Мираж часть первая

(  Или ассоциативные воспоминания о жизни )
            Ветер ,кажется, насквозь пронизывает яхту “ Мари- Лу “в поисках нужной ноты,словно учится игре на свирели и она поет всем корпусом-телом,кренясь то вправо,то влево;спущенные паруса хлопают как уставшие крылья ...плеск волн,надрывные крики чаек,стоны мачт:все сливается в единую симфонию моря.
Я засыпаю как в колыбели в моей каюте ,скорее медленно и тревожно  проваливаюсь в какой-то иной,но до боли знакомый мне мир...тревога все нарастает,будто яхту вот-вот оторвет от причала,чутко прислушиваюсь к скрипу канатов,мысленно вижу: они натянуты и закреплены. Мои капитаны уже умолкли,приняв на ночь по морскому обычаю стопочку виски...Хавьер, владелец Мари Лу , закрылся в капитанской каюте, а Хуан на большой кровати в салоне уже начинает похрапывать в ритм общей мелодии ночи...
            Я спускаюсь в салон и вижу через иллюминатор как удалятся Энрике,он перед плаванием заказал все необходимые продукты и решил ускорить их доставку,с ним кто-то еще...Мы : я,Йоланда и Виолетта,делаем последние приготовления.Правда,Виолетта как всегда больше сидит в огромной библиотеке нашей яхты,я улыбаюсь,прикрыв двери и поднимаюсь на палубу.
Внезапно ветер шквалом обрушивается на меня,я едва зацепляюсь за штурвал,ничего не понимаю-все почернело,а ведь это раннее утро и только что сияло солнце!!!Буквально впиваюсь глазами в пространство и руками в штурвал,спиной вдруг ощущаю как яхту уносит в открытое море!!! Из порта есть два выхода,сам он похож на Париж сверху ,разделенный островом-справа безопасный выход,а слева сразу в море!!!Я пытаюсь управлять яхтой,но ее несет назад и , сливаясь со штурвалом,кричу изо всех сил:-Нас несет на Галапагары!!!
            Девчонки услышали меня-Йоланда ищет на карте направление,а Виолетта в библиотеке пытается найти что-нибудь похожее на наш случай...я сливаюсь с яхтой,волнами и ветром и во мгле, как азбука Морзе, звучит только одна мысль:
-Выстоять!!Выстоять!!Выстоять!!
В звенящей тишине яхта вошла в пучину... И никаких ощущений,ни страха,ни холода, ни времени,ни пространства,-только одно устремление...Мгновенье длинною в вечность или вечность длинною в миг...Сознание,а скорее зрение, вернулось  внезапно-я увидела,как яхту мчит на песчаный пляж какого-то города и толпа людей бежит нам навстречу,мы быстро и мягко врезались в отмель...и до моего сознания дошли слова: - Смотрите,совсем  девчонка,как можно так справиться с яхтой!
           Я стояла все еще прилипнув к штурвалу,но Йоланда уже спешила куда-то,объясняя мне на ходу: - У нас нет ни воды,ни еды,ни денег...пойду найду мужчин,которые за все заплатят!
Я крикнула ей вслед: - А мне не надо!
И тут же заметила я,другая,: - Надо же,не меняюсь из жизни в жизнь я!
           И,чтобы не быть причастной,я спустилась на берег и пошла  прочь от толпы и от яхты,но кто-то успел окликнуть меня: - А сколько тебе лет?
- Двадцать пять, - ответила я,не повернувшись...
- А не скажешь! – донесся возглас.
Белые невысокие домики закончились,желтый песок и синее море простирались в бесконечность,сливаясь с небом и солнцем у горизонта,мне показалось,что я еще в море,но быстро обернувшись,я увидела силуеты Йоланды и двух мужчин на палубе.
Осознав,что я все-таки на берегу,я стала всматриваться в растущую точку.Она
стремительно и вдруг превратилась в небольшую скоростную яхту,летящую на всех парусах по направлению к нашей.Уже можно было разглядеть лицо Энрике,он пристально и беспокойно вглядывался в берег при этом не замечая меня! Не удивившись,а позабавившись тем,что он бледнокожий блондин,типичной английской наружности,ведь сейчас он жгучий брюнет,-я бросилась бежать назад,желая предупредить девченок.И в тот момент,когда я поднялась на борт,незнакомец за штурвалом пришвартовывался к нашей яхте.
 - Кто это? – спросила я Энрике.
 - Это Хуан! – ответил он.
 Без удивления я осознала,что он назвал мне его имя,какое он носит сейчас и стала с любопытством разглядывать знакомого незнакомца из прошлой жизни.Узкое точеное лицо с темными слегка раскосыми глазами,он был загорел,но кожа изначально была смуглой и волосы черные прямые до плеч.Выражение лица немногословного человека ,сильного и волевого.Не сказав ни слова,но ощутив с ним какую-то связь,я спустилась вниз,пытаясь все-таки  опередить Энрике.Яхта оказалась просто огромной, удивлялась я,открывая дверь за дверью и никого не находя.У двери в библиотеку мы почти столкнулись с Энрике,Виолетта как ни в чем ни бывало спокойно читала книгу!Энрике глянул на меня и я поняла,что он знает авантюрный характер Йоланды и что я ничего не расскажу...а я с удивлением вглядывалась в лицо Виолетты,оно было не европейское,такое как у Хуана!!!Обернувшись,я увидела,что и Йоланда такая же!!! Мне не удавалось увидеть себя,но была какая-то уверенность в том,что и я точно такая!
            Моя маленькая морячка собачка Лизонька толкала меня влажним носиком,заставляя встать.Было уже 6 утра,ветер стих и чайки купались в море.
Лариса,-подумала я,не по тому ли мне дано это имя,что оно означает – чайка!Не потому ли моя первая встреча с морем в Туапсе была потрясением, что  во многих жизнях я погибала в море или терпела караблекрушение....
            На море я попала как бы случайно: не прошло и полгода со смерти мамы,она ушла в ночь на Рождество...Я не плакала :это остывшее тело не было моей мамой ,меня назвали жестоким ребенком.Лишь потом дня через три,открыв шкаф,я зарылась в ее вещи,они пахли мамой и излучали ее тепло;я заплакала в первый и последний раз,сидя в шкафу до тех пор,пока вещи, как и она, не остыли.С этих пор я не плакала,но и не смеялась.В четырнадцать лет я почувствовала себя старше своей ,далеко не сорокалетней, матери.И тогда мне явился огненный шар!
            Он двигался по комнате и светился теплым ласковым светом,то,что исходило от него,была любовь,это было и понятно и невыразимо одновременно,и я это откуда-то знала... За все время до сегодняшнего дня я видела этот сгусток энергии любви только дважды.Это было уже на Украине,когда я так сожалела,что не могу приласкать мою собаку-полуовчарку,полудворнягу.Она,вернее он,был настоящий ураган ,который сметал все на своем пути из самых лучших побуждений,поэтому его назвали Вулкан.И он вынужден был жить во дворе,но и там он был неуправляем даже на привязи...поэтому я часто,глядя на него,посылала ему любовь на расстоянии – вот тогда-то огненный шар появился вновь.Мы с Вулканом играли им как мячом,мысленно перебрасывая его друг другу . Роковые обстоятельства разлучили нас и в день смерти его чистая душа явилась мне,сказав: - Какая тяжелая жизнь на этой Земле! Спустя пять лет он родится в Москве моей Лизонькой,которая в месячном возрасте преодолеет долгий путь ко мне:Москва-Париж-Мадрид...
