Иррациональная психотерапия

День был что ни на есть обыкновенный, собственно говоря день, как день. Проснувшись я выпил чашечку кофе, почесал за ухом кота и отправился на работу.
Работа... Для большинства работа  это период с 8:00 до 17:00, в течении которого надо выполнять то, что от тебя требует начальство, и чем меньше при этом ты проявляешь инициативы тем лучше, разумеется лучше для тебя. Другое дело я, сам себе начальник и профессия надо сказать, благородная - спасать людские души. Ну к такому делу и подход соответствующий требуется, словом без творческого подхода в моей специальности, никуда. Вы, верно решили что я священник, как бы не так... Ага... А вот теперь совершенно точно, угадали... Ну да ладно, не будем о грустном, к тому же я спешу, некогда мне с вами тут разговаривать. Что, вам интересно? Ну тогда, так уж и быть, следуйте за мной.
Добро пожаловать в мой офис... Это я так называю свой рабочий кабинет. Мне, как психоаналитику, впрочем как и людям других профессий, приходится использовать свои знания для того, чтоб заработать себе на хлеб, ну и конечно же, жене на шубу. Ведь что важно - чем непонятней для простого обывателя представляется тот вид деятельности, которым вы занимаетесь, тем больше он готов вам заплатить за то, чтобы вы его хоть как-то к нему приобщили. Вот потому и офис, солидно, вы не находите? Может быть уже зайдем? Что же вы любезный, встали как вкопанный, ну - ну, любуетесь? Ну подожду... Как, нравится?
"Они поверили в себя" - на стенде, под означенной надписью, красовались женщины и мужчины разного возраста.
-Вот, второй в третьем ряду справа, узнаете? Да, да, банкир, а вот женщина рядом с ним, генеральный директор логистической фирмы. Правда все это уже в прошлом, знаете как бывает, сначала стремишься к чему то, отдаешь всего себя, а как достигнешь желаемого, оказывается что то, чего ты так хотел, совсем не то, чего ты жаждешь теперь... Что вы говорите? Депрессия, меланхолия? Ну да, ну да, всё так... И к тому же надо сказать, с успехом приходит и ответственность, и далеко не каждый способен тащить весь этот груз. Банкир теперь дауншифтер, вам я вижу хочется назвать его скорее дауном чем шифтером, но это сути не меняет...
-Видите ли многоуважаемый, чтобы понять его побудительные мотивы, требуется осмыслить весь пройденный им путь, Фрейд вам в помощь... Видите на плакате шикарные машины, особняки, и денежные купюры? Что вы об этом, обо всем думаете? Что касается меня, то я внимательно наблюдаю за своими посетителями, прежде чем их принять. Вон в углу - всевидящее око, то бишь видеокамера. Считаете данный стенд тривиальной рекламой? А вот и нет... На самом деле это часть процесса, дело в том, что если кто-то задерживается надолго рядом с ним, я делаю соответствующие выводы, если же кто кинет на него взгляд и пойдет дальше, то это уже совсем другое... Понимаете?
Ну ладно, пройдемте в кабинет и понаблюдаем.
Через несколько минут в означенный офис вошли двое, как и следовало ожидать оба занялись изучением плаката. Секундная стрелка на часах в фойе неумолимо описывала окружности, одна окружность, вторая, двенадцатая... Наконец отвисшие челюсти посетителей вернулись на привычное им место. Вместе с ними, на место вернулось и понимание цели посещения нашего заведения...
За дверью кабинета послышался шорох, и быстрое перешептывание. Последовал робкий стук, и на пороге появился мужчина. Он был среднего роста, светловолосый, но не блондин, волосы на его голове имели какой-то рыжеватый оттенок, лицо посетителя было округлым, что сильно контрастировало с его резкими чертами: острым подбородком и узкими губами. Как только он взглянул на меня, его глаза округлились, и по всем признакам мне стало ясно что мой, внешний вид, пришелся ему не по вкусу. Не знаю какие он уж там сделал для себя выводы, но судя по всему он принял меня как минимум за маньяка. Встречают по одежке... Весьма расхожее убеждение... И чтобы наладить контакт я спросил:
- С чем пожаловали? Что могло случится у такого с виду уверенного в себе, интеллигентного человека?
