Утопление утопий

Все бурные события последних дней свидетельствуют, - и не только как в суде свидетельствуют, а уже подписывают приговор этой цивилизации. По-видимому, стандартный приговор, если довериться утверждениям о том, что мы - не первая цивилизация на планете. Тогда выходит, что и не последняя.

Считавшиеся цивилизованными люди по всему миру теряют свои человеческие - человечные качества, превращаются в натуральных зомби, причём они сами даже не подозревают об этом.

Всеобщий мир, справедливость, милосердие – эти ценности, называемые общечеловеческими, не подвергаются сомнению. Но сейчас на этих ценностях построена насквозь фальшивая система лжи и манипулирования.

Припомним из истории этой цивилизации, как рождались и умирали надежды и чаяния «людей доброй воли» на прогресс человечества и на создание общества благоденствия и справедливости по Западному типу.

Процесс рождения начался как раз с мощного и бурного научно-технического прогресса, сопровождаемого социальными перестройками. Прогресс вызвал много утопических иллюзий о том, что тёмное и несправедливое общество переродится в «совершенное общество», выстроенное на гуманных и демократических ценностях. «Утопии» писали Томас Мор, потом Кампанелла, Андре, а завершающая утопия Эдварда Беллами «Смотря назад» была издана в 1888 году.

Но в реальной жизни слово «утопия», поначалу указующее на «благие надежды», быстро поменяло своё значение на «несбыточные надежды». Первый шок - Первая Мировая. Война, в которой миллионы человек погибли под флагами борьбы за идеалы мира и демократии, но фактически из-за территориальных амбиций послушных национальным капиталам властей.

Сразу же за ней у нас в России стала воплощаться новая утопия: социализм, ещё более «совершенное общество». Но новые надежды «людей доброй воли» на торжество справедливости стали рушиться с предательством Сталиным социалистических идей Маркса, да и Ульянова-Ленина тоже. В России фактически выстроился симбиоз феодализма с государственным капитализмом под тоталитарным управлением.

А в одном из старейших мировых культурных центров, - Германии победило варварство в новом лице – лице нацизма.

Во Второй Мировой войне ещё оставшиеся после Первой Мировой какие-то моральные устои были полностью уничтожены. Причём начатое Гитлеровской военной машиной неограниченное истребление мирного населения было продолжено ещё более полным уничтожением немецких городов Гамбург, Дрезден и японского Токио, и садистски изощрённым использованием атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки. С этого момента «прогрессивное» человечество столкнулось с ещё большей опасностью - опасностью уничтожения термоядерным оружием не токмо своей цивилизации, но и всего живого на планете.

Большинство людей не осознаёт особой опасности в том, что имеющиеся ядерные заряды способны 8 раз сжечь всё природное великолепие. Верят мантрам властителей о том, что чем больше оружия и чем оно страшнее, тем более возрастёт «сдерживающий фактор», который не только сдержит, но и предотвратит. И сами властители в свои заклинания верят, деваться-то некуда.

Чуткости не занимать только литераторам с мировыми именами. Что доказывает: не даром они стали такими. Не даром – в смысле не просто так, а не в том смысле, в каком обычно сейчас думают. Сейчас, когда уже всё без исключения, даже признание публики, покупается и продаётся, создаётся пиаровскими технологиями. Но мастера – они всегда и пророки. 

Одна за другой стали появляться так называемые антиутопии. Первой ласточкой можно считать «Железный каблук» Джека Лондона с предсказанием фашизма в США.  А сейчас Штатам до самобытного аналога фашизма – один небольшой шажок. То, что Эрих Фромм назвал «технократическим фашизмом», там давно присутствует.

Затем Оруэлл с романом «1984», Замятин с романом «Мы» и Олдос Хаксли со своей работой «О дивный новый мир».

Так же, как утопии выражали настроение уверенности и надежды средневекового человека, антиутопии выразили настроение безнадёги и растерянной беспомощности современного человека.

