Слон или человеческий фактор

К концу августа холодает. Тёплые утра перестают быть душными. Приближается сентябрь, лучший из летних месяцев в здешних краях.

Я спешу на смену. Быстро-быстро между пятиэтажек, через лесополосу, а потом вдоль бетонного забора бегом, огибая периметр. Трёхкилометровый кросс по пересечённой местности вдоль штакетников и отворяющихся ставень в сопровождении истеричных всхлипов запоздалых петухов и дежурного лая хозяйских дворняг.

Если махнуть через забор и двинуть напрямки, я сэкономил бы половину времени, но меня пугает необходимость пересекать ВПП*, следом за которой обманчиво пустеет перрон - вотчина слонов.

Слонами называют авиатехников, работающих на перроне.
Мне не до конца понятно происхождение  этого определения.
Кто-то говорит, что "слон" - это аббревиатура от СамоЛётного ОбслуживаНия;
а кто-то видит в них одну из основ авиации (слонов), на которых она зиждется.
Это кажется надуманным, и я принимаю третье объяснение: что работы на самолёте всегда валом, и  исполнять её необходимо кропотливо и тщательно и днём, и ночью, и в зной, и в снег, безропотно и ответственно, подобно слонам на лесозаготовках.
Да и кто кроме слонов мог бы "ворочать" авиалайнеры,- усмехаюсь я набегу.   

Вот и последний поворот, можно перейти на шаг. Иду спокойно и размеренно, благо, что до проходной рукой подать.
Знакомые лица, привычные "Здрассьте".
Рядом с курилкой под выцветшим лозунгом: "Даёшь 100%-ную расшифровку полётной информации", - небольшая группа людей: "Мы тут сутками ... а он ...  одного взгляда!.."

Подхожу, здороваясь:"В чём дело, мужики?"
Выясняется: пару дней назад на базу после двухмесячного отсутствия вернулся борт (большая Ту-шка).
Дежурный слон, стоя перед самолётом, руководил рулением, помогая пилоту.
Он знал все свои борты досконально, до последней заклёпки, равно, как и каждую выщербинку в бетоне стояночного места.
И тут лёгкий диссонанс, едва уловимая асимметрия фюзеляжа, ощутимая почти интуитивно, привлекла его внимание и обеспокоила. Со своими сомнениями он пришёл в УРАПИ*.
В нарушение регламента было решено снять с самолёта бортовые самописцы и подвергнуть их внеочередной расшифровке.
Каково же было удивление инженеров, когда после анализа записанных данных выяснилось, что одна из посадок самолёта произошла с критической перегрузкой. На некоторых узлах приборы зафиксировали запредельное превышение допустимых параметров. Проще говоря, лайнер слегка ударился о землю при посадке.
 
Это было серьёзное лётное происшествие, которое экипаж малодушно скрыл.
Эксплуатировать такой самолёт было нельзя, а он летал ещё почти месяц с другими экипажами и пассажирами. Пока на его пути не встретился авиатехник, слон, с одного взгляда поставивший диагноз и отправивший его в ремонт.

Такой вот "человеческий фактор".




ВПП   – влётно-посадочная полоса .
УРАПИ – участок расшифровки и анализа полётной информации






февр'15г.


Рецензии
Ох, ну автор и перепугал меня. Читаю: герой мог бы путь сократить, но не делает этого. Причина: его пугает взлётка и слоны. Ожидала, что слоны - какие нибудь бандюганы, которые нападают на работников. А иначе, чего их бояться? Оказывается, это самые ответственные рабоники авиационного парка. Вот не зря читала, что в полётном деле даже двоники, и те свои пять копеек вносят в безопасность полёта. Испытала гордость и благодарность по отношению механику, который "чуем" просёк аварийную ситуацию. Кто знает, какую катастрофу он предотвратил? Очень понравилась миниатюра.

Кира Стафеева   16.06.2015 19:30     Заявить о нарушении
Благодарю,
.
Но через взлётку-то всё одно нельзя, слоны там или кто.
.
А эпизод - быль честная

Потомкам   17.06.2015 17:36   Заявить о нарушении
Верю, что быль. Да, через взлётку нельзя. А вдруг в это время посадка или взлёт? По технике безопасности не положено.

Кира Стафеева   17.06.2015 17:37   Заявить о нарушении
Слоны "шлангами хоботами" и заправляют, и прогревают зимой на Северах.

Полёт Гусиного Пера   11.08.2016 01:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.