- Мне кажется доктор что я, врожденный неудачник...
Ну вот, подумал я, очередной типичный представитель "племени низкой самооценки", часто таким достаточно просто услышать себя, подумать над сказанным вслух, сделать выводы и отправляться жить дальше.
-Хотите об этом поговорить?
-Еще как хочу. И как можно быстрее - сказал посетитель, поглядывая на часы.
- Я вас слушаю.
- Понимаете доктор, все члены моей семьи всегда умели пробиваться по жизни, хочу сказать, все они люди - успешные. Глядя на них, мне казалось что и я, стану таким же, но это не так... Мне кажется, что, за чтобы я не взялся, всё получается из рук вон плохо... Иногда я думаю, что я, ни к чему не приспособен... Ведь казалось бы гены, наследственность... должны сыграть свою роль, но видимо природа выбрала меня в качестве досадного исключения. Откровенно говоря и с женщинами у меня не все так просто, чувствую я свою мужскую несостоятельность, как только начинаю думать об этом так сразу и чувствую... Не подумайте что я мало зарабатываю, дело не в этом, просто знаю - во мне чего-то, не хватает... Не знаю, смелости, решительности чтоли... Другое дело мой дед - вот у него смелости хоть отбавляй, ветеран, герой, во время войны - ничего не боялся, рассказывал помню, как во время атаки подполз к вражескому окопу и гранатой уложил восьмерых, а я... Я даже думать боюсь, а вдруг война...
Так... простая психотерапия тут не поможет подумал я. Героическая личность деда стала оценочным эталоном. Ну ничего, ничего самое время применить разработанный мной метод иррациональной терапии. Если вам будет нескучно, позвольте в двух словах его описать. Дело в том, что люди склонны постоянно сравнивать себя с кем-то, ну вам уверен знакомо это желание походить на героев фильмов, и так далее. И те детские утверждения - вот таким я, точно никогда не стану... Вот, вот именно те самые стереотипы восприятия и формируют наши будущие ориентиры... Эх отец, чем ты руководствовался когда выбирал мне имя... Лучше уж бы пошел да, сменил фамилию, а то Фрейд Оторопелый, ну да ладно, я во всяком случае научился с этим жить... Правда мы отвлеклись, так вот суть метода в том, чтобы в первом варианте возвысить пациента до уровня его личностных ориентиров, либо занизить эталон. Принцип один и тот же - путем выявления в характере или поступках пациента положительных качеств, приближающих оного к внутреннему эталону, либо как вы уже поняли - наоборот. Замечу, что метод этот, в практике мной еще не опробованный, но поскольку вы будете присутствовать, то думается мне что это, самый подходящий случай... Итак, продолжим?
-Так, так... Прервал пациента я, - уложил восьмерых, говорите? То есть расправился с особой жестокостью, путем распределения человеческих внутренностей по дну фортификационного сооружения, используя кинетическую силу осколков одного из видов наступательных вооружений?
-Что?      
-Я говорю, убил мирно сидящих в окопе людей извращенным образом? Может он еще после содеянного глумился над трупами, занимался мародерством? Не хвалился ли он вам своими военными трофеями?
-Я признаться не думал об этом... А что, это имеет значение?
-Вы не представляете какое!!! Так показывал ли ваш дед вам, трофейный портсигар?
- Честно говоря я ничего не помню об этом. Но бабушка рассказывала, что влюбилась в него с первого взгляда. Она некогда была замечательной красавицей. Пользовалась большим успехом у мужчин.
Ага, так тут еще и бабушка принимала участие в подавлении личности... Ну чтож, придется и её взять в разработку...
-То есть вы хотите сказать что недостатка в мужчинах у вашей бабушки не было?