Произошла, казалось бы, парадоксальная перемена: человек на заре индустриальной эпохи, когда не прекращались войны, болезни, когда ещё существовало рабство и инквизиция, только нащупав возможности науки и её применения, уже преисполнялся надежды и верил в светлое будущее.

Четырьмя веками позже человек уже мог производить достаточно всего и для всех, война стала ненужной, потому что технический прогресс позволял получить больше богатств, чем территориальные завоевания. Все надежды стали выполнимыми, но человек теряет веру в будущее и ждёт конца света, только перенося сроки этого конца.

«Мы» и «1984» описывают абсолютно зомбированное общество, в котором человек - лишь номер, не имеющий прав на индивидуальность. В книге Замятина проводится массовая операция на мозге, а у Хаксли основной инструмент превращения человека в бездушный автомат - применение массового гипноза, гуманного метода, без прямого насилия.

Замятин и Оруэлл показывают скорее советскую или нацистскую диктатуру, тогда как «О дивный новый мир» даёт нынешнюю картину развития Западной индустриальной цивилизации. Методы зомбирования в книге отличаются от реализованных в нашей жизни только инструментами. У нас уже во всю мощь работают технологии манипуляции сознанием, всё готово к чипизации, после которой не нужны будут операции на мозге.

Диктатуры, казалось бы, ушли в историю. Но далеко ли они ушли? Ушли конкретные диктаторы, а диктатуры маячат параллельно с нами и по вызову тут же явятся.

Это уже сложносоставной вопрос философского, антропологического, психологического и религиозного плана. Звучит он так: может ли человеческое естество быть изменено настолько, что человек забудет о своём стремлении к свободе, достоинству, честности, любви? Короче, может ли человек забыть о том, что он человек?

Многие оптимисты-гуманисты говорили, что человеческому естеству присущ гуманистический динамизм, который будет реагировать на ущемления основных человеческих ценностей стремлением изменить бесчеловечное общество в человечное. Они верили, что человеку свойственно сильное стремление к любви, к справедливости, к правде.

Но упомянутые писатели-антиутописты чуть ли не хором подходят к общему заключению: все возвышенные и исключительно человеческие свойства можно просто убрать. Используя способы и техники, широко известные и широко применяемые уже сегодня.

Шире и специфичнее всех к рассмотрению этого вопроса подошёл Оруэлл. Он проложил в своём романе связь между диктатурой и атомной войной. Первые атомные войны прошли в сороковых, широкомасштабная атомная война началась десятью годами позже. После этой войны правительства поняли, что её продолжение положит конец не только организованному обществу, но и их власти. По этой причине бомбы больше не сбрасывались, а три крупнейших блока «умеренно продолжали производить атомное оружие и складировали его на чёрный день, который, в чём они были уверены, рано или поздно должен был наступить». Целью руководящей партии оставалось узнать, «как в течение нескольких секунд без предупреждения уничтожить несколько сотен миллионов человек». Оруэлл написал «1984» до открытия термоядерного оружия, и стоит заметить, что уже в пятидесятых та самая цель, о которой только что говорилось, была достигнута.

Оруэлл выразил ряд точных наблюдений. Прежде всего, он показывает экономическую важность постоянного производства оружия, без которого экономическая система просто не смогла бы существовать. Более того, он рисует впечатляющую картину, как должно развиваться общество, которое постоянно готовится к войне, находится в постоянном страхе быть атакованными, постоянно ищет способы к полному уничтожению своего врага. Нарисованная им картина актуальна потому, что приводит наглядный аргумент против популярной идеи о том, что мы можно спасти свободу и демократию, продолжая гонку вооружений и находя «стабильные противовесы».

Эта концепция противовесов и сдерживания игнорирует тот факт, что от увеличения технического «прогресса» в области вооружений противовесы перестанут быть управляемы, а ненависть и страх перед возможным агрессором разрушат последние основы гуманистического общества – так называемые «общечеловеческие ценности».

