Подруга детства

Подруга детства 

Среднюю школу я окончила в посёлке Акутиха Алтайского края. Судьба разбросала моих одноклассников в разные концы нашей необъятной страны. Но место нашего старта в жизнь навсегда останется в наших душах.  Но  моя  память об учителях и о тех, с кем  училась вместе, нет-нет, да и озарит их лица. А ведь после выпускного бала  с большей частью одноклассников больше не пришлось встретиться. А ведь так иной раз сейчас хочется вернуться в школьную пору, чтобы получить энергетический заряд, который наполнит организм силой.

Я была в классе старостой, поэтому решила как-то разыскать всех одноклассников. Связались по телефону. В то время ещё можно было позвонить в справочное бюро города или села, назвать фамилию имя отчество. Девушка называла номер телефона. Сейчас этой практики нет. Все были рады. Ведь столько лет прошло! Многие из одноклассников ушли уже в Мир иной. Пусть светлая память о них согреет наши души.

Долго разыскивала свою подругу детства, Кованину Галину. Последнее письмо получила от неё из Жданова. Я узнала о том, что она была замужем, есть два сына, теперь уже – Шереметьева. Потом её следы затерялись. И как же неожиданно я услышала о ней через 45 лет из уст Бориса Николаевича Ельцина.

В конце января 2005 года, перед днём рождения первого президента России,  я слушала интервью с Б. Н. Ельциным по радио. Корреспондент задал ему вопрос: «Борис Николаевич, Вы сейчас находитесь на заслуженном отдыхе. Скажите, пожалуйста, какую жизненную позицию Вы занимаете в данное время?»

    Как-то странно он начал свой ответ. Я даже попытаюсь написать то, что он сказал.  «Однажды у меня на приёме была женщина из Магадана.  Инженер-строитель объединения «Северовостокзолотострой».  Шереметьева Галина Александровна. Такой суровый край! И женщина-начальник, инженер-строитель?! Работа в мужском коллективе в Магаданской области. Мы разрешили с ней все проблемные производственные вопросы. Я дал «добро» и снял все проблемы. Я работал в то время в Совете министров председателем ГОССТРОЯ.

    Поинтересовавшись её семейным положением, узнал, что она родом с Алтая, растут два сына, и она ещё помогает двум сыновьям умершей сводной сестры. И все ребята хорошо учатся, хорошие спортсмены. Такая ответственная работа, связанная с командировками, и ещё Галина Александровна одна воспитывает одна двух сыновей, помогала воспитывать сыновей сводной сестры. Я просто преклоняюсь перед этой женщиной и восхищаюсь её мужеством.

Я поблагодарил Галину Александровну за её трудолюбие и активную жизненную позицию. И ещё хочу сказать всем, чтобы у нас в стране было больше таких мужественных людей, как Шереметьева Галина Александровна, но мужчин, а не мужественных женщин! Вот такая  жизненная позиция мне нравится. Вот такой жизненной позиции я придерживаюсь».

     Когда я прослушала интервью, то удивилась, восхитилась, одновременно и посочувствовала этой женщине – растут два сына. Ведь их нужно одеть, обуть, накормить, за учёбой проследить, да ещё такая ответственная работа, связанная с командировками. Откуда силы взять на всё это?! С мужем вместе слушали это выступление, обменялись мнениями, но и подумать я не могла о том, что Б. Н. Ельцин говорил это о моей подруге, которую я разыскивала давно.

А осенью этого же, 2005 года, я встретилась с ней у подруги детства, в Новосибирске.
    - А сколько лет прошло с момента Вашей встречи с Б. Н. Ельциным? – спросила я  Галину Александровну.  - Да уже прошло лет пятнадцать с тех пор, как я приезжала из Магадана в Москву в министерство по служебным делам. Всего-то один раз и встречалась с Б. Н. Ельциным.

А я подумала,  сколько человек прошло за эти годы перед первым президентом России, а он выделил одного человека – Шереметьеву Галину Александровну, акцентировал своё внимание в столь значимый день – канун дня своего рождения – поставил жизненную позицию Галины Александровны в пример всем,  взяв её и себе за основу.

