Риголетто. Всё не так, как раньше, это видел я

«Риголетто».
Всё не так, как раньше, это видел я.
Рассказ.
    
На  Новой сцене  Большого театра  состоялась премьера оперы  Джузеппе Верди «Риголетто».  В новой, современной постановке.
    
      С юных лет   в  моём сознании опера и оперетта  ассоциировались с пением   солидных тётенек  и  дяденек, которые  помимо большого жизненного  опыта, имеют большой фактический вес. Видеть на сцене образ юной девушки  в  исполнении заслуженной, народной артистки,  внушительных размеров, для меня было неестественным, и не убеждало,   как зрителя,  в том, что  эта «девушка» - дева, и что она прекрасна.  Я видел взрослую тётеньку, которая, на мой  невежественный вкус, беспощадно визжал. 
     Бесконечные голосовые модуляции оперных арий, звучащих  из радиоприёмников, во времена моей юности;  этот сверлящий  мозг звук, не понятных слов, надёжно отвадил  меня от классического  оперного искусства.  Я был не ходок  ни на оперы, ни на  оперетты. Не то  что бы я совсем отрицал это искусство.  Просто, мне очень не везло с ним, - я слышал те его образцы, которые в мои  годы, можно было бы и не слушать.    
 
«Сердце красавиц, склонно к измене,
И перемене, как ветер мая,
Ласки их любим мы, хотя они ложны,
Жить не возможно, без…тра-ля-ля…

Пусть же смеются, пусть увлекают,
Но изменяю, я  лично сам!».
 
       В нашей стране нет человека, который бы  не слышал   этого фрагмента оперы гениального Джузеппе Верди, в исполнении  незабвенного дуэта  Сергея Филиппова,  в роли Кисы Воробьянинова  и  Георгия Вицина,  в роли  монтёра Мечникова,  из  фильма «12 стульев»,  не менее гениального Леонида Гайдая.    И ошибочно не полагал, что  это ария из какой-нибудь несерьёзной оперетки, а не из трагической оперы.  На самом деле, этот текст,  в переводе  с  оригинального либретто, звучит иначе.   А не так, как раньше, это слышал я.

«В женщине нет постоянства:
Словно пёрышко на ветру,
Меняются слова её и мысли.
Её личико всегда красиво,
А смех и слёзы - всегда обманчивы.
Тот  вечно несчастен, кто ей доверяет,
Кто отдаёт ей  неосторожное сердце.
И всё же никто не может быть счастлив,
Если  в её объятиях любви не познал!»

     «Измена» и «постоянство» - всё-таки разные вещи!

      И вот, в Большом театре  на  Новой сцене,  14 декабря 2014 года  Премьера, - опера «Риголетто».  В новой, современной постановке. Режиссёр Роберт  Карсен.    Либретто Франческо Марии  Пьяве,  по драме Виктора Гюго «Король забавляется». 
       Как и всё в нашей жизни, на этот  спектакль  попал  случайно. Новая сцена,   Большой театр!  Почему не сходить?  Тем более что пригласили. Сначала ничего не понял, но заинтересовался. Заинтересовался настолько, что был уже на нескольких спектаклях. И есть желание пойти ещё.

      Поют  на итальянском языке. И мне как прежде, в опере,  даже если бы пели на русском языке,  - ничего не понятно. Хорошо, что есть  переводчик на экране монитора  у сцены, и можно хоть в общих чертах  разобрать,  чего они там  «надрываются». 
    Опера  по  пьесе Виктора Гюго «Король забавляется», была написана более ста лет назад (1851год), а все в современной одежде. Наёмный убийца Спарафучиле,  в кожаной куртке, с кучей  значков на груди, типа ГТО (готов к труду и обороне)  или армейские: «Гвардия», «Отличник боевой и политической подготовки»;  в кожаных штанах и сапогах. Сам Риголетто, несчастный отец, трагический шут, таскает  по сцене практически  современный чемодан, и его обычная (не шутовская) одежда такая же, как у нас. Выглядит это хоть и естественно, но как-то неожиданно.  Парадоксально, но,  в тоже время, не раздражает. 
       К возрасту  артистов нет  замечаний. Каждый на своём месте. Нет обрюзгших и визжащих тётенек и дяденек. Молодой  искуситель – кобель, развратник - герцог Мантуанский,  так хорош, что не мудрено было главной героине Джильде  попасть в  сети его подлых чар. Когда он, перед тем как отправиться  искушать героиню, сбросил халат, и предстал пред публикой полностью обнажённым (со спины), раздались сладостные вздохи, а потом бурные аплодисменты женщин находящихся в  зале.  Сложно судить,  что конкретно женщин в зале поразило, пение актёра или его зад,  но если оценивать всю сцену по сюжету, то, правда, было эффектно! По этому поводу  позже, возник вопрос. Людей заинтересовало, а что было спереди?       
     Один из моих друзей, специалист в области  кинематографа, объяснил, что в кино обычно актёр надевает носок. Специальных чехлов, дескать, нет; в перчатках  и варежках  жарко, а чистый носок телесного цвета, - это то, что надо! …
      
