Средь шумного бала...

Муслим Магомаев - Средь шумного бала (Чайковский)02:21

Все вы, дорогие друзья, не раз слышали этот романс ПИ.Чайковского. А стихи посвящены первой встрече Алексея  Константиновича   Толстого с  будущей женой. В Большом театре часто устраивались балы. На одном из них зимой 1850 - 1851г они встретились.

Средь шумного бала случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Она была в маске, и в первую встречу Толстой не узнал, кто эта женщина, мгновенно очаровавшая его своим необыкновенным  мелодичным  голосом, изящной фигурой, оригинальностью суждений. (Позже он признавался, что почувствовал инстинктивное влечение, "как больное животное  инстинктивно распознаёт растение, которое   поможет  ему  вылечиться.)


Во время второй встречи на балу он воскликнул:"На этот раз Вы от меня не ускользнёте!" Ему было 33года, и он был холост, ей было 25, и она была женой   кавалергардского  полковника  Л.Ф.Миллера. Софья Андреевна,  урождённая   Бахметьева  и была таинственной незнакомкой. В 19 лет вышла замуж без любви, пережив тяжёлую сердечную драму. Она была увлечена князем Григорием Вяземским.
Чувствуете, как интересно складываются судьбы людские, их родство и привязанности. Мы встречаем знакомые имена,они становятся нам ближе. Она считала себя виноватой в гибели на дуэли брата Юрия. Грусть и раскаяние были постоянными спутниками юной женщины.
С мужем они расстались, не расторгнув официально брака.

Софья Андреевна жила в имении своего брата в Пензенской губернии, приезжая зимой в Петербург или в Москву. Прекрасно образованная, владеющая 14 иностранными языками обладающая красивым сочным контральто, она покоряла слушателей. Хотя лицо её не было красиво. Алексея Константиновича привлекли в ней красота души и ума. Он писал:"Мне кажется, что мы родились с тобой в одно и то же время и что мы всегда знали друг друга. Вот почему я так рванулся к тебе с первой же встречи, ещё ничего о тебе не зная: в твоём голосе я услышал нечто родственное мне самому..."

Они часто расставались. Он писал ей письма. Вскоре после их знакомства Толстой
пишет ей из Парижа:"Мы никогда не будем вполне счастливы! но у нас есть удовлетворение в нашем обоюдном уважении, в сознании наших нравственных устоев и добра, которое мы делаем друг другу. Я люблю это счастье,полное страдания и печали.
Отчего мне случалось в детстве плакать без причины, отчего в тринадцатилетнем возрасте я прятался, чтобы выплакаться на свободе, я, который казался для всех невозможно весёлым?"

А каким же человеком был А.К.Толстой во время роковой встречи? Современники писали   о  его органической неспособности кривить душой. "Гуманная натура Толстого сквозит во всём,  что   он  написал,-" - пишет И.С.Тургенев. Молодой человек   был  одарён   огромной физической силой: один ходил на медведя, винтом сворачивал кочергу. Красивый, приветливый и остроумный - таким был Толстой в пору встречи с той, кого называл "сестрой моей души". Но он тоже не был счастлив: его томила служба при царском дворе. Как об этом пишет сам поэт?

Меня во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова...
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Брак - слияние двух сердец - был оформлен только в 1863году. Часто им приходилось расставаться. Помогали письма. И какие! Спустя 20 лет после первой встречи, Толстой пишет своей жене из Дрездена:"Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы... без тебя. Я только что приехал, в 3 и 1/4 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле..."
Она была с ним повсюду, ничем удивительным он не мог наслаждаться без неё.

Через двадцать лет после "шумного бала" Алексей Константинович пишет ей:"Кровь
застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, ни одной. Всё вокруг лишь свет и счастье."

Как раскрывается он перед любимой женщиной! "Подумай, что до тридцати шести лет
мне некому было поверять свои огорчения, излить мою душу. Всё то, что печалило меня,- а бывало это часто, хотя и незаметно для посторонних взглядов - всё то,
чему я бы хотел найти отклик в уме, в сердце, я подавлял в самом себе".
Или другое письмо:"Если снег останется и больше не выпадет, можно завтра идти на медведя и лосей... Не думаю, что я пошёл бы их искать... Разве только с мыслью
найти для твоих ног медвежью шкуру." Он рассказывает ей о своих впечатлениях, когда ему было пятнадцать лет. Тогда он написал стихи:

Я верю в чистую любовь
И в душ соединенье;
И мысли все, и жизнь, и кровь,
И каждой жилки бьенье
Отдам я с радостию той,
Которой образ милый
Меня любовию святой
Исполнит до могилы.