   Окончив Новочеркасский политехнический институт заочно, Галина Александровна работала на стройках страны Советов. Здесь началось её путешествие по стране. Работала инженером производственного отдела в тресте «Симферопольпромстрой», мастером СУ-9 треста «Главзапстрой» №34 в г. Ладейное Поле. Известен этот город тем, что Пётр I заложил здесь первую российскую судоверфь между Онежским и Ладожским озером на реке Свирь.

    Было время великих строек. Удалось ей поработать на Всесоюзной ударной стройке, строили комплекс на заводе «Азовсталь», где проходило строительство стана 3600. Занималась обустройством нефтяных месторождений, строительством города Усинска – города нефтяников и геологов. Она работала в тресте «Усинскстрой» Коми АССР заместителем управляющего треста по производственным делам.

    Её муж Шереметьев Юрий Петрович работал главным инженером в этом же тресте. Жизнь в семье не сложилась. Галина Александровна уехала с детьми в Магадан, где они прожили двенадцать интересных, плодотворных, незабываемых  лет. Она руководила  северными стройками успешно, занималась обустройством посёлков Магаданской области  и посёлков на Чукотке. Совместно с Польской строительной компанией строили в посёлке Лоо рядом с  городом Сочи санатории, дома отдыха, детские оздоровительные комплексы. Затем Галина Александровна строила жильё для северян в Московской и Владимирской областях.

    Можно ли забыть многочисленные командировки на Крайнем севере по тундре, связанные с риском для жизни?! Расстояние от населённых пунктов     измерялось тысячами километров. Добирались до них на вертолёте или вездеходе, идя по компасу в кромешной тьме зимой. Она руководила северными стройками, которые нужно было построить, устранив все проблемы, связанные с поставкой строительных материалов и оборудования в труднодоступные для транспортировки места и сдать строительные объекты государственной комиссии в срок.

    Можно ли забыть о том, как замерзали на Чукотке при 56 градусах мороза, добираясь и ориентируясь по компасу до строительных объектов на вездеходе?!
  Работая начальником сметно-договорного отдела в объединении «Северовостокзолотострой», своими расчётами она сэкономила для государства миллионы рублей в столь трудное для страны до «перестроечное» время. Галина Александровна оставила в этих краях о себе добрые дела и добрую память. Наступило время перемен. Произошли изменения в политической жизни страны, в отношении руководства к религии. Начали в России восстанавливать разрушенные церкви.

   Строители, под руководством Шереметьевой Галины Александровны, помогли жителям села Старая Слобода восстановить  разрушенную православную церковь, – церковь, где венчался царь Иван Грозный. В этом же селе он жил последние годы своей жизни. Но в это время уже начались годы «перестройки», а вместе с ними – трудные годы жизни,  которые пережили многие люди нашей страны.

   На пенсию вышла Галина Александровна в 50 лет в 1992 году, так как вошёл трудовой стаж работы на севере. После выхода на заслуженный отдых она не осталась «не у дел». Работу продолжила на местном телевидении в городе Александрове, вела телепередачу «Мой огород». Выполняла серьёзные общественные работы, которые имели большую значимость для простых людей.

Фото: Г. А. Шереметьева (Кованина).


Рецензии
-Вот о таких людях и создавали фильмы в прошлой жизни. Спасибо, Алифтина Павловна, за знакомство с замечательным человеком.
Всего Вам доброго!!

Тамара Петровна Москалёва   17.03.2022 20:11     Заявить о нарушении
Всё верно, Тамара Петровна. Природа наградила её и силой, и умом, и верностью. Спасибо за понимание, отклик и визит. Рада Вам несказанно. Ведь это Вы заставили меня посмотреть на своё творчество с правильной стороны, раскритиковав мой опус "Кукла". С благодарностью и глубоким уважением, Алифтина

Алифтина Павловна Попова   19.03.2022 06:20   Заявить о нарушении
-Серьёзно? Не помню...
Да, что-что, а критиковать... ох, как говорят: в чужом глазу соринку видно, а в своём бревна не разглядеть. Так и у меня.
Алифтина Павловна, всего Вам самого замечательного, дорогая!!

Тамара Петровна Москалёва   19.03.2022 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.