3. Проволочка

 

                начало: http://www.proza.ru/2015/02/19/2153



Моя добрая старенькая «Волга», изредка пофыркивая, поскрипывая на кочках, плавно довезла нас до Судака, неспешно прокатилась через древний городишко, возраст которого виден только по развалинам крепости на горе.  Выползая из города, дорога круто изгибается и вздыбливается ввысь. Верная, безотказная подруга привычно тужится, урча всеми своими лошадками, но вдруг замолкает и встаёт прямо на середине подъёма. Ставлю на ручник, кручу стартером – молчит.
   – Что случилось? – спрашивает Василий.
   – Не знаю пока. Крайний раз она глохла лет пятнадцать назад. Сейчас разберусь.
  Сзади ниже по склону аварийная ловушка. Вася становится на повороте, чтобы остановить движение, и я скатываюсь туда. Подув, подёргав, позаводив, убеждаюсь, что не работает бензонасос.
   – Что будешь делать? – волнуется Вася.
   – Сниму, разберусь. Если не получится отремонтировать – куплю новый.
   – А будет?
   – Это же «ГАЗ»!
   – А денег хватит?
   – Это же «Волга» – не «Мерседес».
   – Моя помощь нужна? – уже успокоившись, вопрошает мой проводник.
   – Нет, тут работа пустяшная.
   – Тогда  прогуляюсь до моря.
  Я меняю куртку на старый свитер из багажника, вытаскиваю увесистую укладку порядком поржавевшего штатного инструмента и погружаюсь под капот. Через час борьбы с прикипевшими гайками и задубевшими шлангами извлекаю насос. Причина очевидна: корпус его под шайбой оси рычага ручной прокачки так износился, что ось сдвинулась, и рычаг проскочил фиксатор. Экцентрик  вывернулся, заблокировал ход мембраны. Обидно, что столько провозился, его снимая. Ведь можно просто зафиксировать рычаг ручной прокачки проволочкой, и всё заработает. Надо только найти проволочку. Порылся в куче полезного барахла, живущего в багажнике – нет. Но у каждого уважающего себя камазиста обязательно должен быть в машине моток отожжёной железной проволоки. Благо, это Крым! Здесь ещё не модно возить щебень на сверкающих «ИВЕКах». Останавливаю проезжающий «КамАЗ», спрашиваю проволоку. Водитель ничуть не удивившись моей просьбе, говорит:
   – Сейчас, только протяну вперёд – здесь стоять нельзя.
Останавливается в кармане, находит в бардачке кусок проволоки.
  – Пойдёт?
  – Именно то, что нужно! Давай пополам.
  – Бери всю, у меня ещё есть.
  – Спасибо! Я знал, что у настоящего водителя КамАЗа это есть!
   Улыбается и кричит мне: «Удачи!» сквозь весёлый рокот трогающегося трудяги-грузовика.
  Когда Вася возвращается, я уже проверяю работу двигателя на разных оборотах.
   – Получилось?
   – Получилось.*
   – А ты знаешь, не зря она здесь сломалась! Просто так никому кирпич на голову не падает…  Здесь, оказывается, рядом есть сохранившийся храм 11 века, и от него такой вид открывается – чудо. А я и не видел ни разу, сколько здесь живу… Сходи – посмотри, а я пока в машине посижу – устал. Вот по этой тропе в сторону вон той Генуэзской башни.
    Храмом оказывается прямоугольное здание меньше моего гаража, сложенное из природного камня, крытое старинной горбатой черепицей. Христьяне в 11 веке были значительно скромней. Храм действует – в нём горят свечи, молящаяся женщина замолкает при моём появлении – выхожу, чтобы не мешать. На стене храма литая добротная табличка: «УССР. Памятник архитектуры 12-13 века. Охраняется государством». Уже и сама табличка – памятник ушедшей эпохи, рухнувшей империи…
 
   – Ну что, поздно уже в «Новый Свет», – домой?
   – Домой.
   – Вась, а я там видел, у тебя валяется во дворе правильный казан. Утром у татар баранинки купил. Как ты смотришь насчёт плова?
   – А ты могёшь?
   – Попробую.
   – Положительно смотрю. Только в Морском остановишь перед поворотом – у меня мадера закончилась

 * - здесь единственное место во всём цикле о Крыме, где я соврал. Ну, позволил себе литературную гиперболу. Реально тогда "Волга" сразу не заработала, и я решил разбираться потом - остановил попутку и смотался в Судак, купил новый насос в сборе (благо не "Мерседес" - все запчасти лежат в каждом втором магазине). А разбираться пришлось. Этот новый насос довёз меня домой и там рассыпался. Буквально. Я вытащил старый СССР-овский из багажника, не торопясь перебрал и он работает до сих пор.
   