Я говорил тогда только о любви до могилы и не думал тогда, что любовь должна идти ещё дальше... Спокойной ночи. Посылаю тебе всю мою душу - да будет она всегда с тобой."

И эта любовь, наполнявшая стихи  Толстого нежным чувством, пленила многих композиторов и половина его стихов стала романсами и песенной классикой. "Колокольчики мои, цветики степные" вдохновили Петра Булахова, "Уж ты нива моя, нивушка" Рахманинова, "Край ты мой, родимый край" - Гречанинова. Шедеврами стали романсы на стихи А.К.Толстого:"Средь шумного бала" и "Благославляю вас, леса" - Чайковского;"Не ветер, вея с высоты" вдохновили А. Рубинштейна -1877)Н.А.Римского - Корсакова1898). А его торжествующее "Звонче жаворонка пенье" мы и в наши дни готовы подпевать вместе с А.Рубинштейном, Н.А.Римским - Корсаковым. "Благославляю вас, леса" П.И.Чайковского" настолько музыкальны, что
воспринимаются нами, как гимн природе. Всего не иперечислить - это отдельная тема, без которой представление о творчестве А.К.Толстого было бы неполным...

Cофье Андреевне Миллер  А.К.Толстой посвящал  стихи. Некоторые из них знакомы нам как романсы. Вот названия некоторых этих посвящений:

Не ветер, вея с высоты.
То было раннею весной.
Не верь мне, друг, Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад...

Сколько любви и нежности в каждом слове послания Алексея Толстого!

Наша первая встреча с ними состоялась 21.11.2013г. в моих стихах "Средь шумного бала". Перечитайте стихи, вспомните картину бала - и вы убедитесь, что любовь, наполнявшая стихи Алексея Толстого нежным чувством пленила  многих композиторов и половина его стихов  стала романсами.

Встреча А.К.Толстого и  С.А.Миллер,
урождённой Бахметьевой.

В Большом на бале дамы блистали...
И, увидев волшебную фею,
Он застыл на одно мгновенье:
"Боже! Это она! Нет сомненья,
Та, что вылечит душу мою.
Я её бесконечно люблю!"

Танец кончился, маска исчезла.
Не находит Толстой себе места...
Но ниспослана новая встреча -
Вальс кружит очарованный вечер.

Счастьем стало не только начало:
Их взаимность навек повенчала.
В каждой весточке, взгляде сквозила
Та ЛЮБОВЬ - величайшая сила!
  (Людмила Дементьева.)

Ред. 29.10.2018. - 31.10.2018.
Ред. 10.03.2022.
Продолжение: http://proza.ru/2021/01/04/353.

Продолжение "Жизнь после бала". http://proza.ru/2021/10/01/1563


Рецензии
С произведениями; "Князь Серебряный"- А.К Толстого, "Айвенго","Ричард Львиное Сердце", "Квентин Дорвард"- Вальтера Скотта жил я в своём детстве. Только будучи постарше, удивился тому, что романс П.И Чайковского "Средь шумного бала" создан на стихи А.К Толстого, когда он с цесаревичем Александром2(состоявшим с ним в дружбе с детства)посетил бал-маскарад в Большом театре. Тогда же и выяснил о его работе с братьями Жемчужниковыми в журналах под совместным псевдонимом - Козьма Прутков со стихами и афоризмами. Очень хорошая работа, Людмила, представлена Вами на суд читателя. Дальнейших творческих находок в Новом году и здоровья. С душевным теплом к Вам!

Николай Лахмостов   15.01.2022 11:11     Заявить о нарушении
Добрый день, Николай! Рада видеть Вас и узнать ваше мнение о моей страничке!
С теплом души - Людмила.

Людмила Дементьева   15.01.2022 14:50   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай! Очень радует Ваше одобрение!
Спасибо за подробные и интересные рецензии!

Светлой Вам зимы! - Людмила.

Людмила Дементьева   19.01.2022 18:50   Заявить о нарушении
Доброе утро Людмила! Спасибо за творчество,вдохновения и удачи!

Николай Лахмостов   20.01.2022 07:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.