Партия 2017 г. Антихрист Фридриха Ницше. 3

 

Понятно, читателю, подобное знакомство  с Ницше может быть неинтересно, да и как любое другое, для проекта же весьма полезное и увлекательное занятие. И оно продолжается.

 Слово, как и должно, снова предоставлено Фридриху Ницше. Это его работа, проект - наблюдатель со стороны.
48

- Поняли ли собственно знаменитую историю, которая помещена в начале Библии, - историю об адском страхе Бога перед наукой?.. 

Ветхий Бог, “дух” всецело, настоящий верховный жрец, истинное совершенство, прогуливается в своём саду: беда только, что он скучает. Против скуки даже и боги борются тщетно. Что же он делает? Он изобретает человека: человек занимателен... Но что это? и человек также скучает. Безгранично милосердие Божье к тому единственному бедствию, от которого не свободен ни один рай: Бог тотчас же создал ещё и других животных. Первый промах Бога: человек не нашёл животных занимательными, - он возгосподствовал над ними, он не пожелал быть “животным”. - Вследствие этого Бог создал женщину. И действительно, со скукой было покончено, - но с другим ещё нет! Женщина была вторым промахом Бога. - “Женщина по своему существу змея, Heva”, - это знает всякий жрец; “от женщины происходит в мире всякое несчастье”, - это также знает всякий жрец. “Следовательно, от неё идёт и наука”... Только через женщину человек научился вкушать от древа познания. - Что же случилось? Ветхого Бога охватил адский страх. Сам человек сделался величайшим промахом Бога, он создал в нём себе соперника: наука делает равным Богу, - приходит конец жрецам и богам, когда человек начинает познавать науку! - Мораль: наука есть нечто запрещённое само по себе, она одна запрещена. Наука - это первый грех, зерно всех грехов, первородный грех. Только это одно и есть мораль. - “Ты не должен познавать”; остальное всё вытекает из этого. ...

((( Где ещё можно встретить увлекательную логику представления. Это настоящий спектакль:
Бог от скуки создал человека, а чтоб он не скучал также, создал и женщину. Со скукой было покончено, но от женщино пришло познание и наука, уже  как большой грех. Из него мораль - человек не должен познавать.)))

 ... Человек не должен думать. - И “жрец в себе” изобретает нужду..., Нужда не позволяет человеку думать... ... Дело познания воздвигается - что делать? - Ветхий Бог изобретает войну, он разъединяет народы, он делает так, что люди взаимно истребляют друг друга ....  И вот последнее решение приходит ветхому Богу: “человек познал науку, - ничто не помогает, нужно его утопить!”...

49

... . Начало Библии содержит всю психологию жреца. - Жрец знает только одну великую опасность - науку: ...

 Человек не должен смотреть вне себя, он должен смотреть внутрь себя: ...И он должен так страдать, чтобы ему всегда был необходим жрец. - Прочь, врачи! Нужен Спаситель. - Чтобы разрушить в человеке чувство причинности, изобретаются понятия о вине и наказании, включая учение о “милости”, об “искуплении”, о “прощении” (насквозь лживые понятия без всякой психологической реальности): всё это покушение на понятия причины и действия!

(((Ницше в тремя словами поднимает сложные пласты из мира правопорядка. Нет решения - не беда, ощущения совсем не простые.  Они не получили развития, как и вся система правоохранительной деятельности. Из своего времени и анализа можно сказать, что вся система  порочна. Похоже, что установка на греховность познания, сделала своё дело: исследовательский процесс в вопросе и познания общественных отношений просто осановился, прекратился, по-хорошему не начавшись.)))


50

- Я не обойду здесь молчанием психологию “веры”, “верующих”, именно для пользы самих “верующих”.

...  у христиан существует критерий истины, который называется “доказательство от силы”. “Вера делает блаженным: следовательно, она истинна”. - Можно бы было возразить, что блаженство здесь не доказывается, а только обещается; блаженство обусловливается “верой”; должен сделаться блаженным, потому что веришь...

 По формуле: “я верю, что вера делает блаженным, - следовательно, она истинна”. -

Но мы подошли к концу. Это “следовательно” было бы absurdum, как критерий истины.  ...  Откуда имеем мы право утверждать, что именно истинные суждения доставляют более удовольствия, чем ложные, ... - Опыт всех строгих и глубоких умов учит нас обратному. Каждый шаг в сторону истины надо было отвоёвывать, нужно было за него пожертвовать всем, ...   Служение истине есть самое суровое служение. - ... Вера делает блаженным: следовательно, она лжёт!..

