Храмы искусства

Храмы искусства.

Посвящается Валерию Койфману - блистательному искусствоведу, помогающего разгадывать многие тайны, скрытые и невидимые простому люду, желающему вникнуть в суть, познать закулисное.
С почтением и благодарностью от огромного меньшинства пристрастных дилетантов, легиону которых принадлежу.
------------

Иногда наведываюсь к маэстро Койфману на его страничку в прозеру. Не часто, чтобы лучше вникнуть и не набить оскомину от избытка впечатлений. Как в хорошем музее, после пары часов желательно его покинуть по той же причине насыщения ( не пресыщения) красотой.

На днях прочитал в испанской прессе интересную статью о шести ведущих музеях мира. Почерпнутое у ВК и прочитанное в статье навеяли на размышления, которыми  захотелось поделиться с читателями.

Речь в этом очерке о рассуждениях автора  на любопытную тему сочетания массовости посещения ведущих музеев мира с повышающимся в последние годы интересом на искусство вообще. 

Мы всё время куда-то спешим и нам просто жизненно необходимо остановиться и посвятить какой-то момент (желательно длительный) созерцанию красоты. Если вам это удалось и установился немой диалог с очаровавшей вас магией искусства, то судьба непременно вознаградит вас после длительного ожидания за это и тёплая волна бальзама растопит вашу душу. Перед картиной великого мастера все отступает в невидимую зону и мы остаемся наедине с нею, в сопровождении тех чувств и мыслей, что пробудила в нас встреча с подлинным, с настоящим.

Все чаще встречающиеся в повседневной жизни безвкусица и примитивизм продуктов  треклятой глобализации, обостряют необходимость уединения с уникальным, неповторимым оригинальным, коими являются произведения искусства великих мастеров. С тем, что стало классикой, что выиграно в длительном поединке cо временем и проверено им. Такие свидания становятся каждый раз всё востребованнее, интереснее и укрепляют иммунитет. Они помогают утвердиться в убеждении, что это та дорожка, что приведет нас к победе над поверхностным. Иначе, туши свет!

Музей сегодня стал массовым местом коллективной рефлексии, разбуженных эмоций и восхищения миллионов посетителей, каждый раз более осведомленных и жаждущих познать  всё больше. Массовость, как ни странно, не разбавила и не девальвировала восприятия произведений искусства. Конечно, в музеях уже нет того благоговейного молчания и покоя, при которых восприятие картин повышается, но люди их навещающие научились относиться с уважением и бережно ценить внутренний мир коллег-посетителей.

С относительно недавнего времени музеи переехали к нам домой, благодаря Интернету. Сидя в уютном кресле, мы спокойно можем рассмотреть на мониторе компа любимые картины до мельчайших деталей, гораздо лучше, чем при разглядывании оригинала, даже в непосредственной близости от него. Но это, как раз, ещё больше влечет нас в музей на свидание с любимым шедевром, потому что он один и он неповторим! Мы устали от копий, пусть даже совершенных. Убежден, что мощная сила настоящего искусства, даже в наше сумбурное время, возобладает над вульгарностью!

Желаю вам, дорогие читатели, частых свиданий с подлинным искусством.
Будьте здоровы!
/////


Рецензии
Да, Том, трудно не согласиться со всем написанным. Я, правда, подумал вот о чём - на первых порах, когда молодой человек или ребёнок только начинает постигать искусство (или просто соприкасается с ним), ему ой как необходим проводник - человек, много знающий и тонко разбирающийся в художественной сфере. Это очень важно - для элементарного понимания произведений и для формирования вкуса, конечно. Обычные школы этим не занимаются. Поэтому у большинства людей отсутствуют какие-либо знания и восприятие искусства происходит по принципу "понравилось - не понравилось" (может, оно, конечно, в этой сермяжности и незамутнённости эрудицией что-то и есть... какая-то суконная истина... или родниковая слеза непосредственного восприятия, но мне думается - нет). Мне думается, что как раз-таки отсутствие "воспитания детей на искусстве" приводит впоследствии к проблеме массовой культуры, упрощений во многих сферах человеческой жизни и т.д.

Я-то сам (будучи в культуре и искусстве по профессии) продирался ко многим вещам через тернии, сначала самообразованием, а уже потом разговорами со знающими людьми... и живопись для меня была почти потеряна с детства. Сейчас навёрстываю.))
Не у каждого окажется в жизни такой человек, как маэстро Койфман. Но они нужны, как воздух и, прежде всего - молодым. Вот в чём загвоздка-то!

Ох, ладно. А то я написал тебе тут как ответственному за мировое художественное воспитание! Извини! Понесло немного...))

Александр Тебеньков   28.06.2017 17:56     Заявить о нарушении
Полностью согласен, Саша, с тем, что вкус к культуре (живописи, музыке, литературе и т.п.)надо прививать с раннего детства и ,желательно, с помощью таких просветителей как маэстро Койфман и иже с ним. Помню концерты по субботам в колонном зале в Москве, где композитор (Кабалевский, кажется) объяснял детишкам, сидящим в зале, которые затаив дыхание, слушали его истории о тонкостях оперы или симфонии. Популярно, на пальцах. А рядом был симфонический оркестр, который исполнял тот или иной фрагмент, цитируемый наставником. Вход на такие уроки был бесплатный!
Здесь по каталонскому телику есть программа "Опера в джинсах", она же и на испанском, почему-то с английским заголовком "This is opera".Наверное, чтобы подчеркнутьеё универсальность. Так вот, ведущий - Рамон Женер (Ramon Gener), сам музыкант, бывший певец-баритон и пианист, говорящий на пяти языках, что облегчает диалоги со знаменитостями - рассказывает простыми словами о мало известных деталях истории оперы и интервьюирует ведущих оперных исполнителей мировой сцены. Он со всеми на короткой ноге, что способствует искренности и усвоению.
Оба примера - лучший метод прививания хорошего вкуса! Уверен, что такие примеры есть во многих сранах, только вот жаль , что охват их незначителен. Если бы десятая часть того, что правители тратят на вооружение, направлялось на пропагандирование культуры детям (и не только детям), может статься, отпала бы необходимость вооружаться.

Томас Памиес   28.06.2017 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.