Россия и Китай приступают к недрам

Самые значительные новости для России по-прежнему идут через тему Китай и Россия.
Россия собирается рассмотреть колоссальной важности вопрос о возможном участии Китая в разработке нефтегазовых месторождений по всей Сибир и Дальнему Востоку с определением доли такого участия ДАЖЕ выше отметки 50%.
В частности сообщается, что "как заявил на Красноярском форуме замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский, китайские инвесторы недавно передали в МЭР дополнительный перечень из 12 проектов на территории России, в которые они хотели бы инвестировать"
До сих пор участие китайских инвесторов выражалось гораздо более скромными долями6 от 20% до 5% и ниже в различных предприятиях, от строительства заводов автомобилей до пакетов акций в крупнейших банках России.

Если Россия действительно стоит на "пороге прорыва в области инвестиционного сотрудничества" с КНР, как это заявляется вице-премьером Дворковичем, то обе страны ожидают огромные дела и принципиально новый уровень отношений.
Китай всё дальше и больше теснит западные страны в своём влиянии на развитие России, на будущее России, на перемены в расстановке экономических и деловых центров мира.
Укрепление экономической мощи России будет происходить не только через торговлю природными ресурсами, но и с помощью самого масштабного развития отраслей производства России:

1) транспорта 0 железнодорожного магистрального и автомобильного и автодорожного

2) газо- и нефтедобычи, переработки и транспортировки по путепроводам

3) сетей связи и телекоммуникацмий

4) авиационного и приборостроения

5) банковской инфраструктуры

6) создания новых рабочих мест в новых экономических районах

7) в появлении самих этих новых экономических районов

8) в увеличении деловой активности и крупного бизнеса российских компаний

9) интернационализации бизнеса в России при посредстве государственного участия и государственного контроля за экономическим развитием страны в новых районах и сферах

Надо ожидать, что вслед за Китаем в Россию устремятся и западные инвесторы, которым санкции против России будут мешать всеё больше и заметнее.

 Вице-премьер Дворкович ожидает прорыва китайских инвестиций в Россию. Он не исключил передачи китайским инвесторам доли более 50% в стратегических месторождениях

27 февраля 2015 года

Россия и Китай стоят на пороге прорыва в области инвестиционного сотрудничества, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович на XII Красноярском экономическом форуме "Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: от политики интеграции к проектам развития", который проходит 26—28 февраля в Красноярске. Он отметил, что многие китайские инвесторы интересуются в России сельскохозяйственной тематикой, переработкой природных ресурсов, ритейлом, а также транспортно-логистическими цепочками. При этом вице-премьер заявил, что правительство готово рассмотреть и допускает передачу китайским компаниям контрольного пакета в российских стратегических нефтегазовых месторождениях.

"Думаю, что мы на пороге серьезного прорыва в части инвестиционного, а не торгового сотрудничества, — заявил Дворкович, выступая на Красноярском экономическом форуме в пятницу. — Все знают об интересе КНР к проекту высокоскоростной магистрали Москва—Казань, возможно, как части проекта Великого шелкового пути из Европы к восточному побережью Китая. Мы уже не просто обсуждаем, а говорим об абсолютно конкретных проектах, обсуждаем с партнерами конкретные вещи".

Пакет прямых инвестиций
 

На сегодня Китай занимает четвертое место среди стран мира по объему прямых инвестиций в российские проекты. Объем накопленных китайских инвестиций в РФ, по данным Минэкономразвития, составляет порядка $10 млрд. Крупнейшими проектами, которые реализуются в нашей стране при участии китайских компаний, являются завод "Ямал-СПГ", в котором Китайская национальная нефтегазовая корпорация приобрела 20% акций за $810 млн; покупка Китайской инвестиционной корпорацией (CNPC ) 12,5% акций "Уралкалия" (оценивается в $2 млрд); вложение Китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии (NFC) в совместный проект с корпорацией "Металлы Восточной Сибири" в Республике Бурятия (оценивается в $750 млн); инвестиции Государственной электросетевой корпорации Китая в совместные проекты с российской ГК "Синтез" (оценивается в $1,1 млрд); приобретение Китайской инвестиционной корпорацией 5,4% акций Московской биржи (оценивается в $100 млн); приобретение Строительным банком Китая 2% акций банка ВТБ (оценивается в $100 млн).

