Объячеивание памяти

Меня всегда интересовал механизм возникновения и накопления в народе медицинского знания. Ведь только аферисты от медицины со статинами наперевес могут утверждать, что за тысячелетнюю историю социальной жизни люди не придумали ничего, что имеет преимущества перед карманным компьютером, которым пользуются современные врачи. У некоторых народов все позитивные примеры лечения методично записывались и передавались из поколения в поколения. Так накапливался тысячелетний опыт китайской, тибетской, индийской медицин. В других странах, например, в России рецепты позитивных находок в лечении людей и животных передавались от матери к дочери.

Можно долго обсуждать сравнительные преимущества различных народных медицин, можно приводить тысячи примеров профилактики и излечения заболеваний с применением простых и, как правило, совершенно безопасных средств растительного, животного и минерального происхождения. Ведь большую часть накопленного народом знания селективно абсорбировала фармакогнозия, являющаяся старейшей отраслью фармации. На этом народном опыте росла и распухала современная фармакология. Достаточно привести примеры с аспирином или с гинкго, которые не потеряли своего значения и по сей день. Но речь идёт о том, как отбирались и сохранялись в народе позитивные примеры излечения.

Наука всегда развивалась в виде двух взаимно перекрывающихся ипостасей. Это - производство нового знания и сокрытие беспомощности в обнаружении нового знания. Совершенствование терминологических приёмов сокрытия никогда не прекращалось. С точки зрения возможностей этой второй составляющей науки объяснить механизм возникновения и накопления в народе медицинского знания не представляет никакой сложности. Терминологически можно замылить любой выступ на пути здравого смысла, который невозможно ни обойти, ни объехать. Можно, к примеру, сказать, что "эмпирическое среднее арифметическое достаточно большой конечной выборки из народного опыта близко к математическому ожиданию правильного способа лечения того или иного заболевания". Но мы-то с вами понимаем, что таблица умножения - это не последнее из того, что заучивается на всю жизнь для обширного числа возможных применений. Однако приобретение знания основано не только на применении выученного, но и на приобретении ещё не выученного. Мне всё же кажется, что механизмы возникновения и накопления в народе медицинского знания ещё очень плохо изучены.

В подтверждении этого тезиса хочу привести рассказ моей знакомой Ларисы Ивановны Слепян, услышанный от неё более сорока лет тому назад. Л.И. Слепян в настоящее время старший научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии. Это я к тому, что услышал рассказ не от деревенской бабки, а от человека, имеющего самое непосредственное отношение к фармакологии. Если меня не подводит память, это случилось, когда семья Ларисы находилась в эвакуации. Младший брат Ларисы заболел дезинтерией. Кровавый понос у него не прекращался несколько дней. Надежд на выздоровление ребёнка у родителей не было никаких. Мама Ларисы стояла во дворе и плакала. Во двор зашла старая цыганка. Узнав в чём дело, она сказала плачущей матери, что нужно зарезать курицу, снять плёнку с желудка, высушить на солнце, растереть, смешать с водой этот порошок и дать ребёнку.

Мать Ларисы сделала всё, что сказала цыганка, и стала вливать эту суспензию в рот умирающему ребёнку. На неё набросился муж: "Дай   мальчику спокойно умереть", но мать - есть мать, для неё любой шанс, тем более последний, намного больше, чем то, что мы понимаем под словом "шанс". Она выполнила то, что посоветовала ей цыганка. Через два часа на смертельно бледных щеках мальчика появился румянец, через некоторое время он был здоров. Когда я услышал эту историю, то подумал: очень интересно, ведь в плёнке желудка птиц содержится термоустойчивая РНКаза, которая убивает многие виды вирусов и некоторые виды анаэробных бактерий. Но цыганка и её предки, передавшие ей эту лечебную технологию, ничего про РНКазу конечно же знать не могли!

Любой, кто попытается детально исследовать технологию возникновения и накопления в народе медицинского знания, столкнётся с непреодолимыми трудностями. Есть в рыболовстве устройство, которое называется жаберной сетью. Она основана на том, что сеть полотно выставляют вертикально на пути следования рыбы, которая, пытаясь пройти сквозь сеть, запутывается в ячее — объячеивается. В индивидуальной памяти незначительные события, малоинтересные люди, непримечательные факты легко проходят через сети памяти, как мелкая рыбёшка, и не вспоминаются более. А то, что объячеивается в индивидуальной памяти, сохраняется навсегда, никуда не уходит. Люди делятся этими объячеинными, застрявшими в памяти фактами с близкими, стараются воспроизвести застрявшее на практике... Так, наверное и происходит накопление медицинского знания. Но это, как говорится, объяснение "на пальцах".            


Рецензии