Мадонна Кастельфранко. Джорджоне. 1504

         Познакомившись ближе с творчеством великого Джорджоне,захотелось ещё раз взглянуть на оригинал  прославленного алтарного образа Мадонны Кастельфранко.Я уже раньше упоминала об этой картине,но а сегодня поговорим более предметно,так как побывав на его родине в Кастельфранко,я сделала несколько снимков,чтобы вы могли представить,где родился и жил Великий художник.

         ЕЩЁ РАЗ КРАТКО НАПОМНЮ ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ.
      Картина была создана по заказу кондотьера, члена Мальтийского ордена, Туцио Констанцио в память о сыне Маттео, служившем Венецианской республике и умершем между весной 1503 и летом 1504 года. Видевший алтарный образ в 1640 году венецианец Карло Ридольфи так описал это произведение:
      «Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наёмников, образ Мадонны с Младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко. Справа поместил св. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих братьев и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого»
Если верить этому тексту,то в образе рыцаря мы увидим самого Джорджоне.
На нас смотрит совсем юный художник в рыцарских доспехах.

        Мадонна на троне расположена высоко и в глубине картины. На подножии престола изображён герб Констанцио. Примечательно отсутствие элементов церковной архитектуры, персонажи  изображены на фоне пейзажа, подчёркивающего общую меланхолическую задумчивость.
       У ног Марии стоят святой Либералий из Тревизо (небесный покровитель этих мест) со знаменем мальтийских рыцарей и святой Франциск. Джорджоне почти точно повторил фигуру Святого Франциска с алтаря Сан Джоббе (1487, Венеция, Галерея Академии) своего учителя Джованни Беллини.

     Особенностью композиции является расположение Мадонны в самой верхней части картины. Изображение построено так, что фигура Мадонны расположена исключительно на фоне неба, символического образа Бога Творца.
     Ноги Мадонны едва касаются Земли, и это касание – благодеяние нам, живущим на этой Земле. Вершина же трона Мадонны вообще выходит за рамки изображения вместе с небом. Другие персонажи даны ниже уровня земли и это особо подчеркивает смысл образа.
      Обратите внимание, что фигура Сына размещена в стороне от центральной линии образа. Как будто Он, отстраняясь, дает возможность Своей Матери явить Себя миру.

       Британская энциклопедия называет «Мадонну из Кастельфранко» самым прославленным произведением Джорджоне на религиозную тему.Отмечается, что композиция вписана в равносторонний треугольник. Такая геометризация художественного пространства — характернейшая черта живописи Возрождения.

       Как столь часто бывает у Джорджоне, утренний пейзаж своим настроением перекликается с мечтательностью фигур святых, погружённых в набожное забытье.
А теперь обратите внимание на пейзаж,на фоне которого нарисована картина.Вы видите крепостные стены и башни замка.          
       Остатки крепостной стены и башни замка сохранились до наших дней и являются украшением города Кастельфранко.

       В 1195 году здесь была построена крепость, Castello. Жители комунны хотели обезопасить себя от набегов с востока. Частично стены крепости сохранилась до наших дней. Город стоял на пересечении торговых путей, поэтому  довольно быстро превратился в цветущий средневековый торговый и ремесленный центр..

       Название Castelfranco означает, что город был освобожден от налогов. В 1399 году городок Кастельфранко вошел в состав Венецианской республики.
     Крепость имеет почти квадратную форму.Внутри расположена историческая часть старого города.Пройти во внутрь можно через четыре арки с разных сторон .
Центральная арка  с  красивыми старинными часами и гербом.

     Кафедральный собор Кастельфранко много раз перестраивался,при Джорджоне он был совсем другим.Картина Джорджоне не является центральным алтарным образом,она размещена в небольшой капелле слева.

     Картина Джорджоне красиво светится в темноте маленькой капеллы. Надо сказать, что экспонируется она довольно эффектно, так, что не остается сомнений, что именно она - главный шедевр этого места.Фото  не передает ее настоящего цвета - он более  пронзительный, как всегда у главных венецианцев - Джорджоне, Беллини и  Тициана. Удивительно горит холодный красный. Пейзаж на втором плане гипнотизирует и словно выходит на первый план.

      Что интересно,что выйдя из собора, можно увидеть этот пейзаж,правда немного изменённый.Слева собора вы видите небольшое жёлтое здание.Его называют домом Джорджоне.Но это не настоящий дом,там размещён музей Джорджоне.
Городок имеет традиционный итальянский колорит.Много старинных зданий с красивой  архитектурой.Очень красиво смотрится на фоне крепостных стен памятник Джорджоне.

      О чём задумался этот молодой венецианский живописец,эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне?
      В своей живописи он  раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью.

      Яркость, насыщенность и праздничность цветов картин Джорджоне, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали его  работы  в усладу для глаз зрителей.
Текст с иллюстрациями и фото.http://maxpark.com/community/6782/content/2525600             


Рецензии
Надо полагать что подать материал в сообществе Макспарка и Прозе -это разные возможности. Если в одном месте можно проиллюстрировать материал, то здесь нет... В представленной работе меня больше всего изумляет присутствие одного из основных компонентов живописи не частый для тех времен: наличие тени, хотя основная часть изображенного несет печать условности и композиция составлена из набора строгих элементов: имеется ввиду то, что использован прием, когда в решении задачи участвуют малое количество действующих лиц, причем небольшого размера, а работа большая и надо пространство заполнить. Для ума Джорджоне было бы под силу решить задачу сложнее, но, как говорится, имеем что имеем.

Александр Пастернак   22.03.2015 13:36     Заявить о нарушении
Согласна с вами о разных возможностях.В макспарке можно показывать детали,снимки,делится впечатлением.Но,а здесь все молча читают и ничего не пишут.
Оригинал картины смотрится очень ярко и красочно.Картина была реставрирована в Венеции в 2003году.Джорджоне почти точно повторил фигуру Святого Франциска с алтаря Сан Джоббе (1487, Венеция, Галерея Академии) своего учителя Джованни Беллини.Так что он немного проявил изобретательности.Меня очень поразила работа Дджорджоне Старуха. Сециально ездила смотреть её в музее Академии в Венеции.Сильный портрет.

Алина Алексеева-Маркезин   22.03.2015 15:01   Заявить о нарушении