, а потом все это надо соединить. Я попробовал, получилось. Чтобы добиться ее благосклонности, я начал дома подолгу просиживать за решением примеров и задач. Достал учебник по математике для поступающих в вузы, где были ответы и решения, и начал «набивать руку». Скорей это было зазубривание, чем понимание, но благодаря этому в школе я преуспел по математике. Девушка подтянула бы меня и по другим предметам, но неожиданно переехала жить в другой город. К окончанию школы я более-менее мог решать задачи и примеры по математике, физику знал с горем пополам только до середины, химию практически не знал вовсе, а гуманитарные предметы знал очень поверхностно, так как никогда их не учил, считая, что в жизни они мне не пригодятся, довольствовался тем, что слышал от учителей на уроках. Писал, правда, относительно грамотно, но наставлял слишком много запятых. Правдами и неправдами окончил школу без троек, но оценки не соответствовали моим знаниям. С таким багажом я решил поступить в какое-нибудь высшее учебное заведение. О стационаре мечтать не приходилось, по знаниям бы не прошел, а вот на заочное отделение можно было рискнуть. Выбрал Одесский Водный институт, кораблестроительную специальность. Требовалось работать по профилю, и я устроился матросом на речной толкач.
В Одессе у меня оказались родственники, о которых я раньше не подозревал - троюродная тетя, ее сын и мама, для меня - бабушка Роза, немка по национальности. Жили они неподалеку от института, встретили хорошо и, несмотря на бедность, делились последним. В институт мои документы приняли. На следующий день после моего приезда, состоялся первый экзамен по математике письменно. До этого я переволновался, не выспался и то в чем я был больше всего уверен, едва не завалил. Примеры решил автоматически, а на задачу смотрел как баран на новые ворота, совершенно не понимая ее смысла. Так и не решил, хотя на следующий день, дома, сделал это за пять минут. Решил, что завалил экзамен и к следующему, математике - устно, совершенно не готовился, а играл во дворе дома с местными мальчишками в настольный теннис . В «черном списке» меня не оказалось, поставили-таки тройку, и я, для очистки совести, пролистал учебник по математике, если по математике -письменно получил трояк, то по математике- устно не было надежды получить даже его. Ну уж так и быть, схожу, терять все равно нечего. Сказал бабушке Розе, что шансов поступить у меня нет никаких и сразу после экзамена я уеду к себе домой. Тогда она попросила меня сделать так, как она скажет. Дала мне маковое зернышко и сказала, чтобы я перед экзаменом загадал желание и бросил его через левое плечо. Я не верил ни в бога, ни в приметы, но не захотелось огорчать бабушку, к тому же,» чем черт не шутит», и я взял это зернышко «на всякий случай». Поможет - не поможет, а хуже не будет. Хоть как, а перед экзаменом становишься немного суеверным.
Наконец наступил день экзамена. Запустили в аудиторию сразу человек десять и потом вызывали по одному на освобождающиеся места. Все ожидающие своей очереди, тряслись от страха. Экзамен принимали две женщины и мужчина. Абитуриенты в коридоре галдели: «Только не к мужчине, только к женщине, у мужчины сплошные завалы». Я про себя отметил, что надо ухитриться попасть к женщине. И еще все пугали «дополнительными вопросами». Например, почему в Африке электрические провода на столбах натягиваются толще, чем это необходимо? Оказывается, потому, что за них цепляются обезьяны, и они должны выдерживать еще и их вес. Или такой вопрос: профессор спрашивает у абитуриента, почему графин с водой, стоящий на подоконнике, с противоположной от солнца стороны нагрет сильней? Абитуриент начинает что-то рассказывать о преломлении света, что вода играет роль линзы..., а оказывается, профессор просто развернул перед этим графин на сто восемьдесят градусов. Хоть бы мне один из этих вопросов попался. Я бы ответил не сразу, сделал бы паузу, а потом бы все представил так, как будто сам додумался до правильного ответа. За умного бы сошел. Так или иначе, решаться заходить надо. Плохо быть первым или последним, надо где-то посередине. Я вдруг вспомнил про маковое зернышко. Ну чем оно мне может помочь, если у меня нет знаний? Это был тот случай, когда я говорил себе правду. К тому же во все это я не верю. Но на всякий случай сказал себе, что все будет хорошо, и бросил зернышко через левое плечо.