               Но тогда в Красноярске я нигде не могла найти подтверждение или объяснение чудесам,происходившим со мной и вечности жизни, и я ни с кем не могла этим поделиться. Нет,я не испугалась этого шара и даже поняла,что это любовь и она бессмертна...страх я испытывала только два раза в жизни:
               Мы жили тогда почти на берегу Енисея ,ветры и грозы были ураганными,молнии так ослепляли ,что кроме них уже ничего не видел-только сплошной свет и грохот,заглушающий все звуки. Бабушка всегда говорила,что это Бог едет в своей колеснице!Я не верила в Бога и смеялась над бабушкой,хотя ее слова меня успокаивали.Особенно меня забавляло,что она молилась на автопортрет Леонардо да Винчи и картину Иванова  «Явление Христа народу».К картинам у меня была особая страсть,уже в пять лет я знала все музеи и картинные галереи и даже сама переправлялась на барже в исторический музей...именно на выставке Сергея Поздеева я и познакомлюсь с моим будущим мужем в восемнадцать лет!
               А пока мне было только пять и я осталась одна дома и,испугавшись грозы,закрылась в ванной от грохота Божьей колесницы,представляя,как же Он едет по мягкому небу и так гремит!!!Сомнения закрались в душу и я перебежала в туалет:стены там были ко мне ближе.Меня просто трясло с каждым ударом грома,как вдруг Голос,заглушающий его раскаты ,произнес сурово и твердо,как приказ: - Встань и иди! Я была свернута в комочек,но подняла голову и осмотрелась-никого,открыла дверь-тоже! И я снова спряталась.Но Голос настойчиво повторил приказ! Я подумала: -Как можно в такую погоду заставлять выйти на улицу? Тогда я услышала: - Ничего не бойся,иди к берегу,ветер стихнет!
Это было сказано мягче или мне показалось. Я вышла.Ветер подхватил меня как пушинку и я буквально полетела к берегу ,уже у обрыва мне удалось зацепиться за какой-то кустарник...Енисей бушевал внизу,казалось брызги вот- вот долетят до меня,а то и сами волны...ветер свирепо свистел над головой...но я вдруг поняла,что не смотря на все это я ощушаю странное спокойствие и ничего уже не боюсь.Я отпустила куст,только ногами упиралась о другие кустарники,чтобы не скатиться вниз,и осмотрелась – все стихло! Я выбралась на дорогу и вернулась домой,раздумывая над происшедшим и понимая,что страх не во мне,он существует как бы отдельно от меня и я могу впустить его или не впустить... Этот Голос сопровождает меня с тех пор всю жизнь...
                После этого со страхами было покончено и я поняла,что я не одна.И все-таки страх еще раз посетил меня ,когда мне уже было девять лет.В городскую библиотеку я записалась в семь лет.На дом выдавали три книги:одну о Ленине,другую фантастику и третью на выбор,причем при возврате книг обязательно спрашивали содержание первой книги и если ты ее не читал,давали еще раз и только ее,поэтому я читала одну страницу и четко ее пересказывала,уверяя,что именно это мне понравилось больше всего! Фантастику мне тоже читать не хотелось из-за того,что ее давали насильно.И я выбирала историю,географию.У меня над письменным столом висела карта мира и на ней было обозначено путешествие Магеллана,с которым я мысленно плавала вокруг света. Библиотекарь поймала меня  на том,что и фантастику я не читаю,она сказала,чтобы я привела маму иначе не даст мне больше книг .Маме она пожаловалась,что детских книг я не читаю и просила повлиять и проследить за моим чтением! Она вручила ей книгу Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре».
            Я читала ее с содроганием в сердце и чем дальше,тем больше понимая,что я бы не вынесла пыток,это было так страшно и больно,что своей догадкой я решила поделиться с мамой.Я не знаю,как бы я жила с этим,если бы мама поняла и приласкала меня,когда я сказала,что я бы предала... –Я не хочу жить с предателем в доме!-закричала она,как будто я уже это сделала!!!! –Уйди с глаз моих,чтобы я тебя больше не видела!!
            Мама работала в три смены,и я ,позапиравшись в темной кладовке,поняла,что этого недостаточно и стала выходить в полночь в поисках новых подвигов.Я обходила все страшные и темные места,но и этого мне казалось мало,тогда я стала останавливать такси с просьбой отвезти меня на кладбище...предлагая за это целый рубль!Мне почему-то казалось,что там бандиты мучают людей,а я их освобожу!Кладбище было очень далеко,за рубль меня никто везти не соглашался,но главную причину отказа я поняла и стала придумывать истории о том,что мама в гостях,надо отвезти меня туда и тогда за рубль меня везли,куда я говорила,ждали и отвозили домой так как мама «только что уехала»...Все это продолжалось несколько месяцев,пока я вдруг не поняла,что я не боюсь и не предам,я мысленно представляла себе все мучения и боль Зои,пока не перестала их испытывать сама,но самое странное - я перестала ощущать боль и температуру,могла в сорокоградусный мороз пойти кататься на коньках в легком спортивном костюме на голое тело.Но один раз случилось невероятное:я замерзла,возвращаясь с дальнего катка,там занимались фигурным катанием и мне было интересно,а напротив дома два обычных,где в основном или просто катались или играли в хоккей. До катка я долетела и каталась пока все не стали расходиться.На меня сразу внимания не обратили:все катались в костюмах,на катке была раздевалка,но когда я уходила,все заметили,что я иду раздетая,было уже очень поздно,темно и,видимо,холод усилился.Люди смотрели на меня и приговаривали:-Бедный ребенок,сейчас замерзнет!
Мне все труднее становилось идти,замерзать я начала как-то изнутри и уже у дома потеряла сознание.Меня кто-то взял на руки,занес в подъезд и положил на огромном подоконнике над батареей,где я и очнулась.Я не заболела,не простудилась,никто в нашем роду ничем никогда не болел  и я не была исключением.Мама иногда просила меня:-Я так устала,все матери отдыхают на больничном,скажи врачу,что у тебя болит животик...Но я не могла этого произнести...Когда мама умерла,врачи после вскрытия мне с восторгом сказали: - Впервые видели такого здорового человека!
           Огненный шар не напугал меня,как уже ничто не могло поселить смятение в моей душе,он скорее удивил меня,что любовь существует,как и страх,сама по себе и даже отдельно от меня...Это затрудняло мое общение с ним и тогда мама явилась мне в своем облике и пробыла со мной пока мне не исполнилось шестнадцать лет.Все это время я не спала совсем,отключаясь минут на десять в день:я видела маму при закрытых и при открытых глазах!Даже на фотографиях при проявлении мы с одноклассницей, тоже увлекающейся фотографией, заметили ее,переглянулись и больше фото в моем доме не делали!!
            Я заканчивала восьмой класс и все происшедшее со мной не давало мне покоя,как-то зайдя в краевую библиотеку,взяла справочник для поступающих ,открыла его на первой попавшейся странице и ткнула пальцем с закрытыми глазами – это оказался метеорологический техникум в Туапсе и факультет океанология!!!Очень удивилась,но , не слушая никого,поехала в свое первое  длинное  путешествие на  свою первую встречу с морем.
            Поезд Красноярск-Адлер был для меня не просто новым видом транспорта,до сих пор я летала к бабушке и дедушке самолетом Красноярск-Абакан,потом добиралась автобусом,они жили в предгорье Саян,-он стал как бы новым измерением в моей жизни.Я не отрываясь смотрела в окно и не смотря на остановки и меняющиеся названия городов и станций-пейзаж за окном не менялся!Будто мы застряли во вневременном пространстве!А мы уже ехали почти неделю...я оглянулась на попутчиков.Напротив меня была женщина с молодым человеком,он молча смотрел в одну точку,я пыталась поймать его взгляд и поняла,что это невозможно...-Да он же слеп!!!-подумала я,закрыв глаза,словно боясь,что меня услышат.-Да,-вдруг сказал он.И я тоже еду поступать как и ты. Даже не обратив внимания на то,что он прочитал мои мысли,я спросила его: -А ...,-я не знала,что вперед сказать:как или куда...Он опередил меня:-В Адлере есть медучилище,где принимают таких как я на массажиста. –И ты уверен,что поступишь?-почему-то спросила я... –Я да,а вот ты нет,ты вернешься.
