Дневник электрофикатора. продолжение 54

 7 ноября 1934 года.
 Сегодня произошло торжественное открытие первого в Украине и третьего в СССР электрифицированного участка железной дороги на перегоне Запорожье- Кривой Рог. Сначала с импровизированной трибуны выступали представители власти, участники строительства. Затем всех участников строительства пригласили в три пассажирские вагоны, и в двенадцать часов машинист электровоза ВЛ-19 нажал на рукоятку реостата, и электровоз под раскаты аплодисментов тронулся с места и стал набирать ход. Всех переполняли радостные чувства победителей, мне пришли на память стихи Есенина :"... через каменное и стальное вижу я мощь своей страны."
 Я с профессором Вологдином остался на тяговой подстанции следить, как ведет себя наше оборудование, через каждые полчаса мы фиксировали показания приборов, к этому добавился еще амперметр, который показывал нам тяговый ток. Мы следили, что бы он не превышал допустимых значений, но всё было в порядке, и мы с облегчением вздохнули, когда нам доложили со станции Канцеровка, что электровоз прибыл на станцию. Мы поздравили друг друга с успехом. Движение первых советских электровозов открыто! Первый советский ртутный выпрямитель РВ-20/30 на постоянное напряжение 3300 вольт выдержал экзамен и запускался в эксплуатацию.
 Профессор Вологдин подвел ко мне девушку примерно моего возроста и представил:
  - Знакомитесь, журналист газеты завода Электросила Ольга Бергольц.
  - Очень приятно. - я пожал её нежную руку.
  - Я поздравляю вас с этим успехом. - она посмотрела внимательно на меня своими горящими глазами.
  - Спасибо.
  - Можно вам задать несколько вопросов? - спросила она.
  - Конечно.
 Она стала мне расспрашивать о том, как мы работали, какие у нас были трудности, как мы живем. Я старался отвечать четко на её вопросы, а потом у нас просто вышел задушевный разговор - исходила от Ольги какая-то светлая искренность, чистая непосредственность и твердая вера в светлое будущее, когда будет создано бесклассовое общество, где не будет богатых и бедных, где не будет зависти и черной злости. Правда, в последнее время замечается притеснение гражданских свобод, если раньше на любом собрании можно было высказывать свои чувства и мысли, то теперь почему-то стали прислушиваться к тому какое мнение исходит из верхов. У них, например, в институте был совет студентов, к которому прислушивалась администрация института,  то теперь уже этот орган вообще не работает.
 - Вообще-то в нас сейчас происходят непонятные вещи в городе, колыбеле революции. Сергея Мироновича Кирова почему-то отправили в Казахстан, проверять ход уборочной компании, как будь-то в Москве мало секретарей, способных выполнить эту работу. А в отсутствие первого секретаря обкома, и без его согласования сменили многих работников правоохранительных органов. Говорят даже, что хотели сместить начальника НКВД области Медведя, но только вмешательство Кирова не позволило сделать это московским командиром. Что-то не нравится мне эта возня. - заключила Ольга и мы расстались
 Вечером в Дворце культуры состоялось торжественное собрание,  на котором поздравляли тружеников железной дороги с успехом, и еще вручали различные призы, премии, подарки. Мне тоже достался отрез бостона на костюм. Затем выступали артисты. Настроение у всех было прекрасное, ибо мы сделали такое большое дело, и мы стали еще на шаг ближе к заветной цели - светлому будущему. Тем более теперь я знал, кому достанутся все эти блага, ибо совсем скоро появится у меня наследник, которому не стыдно будет за своего отца.

 Историческая справка.
Ввод в работу первых советских выпрямителей был очень непростой, из-за множества "обратных зажиганий". Частые обратные зажигания приводили к повреждению обмоток тяговых трансформаторов, масляных и быстродействующих выключателей, другого оборудования. Так до пуска 1 очереди с ноября 1934 года до марта 1935 года на подстанциях Запорожье и Канцеровка произошло 68 "обратных зажиганий" ртутных выпрямителей: было повреждено и вышло со строя :4 тяговых трансформатора, 8 масляных выключателей и другое оборудование.

 от автора: Несмотря на то, что было столько повреждений оборудования, и это были колоссальные убытки для бедной страны, но тем не менее ни одного работника-участника электрификации не было привлечено к уголовной ответственности, ибо я встречался еще с живыми участниками тех событий и спрашивал об репрессиях. Все успешно работали до войны, после войны, некоторые из них погибли во время войны.
 А ртутные выпрямители работали до середины семидесятых годов, после чего их заменили на полупроводниковые выпрямители.
               

                Конец.


Рецензии
Прочел с интересом.
Моя дипломная работа в 1954 году в Пермском Военно-Механическом техникуме была связана с проектированием на Мотовилихинском заводе участка плавки спецстали на базе машинных и ламповых генераторов ТВЧ.
Сведения о генераторах ТВЧ тогда было очень мало и я использовал данные из книги профессора Володина, о котором вы упоминаете. А что бы не ошибиться, (какие из них лучше), выбрал на участок поставить 4 ламповых и 4 машинных генераторов.
Диплом защитил на отлично. Не знаю точно внедрен этот проект, а тогда на защите представители завода обещали.
Вот напомнили о былом. Спасибо, что заглянули на мою страничку.
Уверен, что получу много полезных сведений читая ваши работы.
Крепкого вам здоровья и дальнейших успехов. Евгений Щукин.

Евгений Щукин   11.08.2018 07:50     Заявить о нарушении
Ваши воспоминания тоже интересны, ибо хочется больше узнать о тех временах, в которых не всегда говорили честно и откровенно. Причины были объективные и субъективные, но в результате люди ничего не знают что было и как жили люди в 30-50 годы.
В 70-е после окончания техникума я жили работал в городе Перми. Очень хороший город, много хороших встреч и знакомств было там. Сейчас живу в Кривом Рогу.
Спасибо за Ваши добрые слова, крепкого Вам здоровья.

Владимир Шарик   11.08.2018 18:45   Заявить о нарушении
Мир тесен! Я тоже живу в Кривом Роге. Если будите гулять в парке Газеты "Правда",то рядом с оградой на стадионе Спартак увидите теннисный грунтовый корт
и домик, где я работаю тренером и распорядителем.
Хотелось бы познакомиться и вспомнить жизнь в Перми. Евгений Щукин.

Евгений Щукин   11.08.2018 19:56   Заявить о нарушении
Знакомые места. Выберу время, то встретимся.

Владимир Шарик   11.08.2018 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.