В магазин за бубликами

             из книги "Максимка, Толик и каляки-маляки"

Утром мама сказала, обращаясь ко мне:
- Коля, сходишь после завтрака в магазин за хлебом - купишь буханку чёрного, два батона и...
- И бублики! - перебил я её.
- Да, и четыре, нет, лучше шесть бубликов. Только ты посмотри, мягкие ли они, и, если чёрствые, то не бери.
Мама посмотрела на меня и добавила:
- Можешь Тёму взять с собой, но никуда не заходить - в магазин и обратно, я по времени прослежу.

Маме было некогда, у неё началась, как она говорила, горячая пора.
Эта горячая пора случалась каждым летом на даче, когда созревали ягоды. Мама всё сетовала, почему же они поспевают так неудобно - все сразу и вдруг, и что она "света белого не видит, а только целый день варит и закатывает все эти варенья и компоты, помидоры и огурцы, а отпуск скоро закончится, а я всё у плиты, у плиты..."

И вот я и Тёма пошли в магазин, потому что закатывать банки с огурцами мы не умеем.
Магазин располагался на окраине нашего дачного поселка. Никаких дорог с машинами переходить не надо было, а дорога от нашей калитки до магазина была прямая и асфальтированная, поэтому мама и отпускала меня и Тёму за хлебом.
Мне было девять, а Тёме восемь лет, я уже перешёл в третий класс, а Тёма во второй.
Где-то на полпути к магазину мимо нас пробежал незнакомый пёс. Опередив нас, он неожиданно остановился и стал прислушиваться к чему-то, а потом как помчался, помчался со всех сил вперёд по дороге, как будто опаздывал на очень важное мероприятие. Пройдя ещё немного, мы услышали лай собак, и чем ближе мы подходили к магазину, тем сильнее становился этот лай, и было понятно, что собак много.

Недалеко от магазина находилась железнодорожная станция, а рядом дорога со светофором и перекрёстком. Мы эти места хорошо знали, потому что отсюда всегда ездили с родителями на электричке домой.
Лай собак становился всё громче и громче.
- Чего это вдруг они так разлаялись? - спросил я. - Посмотрим, Тёмка?
- Посмотрим, - нерешительно ответил Тёма и взял меня за руку.
 
Подойдя к светофору, мы увидели такую картину: в обе стороны дороги стояли машины, движение было полностью перекрыто, а на перекрёстке, кувыркаясь, отскакивая и вновь налетая друг на друга дрались две стаи собак; с каждой стороны их было штук по десять, не меньше, и все они лаяли, рычали, и вой стоял просто страшный.
На перекрёстке собрались люди, но перейти дорогу они не могли, все стояли и смотрели на дерущихся собак как будто это цирк какой-нибудь.
 
Потом водители некоторых машин стали гудеть, но собаки не обращали на них внимания и продолжали лаять, кувыркаться и драться.
- Это они территорию делят, - сказал стоящий рядом с нами высокий мужчина в белой кепке, футболке и джинсах.
- Вы правы, - ответила ему молодая женщина в тёмных очках, соломенной шляпке и длинном, цветастом сарафане, - одна стая с этой стороны железной дороги, а другая с противоположной. Мне кажется, я даже знаю некоторых, - женщина сняла очки и стала приглядываться и рассматривать дерущихся собак.

Её слова "про некоторых" напомнили мне мою учительницу Софью Михайловну, как она смотрит на меня поверх очков, съехавших на кончик носа, и говорит:
"Я вижу некоторые совсем не слушают меня и заняты на уроке неизвестно чем, вызову-ка я их сейчас к доске!"
От этого воспоминания я на минуту забылся, а потом услышал, что водители стали гудеть очень громко и дружно. Этот настойчивый и тревожный звук собакам явно не нравился, и они стали разбегаться.

Мы купили буханку чёрного, два батона белого хлеба и шесть больших, мягких, посыпанных маком бубликов.
Мама не разрешала нам есть на улице, говорила, что это неприлично, некрасиво, и что руки надо всегда мыть перед едой, но от бубликов шёл такой вкусный и аппетитный запах!
Мы с Тёмой отломили сперва по маленькому кусочку, корочка так приятно хрустела, и мякушка была свежая, почти тёплая, будто только из печки, а потом откусили ещё и ещё, так мы шли и ели бублики, и уже по целому бублику съели.
На улице тепло, солнце светит, птички поют, настроение отличное, вечером пойдём с папой на озеро купаться. Мы с Тёмой ещё головастиков будем ловить, их много у берега, мы и сачки уже приготовили.