            Это был сильный удар не только по самолюбию,с раннего детства я делала только то и только тогда,когда видела смысл и результат.Какой смысл нестись за тридевять земель,чтобы вернуться!!! Как это не поступлю??? Я не была отличницей,но если увлекалась каким-то предметом – мне не было равных! Учителя за глаза называли меня гением. Но стоило мне охладеть к этому предмету так как я уже увлеклась другим,этот же учитель смотрел на меня недоуменно:я ли это... Так за день выучив эсперанто ,я тут же стала писать на нем стихи:
Вершас кларо лумо,
Лин зендас альнизуно,
Ям венис вармо венто,
Чи сентас треша темпо...
Зупер тальзакай мондо дель аква...
(это все,что я запомнила) -
 или под почему-то большим секретом получив собрание сочинений Эвклида в библиотеке судостроительного завода,я доказала первый и пятый его постулаты,а затем и теорему Ферма...
-Как это не поступлю!!?? –стучало в голове в такт колесам...
             Я снова молча прилипла к окну,пытаясь забыть услышанное...уже начались туннели и когда они закончились я увидела,что пейзаж и природа резко изменились,словно мы въехали в иной мир...Выйдя на привокзальную площадь,я вдруг осознала,что идти мне некуда...и так,замерев,я стояла до конца дня...Вокзал начал пустеть,машины встречающих разъехались как неожиданно меня кто-то окликнул:-А тебя забыли встретить? Это была полная,но очень приятная женщина,я улыбнулась,увидев ее платье черное с огромными белыми розами,которые  еще больше полнили ее,мне не трудно было определить,что оно шито вручную...лет с десяти я уже шила и конструировала себе одежду,Помню,как придумав очередную модель и не найдя ничего лучше как вырезать необходимое из маминых платьев...доставая которые одно за другим,она была так потрясена,что не смогла даже отругать меня,только спросила надрывно:-Почему...
            Тогда я показала ей платье,увидев которое она удивилась и замолчала.Будучи сама модницей,она всегда одевалась великолепно,хотя с ее красотой и фигурой это было даже не обязательно,меня она тоже одевала по моде,но что-то меня в этом не устраивало...Деньги,которые она мне оставляла на кафе,так как в доме никогда не водилась еда,я тратила на книги,витамины и ткани...Мои модели не были похожи  на одежду,которую тогда носили и  выглядели вызывающе,хотя я до сих пор удивляюсь тому,что через двадцать-тридцать лет я увидела нечто похожее особенно в Испании. А один знакомый итальянец,который десять лет работал в Париже с  самыми знаменитыми модельерами ,увидев на мне мое платье,сказал: - А ты шьешь лучше нас... –Почему???-почти возмутилась я. – Видишь ли,мы шьем по ночам,а утром показ моделей,на кого шьем – все равно,поэтому у всех должны быть одинаковые фигуры...но все равно много портим ...а как шьешь ты?  - Я,...я,- почти запинаясь от услышанного,- шью редко,сначала  покупаю  ткань,которая мне  понравилась...потом временами смотрю на нее и не я,она мне диктует фасон,потом беру ножницы и просто вырезаю, как увидела...,-выдохнула я.
                -Вы это сшили сами?,-спросила я незнакомку? –Да,удивилась и обрадовалась она моему вопросу. –Я тут работаю в библиотеке и весь день наблюдаю за тобой... –Шьет!Да еще и  библиотекарь!!-она меня сразу очаровала и я тут же согласилась снять у нее комнату.Интуитивно я не стала делиться с ней мнением о ее платье,но потом она почему-то прислушается ко мне , мы сошьем ей другое и она станет вдвое изящней!
На некоторое время я забыла предсказание моего попутчика,занятая приготовлениями к экзаменам и не побежала сразу увидеть море,хотя оно было рядом.Техникум тоже был недалеко,на горе,почти на  обрыве!!! Стоял самый жаркий месяц лета.На улице,где я жила,сливы падали на головы прохожим,жители собирали их и тут же  продавали за баснословную цену мисочками,я купила одну попробовать,но потом питалась только ежевикой,заросли которой были бесконечны по пути к техникуму,куда я поднялась почти сразу же. Я нашла себя в списках,допущенных к экзамену ,и долго смотрела на него,сердце мое щемило: Я была четыреста шестьдесят четвертая и после этого список еще продолжался...А брали семь человек!!
Вот тогда я пошла к морю...
Я шла ,как мне показалось,бесконечно долго,а море все не было видно,только один синий без оттенка голубизны горизонт.И едва я начала сомневаться правильно ли  иду,как передо мной открылся дикий каменистый пляж,а горизонт превратился в море! Присев на ближайший камень,я с любопытством разглядывала лазурную бесконечность...она подавляла меня!!! Море,волны,-они сильнее меня!! Никогда еще я не ощущала такого противостояния! И как я не пыталась потом,я не написала ни одной строчки ,посвященной морю...за весь месяц,а ведь я могла написать только за день более десяти стихов!!! И сколько помню себя,писала всегда,сначала запоминала их,а когда научилась писать,записывала.К тому времени я уже написала более шестисот стихов,три поэмы и один рассказ.Если не считать тех,которые сожгла бабушка,растапливая русскую печь.На мой вопрос почему она это сделала,она ответила просто и непонятно:-Так ведь бумага же исписана!
С тех пор,а мне было лет восемь ,я стала не только записывать,но и запоминать написанное...
            Мои знакомство с морем прервал чей-то голос:-Чего сидишь и не купаешься? И тут я поняла,что приехала без купальника,нет я его не забыла,я забыла,что ехала на море... Ничего не придумав в  ответ, пошла покупать купальник! А это,как оказалось непросто!! Чем больше я его искала,тем меньше оставалось надежды,что я когда-нибудь искупаюсь в море,которое почему-то назвали Черным,я не могла и предположить тогда,что у древних русичей синего цвета не было!!Он был черным!!!
             Наконец-то на фруктовом рынке рядом  с моими любимыми гранатами на лотке лежали купальники!Но я сразу спросила про гранаты.-Рубыл за штука,-ответили мне. Я подумала,что ослышалась и пояснила продавцу:-Рубль за штуку продают в Сибири,а здесь сколько? –В Сибири тожэ наша гранат!-Спорить было бесполезно,я представила,что я дома и купила два,затем  присмотрелась к купальникам – ничего и близко на меня не было,но я все стояла и смотрела...
Продавщица полезла под прилавок:-Вот смотри, на тебя только и подойдет.
Это был странный купальник,жатый белого цвета в синий мелкий горошек.-Сколько,-спросила я. Полная грузинка,окинув меня взглядом,произнесла:-С тебя пять.
             Я вернулась на пляж,пообедав гранатами. Море уже не было синим,оно переливалось разными красками,все зависело от того,откуда на него смотреть,это развеселило меня и настроило на дружелюбный лад. И я вошла в него... Дааа,меня,привыкшей к горным сибирским рекам,море тоже обожгло.
Только оно было горячим!!!
Это было удивительно и странно,к тому же горько -соленый вкус воды и ее плотность перевернули мое представление о воде вообще.Похожей была только прозрачность.Я больше рассматривала подводный мир,чем наслаждалась плаванием,да и какое это наслаждение ...но я тут же вспомнила сибирскую баню.
