Учитель и ученик

Сергий Чернец.
Эссе. Учитель и ученик.
Есть такая фраза: «Учитель не приходит, пока не готов (сам) ученик».
И её можно понимать расширенно толкуя. Например: «учитель не поможет, если ученик сам не готов помочь себе».
Тот гуру-учитель, не волшебник и не колдун. А ученики всегда ждут чудес от Учителя. Также и те апостолы, ходившие за Иисусом Христом, ждали чудес неимоверных: что, вот, Он, вдруг, завоюет Царство, тут на Земле, и, вдруг, Он сядет на трон. И даже спорили между собою апостолы: кто сядет с правой руки от трона Царя, а кто слева. Объяснял же им Иисус Христос, что «Царство … - внутри вас». В своем сердце ищи – и покой и беспокойство (о ближних, о мире), и радости и горести сопереживаний! В собственном разуме ищи ответы на все свои вопросы.
«Познай себя» - девиз Буддизма и всех самых древнейших учений, начиная от Шумерских глиняных табличек. Ничего нового не принес также и Иисус Христос, также указывал Он на сердце человека: в твоем внутреннем – Царство находится, говорил Он, и Сам сказал, что не принес ничего нового.
Чтобы что-то понять нужно потрудиться – это правда. Но вот возникает проблема: каким путем идти, каким образом познавать-то себя?
К этому вопросу практически, через практику, подходят некоторые Гуру на Востоке. Даосизм, Ламаизм, Буддизм….
Есть рассказ: как учитель сломал ногу ученику дверью, едва тот хотел войти к нему, переступив порог, - и это был ему, ученику, урок на долгие годы.
Учитель был слабый, старенький и больной, - и, конечно, ученик, здоровый и молодой мог победить его в рукопашном бою, несмотря на всякие черные пояса в заслуге учителя. Однако не только физическое играет роль.
Тот учитель приводил примеры своей жизни – рассказывал, (даже хвалился), ученику, - что посадил дерево, и не одно, что построил дом и достиг некоторых знаний в науках, что даже его книги читают и учатся по ним. Рассказ-похвальба служил неким укором для ученика. Типа: вот, мол, я так хорошо сделал, да, так хорошо поступил. Но понял ли ученик – это загадка даже для самого учителя, так и останется загадкой.
Ибо никто не может знать пути Господни – «Пути Господни – неисповедимы». И ученик не может знать заранее путь свой и учитель тем более. Ученику может показаться, что он что-то понял. А на самом деле, может быть, всё не так. Вопрос в том, как поступит ученик, что сделает, что будет делать в дальнейшем в своей жизни?
Все примеры из своей, якобы, жизни учитель говорил ученику именно как примеры. На самом деле, может, этого не было, может быть, это было не так славно и не так хорошо, как расписывал учитель.
Пример лишь в одном был хорош: если я смог – то и ты это сможешь сделать.
И я простой человек, говорил учитель. Захотел посадить лес, например, устроился в леспромхоз и сажал деревья, собирал шишки зимой и высадил сотни и сотни елок и сосен. Раз! Захотел и стал плотником: поступил в артель, учился у мастеров и научился срубы рубить, а потом сам, с нуля, построил дом. Два! Точно также про книги: прочитал много книг, общался с теми, кто их пишет, учился у них и сам стал писать книги.
Всё очень просто до банальности. Поставь перед собой цель – и стремись, и осуществи дело. Всё!
Сегодняшний мир наполнен различными учениями.
Приезжают к нам различные Гуру-ринпоче, Аммы, Ламмы и прочие. Люди приходят к ним, слушают их умные речи – чистые слова, благородные мысли. Так было всегда. И было также во времена Иисуса Христа. – И в то время были, ходили разные учителя. И вот, Его, Иисуса Христа, считали за еще одного, очередного Учителя. А когда случились чудеса от Него – многие поверили, приходили Его послушать. Вот Он сел на невысокую горку и начал говорить, проповедовать: это так и называется теперь, записано в Евангелии – «Нагорная проповедь».
Все там верно было сказано. Но до сих пор, сотни лет, эту проповедь толкуют и перетолковывают.
А что самое существенное сказал Христос об учениях и об учителях. «Много говорят умного – можно их и послушать». Но! – вот тут оно и закралось, знаменитое «но», всегда и всё подвергающее сомнениям.
«По делам ихним надо судить о них!» - об учителях и об их учениях. Да-да, об учениях тоже: «Ибо они учат, - а сами не делают того, чему учат других людей».
Вот какую истину не все берут себе на вооружение.
Делами покажи, что то учение, которому ты учишь – верно. Не словами, а своим личным примером, своими личными делами должен показать любой учитель всю истинность своего учения.
Вот мы люди, человеки, одинаковы все: две руки, две ноги, одна голова. Так почему же один может что-то сделать, а другой не делает? Ведь может каждый, в принципе. У всех одинаковые способности – плюс-минус. Но любое дело хорошее может сделать каждый человек.
Отсюда вывод: сам ты всего можешь достичь! Сам!
И народ пословицу сказал: на Бога надейся, а сам не плошай! Есть у тебя проблема? – сделай усилие над собой (над собой, прежде всего), и потихоньку, по кирпичику, соберись и иди к своей цели. Сегодня сделал одно маленькое усилие над собой, - завтра еще раз прояви свою силу воли. И так до конца.
Конец.


Рецензии
-Суть: сам не захочешь - никто тебе не поможет. Спасибо, Сергий. Всех благ

Тамара Петровна Москалёва   11.10.2017 03:42     Заявить о нарушении
Примерно так вы поняли, правильно. Желание ученика учиться важное условие, но учитель дает-указывает путь и направление, что тоже немаловажно. Благодарим за отзыв.

Сергий Чернец   11.10.2017 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.