Впереди нас шёл пожилой мужчина с сумкой в руке, мы видели его недавно в магазине. Сумка его была набита продуктами, поверх которых лежал завёрнутый в плотную, коричневую бумагу длинный кусок мяса. Я видел такой кусок мяса у мамы на кухне, она варила из него суп и называла как-то странно - грудинка, но видно так положено. Мужчина шёл и размахивал сумкой, отчего грудинка раскачивалась в разные стороны.

И тут, откуда ни возьмись, на дороге появился небольшой пёс, чёрный, с длинными, висячими ушами вроде соседского спаниеля, но не спаниель, нет, дворняжка похоже.
Вначале он шёл рядом с Тёмой, потом приподнял голову, поводил носом и вскоре пристроился за сумкой мужчины. Мясо раскачивалось вправо, влево в такт шагов мужчины, а вслед за мясом вправо, влево поворачивалась голова собаки, идущей за сумкой.

Я и Тёма даже про бублики забыли.
Наконец, собака не выдержала и прихватила мясо зубами, но видно не сильно, потому что мясо лежало всё также, только едва качнулось. Мужчина, почувствовав что-то, потряс сумкой и пошёл дальше.
Но запах мяса манил собаку, она приблизилась, схватила и потянула его на себя, и мясо стало съезжать вниз, того и гляди упадёт. Зашелестела бумажная обёртка, и пёс, испугавшись, прыгнул в высокую траву на обочине и исчез. Мужчина остановился, поправил съехавший кусок мяса, оглянулся, увидел меня и Тёму, погрозил нам пальцем и пошёл дальше.

Идём мы идём и тут снова этот пес - возьми и выскочи из травы. Он ловко подскочил к мясу, схватил его и сильно потянул на себя, мясо шлёп и на земле. Но воришка опять испугался, прыгнул в траву и исчез, будто его и не было.
Мужчина остановился, поднял с земли мясо, повернулся к нам и строго сказал:
- Это что же вы делаете, молодые люди? Ну зачем вы мясо дёргаете, скажите мне!
- Мы не... - промямлил Тема.
- Это не мы, - сказал я.
- Как же не вы, а кто?
- Фантомас, - вдруг ответил я.
- Я тебе покажу старшим грубить,- рассердился мужчина. -  Пойдём-ка к родителям, - и он шагнул ко мне.

И тут мы с Тёмой повернулись и побежали, а когда остановились и оглянулись, то мужчины с сумкой уже не было, а посреди дороги лежал и смотрел в нашу сторону неудачливый, трусливый воришка - чёрный пес, похожий на соседского спаниеля.
Мы подошли и погладили его по голове.
Тёма говорит:
- Дай лапу! Дай другую!
И пёс дает то одну лапу, то другую.
Мы с Тёмой дали ему пол-бублика, он быстро съел, мы дали ещё и ещё, потом смотрим, в сумке у нас только три бублика осталось.
- Всё, пёсик, - сказал я, - эти бублики для мамы и папы.
Мы погладили собаку и пошли домой.

Мама уже вышла с дачного участка, ждала около калитки, и, конечно, отругала нас за то, что мы задержались. Потом мы пили чай со свежим хлебом, бубликами и клубничным вареньем и рассказывали наперебой о драке собак, об остановившемся движении машин на дороге и о смешном пёсике-воришке.
Перед открытыми окнами веранды цвёл большой куст шиповника, мама смотрела на нас, слушала и улыбалась.
 


Рецензии
Добрый, светлый рассказ. То, чего так часто не хватает в литературе.
Спасибо, Галина. Понравилось).

Андрей Март   03.02.2023 18:06     Заявить о нарушении
Перечитывая рассказ, улыбаюсь, вспоминая эту историю, которую наблюдали
на даче уже давно, когда дети были того же возраста, как герои рассказа.
Рада, что рассказ Вам понравился.
Благодарю Вас!!!

Галина Кузина   03.02.2023 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.