У бабушки с дедушкой к тому времени была только одна корова,но и она давала литров тридцать и более в день.Девать молоко им было некуда,хотя я охотно собирала сливки,сметану и взбивала масло-процесс совершенно волшебный! Возможно и наша Вселенная была создана так же!Бабушка говорила,что это благодаря лягушке,попавшей в сметану, люди научились делать масло. Мы с двоюродной сестрой,вспомнив сказки,заливали в чан вместо воды молоко,оно нагревалось на березовых дровах и мы мылись в горячем молоке,обливаясь потом ледяной водой горной речки со странным названием Кебеж.
Вот-вот,именно парное молоко напомнило мне море и я совсем расположилась к нему.Весь день я пробыла в воде пока не заметила,что пляж опустел!! А у меня завтра экзамен!!Я бросилась из воды,но не тут-то было!Купальник превратил меня в бочонок с водой – прорезиненный,он не пропускал воду быстро,хоть на голову становись! Так я и вышла,увеличенная в объеме в пять раз,хорошо,смеяться надо мной  было уже некому.
              Диктант на экзамене читала женщина с дефектом речи и интонацией, противоречащей знакам препинания.Времени для удивления не было и я одновременно вслушивалась в ее слова и представляла их.Напряжение было невероятным,но я была уверена в том,что ошибок у меня нет,разве что надо проверить пару запятых.Но не успел закончится диктант,как у нас просто вырвали из рук написанное...
               В этот раз я прошла мимо ежевики и просто присела на берегу ,глядя на волны вглубь ...сквозь... Какие-то крики о помощи,шум бушующего моря и полный мрак и вдруг все стихло,я среди волн одна в океане??? Нет ,вижу за винными бочками еще кого-то...да,трое мужчин,они тоже заметили меня и плывут ко мне,мне же мешает длинное платье и тяжелые кожаные ботинки.Мне помогли зацепиться за бочку и я очнулась уже на берегу,куда нас выбросило вероятно приливом.Потом я вижу свой дом,мою мать и две сестры,они стоят у большого камина и не просто не рады моему возвращению,они недовольны так,будто оно разрушило их планы.Я поворачиваюсь, не сказав ни слова, и ухожу,зная,что стану писательницей...
               Интересно,как меня звали...ни имени,ни страны,только о веке можно догадываться,скорее всего девятнадцатый,но такие платья носили еще и в начале двадцатого . Как хорошо ,однако,что существует мода,по ней,как по визитной карточке опознаешь эпоху!
Раздумывая надо всем,что произошло со мной в этой и прошлой жизни,я невольно вспомнила строчки из одного стихотворения,написанного мной на уроке,когда мне не было и десяти лет:
                Время летит быстро,
                Словно мысль или птица.
                Видишь,в поле уж
                Рожь колосится,
                По лугам скошенным
                Ветер носится....
Мысли о диктанте беспокоили меня больше,чем предстоящий экзамен по математике,я понимала,что пять я уже не получу,а значит...но я решила идти до конца. И поэтому,когда я увидела шокирующие меня три балла за диктант,я все же пошла на экзамен по математике.
С задачами я справилась легко и быстро и ,подав их комиссии ,хотела уйти,но они,глянув на мои решения,остановили меня словами:-А вы не тем способом решили эту задачу! Я улыбнулась на «Вы» и на «Не тем»,подошла к доске и решила ее еще двумя способами,тогда председатель комиссии взяла меня за руку и вывела из класса. Мы вышли в просторный зал и она сказала,как вы размышляя сама с собой:-Мы не ожидали,что после тройки за диктант ты придешь на этот экзамен ,дело в том,что мы прочитали твое личное дело...Сколько ты получаешь после смерти матери? –Сорок пять рублей,-удивилась я вопросу.- А сколько ты заплатила здесь за комнату?-не унималась она. –Тридцать.-еще больше удивилась я. – А у нас нет общежития!Как ты будешь жить? Стипендия двадцать рублей и не всем ее дают...а здесь много соблазнов... –Ко мне это не относится,-парировала я.  –Послушай,нам нужны такие студенты как ты!Мы обязательно тебя возьмем,приежай после десятого класса! Она скрылась за дверью,а я стояла, оглушенная услышанным.
Но и это не заставило меня уехать немедленно,я решила дождаться результата,по данным экзаменов и общему баллу за Свидетельство об окончании  восьми классов мне не хватило двух десятых балла...
Настроение в поезде было совсем иным чем прежде-все ехали отдохнувшие,загоревшие, счастливые,-все так и излучали тепло и свет,словно сами превратились в маленькие солнышки...Среди бестолкового шума и веселой толкотни я лежала почти не вставая со своей верхней полки.И ,словно наверстывая упущенное,писала стихи:
Весна или осень,
Туман или дым.
Кто тебя спросит,
Что ты один.
Кто тебя спросит,
Больно ль тебе
Видеть,как осень
Сбегает к зиме.
И ты остаешься
Один на один,
Весна или осень,
Туман или дым.
Два разных понятья,
А время одно.
И много препятствий
Нам с ними дано.
Друг или недруг,
Пепел иль пыль,
Разное время,
А смысл один.
Смысл в возрожденьи
Из пепла огня.
Новое время
Встает за меня.
Новые годы
Пойдут чередой.
Стихи или оды,
Смиренье?Нет,
Бой!
Внизу в купе суетилась приятная полная женщина,она радушно всех приглашала к столу и махала мне рукой,но я только качала головой. Чувство голода мне никогда не было знакомо,даже больше-я страдала от того,что мне иногда приходится есть и я безумно завидовала деревьям и только им в этой жизни,стараясь найти способ,как и они, питаться хлорофиллом.Как недалеко я была от истины!!!
-Ты откуда и куда такая?-не успокаивалась моя попутчица.
- Из Красноярска.
- Ну вот,мы почти родственники!-подхватила она. –Давай слазь со своей печки!!,не унимаясь шутила она.
Что ей сказать,как в детстве меня привязывали,пытаясь накормить насильно?И как ничего у них не получалось?Меня оставили в покое,когда поняли,что я от этого не худею и у меня минимальный,но стабильный для моего возраста вес.
-Ой,небось не поступила!!! Моя старшая тоже поступает в мединститут,а я вот тут на курортах нежусь с моей младшенькой.
Девочка лет десяти-двенадцати сидела с ней рядом и молчала в отличие от неугомонной матери,хотя внешне была похожа на нее и такая же пышка.
А я уже засыпала под ее мелодичное воркованье как вдруг ощутила,что кто-то держит меня за руку.
Открыв глаза,я увидела... другие глаза:на меня смотрел молодой человек,улыбаясь и протягивая мне стакан чая...Откуда он взялся???
-Это Саша из соседнего купе,-словно услышав мой вопрос или прочитав удивление на моем лице,-подсказала почти родственница.Видишь,какой длинный на море вырос,мы его попросили тебе чай подать,а он увидел,что ты спишь,да так и остался ждать,пока проснешься.Чай-то небось остыл!
Мне было неловко лежать буквально лицо к лицу с этим Сашей и я приняла чай с благодарностью,чтобы он ушел поскорее,но он с этого момента буквально прописался в нашем шумном и дружном купе.Он ехал с отдыха с мамой или тоже поступал как я только после десяти классов,не знаю,я не задала ему ни одного вопроса за всю дорогу.Его мама иногда заглядывала к нам и очень напоминала мне мою хозяйку в Туапсе.Удивительно приятная женщина и вероятно замечательная мама,она смотрела на нас обоих с одинаковой теплотой и нежностью.Она вместе с сыном переживала его увлечение и ,когда они выходили в Кургане,он так посмотрел на меня,почти с мольбой в глазах и то же выражение мелькнуло у его матери,-Адрес,-произнес он только одно слово,-тогда я протянула ему свой первый стих,написанный в вагоне. Стоянка была короткой и они должны были быстро сойти , я увидела,как он был потрясен,открыв сложенный листок...Он хотел снова вскочить в вагон,но поезд уже набирал скорость... Вагон без них опустел, я как-то быстро привыкла просыпаться и видеть его глаза.Мне уже не лежалось часами на моей полке и я спустилась вниз.Моя попутчица засыпала меня вопросами и,выяснив,что меня никто не встречает,сразу решила:-Ночуешь у меня!  Поезд прибывал ночью.
