Гуманитарная олигархия и гуманитархи

ГУМАНИТАРХ, ГУМАНИТАРХИ, ГУМАНИТАРХИЯ

Эти слова встречаются последние лет 10, но определения их значений ни в словарях, ни в интернете нет. Поэтому ниже приводится справка, скорее всего, не вполне обоснованная, требующая обсуждения.

------------------------------------
ГУМАНИТАРХИЯ
------------------------------------

Гуманитархия (словослияние: гуманитарная и олигархия, от humanus — человеческий, oligos – немногочисленный, arche – господство) – политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан с практическим опытом и (или) образованием в области социально-гуманитарных технологий. В узком (упрощённом) смысле гуманитархиями могут называть объединения, партии, ведомства, организации, предприятия и даже семьи, в которых доминируют социально-гуманитарные методы управления.

Гуманитарх (ед.ч), гуманитархи (мн.ч) – политически, экономически, юридически ангажированная верхушка власти, представители гуманитарной олигархии, которые исповедуют и применяют социально-гуманитарные технологии и могут либо сами быть членами органов власти, либо оказывать решающее влияние на их формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах. Гуманитархами также называют руководителей с поверхностными знаниями.

-------------------------------------
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Слова гуманитархия, гуманитархи, гуманитарх появились с целью краткого обозначения политических систем, правящих элит и лидеров за счёт нейтрального словослияния, но для придания отрицательного к ним отношения, а также для противопоставления технократии и технократам.

-------------------------------------
СИНОНИМЫ

Гуманитархия – гуманитарная олигархия
Гуманитархи – политбюро
Гуманитарх – альфа-самец, болтун, вождь, политик, эффективный менеджер

-------------------------------------
АНТОНИМЫ

Гуманитархия - технократия   
Гуманитарх – технократ
    
-------------------------------------
ПАРОНИМЫ (ложные братья)

Гуманитаристы, гуманитарии, гуманисты

-------------------------------------

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Идеи технократии и гуманитархии являются ветвями единого поиска рационального и справедливого устройства общества в части обоснования права на власть, на доминирование в общественных отношениях. Летоисчисление соответствующей теории модно начинать с диалога Платона «Государство»   (360 г. до н. э.). По Платону во главе государства должны стоять философы - люди, способные постичь сущность вещей.

Альтернатива состоит в том, что во главе государства должен стоять инженер. Такую формулу использовал, например, академик Р.И.Нигматулин в выступлении 17.02.14 на пленарном заседании в Государственной Думе РФ.  В развёрнутом виде говорят о необходимости усиливать во власти роль людей реальных профессий - инженеров, врачей, агрономов, геологов и т.д. Эта задача существует и для России, и для западного мира. Люди, способные не только постичь сущность, но использовать и даже изменять её, должны стоять во главе всей цивилизации. 

Философская ветвь за тысячелетия была дополнена палитрой гуманитарных знаний, в том числе, из современных дисциплин (макроэкономики, политической экономии, юриспруденции и т.д.). Основы гуманитарных теорий не слишком утруждали людей, смолоду стремящихся к власти. Простота познания и приспособления под любые нужды определила доминирование и ускоренное развитие гуманитарной ветви, как опоры устройства общественных отношений.       

Практически гуманитархии существуют с начала разделения труда, повышающего его производительность, соответствующего появления социальной зависимости человека, которую в интересах власть имущих укрепляли не только силой, но и внедрением идеологических, философских, житейских, общественных заповедей - законов, норм, установок, взглядов, правил, морали…, т.е. применением социально-гуманитарных технологий.

В абсолютном лидировании гуманитархов во всех государствах несложно убедиться, ознакомившись с биографиями политиков - чиновников, руководителей парий и правительств, министерств, ведомств, корпораций, крупных организаций, проектов и т.д. Некоторые гуманитархи, даже имея формально естественнонаучное образование, в послужном списке могут указать лишь общественную деятельность, т.е. фактически не являются технократами.    

Право собственности, разные формы правления, идеологии, политические партии, выборы, банковские системы, биржи, налоги, суды и т.д. являются важными социально-политическими и социально-экономическими изобретениями в области гуманитарных (социально-гуманитарных) технологий. Эти основы построения общественных отношений (гуманитарная идея в целом) сложились благодаря сообразительности чаще всего неустановленного круга лиц, а также независимо в разных частях света, поэтому они могут считаться объективно необходимыми для своего времени.  Однако, как известно, всякая (даже самая замечательная) идея проходит три стадии: прогрессивную, регрессивную и репрессивную.