       Конечно,  опера «Риголетто», в отличие от других опер  Джузеппе Верди, таких как: «Травиата»,  «Дон Карлос», по декорациям  не просто скромна, а, извиняюсь,  убога.   В «Травиате»  всё  шикарно: по сцене ездит настоящая карета с живой лошадью, голуби, собака, исторические костюмы. Столько света, воздуха, стекла, - просто не верится  что это  декорации!  Я уж не говорю про  декорации и костюмы оперы «Дон Карлос».
    А в  новой постановке  «Риголетто»  наоборот, всё очень скромно и просто.  Жилище Риголетто  и его несчастной дочери Джильды,  представлено какой-то ржавой, обшарпанной  повозкой. Так как  эта повозка раскрывается,  и видно её внутренне устройство, понятно,  что её специально изготовили, а не нашли на свалке. Но выглядит она  настолько удручающе, что к её владельцам проникаешься  дополнительной жалостью.   
      Но всё это внешнее убожество компенсируется  фантастической динамикой происходящих  на сцене событий.  Такое впечатление, что  оперные исполнители ко всему прочему ещё и  настоящие акробаты.  Так много   сложных   трюков.  Для меня было открытием, что в таком печальном сюжете может быть столько  пластики и динамики. В самом начале спектакля, во время бала у герцога, когда  зрители увидели дюжину  голых актрис изображающих  доступных красавиц;  увидели их бесподобные фигуры и завораживающие движения,  сомнения развеялись, что этот  спектакль достали из нафталина.  Ничего старого: ни традиционного подбора  актёров, ни старых  декораций.  Только  гениальная музыка, классический текст, и бесподобное пение!    Новая  пластика  и  новая форма!    Всё не так, как раньше, это видел я.

     В опере  «Травиата»  сюжет   то же трагичен. Музыка  то же прекрасна. Костюмы и декорации – отдельное произведение искусства. А в душу запал именно «Риголетто», с современными  костюмами, с  облезлыми декорациями.  Актёры в Большом театре – все замечательны. Нет ни одной претензии к актёрам. Но, почему именно спектакль «Риголетто» запал в душу? В этом какой-то парадокс.  Обращение к современным формам   подачи классических  спектаклей сейчас повсеместно.  И не всегда оправдано.  Как-то видел фильм по пьесе Шекспира, где режиссер  помимо современных  костюмов   в пьесу ввёл даже мотоциклы.   Это было,   вместе с  игрой, пусть даже известных актёров, настолько пошло, что не возможно было смотреть.  А в «Риголетто» наоборот,   «современность» не отвлекает, а  синхронизируется   с нашей  действительностью и делает сюжет  ближе.  Здесь  не тронуто главное, - музыка и слова!  (Хотя, я настаиваю, что декорации и костюмы спектаклей  «Травиата»,  «Дон Карлос», «осовременивать», как в «Риголетто»  - нельзя!)
      
      А может быть дело не в подаче  сюжета, а в  самом сюжете?  Поступок  дочери Риголетто,  - Джильды,  вызывает искреннее сострадание и жалость. Она прекрасно сознаёт, что её искуситель –  герцог Мантуанский, - развратник и подлец,  но всё же, не перестаёт его любить, и  ради спасения его жизни  идёт на свою верную погибель. В этой  жертвенности вся суть настоящей женской любви!  Эта чистая любовь настолько потрясает, что  невозможно устоять!  Может быть в  этом  разгадка? 
    
      Я не поклонник оперы, и оперное пение по телевизору и радио, приводит меня к унынию, как искусственные цветы.  А здесь  такие голоса! Такие краски и оттенки.  Шут  Риголетто, как и другие герои, мог бы петь во сто раз громче, но не  наслаждается громкостью своего голоса, а просто поёт. И хотя  я  плохо понимал,  что он пел, его пение, настолько трогало, что я  в конце едва сдерживал слёзы. Понимал, что это всё игра,  всё понарошку, но пение, это бесподобное пение  обнажало мою душу, и смывало  с неё налёт  недоверия. И я  начинал понимать, что такое настоящая опера. Настоящее оперное искусство. Настоящие певцы!  А также то, что оперу и оперетту надо слушать  и видеть исключительно живьём!  Не так, как раньше, это видел я. 

 
© Белкин  Евгений.   Январь 2015.



На фото:  слева направо, третий слева (в косухе) Герцог Мантуанский - Романовский Сергей; Джильда - Мхитарян Кристина;  Дирижёр – постановщик Пидо Эвелино;  Риголетто – Тилякос Димитрис;  Спарафучиле, наёмный убийца – Цымбалюк Александр; и другие артисты. Фото автора.   


Интервью.  Режиссёр-постановщик «Риголетто»  Роберт  Карсен. 
 https://youtu.be/eVHqZ2wQJyQ


Рецензии
Евгений, огромное спасибо Вам за проникновенный рассказ! Тронуло! Особенно это:
"...Понимал, что это всё игра, всё понарошку, но пение, это бесподобное пение обнажало мою душу, и смывало с неё налёт недоверия. И я начинал понимать, что такое настоящая опера. Настоящее оперное искусство. Настоящие певцы!"

Я очень рада за Вас. У меня несколько другая история. Моей няней была бывшая оперная певица. Так вот, как рассказывали мои родители, уложив меня спать она выходила на балкон и пела арии. Казалось бы, ничего страшного, но по прошествии многих лет, когда нормальные дети пели "Крылатые качели" и еже с ними, я на всю девятиэтажку орала арии! Соседи кричали, чтобы выключили телевизор, а это пел ребёнок, который обожал оперу! Все мы родом из детства! Я наверное Вас порядком достала, не обессудьте! С наилучшими пожеланиями,

Ленина Кудренко   15.10.2016 23:30     Заявить о нарушении
Такая чудесная рецензия! Огромное спасибо, дорогая Ленина!

А история из Вашего детства , - готовый сюжет рассказа! )))
Интересно, а получили какое-нибудь продолжение эти пения?
Вы сейчас поёте арии?

Такие у нас разные пути к оперному искусству. Но общее, это понимание, что это - настоящее, что это искусство!
Рад, общению с Вами! Спасибо!

Евгений Белкин   16.10.2016 01:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.