Дочка моей попутчицы оказалась красавицей с идеальной фигурой,она нас встретила хорошей новостью-ее приняли в мединститут!!! Квартира,где они жили вчетвером,да еще и жених иногда был пятым....оказалась небольшой комнатой в комуналке! Я даже стала сопротивляться остаться на ночь...но неожиданно ощутила,что мы действительно как одна семья и осталась.Утром радушная хозяйка, покормив меня на общей кухне,неожиданно сказала:-Слушай,я так к тебе привыкла,как к родной,моя старшая уйдет к жениху или в общежитие,будешь мне за дочку...Я не смогла ничего ответить.Тогда она предложила:-Ну хоть в гости приходи! И мы расстались навсегда...Я до сих пор благодарна этой удивительной женщине и ее семье!
Когда-нибудь и даже возможно скоро мы поверим,как Киплинг,в то,что:мы с тобой одной крови!- и навсегда избавимся от проблем и комплексов,на Земле прекратятся войны ,насилия и религиозные распри.
Шел юбилейный семидесятый.В коридоре школы ко мне подошел комсорг:-Завтра тебя будут принимать в комсомол,сказал он важно как будто доверил мне какой-то секрет. – Постой,постой,-перебила его я,-вы же не хотели принимать меня,а теперь я не хочу!!  - Ты с этим поосторожней,-сказал он еще более загадочно,- и главное-молчи!
В то время книги,а особенно собрания сочинений,были нарасхват и купить их было трудно,но сочинения Ленина были изданы огромным тиражом и синие книги с позолотой заняли целый шкаф. Конечно я сразу же принялась читать их!
Но чем больше и дальше я читала,тем хуже мне становилось,но я все же дочитала до конца...меня замучили головные боли и началась депрессия,я быстро собрала все тома в сумки и стала относить их в букинистический отдел книжного магазина. Продавец,пожилая еврейка, спросила меня:Деточка,а ты их читала?
-Да,поэтому и принесла,-чистосердечно призналась я...
-Я поставлю их в новые,только ты никому не говори,что ты их сюда принесла,-мягко посоветовала мне она,но в голосе звучала тревога и я никак не могла понять,почему...
В десять лет я уже прочитала всего Гюго и его «Отверженные» тоже,помню,когда мама об этом кому-то сказала,ее спросили,как она это допустила...Ни мне ,ни ей вопрос не понравился и больше я ни с кем не делилась прочитанным...Все шедевры мировой литературы я закончила читать к двенадцати годам,многие из них я обнаружила у нас дома спрятанными...Через десять лет на меня напишут первую анонимку,увидев у меня эти книги мои коллеги-филологи и будут писать их не переставая до тех пор пока не запретят  их рассматривать.
Москва.Я,известный ученый, в своем кабинете прячу в стене,буквально замуровывая ,только что написанную мной книгу и  еще какую-то,вглядываюсь:да это же «Роза мира» Даниила Андреева... И я – этот маленький пожилой еврейчик с черной шапочкой на голове!? Потрясению не было границ и все же я пыталась увидеть хотя бы название моей книги,но не смогла,только стеллажи с книгами на всех стенах и письменный стол,заваленный бумагами,возможно рукописями...Я впервые увидела свою будущую жизнь. Судьбоносные моменты моего настоящего воплощения мне показывали и объясняли с детства мои небесные кураторы,с которыми я всегда спорила.
С Москвой у меня особая связь,хотя я всегда стремилась в Петербург,который тогда еще был Ленинградом.Все это еще впереди ,а пока я стою в школьной библиотеке и в ожидании своей очереди рассматриваю стеллажи с книгами,сюда обычно выставляли книги,которые только что поступили. Мой взгляд выхватил слово-Лорка,как странно,это меня все так зовут! Потом я прочитала все название: Федерико Гарсиа Лорка.Поэзия. И его лицо на всю обложку. Я сразу забыла, зачем я сюда пришла, и взяла только эту.Придя домой,я не отрываясь прочитала ее и навсегда влюбилась  в его поэзию и в Испанию.И самое невероятное:я поняла,что я буду там жить,я это увидела и ощутила каждой клеточкой своего тела...Сейчас,сидя на палубе «Мари-Лу»,глядя,как рождается солнце из чрева ночи,медленно,плавно и уверенно,вот уже первый лучик скользнул по моему лицу, я закрываю глаза и вспоминаю этот вечер и написанные мной строки ...
Я за письменным столом у окна,за которым мерцает созвездие Ориона.Где бы я потом ни жила,я всегда видела это созвездие в одном из моих окон,а на тыльной стороне моей правой ладони веснушки образуют контуры Ориона между большим и указательным пальцами.
               -1-
Я по Испании сонной
Бродягой пройдусь  бездомной...
Вытянет мне навстречу
Ветер свои ладони,
Попутчиков лучше не встречу
Его и подруги доньи
Луны,что капризна очень,
Прячет она частенько
Лицо под парчою ночи.
                -2-
Душной испанской ночью
Пойдем по аллеям длинным,
Ветер качает деревья
В траурных платьях старинных.
Ветру совсем не спится
Душной и влажной ночью,
То замирает,то птицей
Летает он в час полночный.
Лунной испанской ночью
На берег морской мы выйдем,
Здесь корабли когда-то
Возили мускат и индиго.
Дремали на пирсах фрегаты
И в ожиданьи прилива
Вино на промокших складах
Дымясь,в нетерпеньи бурлило.
Теперь и обломков не встретишь
Их почерневшей славы...
Разве нашепчет ветер,
Спрятавшийся за скалы.
Я так увлеклась циклом испанских мотивов,что не прислушалась к Голосу,который повторил несколько раз:-Его будут звать Хуан!  Да и имя-то просто неприличное в произношении...Конечно потом я все вспомню,таковы свойства моей памяти и, уверена,не только моей.
В детстве я никогда не учила уроки,да и потом тоже,я просто внимательно слушала учителя,но однажды,когда нам задали по истории прочитать что-то самим вместо объяснений,я по привычки не открыла учебник.Учительница начальных классов вела одна все предметы и конечно хорошо знала своих учеников.Вызвав меня,она даже не сомневалась в моем ответе и смотрела наши тетради.А я стояла и молчала...в классе начался шумок.Екатерина Ивановна подняла глаза и спросила:-В чем дело?- всех сразу...Я закрыла глаза, готовая провалиться сквозь пол,но вдруг будто кто-то поднес учебник к моему лицу,я увидела текст и робко,а потом все уверенней прочитала его!
-А глаза зачем закрыла?-,после недолгого молчания продолжала она,-ты сегодня отвечала как никогда.Ты что текст наизусть выучила? Я поставлю пять,но содержание надо пересказывать своими словами.
С этого момента я все время пользовалась при необходимости  моими способностями видеть или читать мысли,но на всякий случай клала на ночь книги под подушку...это помогало,наутро я знала содержание или стих наизусть или решение задачи,которую стоило только записать в тетрадку...
Как ни странно,маму пугало то,что едва она подумает о чем-то,я тотчас это делаю,не успела она встать,чтобы взять нужную ей вещь,как я уже несла ее.