 Но тут мне хотелось рассказать о проволочке. Символе шоферской смекалки и взаимовыручки. Я о шоферах советской эпохи...

 Продолжение: http://www.proza.ru/2015/03/06/1960               


Рецензии
- Сынок, а тебе не холодно в такой тоненькой шинели?
- Бабушка, так она же шерстяная!
- А летом не жарко?
- Так она же без подкладки!
:-)
Да, о чём это я?
Ага, терпеть не могу это «крайний». Это только суеверным парашютистам можно, или тем, у кого хата с краю, а последний – это тот, кто идёт по следу предыдущего и только. Хороше слоо. Мне это разъяснили ещё в 60, в очереди за хлебом, когда некий умник заявил, что надо говорить не «последний», а непонятное «крайний», типа культурнее, а потом нормальный человек, уже в другой очереди, объяснил, что это фигня, суеверие недостойное пионера.
:-)
Мне напомнило, как один мужик, ныне покойный, с которым когда-то работал, рассказывал как он «офицерил» после института, на марше, без специального инструмента отшлифовал торец медной трубки булыжником , другим камнем развальцевал конец и прикрутил её назад. Трубка шла как раз к бензонасосу. Это действо окружающим показалось неким шоу. Шел 53 год.
:-)
Никогда не водил 24-ю, учился на 21-ой.
:-)

Designer   11.04.2021 00:22     Заявить о нарушении
Да - это о том, что счастье не в том, что у тебя есть всё, а в том, что тебя устраивает то, всё, что есть у тебя.

Кстати, натуральная шерсть действительно обладает свойствами, описанными в твоём анекдоте. Потому шерстяная одежда в почёте и на севере и в знойных пустынях.

Этот реально произошедший случай увиделся мне демонстрацией разницы между человеком 20 века и 21-го. В прошлом человек пользовался достаточно простыми механизмами, устройство которых он понимал и сам мог восстановить работоспособность. Если не совсем сам, то каждый, оказавшийся рядом, ему в этом помогал. Такая проволочка, соединяющая людей. Высокая надёжность системы человек-машина.

Сейчас, даже я, зарабатывающий на жизнь ремонтом автомобилей, не смогу помочь на дороге никому. Без шкафа спец.инструмента и приспособлений, компьютерного сканера, информации, которая имеет на дилерских программах гриф "только для служебного пользования".
И потом...
А нафига я буду бесплатно терять время на тебя.....
У тебя хватило денег купить машину, хватит и на эвакуатор...
А чё я буду ломать бизнес эвакуаторщику и тому коллеге, к которому эвакуатор привезёт этого "лоха".
Бабки не проволочка. Бизнес не объединяет, а совсем наоборот...
Надёжность машин часто намного выше, но системы человек-машина сильно ниже.

И тут в тексте я соврал маленько. Ну, позволил себе литературное допущение.

Волга, подремонтированная проволочкой не заработала. Я на попутке сгонял в Судак, купил целиком новый насос (благо на Газ сейчас в магазинах лежит всё), поставил, и на нём закончил путешествие. Развалился этот современный насос уже дома. Буквально - у него лопнул корпус. Вот тогда я уже спокойно и без проволочек отремонтировал родной, который и работает по сей день.

Но, если бы тогда в насосе держал клапан, то могло получиться и так, как описано. В подтверждение моего философского обобщения.

Всё. Больше в этом повествовании никаких гипербол. Всё предельно документально.

Что касается "крайнего" вместо "последнего". Я с тобой полностью согласен. Крайний, как раз не предполагает продолжения. Край, дальше конец. А последний, предполагает следование дальше. Но. Так принято и не только у парашютистов. У моряков, пожарных, лётчиков... И не только суеверных. У всех. Или представители очень опасных профессий все суеверны, но попробуйте вы среди лётчиков сказать "во время нашего последнего полёта"... И они вовсе не пионеры малограмотные. Любой лётчик - это серьёзное высшее техническое образование. Навык мыслить самостоятельно и просчитывать ситуации на три шага вперёд. Причём "просчитывать" буквально - сопоставляя в уме литры топлива, километры маршрута и наставлений, скорость ветра и тысячи метров высоты.

Вот тут это слово и указывает на суеверный ужас героя. Он так привык к надёжности своего авто, что эта авария видится мистической.

Водил много чего. От самосвала "Краз" до самолёта "Ан", но никогда не учился этому официально. Просто сдал экзамен и получил права.

Алексей Земляков   11.04.2021 10:22   Заявить о нарушении
То, что люди образованные, ещё не значит, что они не суеверные. И что боятся слова "последний" - это тих проблема.
У нас в районе, в прошлом году, был просто поток чёрных котят, так что, делать, если она дорогу перебегают по сто раз в день?
Ерунда это всё.
:-)

Designer   11.04.2021 14:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.