Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720г

         Антуанн Ватто(1684-1721гг)-французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Он писал пейзажи, маскарады, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии.

        Но сегодня мы поговорим только об одной его картине.В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». (Когда её купили, то разрезали пополам. Получилось как бы две картины.) Её тема — повседневная жизнь модного магазина произведений искусства.

       Произведение, предназначавшееся для рекламной вывески, воплотило глубокие размышления художника об искусстве и о себе.
       Относительно замысла Ватто высказывались разные гипотезы.Одна из них в том, что под видом вывески Ватто представил историю живописи, какой он её знал; вместе с тем это картина творческой эволюции самого живописца, ставшая его «художественным завещанием».

       Всем известно, как удалась ему эта вещь; всё было исполнено с натуры, позы были так правдивы и непринуждённы, композиция столь естественна; группы так хорошо размещены, что привлекали взор всех прохожих, и даже самые опытные живописцы приходили по несколько раз, чтобы полюбоваться вывеской.
        Написана она была за неделю, да и художник работал только по утрам; хрупкое здоровье или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше. Это единственное произведение, несколько польстившее его самолюбию, - он откровенно признался мне в этом».

       В центре картины галантная пара: дама, изображенная со спины, едва шагнула через порог, а кавалер, представленный анфас, предлагает ей руку. Слева от них – группа служащих, занятых упаковкой картин. Справа, чуть поодаль, - группа посетителей, увлеченных рассматриванием полотен. Все стены лавки заняты картинами разного размера, повешенными вплотную друг к другу.

       Свет направлен таким образом, что правая часть интерьера освещена сильнее, чем левая. Есть основания думать, что освещение носит символический характер. Перед нами – закат эпохи Roi-Soleil: его портрет укладывают в ящик, как в гроб, и вместе с ним уходит в прошлое искусство «большого стиля»; однако, переводя взгляд направо, мы видим утро новой эпохи, на рассвете которой выступил сам Ватто.
      Не его ли «муза» демонстрирует восхищенным молодым людям маленькую картинку, видимую нам, как в «Менинах», с оборотной стороны? И не работа ли это самого Ватто?

      Все соединилось в этой причудливой картине, где привычные границы жанров разрушены с той же царственной уверенностью, что и сама передняя стена жерсеновской лавки, – пишет Ю.М. Герман. – Обыденный труд упаковщиков, нежность влюбленных, невзначай входящих в магазин, смешное кокетство любителей, гордых своей причастностью к профессиональным тайнам, трогательное внимание к искусству тех, кто и в самом деле способен им восхищаться.
     При этом все в картине кажется настолько естественным, настолько само собою происходящим, что трудно увидеть за этой простотой безошибочный и совершенный композиционный расчет.


     Ничего случайного нет в этой работе Ватто. И даже собака на мостовой помогает уравновесить картину, поскольку правая группа глубже левой и кажется потому легче».

     Творчество Ватто справедливо связывают с началом короткой, но очень яркой эпохи рококо. «Галантные сцены» стали популярным жанром, и у мастера появилось немало последователей. Однако даже самые даровитые из них не пошли дальше создания изящных и легкомысленных сценок; ни один не смог передать атмосферу сложной психологической игры, составляющей главную прелесть произведений Антуана Ватто.

     Близкие друзья пытались помочь безнадежно больному художнику, устроив его в прекрасном доме в окрестностях Парижа. Там он и умер 18 июля 1721 года. «Он кончил свою жизнь с кистью в руках», – написал о нем один из друзей.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/1893922


Рецензии
Для меня явилось откровением то, что эта картина была разрезана на две части. Как и кто потом соединял эти две половины? Не удалось также найти размер работы, хотя местоположение ее известно: Государственный музей Берлина. И, конечно, зацепкой раскрытия хода мыслей о чем хотел сказать автор, является упаковка в ящик с соломой портрета Людовика ХIV. К французам, в связи с разрезанием этой вещи, у меня совсем исчезло уважение!

Александр Пастернак   22.03.2015 17:33     Заявить о нарушении
Размер картины 163 x 306 см.Эта картина символична. Подчёркивает забвение ушедшего века.Это единственная картина,которой был доволен художник.Да,французы отнеслись к ней пренебрежительно. Видно писал он её с большим воодушевлением,несмотря на болезнь.По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам"

Алина Алексеева-Маркезин   22.03.2015 17:42   Заявить о нарушении
Ну, допустим, о неприятии картины современниками художника -- это скорее всего миф, ибо творчество Ватто высоко ценилось ещё при его жизни. Интереснее тот факт, что картина была помещена на первом этаже лавки, а над нею была арка, ставшая частью волнообразной композиции самой картины: под'ем от упаковки портрета короля до фривольных сценок центра и опускание левой части

Владимир Дмитриевич Соколов   16.11.2022 16:47   Заявить о нарушении