Но более всего ее потрясало то,что я везде могу найти ее,даже если она была у незнакомых мне людей. Однажды она долго не возвращалась с работы и хотя это была утренняя смена,я начала беспокоиться и пошла за ней на работу,мне было лет семь,я знала,что она работает на заводе цветных металлов ,где промывали золото и  обрабатывали драгоценные камни,но я ни разу там не была и поехала на трамвае наугад. Дойдя до проходной,я растерялась,никого не было,я оглянулась по сторонам. На стенах висели портреты передовиков производства и среди них портрет мамы!!! Она была безумно красива,но  только эта фотография и то не до конца отражала ее истинную красоту,я не могла оторвать взгляда и вдруг голос дежурной прервал мое любование:- Тут уже все головы свернули на нее глядя,а ты что здесь делаешь,детям не положено! – Это моя мама,я жду ее с работы.
Вахтерша с любопытством посмотрела на меня:-Она давно ушла,смена закончилась!
Я вышла и медленно пошла на остановку,иногда заглядывая сквозь забор и вдруг увидела гору камней,они были огромные и переливались ,светились неземным бирюзоватым зелено-голубым светом. Ворота были открыты и я подошла поближе,чтобы рассмотреть это чудо. К камням у меня особая любовь,с тех пор особенно,когда я сидела на берегу Енисея,державшись за кустарник,тогда я почему-то начала разглядывать камни и начала собирать их.А от этих нельзя было глаз оторвать,я наклонилась,взяла один и так и ушла с ним завороженная.Никогда больше не видела ничего прекраснее,даже обработанные бериллы не были столь прекрасны,в этом,необработанном,едва помещавшемся в моей ладони была какая-то тайна.
С ним я вернулась домой,но мамы не было,я положила камень на стол и снова вышла,как бы к чему-то прислушиваясь,на улице я остановилась:Куда теперь?Влево-вправо? И я стала настраиваться на волну мамы и как сомнамбула пошла по ее следу!!! Это оказалось не так далеко,но и не близко. Когда я вошла в квартиру,все ,особенно мама,не могли поверить своим глазам:я никогда раньше не видела этих людей,ни они меня ,и я не знала их имен и не могла  ни у кого спросить,где они живут...
Когда мы вернулись домой,мама все еще недовольная моим объяснением,что я просто нечаянно зашла в эту квартиру,вдруг увидела этот сияющий камень и почти закричала:-Откуда это? Я рассказала,как ходила ее встречать с работы...-Тебя могли убить на месте!!!Ты понимаешь сколько это стоит???Немедленно вернись и положи его,где взяла!!! Она была в таком  состоянии ужаса,что я не задумываясь выбежала,схватив этот дивный минерал,с которым мне уже никогда больше не приходилось встречаться. Уже стемнело и ворота,где лежали камни были закрыты,я присмотрелась и поняла,что моя рука может даже с ним протиснуться внутрь.Я присела,чтобы камень оказался ближе к земле и осторожно бросила его,быстро побежав прочь...
Мама,как я узнала потом,зарабатывала во много раз больше,чем школьный учитель,но деньги тратились на вещи:сумочки,шляпки...и нам всегда не хватало  ни на что больше,поэтому мама часто подрабатывала,если это можно было так назвать,делая небольшие открытия и давая рацпредложения,за которые платили большие премии. В минуты,когда она открывала что-то новое,она вся светилась,преображалась...Но почему она боялась и не принимала сверхъявления,так и осталось загадкой,хотя  тоже видела домовых и Ангелов,и сама об этом мне рассказывала.
А ее мама,моя бабушка,лечила людей молитвами,особенно меня потрясло,когда она только молитвой спасла мальчика ,укушенного змеей,поэтому все молитвы от нее я записала.Получилась большая тетрадка,которая бесследно пропала и в памяти почему.то осталась только одна фраза из заговора от укуса:-И змея старшая Шкарлупея... Бабушка говорила,что у нас в семье хранилась Книга Жизни,но не помнит,куда она делась,они жили тогда в  Саяновке – все село сгорело до тла...
Бабушка рассказывала,как они с дедушкой поженились. Семнадцать женихов сваталось к ней,а она стояла на своем и всем отказывала,тогда ее родители Кирилл и Анна насильно выдали Наталью замуж,ведь она была старшая и подрастали Зоя и Федосья.  Но и это ничего не изменило,она жила в доме мужа, не став ему женой.
Когда Петр узнал об этом,приехал за ней и увез.У них родились две девочки,старшая Лена и младшая Ульяна – моя мама.Имена дал дедушка...
По Книге жизни бабушка знала,какая тяжелая судьба ждет ее детей,но даже мужу заранее не говорила...Мама умерла в 37 лет,а ее сестру посадили в тюрьму .Случилось это так:Когда пришла повестка явиться всем на допрос,мама уже уехала учиться в Красноярск,дедушка с бабушкой стали мыться и наряжаться,оба любили хорошо одеваться,бабушке даже обувь шили на заказ,правда у нее был 18 размер ноги ..Пока они готовились,Лена побежала быстрее,ей было интересно,зачем это их вызвали...На допросе ей задали только один вопрос:-Девочка,а сколько тебе лет?-Семнадцать,-ответила она. –Вот  столько мы тебе и дадим –по-садистски пошутили  они.
Когда пришли дедушка с бабушкой,им сказали:-Идите домой,по вашей фамилии мы норму выполнили.
В семье  деда всех мальчиков называли Петрами,так что я знаю имена всех моих прапрадедов.Когда моего прадеда сослали в Сибирь,он решил,что все горе от ума и запретил своим детям учиться.До места назначения шли по этапу пешком и из девяти детей дошло трое...Дедушка выучился читать и писать  тайно под кроватью,его самой большой мечтой было – учиться,а это означало бежать из дома.Он и его товарищ  долго готовились к этому дню,сушили и прятали сухари и наконец,когда родители обоих уехали на базар в соседнее село,решили бежать.Едва повозки скрылись из вида,они через небольшой участок леса выбрались на дорогу.Мальчики никогда еще не отлучались из дома,книг о побегах не читали и поэтому к вечеру были обнаружены родителями,которые возможно узнали об их предприятии от других детей,вернувшись домой. Матери остались дома,а отцы бросились в погоню. Отец соучастника побега забил своего сына плетью насмерть ,едва они вернулись домой.Мой прадед ни слова не сказал своему беглецу,ни наказал его.После смерти друга дедушка навсегда оставил попытки убежать из дома и мысли об учебе.
У него был дар писателя,рассказчик он был неутомимый.С пяти лет он брал меня на сенокос так как я выдерживала любые переходы ,объяснил он мне.Поначалу он пытался сделать наши походы короткими,вернее создать иллюзию,каждый раз как бы приближая цель:-Нам еще дойти только в о- о н до того поворота,показывал он вдаль...потом было десятки таких поворотов.Но,видя,что я не ропщу,перестал обманывать. В четыре утра он слегка прикасался к моим волосам и в шутку кривляя мое имя,шептал протяжно:-Лариске,вставай. Рассвет – это мое время. Видеть и слышать пробуждение жизни,запахов и звуков,когда  даже можно услышать шелест раскрывающихся лепестков розы...и первый вздох просыпающейся ласточки под крышей сеновала.
Я спала на сеновале словно на цветущем лугу,тонкий аромат,исходящий от каждой скошенной травинки струился надо мной всю ночь и  особенно на рассвете.Иногда,когда ветер дул со стороны горы Сахатик,все наполнялось ароматом поспевшей клубники.Почти в это же время бабушка доила корову .Запах сена,клубники и парного молока сливались воедино и есть уже ничего не хотелось... Дедушка быстро готовил  наш дневной обед:бутылки с молоком,ломоть  черного хлеба , огурцы и бидончик с водой.Бабушка успевала испечь нам шанюшки,сдобные сладкие булочки.Все это помещалось в сшитой вручную холщовой котомке прародительнице современного рюкзака и мы отправлялись в Забоку,так называлась тайга у дома.Но мы уходили все дальше и дальше,иногда с трудом протискиваясь между зарослями.