-Ну конечно, я же говорю, поклонников у неё было хоть отбавляй, а тетя моя была на все руки мастерица, такие коврики вязала, что за ними аж со всей области покупатели съезжались...
Тетя...!? Довольно сложный комбинированный случай... Сдается мне, одним сеансом здесь не обойтись...
-Ковры говорите... А из чего?
-Ну как, из конопляной пеньки...
-Из конопляной пеньки... Ну ясно, ясно... А пеньку небось сама варила?
-А как вы догадались? Помню покупатели были так довольны своими коврами, что любезно предлагали помощь по утилизации отходов от сырья, так мне тетя говорила, вот я и запомнил, она ж у меня врач-нарколог, образованная...
-Ага, ага... А где сейчас ваша тетя?
-Моя то, да не знаю, кажется стала капитаном дальнего плавания, хотя точно утверждать не берусь... Да что там тетя, вот дядя, муж ейный значит, так тот вообще конструктором был. Как сейчас помню, тетя начинает варить свою пеньку, дядя ждет, а потом отхлебнув отвара идет что-нибудь конструировать. Ну а что тут такого, на вкус и цвет, как говориться товарищей нет.
- Так, так значит еще и дядя, - вырвалось у меня вслух...
-Да, я уже не говорю о моих родителях. Отец мой любил изучать естественные-физические процессы. Возьмет кошку, сунет голову её в тиски и давай крутить, а сам замеры делает, мол сколько атмосфер выдерживает костная ткань.
-То есть по вашему издеваться над беззащитным животным - это естественно?
-Ну костная ткань же, ради науки!?
-А что там насчет матери?
- А мама отличилась с модельном бизнесе. Снималась одетой и раздетой…
-Раздетой значит, ну тут более менее все ясно...
-Вот... а мне с детства всегда казалось что я не такой, как они... Хотя я старался, но с возрастом мне было все трудней и трудней... Одним словом неудачник я...
-Неудачник, значит...Хммм...
-Да. За чтобы не взялся - всё валится из рук, - сказал пациент и уронил себе на ногу журнальный столик, - вот видите, доктор!
Да, действительно тяжелый случай, налицо подмена общечеловеческих ценностей. Что делать? Несмотря на отсутствие у пациента признаков опасности для общества, кто знает когда они вдруг, внезапно вырвутся наружу? И для госпитализации вроде бы причин нет, самокритики хоть отбавляй... Правда предрасположенность, как верно подметил пациент, генетическая... Ну не останавливаться же на полпути?
-Скажите честно, вы любите своих родственников за их достижения, или наоборот вы их ненавидите?
- Доктор, что вы имеете ввиду? Я только сказал, что всегда чувствовал какую-то подавленность в их присутствии. Хотя они всегда относились ко мне с пониманием и любовью, и не упрекали в моих неудачах.
-Что вы подразумеваете под любовью? Не пытался ли кто-либо из ваших родственников более интимно проявлять свои чувства по отношению к вам?
Судя по всему пациент не понял вопроса, или не захотел понять... Видимо память, используя защитные механизмы заблокировала травмирующие воспоминания, подумал я. Ну да ладно, пора приступать непосредственно к коррекции личности...
-Вы не думали о том что, ваш дядя обыкновенный наркоман, а тетя в свою очередь распространитель запрещенных препаратов? А дед ваш - садист, что на войне считается вообщем-то нормой, но большинство людей не помнят кровожадных подробностей, в отличии от вашего деда, насколько я понял смакующего эти, мягко говоря детали?
-Да нет же... Хотя, по правде говоря, дед мой любил оружие, он его коллекционировал. На стенах его комнаты и сейчас много разного вида оружия. В своё время он любил его чистить, смазывать и показывать своим родственникам.
 - Смазывать и показывать, значит? А бабушку при этом посещали её поклонники?
 - Да нет!!! ...хотя такие подробности мне не известны...