 

51

... Религиозный человек, каким его хочет церковь, - есть типичный decadent; время, когда религиозный кризис господствует над народом,...

 ... Не всякий может сделаться христианином: в христианство не “обращаются”, - для этого должно сделаться больным... Мы, другие, имеющие мужество к здоровью и также к презрению, как можем мы не презирать религию, которая учила пренебрегать телом! которая не хочет освободиться от предрассудка о душе! которая из недостаточного питания делает “заслугу”!

...    Христианское движение не выражает упадка расы, но оно есть агрегат, образовавшийся из тяготеющих друг к другу форм decadence....
 Христианство не было национальным, не обусловливалось расой. Оно обращалось ко всем обездоленным жизнью, оно имело своих союзников повсюду. Христианство, опираясь на rancune больных, обратило инстинкт против здоровых, против здоровья. Всё удачливое, гордое, смелое, красота прежде всего, болезненно поражает его слух и зрение. Ещё раз вспоминаю я неоценимые слова Павла: “Бог избрал немощное мира, немудрое мира, незнатное мира, уничиженное мира”: это была та формула, in hoc signo которой победил decadence. 

52

Христианство стоит в противоречии также со всякой духовной удачливостью, ...   все прямые честные, научные пути к познанию должны быть также отвергаемы церковью как пути запрещённые. Сомнение есть уже грех...

 “Верой” называется нежелание знать истину.

  Непроизвольность во лжи - по этому признаку я угадываю каждого теолога по призванию - Другой признак теолога - это его неспособность к филологии. Под филологией здесь нужно подразумевать искусство хорошо читать, конечно, в очень широком смысле слова, искусство вычитывать факты, не искажая их толкованиями, не теряя осторожности, терпения, тонкости в стремлении к пониманию.
...


53

- Что мученичество может служить доказательством истины чего-либо, - в этом так мало правды, что я готов отрицать, чтобы мученик вообще имел какое-нибудь отношение к истине. Уже в тоне, которым мученик навязывает миру то, что считает он истинным, выражается такая низкая степень интеллектуальной честности, такая тупость в вопросе об истине, что он никогда не нуждается в опровержении.

... Мученики вредили истине.
 ... Заблуждение, сделавшееся почтенным, есть заблуждение, обладающее лишним очарованием соблазна,  ...
 
Знаками крови писали они на пути, по которому они шли, и их безумие учило, что кровью свидетельствуется истина.

Но кровь - самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.



54

Пусть не заблуждаются: великие умы - скептики. Заратустра - скептик. Крепость, свобода, вытекающие из духовной силы и её избытка, доказываются скептицизмом.

 Люди убеждения совсем не входят в рассмотрение всего основного в ценностях и отсутствии таковых. Убеждение - это тюрьма. При нём не видишь достаточно далеко вокруг, не видишь под собой: а между тем, чтобы осмелиться говорить о ценностях и неценностях, нужно оставить под собой, за собой пятьсот убеждений... Дух, который хочет великого, который хочет также иметь и средства для этого великого, по необходимости будет скептик.

Свобода от всякого рода убеждений - это сила, это способность смотреть свободно...

  Великая страсть может пользоваться убеждениями, может их использовать, но она не подчиняется им - она считает себя суверенной. - Наоборот: потребность в вере, в каком-нибудь безусловном Да или Нет, в карлейлизме, если позволительно так выразиться, - есть потребность слабости.

Человек веры, “верующий” всякого рода, - по необходимости человек зависимый, - такой, который не может полагать себя как цель и вообще полагать цели, опираясь на себя. “Верующий” принадлежит не себе, он может быть только средством, он должен быть использован, он нуждается в ком-нибудь, кто бы его использовал. Его инстинкт чтит выше всего мораль самоотвержения; всё склоняет его к ней: его благоразумие, его опыт, его тщеславие. Всякого рода вера есть сама выражение самоотвержения, самоотчуждения...
((( Всё-таки, чтение интересное дело, не всегда мучение.  Партия 2017 г. освобождает человека через процедуру взятия власти над собой. Увы не простое дело. Иначе в новое цивилизационное раскрытие не перейти, думать и гадать о нём можно, но не жить.  Или - или.)))