Сенокосы дедушка находил на небольших  таежных полянах ,скашивал траву,подсушивал и свозил домой.Он косил,а я протрушивала траву,слегка приподнимая,потом,разморенные солнцем и медовым ароматом,идущим от тайги,ощущая приятную усталость во всем теле,мы устраивали молочное пиршество в тени какого-нибудь гигантского кедра.Иногда кедры звенели,как будто внутри у них кто-то играл на электрогитаре! Это открытие первой сделала Тамара,моя двоюродная сестра,она все время жила у бабушки с дедушкой и хорошо знала каждый кустик в тайге. Кедр,который звенел,был на другом берегу горной реки,потоки воды сбивали с ног и захлестывали,вода была такая,будто ее только что разморозили,она сковывала тело ледяным панцирем и ты просто не мог двигаться.Но именно это мне и нравилось. Моя сестра была на три года меня моложе,но выглядела всегда на столько же старше,она была огромная,как мне казалось,широкоплечая блондинка ,выше меня на голову даже в три года!! Она была бесстрашна и выступала в роли  моего проводника и телохранителя.
Кедр был таким высоким,что даже лежа на спине  нельзя было увидеть его вершину он звенел,посылая сигналы в пространство.Они были тревожными ,да и рассказы Тамарки об этом кедре смущали душу. Мы вернулись тем же путем,но при переходе реки уже учли,что нас может снести на глубину. Плавать мы умели,в пять лет мама меня бросила в бурлящий поток просто со словом,как благословением:-Плыви!! И я поплыла,совершенно удивившись этому.
Этим летом мне исполнилось шесть лет и мы решили навестить мою прабабушку Анну.Она жила  достаточно далеко от нас в центре села,а мы у самой тайги у реки.
Было чисто прохладно и опрятно,пахло цветами и медом.Прабабушка была сдержанной в своих чувствах,но всегда говорила,что любит меня и добавляла,что Тамару не любит и огорчена,что я пришла с ней:-Ты всегда приходи ко мне,но без нее,я тебя медом угощу. Анна даже своей дочери мед не давала из-за этого.Ее второй муж имел огромную пасеку.Мой прадед,погиб на Первой мировой войне.
Мы посидели немного,от меда я отказалась из солидарности,и вышли во двор.Анна нас провожать не стала.Огород ее начинался почти сразу огромными зарослями капусты,но что-то странное выглядывало из-под листвы,мы нагнулись и увидели крынки с молоком на сметану,и тут мы ,не договариваясь, разлили все по огороду.Войдя во вкус,мы не могли остановиться и придумывали,чтобы еще такое вытворить,как вгляд упал на скамейку у дома,у самой двери.
Луч солнца игриво скользнул по ней,словно подсказывая нам идею,рядом стояло ведро с дегтем ,им лечили порезы на коровах,которые ранили себя в тайге,и мы обмазали им всю скамейку.
Меня часто ставили в пример Тамаре, и мне хотелось в этот раз быть как она,чтобы не делали нас разными,хотя это было и так.
Неожиданно в этот момент приехала мама и сразу по обычаю зашла к своей бабушке и нашла ее прилипшей к скамейке! Придя домой она задала мне такую взбучку,что я решила уйти из дома и жить в тайге. Мы взяли по металлической кружке и десять коробков спичек и незаметно вышли из дома.
Сначала мы шли по знакомой дороге вдоль берега реки,я пылко рассказывала,как  хорошо жить в лесу и что в нем все необходимое есть,затем мы углубились в чащу леса.Пение пгиц постепенно смолкало ,пахло влажной травой и малиной.Малины оказалось видимо-невидимо,смеркалось и становилось прохладно.Мы нарвали полные кружки и пошли на шум реки.На берегу мы решили развести костер и сварить малиновое варенье. От последней спички костер наконец загорелся и мы наелись кислой горячей малины,она пригорела на дне и мы решили помыть кружки.
-Шкура на вас барабанная облезя!!,-услышала я до боли родной и знакомый голос. Ни дедушка ,ни бабушка никогда не ругались,но в особых случаях бабушка произносила это ругательство.Оно задевало меня до боли,но теперь оно мне показалось  дивной мелодией,ласкающей слух.Я подняла голову и увидела,что река делает излучину,идти по ней долго,но,когда она выпрямляется,то две песчаные отмели оказываются друг против друга. Мы  гордые шли домой,ведь не мы испугались остаться в лесу,а нас заставили вернуться.Взрослые затаились,попрятались,чтобы не спугнуть нас,а мы даже не зайдя в дом ,сладко уснули на сеновале,правда сквозь сон я слышала тихий шопот и свет свечи проникал сквозь закрытые глаза: - Спят,-вздохнув ,сказал кто-то кому-то и все стихло.
Мы с дедушкой задремали под звенящим кедром,дав скошенной траве немного подсохнуть,чтобы потом переворошить ее,повернув на другой бок. Травы в Сибири ,особенно папоротник,достигали высоты человека и я чувствовала себя как в девственной древней сельве,едва поспевая за дедушкой.Дойдя до реки мы бросились в холодную обжигающую воду и ,немного подсохнув как трава, поспешили домой.Пахло дымком из русской печки,в которой томились щи.Сметана к ним была такая,что даже поставленный в нее нож не падал.
Я все время ходила босиком и у крыльца стоял тазик с водой,чтобы я ополаскивала ноги. Мама все удивлялась вспоминая,что первые слова,которые я произнесла,были:-Хочу босичом!
              Лето в Париже,когда родился мой Гаврюша(мудрые казахи считают внуков вторыми детьми)выдалось на редкость знойным,приходилось раз  пять на день принимать душ.Квартира,которую за год до этого купили дети,была в ста метрах от Сены. Дух коллекционера живет в каждом,и я коллекционировала моря и реки,в которых  купалась.Только дважды мне не дали пополнить коллекцию: в Праге во Влтаве,с ужасом остановив меня:вода ядовитая! И в Париже моя дочь произнесла тоже самое.Она посмотрела передачу о реках Франции,ее авторы не рекомендовали окунать в них даже палец. От воды из душа тоже было не по себе и я уже не делала попыток окунуться в Сену.Я вспоминала горную речку Мансанарес в Испании,в которой я резвилась как в детстве вместе с теми же пескарями...Мои детки ,Габи и Арина,впервые окунутся в реку год назад у водопада недалеко от Дении...и закричат:-Почему вода  такая холодная??
Когда я впервые взяла моего Ангела Габриэля на руки,вернее , когда  моя дочь только протянула мне его,я ощутила такую  невероятно сильную любовь,как будто ожил или материализовался знакомый мне огненный шар. О том,что он придет к нам в этот мир я знала и видела его бегущим еще два года назад.Но с детства называла всех мальчишек Гавриками. Мне захотелось бросить к его ногам все сокровища мира! Он вдруг неожиданно произнес:- Габи голий!!! Мы с Летицией,потрясенные,бросились снимать с него распашонку,ему только что исполнилось два месяца.Потом,когда  он стал сознательно говорить, всегда напоминал всем:-Я бабулин!
Мы с Ариной жили на одной улице Юности,в одном доме,но уже не в одном подъезде,мне было пять,она на год моложе. Ее мама ,как и моя,  работала на заводе цветных металлов,а ее сестры нянчили нас. В этом подъезде была музыкальная школа,я часто стояла у ее дверей,а  из моей комнаты в другом подъезде несмотря на мощные стены этого великолепного дома  я  могла целый день слышать игру на фортепиано. На мою просьбу отдать меня туда,мама просто ответила -нет...Хотя сама аккомпанировала себе на гитаре,а у дедушки  были многие инструменты,но играл он на гармошке,сочиняя мелодию на ходу.
