Война не для детей

         Читатели, наверное, помнят мой рассказ "Победа луковая" о детском восприятии военных  событий. Эта тема меня не перестаёт волновать. Потому, что дети... Они обгоняют меня на улице, некоторые делают первые шаги за ручку с мамами, кто с пустышкой во рту, кто с портфелем в руках… Взрослым и тем не понятно, что это за «зверь» такой – война, а уж детям и подавно. Солнечная погода настраивает на хорошее. Так было и в 41 году. Так, да не так…

      Ане 18 июня исполнилось 8 лет, были гости, подарки, но она с нетерпением ждала воскресенья, чтобы с мамой пойти записываться в школу. Наконец оно наступило, долгожданное 22 июня 1941 года, когда через несколько часов она должна была стать ученицей. По дороге пересекли центральную городскую площадь Ярославля. К удивлению площадь была запружена людьми. Все слушали радио. Из рупора гремел мужской, показавшийся девочке зловещим, голос. Что он говорил, Аня не понимала, но заметила волнение взрослых. Мама крепко сжала руку дочери и потянула к дому. Аня взглянула на неё испугано. Мама вздохнула и решительно повела Аню к школе. Уже взрослой она узнала, что тогда на площади слышала сообщение о начале Великой Отечественной войны.   
       Анин отец, кадровый военный, был сразу мобилизован на фронт. Жили они недалеко от шинно-кордового комбината. На нём работала мама. Жили в двухэтажном деревянном доме на втором этаже в проходной комнате. Дом стоял на берегу Волги. Недалеко через реку красовался большой мост. Он имел стратегическое значение, и немцы постоянно его бомбили. Когда объявлялась тревога, жители прятались в землянках. Однажды, когда Аня с мамой сумереничали дома, услышали крик:
      - Горим!
      Все выбегали на улицу. Мама схватила Аню и тоже побежала, не успев взять с собой ни вещей, ни документов, ни денег, ни продовольственных карточек. Дом сгорел дотла. Жители перебрались в землянки. Аня с мамой скитались по баракам, спали на полу, но радовались, что под крышей. Как-то раз на улице незнакомая тётенька, увидев исхудавшую Аню, дала девочке хлеба... Анна Даниловна до сих пор не забыла ту добрую женщину и её щедрый подарок.
      
      В школе Аня училась хорошо. Налаживался и быт. Маме дали бывшую ванную комнату в общей квартире. Вместо ванны там стояла железная кровать, рядом тумбочка… Какое счастье! Так они и прожили здесь до тех пор, пока в 1946 году отец ни увёз их во Ржев, куда его направили для дальнейшего прохождения службы. Во Ржеве Анна окончила школу, получила аттестат с пятёрками и четвёрками, как тогда говорили «хорошистки».
      Анна пела в хоровом кружке. И вот, ко второй годовщине Победы, в кружке поставили оперу «Иван Сусанин». Партию главного героя исполнял мальчик из Аниного класса Володя Хренов, обладавший прямо-таки Шаляпинским голосом. У Володи не было обеих рук, и это придавало ещё больше трагизма сюжету. Однажды он с мальчишками рылся в развалинах дома и наткнулся на неразорвавшийся с войны снаряд. Сколько таких бед случалось с детворой…  Оперу слушали учителя, учащиеся школы и их родители. Плакали.
      Ещё помнит Анна Даниловна, как директор школы гладил её по голове, по толстенной пышной длинной косе, за прилежную учёбу и поведение. Жизнь продолжалась…
      Семья ютилась в уцелевшей части разбомблённого дома - не тужили. Топили печь, мама развела небольшой огородик, им и кормились. Разжились даже поросёнком, которого держали в сарае, где хранились запасы картошки. На мясокомбинате брали кровь, жарили и ели. Собес иногда выделял то отрезы ситца, то новое пальто, то одеяло… Мечтали, знаете о чём? Сейчас трудно догадаться. О галошах на валенки. По дороге в школу Аня как-то раз промочила ноги и слегла с высокой температурой.

      Вот такие воспоминания хранит память пожилой женщины. Она видит себя девочкой в новом пышном платье в горошек… до сих пор. Воспоминания о годах войны теперь свободно уживаются с реальностью и не кажутся невероятно горькими на вкус. Но они навсегда останутся самыми важными…


Рецензии
Хороший рассказ. Незамысловатое счастье детей войны - кусок хлеба,железная кровать и вернувшийся с войны отец. Большего, наверное, у судьбы и не просили.

Валентин Губарев   03.08.2015 17:10     Заявить о нарушении