Зашел в аудиторию, подошел к столу, взял билет. Глянул мельком на содержание - абсолютно ничего не знаю. Что делать, взять другой билет? Но оценка сразу автоматически снижается на целый балл. И это ведь не школа, вышибут моментально. Ладно, посижу за столом, подумаю, потяну время, может, что в голову и придет. Для начала даже не буду смотреть на вопросы, а попробую решить примеры. Рука на них была набита, и я решил их довольно быстро. Осторожно поднял от листка голову, чтобы посмотреть на экзаменаторов и вычислить момент, когда мужчина будет занят, а одна из женщин свободна, чтобы, когда хоть как-то подготовлюсь, попасть именно к ней. Но как-только я поднял голову, мужчина поманил меня пальцем к себе, решив, что я уже готов отвечать. Ноги у меня сразу стали ватными и я, как загипнотизированный, пошел к нему. Все, конец, нет никакой надежды. Мужчина быстро просмотрел письменное решение вопросов, потом начал спрашивать устное. Внезапно сознание у меня стало чистым, ясным, исчез страх и я начал бойко, без запинки отвечать на вопросы. Ответы в голове формулировались сами, все зазубренные, обрывочные знания стали вдруг осмысленными, целостными.
Далее последовало три дополнительных вопроса. «Какие прямые называются параллельными?» Сначала я сказал, что те, которые при продолжении не пересекаются - так нас учили в школе, но когда он еще раз повторил вопрос, я сообразил добавить: «Лежащие в одной плоскости.» Я обостренно четко начал все представлять. Далее последовал вопрос: «Представьте себе два прямоугольника, один внутри другого. Стороны внутреннего прямоугольника отстоят от внешнего на расстоянии одного сантиметра. Подобны ли эти прямоугольники?» Я ответил отрицательно, доказательств не потребовали, достаточно было дать правильный ответ. И, наконец, последний вопрос: «Подброшены произвольно с руки вверх три металлических шарика. Когда их центры будут в одной плоскости? Почти не задумываясь, я оттарабанил: «Их центры всегда будут находиться в одной плоскости, так как через три точки можно провести плоскость и, причем только одну’». Когда я услышал слово «Пять»’, то не поверил своим ушам. Из аудитории выходил, будто на крыльях. У меня было уже восемь баллов. Если сдать физику, как профилирующий предмет на четыре, а сочинение и химию хотя бы на три, то можно и поступить, хотя конкурс очень большой. Но по физике я более менее знаю только механику - что-то осталось из дневной школы, частично электричество, а в оптике вообще ничего не соображаю. Шпаргалок на сочинение у меня нет, надежда только на свободную тему. Химию же не знаю совершенно, и здесь полный аврал. Я уже шел на экзамены ради того, чтобы подольше побыть в Одессе. С билетом по физике мне повезло, вопросы были по механике и лишь один по электричеству. Тараторя ответы, я через него проскочил, и экзаменатор даже не заметил. Полученная четверка хоть и придала уверенности, но еще ничего не решала. На сочинении «свободная тема» попалась «твоя будущая профессия». Даже экзаменаторы заулыбались, сказали, что у них такой легкой темы еще некогда не было. Достаточно было написать немного, но грамотно. Оставалась химия, ее я не знал совершенно и ни по какой теории вероятности сдать не мог. И все же на экзамен пошел. Не ответил ни на один вопрос в билете, говорил двум экзаменаторшам что-то путанное, вроде того, что переутомился и ничего не соображаю. Они взяли мою зачетку, посмотрели количество набранных баллов и поставили тройку. Такое вообще невозможно себе представить. В институт я поступил. Вот вам и маковое зернышко.
Владимир Добровольский 16.05.2016 16:13 Заявить о нарушении
Владимир Добровольский 16.05.2016 16:17 Заявить о нарушении
Спасибо той девушке, благодаря которой Вы выучили математику и "набили руку" в решении задач, неплохо, что зазубрили кое-что. Вовремя испугаться и включить автопилот - уже 40% всего дела. Но самое главное, на Вас поработала зачетка. Ведь если бы химию ВЫ сдавали первым экзаменом, вряд ли Вам поставили ту необходимую тройку. Ведь профильный экзамен - первый, а там у Вас была "5".
Физику я знаю хорошо, сейчас сын учится, второй раз повторяю, но почему в Африке электрические провода на столбах натягиваются толще, я не знала. А это жизненный вопрос. Оказывается, потому, что за них цепляются обезьяны, и они должны выдерживать еще и их вес.
Спасибо, просветили.
Хороший рассказ. Поучительный.
Ксения Демиденко 16.05.2016 16:46 Заявить о нарушении