Мы посидели на ступеньке у двери школы ,прокатились на огромных перилах и поднялись к Арине. Я  что-то спросила о ее маме и тут Аринку понесло: -Моя мама Дунька ,Дунька,разве это имя??!! –восклицала она. Я удивилась: -А я думала ее зовут Евдокия? Но,не слушая меня,почти плача,она продолжала: -А меня назвала еще хуже !!! -Ой,а мне так нравится твое имя!!! И тут словно гром с небес я услышала знакомый Голос:- Твою внучку будут звать Арина! Я съежилась от страха,как это,я что стану бабушкой,совсем старухой...мир рушился в моих глазах,как будто я прямо сейчас превращусь  в нее.  Аринка продолжала плакать,я тормошила ее,приговаривая,мне сейчас сказали,что у меня будет внучка Арина.
-Нет,а кто?-удивилась она,Когда вырасту сменю это имя!
Я никогда не хотела быть взрослой: я ею была с детства.
Поверив моей подруге,я никогда  не искала ее ,ведь я не знала ни ее нового имени,ни фамилии и когда я увидела в интернете через пятьдесят лет,что меня ищет та же Арина Сагалакова,сразу не поняла:кто это? Моей радости не было конца!
Спустя двадцать лет в Ленинграде на концерте Мирей Матье тот же голос произнес: -Так будет звать твою внучку и она родится во Франции. Как же так?- недоумевала я,ведь раньше ее должны были звать совсем не так!!!
Мой второй ангелочек родился на юге Франции и назвали его Арина-Мирей...
На сеновал все заглядывали по очереди.Но потревожить нас решился дедушка.Мы,конечно уже не спали и я слышала,как на рассвете молоко,как капли дождя ,стучало о дно ведра-бабушка доила корову.Поднявшись по лестнице,дедушка просто стал рассказывать очередную байку:-Постучал цыган в окно на рассвете и спрашивает:-Хозяин,тебе корова нужна? Хозяин подумал:-Зачем мне две,с одной едва справляюсь и отвечает:-Да нет не нужна. –Ладно,говорит цыган,-как хочешь и ушел. Пошел утром хозяин к корове,а ее нет...
Мы рассмеялись и стали спускаться с сеновала.
                Странный и судьбоносный порт Бурриана,он,как и Дения, тоже принадлежит Валенсии,но севернее ее.Здесь удивительные рассветы и закаты,прозрачное,словно окрашенное бирюзовой акварелью море.Но оно тихое и ласковое только на первый взгляд.За день до нашего приезда учебное судно яхтшколы вышло в море на  экзамен по управлению яхтой в ночное время.Прогноз погоды не предвещал ни сильного ветра,ни больших волн.Но не успели они выйти в открытое море,как неведомая сила накренила яхту так,что мачта ушла под воду...Это продолжалось минут тридцать,показавшихся команде вечностью. Потом так же неожиданно яхта выпрямилась и пошла в порт.Конечно ,экзамен сдали все...
                Мои капитаны все еще спят,а я,вспомнив об этом, удивилась еще раз стихам,написанным в детстве:
-3-
Тело мое, как ребенка,
 качает усталое море,
месяц на зыби тонкой
висит в ожидании горя.
Знает один лишь ветер,
Что здесь должно случиться:
Звезды погаснут в небе,
В рощах умолкнут птицы.
Именно здесь моя двухмесячная собачка-морячка начала свое плавание по Средиземноморью. Самый короткий путь до Балеарских островов из Дении,где-то пятьдесят морских миль,при хорошем ветре десять часов пути.От Буррианы в два раза дальше.Наш профессор яхтшколы Хуан купил здесь причал ,в Дении он продал такой же вместе с яхтой под алыми парусами... Энрике привел свою яхту ,чтобы оставить ее на этом причале и мы шумной компанией отправились в ближайший ресторанчик «Кристина».Я впервые видела Энрике,хотя мы были уже наслышаны друг о друге и он ,подойдя ко мне, почему-то сразу сказал:-У моих друзей родилась парализованная девочка ,припадки эпилепсии у нее начались еще во чреве матери на пятом месяце беременности,врачи не могут поставить диагноз,помоги ей! Потрясенная просьбой,я совершенно неожиданно,не задумываясь ни на минуту,ответила:-Хорошо,а как ее зовут?-Виолетта и ей уже два года.
Размышляя над этой странной тогда просьбой,я забыла про мою Лизоньку,которую взял на руки Хуан. Хозяева ресторана,пожилая пара,восхитились моей красавицей и принесли ей угощение на блюдечке...и так будет всегда в любом ресторане:сначала покормят ее,потом спросят,что подать нам.Пока я приходила в себя,размышляя не почему, а чем могу помочь Виолетте,как мои размышления прервал тихий крик Хуана:-Аааааа! Он достал   мне из-за  пазухи мою  девчонку ,которая помещалась тогда на одной ладошке, и стал снимать рубашку:она ее описила! Хорошо,что у него была с собой ветровка на случай,если засидимся за ужином до рассвета,в нее он и облачился.Так и закрепится за ней среди яхтсменов кличка Меона,что в переводе зассыха,хотя она никогда больше не повторит этого.
Лизоньку,как  и Хуана,я давно видела в своих видениях,Энрике-едва приехала в Испанию,еще не зная о его существовании. Виолетту и Йоланду,ее маму в этой жизни, я по разным причинам не могла посетить сразу. Они жили тогда в горах почти на самом юге Испании,а я в Мадриде. Но с этого момента я все время думала о ней.Встретимся мы только через четыре года.
А пока мы все собирались совершенно в другое плавание по просьбе Хавьера,купившего яхту на севере  Галиции,ее нужно было перегнать в Дению вдоль атлантического побережья Испании и Португалии и пройти Гибралтар,где внезапно можешь оказаться в таком густом тумане,что не видно собственной руки.Меня он выбрал потому что пел в русском хоре,да и сам был русским...в прошлой жизни.Я в то время начала занятия в яхтшколе,где основные предметы по навигации читал Хуан и  некоторые,как метеорологию ,его друг Андрес.Читать синематику он приглашал своего коллегу из министерства,который только что женился в первый раз да еще на девушке вдвое моложе.Все дни он проводил в спортзале и выглядел юношей.Обедать  по привыяке он уходил к своей девяностолетней маме,оставляя жену одну в огромном доме в центре Мадрида.Все они ровесники, родились в сорок пятом,но Андрес  в свои почти шестьдесят смотрится менее чем на тридцать. У его тоже девяностолетней матери нет ни одной морщинки,ни одного седого волоса...Я сказала ему,что людей с такой наследственностью надо делать национальным достоянием и охранять законом.Но он и его вторая жена,моя ровесница Кармен ,решили усыновить ребенка.Конечно мне хотелось,чтобы он был из России,но в Бразилии это  оказалось быстрее и проще.Так в их доме появился ураган по имени Бьянка. В Южной Америке девятилетняя девочка почти женщина и она сразу же спросила приемную мать:-Мама,вот у тебя уже есть жених –папа,а где мой?Я тоже хочу!! Здесь не делают тайну из усыновления,но вот возраст свой от Бьянки они скрыли,хотя и выглядят на тридцать лет моложе. На свое шестидесятилетие Андрес пригласил друзей-ровесников под видом дискотеки на дому: Шансон шестидесятых. Бьянка все равно вкрадчиво спросила,будто чувствуя в этом какой-то подвох:-А почему все такие старые? –А потому что все мы любители музыки шестидесятых!-ответили ей,смеясь.


Рецензии
Яркость восприятия мира-яркость бытия...спасибо. С уважением,

Павел Дыбан   15.05.2020 13:03     Заявить о нарушении
Благодарю,Павел!!!

Лариса Белоус   16.05.2020 10:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.