В прошлом году китайский производитель внедорожников Great Wall Motor (GWM) приступил к строительству автозавода в Тульской области стоимостью $500 млн и мощностью до 150 тыс. автомобилей в год. Кроме того, в течение 2014 года ряд российских компаний подписал с китайскими партнерами несколько крупных соглашений об инвестиционных намерениях. Как заявил на Красноярском форуме замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский, китайские инвесторы недавно передали в МЭР дополнительный перечень из 12 проектов на территории России, в которые они хотели бы инвестировать.

Аркадий Дворкович заявил, что не видит политических препятствий для участия китайских партнеров в разработке стратегических месторождений, за исключением шельфа. На разработку месторождений шельфа китайские партнеры приглашаются в качестве миноритариев. "Если китайские инвесторы будут претендовать на получение контроля над тем или иным месторождением, мы будем этот вопрос серьезно рассматривать. И я политических препятствий для получения доли более 50% сегодня не вижу", — сказал Дворкович.

Китайцы и нефть

Впрочем, пока правительство России не получало запросов от китайских инвесторов о получении контроля над стратегическими месторождениями полезных ископаемых. "По стратегическим месторождениям пока таких запросов не было. Но если будет запрос, мы его будем серьезно рассматривать", — заявил он. Напомним, в начале ноября "Роснефть" подписала рамочное соглашение о продаже CNPC 10% в проекте по освоению Ванкорского месторождения — одного из крупнейших в России. На сегодня это единственный проект такого рода с участием иностранных инвесторов.

Для России привлечение китайских инвесторов в разработку новых месторождений — вполне естественный процесс, особенно если Китай станет основным потребителем ресурсов с разрабатываемых месторождений. До сих пор работы по подготовке месторождений и транспортной инфраструктуры велись за счет российских компаний на заемные средства. Ряд проектов удалось реализовать "Роснефти" с участием китайского финансирования — в прошлые годы компания получила многомиллиардную предоплату от CNPC за поставки нефти на годы вперед. Однако такая щедрость со стороны китайской компании сказалась на ценах поставляемой в Китай нефти — с учетом авансового финансирования китайцам удалось добиться от нашей компании существенной скидки.

По словам Николая Подлевских, начальника аналитического отдела компании "Церих Кэпитал Менеджмент", снизившиеся цены на нефть стимулируют нашу страну к тому, чтобы привлекать такого рода инвестиции, а не ограничиваться только заемными средствами в разработке месторождений. Для Китая, в свою очередь, необходимость таких инвестиций тем более не вызывает сомнений. "У него баланс энергопотребления замыкается за счет добычи угля, но в последний год наблюдается снижение объемов добычи, зато увеличиваются объемы потребления газа и нефти. Поэтому Китаю интересно приобретать доли в крупных месторождениях, особенно тех, которые потенциально могут использоваться для поставок в страну", — заявил эксперт.

Осенью прошлого года первый вице-премьер Шувалов по итогам своего визита в Пекин заявил, что Китай просит Россию смягчить федеральный закон об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. К стратегическим закон относит авиастроительные компании, телекоммуникационные корпорации, предприятия, оказывающие услуги естественным монополиям, а также добывающие концерны, разрабатывающие стратегические участки недр. Сделки иностранных инвесторов с акциями или долями капитала таких предприятий требуют предварительного согласования профильной госкомиссии. По словам Шувалова, речь идет о пакете инвестиционных соглашений с китайскими компаниями и банками на сумму около $20 млрд, реализация которых требует регуляторных изменений в российское законодательство. 

http://www.gudok.ru/economy/?ID=1257014


Рецензии