Пусть взвесят, как необходимо большинству что-нибудь регулирующее, что связывало бы их и укрепляло внешним образом, как принуждение, как рабство в высшем значении этого слова, - единственное и последнее условие, при котором преуспевает слабовольный человек, особенно женщина, - тогда поймут, что такое убеждение, “вера”. Человек убеждения имеет в этом убеждении свою опору.


Не видеть многого, ни в чём не быть непосредственным, быть насквозь пропитанным духом партии, иметь строгую и неуклонную оптику относительно всех ценностей - всё это обусловливает вообще существование такого рода людей. Но тем самым этот род становится антагонистом правдивости, - истины...

 

55

... не являются ли убеждения более опасными врагами истины, чем ложь. ...  существует ли вообще противоположение между ложью и убеждением? - Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир! - Всякое убеждение имеет свою историю, свои предварительные формы, свои попытки и заблуждения: оно становится убеждением после того, как долгое время не было им и ещё более долгое время едва им было. Как? неужели и под этими эмбриональными формами убеждения не могла скрываться ложь?

В настоящее время это нежелание видеть то, что видят, и нежелание видеть так, как видят, есть почти первое условие для всех партийных в каком бы то ни было смысле: человек партии по необходимости лжец.

... инстинктивно все партии ... изрекают великие слова морали, что мораль чуть ли не потому ещё продолжает существовать, что всякого рода человек партии нуждается в ней ежеминутно?

 

Есть вопросы, в которых человеку не предоставлено решение отосительно истинности их или неистинности: все высшие вопросы, все высшие проблемы ценностей находятся по ту сторону человеческого разума... Коснуться границ разума - вот это прежде всего и есть философия...

Для чего дал Бог человеку откровение? Разве Бог сделал что-нибудь лишнее? Человек не может знать сам собою, что есть добро и что зло, поэтому научил его Бог своей воле... Мораль: священник не лжёт, - в тех вещах, о которых говорят священники, нет вопросов об “истинном и ложном”, эти вещи совсем не позволяют лгать. Ибо, чтобы лгать, нужно быть в состоянии решать, что здесь истинно. Но этого как раз человек не может; священник здесь только рупор Бога. ...

56

- В конце концов, мы подходим к тому, с какою целью лгут. Что христианству недостаёт “святых” целей, это моё возражение против его средств. У него только дурные цели: отравление, оклеветанные, отрицание жизни, презрение тела, уничижение и саморастление человека через понятие греха, - следовательно, также дурны и его средства.
(((Ох, Ницше. Можно предположить, что сама идея антихрист введена в  религию как способ защиты от критики, осуждения. Формула очень простая: весь состав осуждающих христианство - всего лишь предвестник  антихриста. И они уже ставятся на одну доску с Христом, ставятся  как враги, ну а кто врага слушает, с ним борются. Это заложенная позиция. И Ницше не может выйти за пределы данной формулы. Даже если бы он сам объявил себя антихристом, никто бы его в этом качестве не признал. В формуле заложено ожидание, вечное ожидание. В этом ожидании  и предсказании прихода антихриста до прихода спасителя - защита христианства.)))
 
57

... В определённый момент развития народа его глубокий, всеохватывающий опыт, - сообразно с которым он должен, т. е., собственно говоря, может жить, - является законченным. Его цель сводится к тому, чтобы собрать возможно полную и богатую жатву с времён эксперимента и отрицательного опыта. Следовательно, прежде всего теперь нужно остерегаться дальнейшего экспериментирования, дальнейшей эволюции ценностей, уходящего в бесконечность исследования, выбора, критики ценностей. Всему этому противопоставляется двойная стена: во-первых, откровение, т. е. утверждение, что разум тех законов не человеческого происхождения, что он не есть результат медленного изыскания, сопровождаемого ошибками, но, как имеющий божественное происхождение, он был только сообщён уже в совершенном виде, без истории, как дар, как чудо... Во-вторых, традиция, т. е. утверждение, что закон уже с древнейших времен существовал, что сомневаться в этом было бы нечестиво и преступно по отношению к предкам. Авторитет закона покоится на тезисах: Бог это дал, предки это пережили. Высший разум подобного процесса заключается в намерении оттеснить шаг за шагом сознание от жизни, признаваемой за правильную (т. е. доказанную огромным и тонко просеянным опытом), чтобы достигнуть таким образом полного автоматизма инстинкта, - это предпосылки ко всякого рода мастерству, ко всякого рода совершенству в искусстве жизни. 