-Скорее всего именно так всё и было, и не отнекивайтесь, вы же сами говорили что мужчин в её жизни было достаточно, сдаётся мне она была нимфоманкой и одновременно приманкой, для деда, который в то время прочищая оружие думал об убийствах... Вы допускаете такую возможность? Закончил я, одновременно, незаметно для больного, достав из ящичка стола шприц с сильным нейролептиком. На лице пациента читались противоречивые эмоции... Необходимо было продолжать давить...
-А ваш отец, вы не помните бил ли он вашу мать? Или может пытался проверить её костную ткань на прочность?
- Мой отец избивал мою мать! За что?
- Ну что, разве для этого не было причин? Да хотя бы за то, что она занималась модельным бизнесом и возможно, повторяю возможно, изменяла ему с каждым встречным. А ваша тётка, не делала ли она попыток приобщить вас к "вязанию ковриков"?
- Когда? Она, правда, пыталась учить меня варить пеньку но ковшик которым она помешивала был такой большой и толстый, что постоянно валился у меня из рук, видя что у меня это не получается, она попыталась научить меня шить коврики, но я не смог даже вдеть нитку в иголку, она тоже была толстой...
-Кто, иголка или нитка?
-Что, кто? Толстой была нитка, ну наверное и иголка была большая...
-Вы часто употребляете прилагательные толстый, большой с чем они у вас ассоциируются? Не чувствуете ли вы в этом сексуальной направленности?
 - Неужели?
 - Конечно. Сказал я, предчувствуя развязку.
-Может быть отец ударил вас сильно по голове, когда вы пытались защитить свою мать?
-Этого я не помню, доктор...
- Вы же говорили, что всегда испытывали при ваших родственниках скованность, подавленность и приниженность?
-И что?
-А то, что это могут быть последствия травмы полученной в детском возрасте, причем травма, вполне могла быть не только психической, но и физической.
-Доктор этого я не помню...
-Естественно, вы и не должны этого помнить, малолетний неокрепший организм не в состоянии справиться без последствий с таким стрессом, поэтому вы ничего и не помните... Нам придется обратиться к гипнозу, вы согласны? На счете три, вы перенесетесь в ваше детство и расскажете мне что вы видите...
-Один, два, три...
-Мне шесть лет, отец рассказывает мне про движение элементарных частиц, я ничего не понимаю... Он берет меня за ноги и начинать раскручивать над головой... Кричит... Ты - отрицательно заряженный электрон... Да я - отрица...электрон... элек...ядро...положитель...голова... кружится голова...
Я подозревал что либо в этом роде, у отца - вялотекущая шизофрения...
-Вы слышите только мой голос...
-Да доктор.
-Запомните, ваша тетка - наркодилер, дед - убийца, бабка - проститутка, отец и дядя - садисты, запомнили?
-Да, доктор.
-На счете три вы придете в себя, вам будет легко и свободно, вы больше не отягощены комплексом неполноценности... три...
-Можно воды доктор?
-Да конечно. Вы должны прийти еще как минимум на три сеанса, чтобы закрепить наш успех.
-Еше на три? Произнес пациент...
-Да еше на три, это совершенно необходимо!
В ту ночь Иван спал неспокойно. Ему снился странный сон... А вот какой? Это вы узнаете пройдя по ссылке http://www.proza.ru/2015/02/05/970
 


   
   


Рецензии
Здравствуйте, Цезар. Прочитала, но честно говоря, не совсем поняла: это понимать как рекламу, пародию или просто попытку подражать?

Мария Васильева 6   14.03.2015 07:47     Заявить о нарушении
Как попытку реабилитации доктора Оторопелого:) ...Хотя если вы прочитали можно уже и удалять:( Как сами решите

Цезар   14.03.2015 23:17   Заявить о нарушении
Да нет, не надо. В общем-то хорошо написано. Хотя сама я представляла себе ход мыслей Фрейда Оторопелого совсем по-другому. Впрочем, на ваше усмотрение.

Мария Васильева 6   14.03.2015 23:26   Заявить о нарушении