Другое важное наблюдение - описание природы правды. «Не существует объективного мира вне нас. Реальность существует лишь у человека в голове и больше нигде… что Партия объявит правдой, то и будет правдой». Контролируя человеческое сознание, правящая верхушка контролирует правду. А люди, будучи жалкими и боязливыми созданиями, хотят избежать свободы и не могут смотреть правде в глаза.

Лидеры Оруэлла имеют одну цель - власть. А здравствующие ныне лидеры?

Вот определение Симона Вейля: «…власть - это возможность превратить человека в труп, или, другими словами, в вещь». 

Алан Харрингтон в своей книге «Жизнь в Хрустальном Дворце» о жизни в большой американской корпорации, пришёл к супер ёмкому выражению, объясняющему современную концепцию правды: «подвижная правда». Это одно из наиболее отличительных и разрушительных свойств нашего общества. Современный человек имеет манипулятивное сознание. Мало того, всё больше и больше становясь инструментом, он сам превращает реальность в то, что более близко к его собственным эгоистическим (ну и экономическим) интересам.

Правда подтверждается согласием миллионов; к слогану «как миллионы могут ошибаться?» добавлен ещё один - «и как меньшинство может быть право?».

Описывая доминирующий в «1984» образ мысли, Оруэлл нашёл слово, которое прочно вошло в современный словарный запас, - «двоемыслие». Сейчас вовсю «работает» и более продвинутое двоемыслие - «двойные стандарты».

Людей, которые принимают нужную власти точку зрения, называют «трезво мыслящими», тех, кто сомневается, - «нетрезво мыслящими». Тех, кто указывает на политические, психологические и моральные последствия, называют предателями интересов – национальных интересов, а то и интересов всего цивилизованного человечества. Где место предателям? – это как «трезво мыслящие» решат.

Ещё одно открытие Оруэлла – о том, что при удачном манипулировании сознанием, «человек не говорит противоположного тому, что думает, а думает противоположное правде».

Если человек полностью потерял свою независимость, честность, если он ощущает себя вещью, частью государства, партии или корпорации, тогда дважды два - пять, или «Рабство - это Свобода», и он считает себя правым, ведь он больше не осознаёт различия между правдой и ложью.

Инквизиторы, пытая неверных, думали, что действуют во имя христианской любви. Так и демократизаторы искренне верят, что отстаивают гуманистические принципы просвещённого человечества. А радикальные исламисты – что являются лишь праведным орудием Всевышнего.

Все смыслы и содержания духовных учений перевёрнуты религиозными заботами с ног на голову. Так же, как смыслы и содержания социальных учений извращены и изнасилованы заботами о деньгах и власти.

Все три антиутопии утверждают, что возможно полностью обесчеловечить человека. А если возможно уничтожить в человеке человеческую суть, то с этим будет уничтожено и всё будущее человечества. Люди будут настолько бесчеловечны и тупы, что просто перебьют друг друга, или умрут от полнейшей скуки и зависти.

Утопители утопий оказались пророками. Опасность, которая стоит сегодня перед всеми людьми, - опасность общества прожорливых и развращённых зомби, которые потеряли последние следы индивидуальности, любви, критического мышления, и даже не осознают этого из-за «двоемыслия». Этому всячески способствует «глубокомыслие» всех реформаторов-теоретиков, превратившееся в демагогию на почве импотенции, «здравомыслие»  политиков-социальщиков, ставшее только ширмой борьбы за власть или теплое депутатское местечко.


Рецензии
Интересные размышения, но несколько мрачноватые.Советую прочитать современного философа Сухоноса С.И. Мне кажется он оставил далеко позади себя всех упомянутых Вами писателей и картина будущего не столь мрачна.

Наталья Умкина   18.02.2015 23:03     Заявить о нарушении
Спасибо. Я Вас понимаю. Мы все любим кино с хэппи эндом. Хорошее, человеческое свойство - надеяться. Иначе как жить? Читайте продолжение http://www.proza.ru/2015/02/19/2068.

Вячеслав Абрамов   19.02.2015 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.