...
 Духовно одарённые, как самые сильные, находят своё счастье там, где другие нашли бы свою погибель, - в лабиринте, в жестокости к себе и другим, в исканиях; их удовольствие - это самопринуждение; аскетизм делается у них природой, потребностью, инстинктом. Трудную задачу считают они привилегией; играть тяжестями, которые могут раздавить других, - это их отдых... Познание для них форма подвижничества. - Такой род людей более всех достоин почтения - это не исключает того, что они самые весёлые, радушные люди. Они господствуют не потому, что хотят, но потому, что они существуют; им не предоставлена свобода быть вторыми. - Вторые - это стражи права, опекуны порядка и безопасности, это благородные воины, это прежде всего король, как высшая формула воина, судьи и хранителя закона. Вторые - это исполнители сильных духом, их ближайшая среда, то, что берёт на себя всё грубое в господстве) их свита, их правая рука, их лучшие ученики.

(((Замечательно, как и в жизни, вера и сегодня, всё так с точностью наоборот. Что сказать, Ницше делает правильную расстановку, для жизни, для утверждения её существа и содержания - формы и смыслов. Жизнь - штука коварная. И критиковать - не решать вопросы по существу. Вторые постоянно оттесняют первых, но это Ницше. И вторые не знают, что они вторые, догадываются, но, если и так, то еще с большим упорством  утверждают свое первенство. Инструмент один - властвование. А  какое усердие проявляется в поисках антихриста. В последнем вся политэкономия и теория права,  без существования права, но описано же как существующее. Форма существующего закона - "антихрист" Права как спасителя. Всё рядом и далеко. Первое, в себе, второе- сил не хватит вопрос или право поднять и на ноги поставить. Если только произойдёт счастливое стечение обстоятельств.
Формула  для действия подготовлена: не надо революций, не надо цивилизационных преобразований и никаких других, а что надо: правильно, ждать. Нормальный порядок отношений. Вот пришел спаситель, что жрецы? Они, мол: рано, нужен антихрист - его и ждём. Погоди Спаситель, не вовремя, не спеши.)))

 ...

58

Конечно, есть различие, с какою целью лгут: для того ли, чтобы поддерживать или чтобы разрушать. Сравним христианина и анархиста: их цель, их инстинкт ведёт только к разрушению.

Христианин и анархист: оба decadents, оба не способны действовать иначе, как только разлагая, отравляя, угнетая, высасывая кровь, оба - инстинкт смертельной ненависти против всего, что возвышается, что велико, что имеет прочность, что обещает жизни будущность... Христианство было вампиром imperii Romani; за ночь погубило оно огромное дело римлян - приготовить почву для великой культуры, требующей времени. -

 
  Пронырство лицемеров, скрытные сборища, такие мрачные понятия, как ад, как жертва невинного, как unio mystica в питии крови, и прежде всего медленно раздуваемый огонь мести, мести чандалы, - вот что стало господствовать над Римом, тот род религии, которому уже Эпикур объявил войну в его зародышевой форме.  ... И Эпикур победил, всякий достойный уважения дух в римском государстве был эпикурейцем: но вот явился Павел...

Павел, сделавшийся плотью и гением гнева чандалы против Рима, против “мира”, жид, вечный жид par excellence... Он угадал, что при помощи маленького сектантского христианского движения можно зажечь “мировой пожар” в стороне от иудейства, что при помощи символа “Бог на кресте” можно суммировать в одну чудовищную власть всё, лежащее внизу, всё втайне мятежное, всё наследие анархической пропаганды в империи. “Спасение приходит от иудеев”. - Христианство, как формула, чтобы превзойти всякого рода подземные культы, например Осириса, Великой Матери, Митры, и чтобы суммировать их, - в этой догадке и заключается гений Павла.

 В этом отношении инстинкт его был так верен, что он, беспощадно насилуя истину, вкладывал в уста “Спасителю” своего изобретения те представления религий чандалы, при помощи которых затемнялось сознание; он делал из него нечто такое, что было понятно и жрецу Митры... И вот перед нами момент в Дамаске: он понял, что ему необходима вера в бессмертие, чтобы обесценить “мир”, что понятие “ад” даёт господство над Римом, что “потустороннее” умерщвляет жизнь...