Сегодня гуманитарная идея уже не содержит ничего нового, не может предложить обществу решений глобальных и локальных проблем, обуславливает непрерывную череду кризисов. Кризис самой этой идеи проявляется и в регрессе, и в репрессиях. Представители правящего меньшинства (меньшинства, подавляющего интересы большинства) декларируют, что руководить обществом может только человек с гуманитарным складом ума, с соответствующим дипломом, фактически (юридически) ограничивается доступ к управлению для людей с иным образованием и практическим опытом, насаждаются гуманитарные учебные заведения и социально-гуманитарные методы управления, которые ведут к эскалации бюрократизма, к законотворчеству в пользу политиков - чиновников, юристов, экономистов. Средства массовой информации, общественные и исторические дисциплины превращены в галактики, в центре которых находятся гуманитархи. В обществе устанавливаются минимальные и невнятные профессионально-квалификационные требования для лидеров и жёсткие рамки для исполнителей. Обвинительный уклон в отношении инженеров и других специалистов наблюдается в поиске виновников неудач, аварий, бедствий, поощрительный уклон в пользу гуманитархов - в случае успехов даже в космонавтике и энергетике. Имеются все признаки профессиональной сегрегации и дискриминации. Сторонники социально-гуманитарных технологий стремятся увеличить социальную зависимость человека, в мировом масштабе лоббируют финансовый колониализм, повсеместно формализуют обучение, трудовое законодательство, производственные отношения, подавляют базовые (негуманитарные) инновации и творчество. По праву носителям гуманитарной идеи можно выдавать памятные патенты на организацию интриг, беспорядков, государственных переворотов, войн и революций.

Вторая (технократическая) ветвь (идея о праве на лидерство) существует параллельно, имеет место с момента зарождения трудовых навыков и ремёсел, она развивается по мере освоения естественных наук и базовых (реальных) технологий, изначально связана с более глубоким уровнем познания и с практикой. В наше время она находится на прогрессивной стадии развития, когда ясно видны успехи негуманитарных технологий в решении гуманитарных проблем. Тут необходимо отметить, что гуманитарными проблемы можно называть весьма условно, и лишь на основании поверхностной оценки (ощущений), т.к. все наши трудности имеют иные более глубокие корни.

Технократических государств ещё никогда не существовало. Также трудно назвать имена технократов государственного уровня. Серьёзно можно говорить только о людях, поддерживающих идею технократии или считающих себя технократами, поскольку власть и ресурсы повсеместно находятся в руках гуманитархов. Лозунг «Знания для справедливости» остаётся только лозунгом. В мире построена такая система социальных лифтов, когда подлинные профессионалы исследуют, конструируют, строят, лечат и т.д., а те, кто ничего этого не умеют, руководят государствами и распоряжаются ресурсами. Иногда эту систему называют англо-саксонской.

Отсутствие технократий в значительной степени обусловлено геронтологическими причинами. К настоящим технократам могут относится только лидеры, имеющие сверх специального образования существенные (исключительные, выдающиеся) успехи в развитии и (или) распространении современных знаний и базовых технологий, но личные достижения в области медицины, инженерии, энергетики и т.д. имеются у людей в таком возрасте, когда уже поздно думать о политической карьере. Это одна из причин, по которой до ключевых мест управления специалисты реальных профессий не допущены, хотя, наверно, каждый серьёзный исследователь и практик имеет обоснованное мнение о рациональном устройстве общества (государства), а также обладает необходимым потенциалом организатора.

Наиболее ярким примером попытки технократов хождения во власть в России является общественная деятельность академика А.Д.Сахарова. Также известна политическая позиция академиков Ж.И.Алферова, С.Н.Федорова, Р.И.Нигматулина. Перечисление известных и малоизвестных имён тут безгранично.

Мировой опыт сторонников технократии включает Пагуошское движение учёных, также Проект "Венера", некоторые экологические инициативы.


Рецензии
Читаешь, а в голове крутится ленинское: "каждая кухарка способна управлять государством". Прозорливый вождь имел в виду, что помогать ей в этом простом деле будут ЧК, НКВД, ГПУ, МГБ, КГБ и, по нынешним временам, МВД, ФСБ, СК, Госдума с великим нацлидером во главе.

"Гуманитархия", однако.

Анатолий Ефремов   19.11.2015 20:16     Заявить о нарушении
Хорошая кухарка – залог здоровья!
Надеюсь видеть их на нашей стороне.

Владимир Мельников   19.11.2015 21:44   Заявить о нарушении
Они давно уже на нашей стороне, пополняя финансовую забугорную элиту вложением украденного у народа в ценные бумаги, банковские вклады, недвижимость, и пр., и пр. "Гуманитархия", однако.

Анатолий Ефремов   19.11.2015 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.