59

 Все дурные христианские инстинкты сидят ещё в нас, и нужно было огромное самопринуждение, чтобы завоевать свободный взгляд на реальность, осмотрительность в действии, терпение и серьёзность в самомалейшем, всю честность познания, - и всё это уже было там! было уже более чем два тысячелетия перед этим! Прибавьте сюда ещё тонкий такт и вкус! Не как дрессировка мозга! Не как “немецкое” образование с вульгарными манерами! Но как тело, как жесты, как инстинкт, - одним словом, как реальность! Всё напрасно! За одну лишь ночь стало это только воспоминанием! -

 Если ислам презирает христианство, то он тысячу раз прав: предпосылка ислама - мужчины...

60
 ... Немецкого дворянства почти нет в истории высшей культуры, и можно догадаться почему:христианство, алкоголь - два великих средства разложения... Не может быть выбора между исламом и христианством, так же как между арабом и иудеем. Решение дано, и никто не волен выбирать. Или мы чандала или не чандала... “Война с Римом на ножах! Мир, дружба с исламом”: так чувствовал, так поступал тот великий свободный дух, гений среди немецких императоров, Фридрих Второй. Как? неужели, чтобы прилично чувствовать, немцу нужно быть гением, свободным духом? Я не понимаю, как немец мог когда-нибудь чувствовать по-христиански...

61
 
Немцы лишили Европу последней великой культурной жатвы, которую могла собрать Европа, - культуры Ренессанса.

 Понимают ли меня?.. Это была бы победа, которой в настоящий момент добиваюсь только я один: тем самым христианство было уничтожено! - Но что случилось? Немецкий монах Лютер пришёл в Рим. Этот монах, со всеми мстительными инстинктами неудавшегося священника, возмутился в Риме против Ренессанса...

 Ренессанс - явление без смысла, вечное напрасно. - Ах, эти немцы, чего они уже нам стоили! Напрасно - это всегда было делом немцев. - Реформация, Лейбниц, Кант и так называемая немецкая философия, войны за “свободу”, империя - всякий раз обращается в тщету то, что уже было, чего нельзя уже вернуть назад... Сознаюсь, что это мои враги, эти немцы: я презираю в них всякого рода нечистоплотность понятия и оценки, трусость перед каждым честным Да и Нет. Почти за тысячу лет они все сбили и перепутали, к чему только касались своими пальцами, они имеют на своей совести все половинчатости - три восьминых! - которыми больна Европа, они имеют также на совести самый нечистоплотный род христианства, какой только есть, самый неисцелимый, самый неопровержимый - протестантизм... Если не справятся окончательно с христианством, то немцы будут в этом виноваты...

62


...
= = = = = =

Чтение закончено. Что сказать, видимо в каждом человеке есть  энергия разных цветов и оттенков. Если Ницше в роли судьи, то это самосуд. Похоже, что критика Ницше - высшая его сила и призвание, он верующтй человек.  Вера - в собственном праве  судить. В работе и позиции Ницше нет новаторского подхода, нет революционных идей, нет преобразовательной силы. Ради чего критика. Она же в деле преобразования - предвестник изменений и конструктивная часть их.  Нет предложений,  нет новой идеологии - остальное пустая работа, надо начинать всё с начала. Но decadence - не одно христианство, что возможно - его состояние есть плод всех политических отношений. Они же всю историю человечества раскрываются в захвате власти и утверждении себя во власти. Это борьба за свои плюсы власти и утверждение минусов жизни.  Decadence - это это не исключительное свойство христианства это ориентация всего властного уложения, всех политических режимов в нём. Есть ли к примеру различие между социализмом и суверезмом? Конечно, но чтобы не говорили  - то и другое с ориентацией на decadence. Не слово это надо забыть, а вывести людей из из всей системы социальных отношений, ориентированных на такой уклад отношений. Сможет ли  совершить существующая власть? Трудно, почти невозможно. Современный мир политического устройства - это деление и присвоение власти. И  властвующие группировки  и соперничающие с ними, как оппозиция, - все они несут единственный формат для жизни - decadence.


Рецензии