Давайте поговорим по существу
Отрывок взят из моей книги "Размышления человека из будущего". Время, которое мы переживаем, называют трудным. Действительно, это трудное время, к тому же далеко неподвластное нам. И об этом свидетельствуют множество фактов. С крушением социализма общество оказалось в пропасти, и оно вышло из нее, приложив колоссальные усилия. Напряглись лучшие умы, мобилизовались все скрытые силы. Не так просто было остановить разрушения, вызванные распадом социализма. И если теперь нам кажется, что мы достигли относительной стабильности, обрели покой и уверенность, освободившись от жуткого ощущения краха, преследовавшего нас на предыдущем этапе, то это происходило только потому, что в суровой борьбе с распадом развивался ум человека, его способности, но еще обманутые «рыночной экономикой». Этот ужас пережили все страны постсоветского общества, разъединившиеся распадом социализма и предоставленные себе.
Здесь резко изменились обстоятельства. И в соответствии с ними сложились новые понятия, оценивавшие сложившуюся ситуацию не с точки зрения науки, философии и т. д., а людей, оказавшихся в этой неожиданной обстановке, то есть массового сознания, когда и философы рассуждали, как и рядовые граждане: «ужасы социализма», «прелести рынка», «свобода», «раскрепощение», «демократия», «насилие», «авторитаризм», «делать деньги» и т. д. И, что интересно, люди впервые, не боясь, стали свободно рассуждать о деньгах, обогащении, власти и т. д. Такого резкого перемещения понятий, когда ранее скрытые ценности и представления становились достоянием массового сознания, знали только социальные перевороты, освободившие не только людей, но и их порабощенный дух. И это было уникальным освобождением, сущность которой до сих пор не раскрыта и что рассматривается просто кризисом или «переходным периодом», а не «прохождением через ад» и «очищением», только в котором становится критический мыслящий дух. И только потому, что это был период становления духа, разворачивавшегося как необходимость, люди выдержали его и не разрушили собственное общество.
И это говорит о том, что суть, все же, не в трудностях, переживаемых нами, а в самом общественном повороте, происшедшего не запланированно. И именно смысл чего никто не понял ни в начале и ни сегодня. И многие слова, усвоенные индивидами мгновенно, представляли собой сложные понятия, скрывавшие в себе всю глубину неожиданно происшедших уникальных событий, которые нас сразу связали, с одной стороны, со всем миром (мировые связи), с другой - сразу породили «массовое сознание», участвующее в познании, в освоении этой жизни. И что еще более интересно, философия, социальное познание сразу же зашли в тупик, и им здесь просто нечего было говорить, и они до сих пор не случайно молчат. И особенность этого периода, достойная внимания, состояла в том, что массовое сознание, складывавшееся на Западе в течение длительного времени, здесь возникло сразу. Вспомните, социализм никому не позволял свободно высказываться, и люди в нем жили подавленно, ориентируясь только на идеологию, а теперь всех вдруг охватило возбуждение и неудержимое стремление к свободе и к свободному рассуждению. И если раньше люди попадали в Бастилию за призыв к революции, то теперь для этого достаточно было критики государственных устоев.
Что же касается трудностей, то их мы создали искусственно, сами же, вполне сознательно разрушив основание своей жизни, созданное до этого трудом многих поколений. Во всяком случае, они не вызывались разорительными войнами, стихийными бедствиями, неожиданными природными катаклизмами. Этот путь мы выбрали сознательно, желая перестроиться по Западу, на капиталистический лад.
Это - видимая и осязаемая сторона нашей жизни, осознаваемая нами, когда мы действуем сознательно и стремимся к определенному результату, но в итоге приходим к неожиданным последствиям, не достигнув желаемой цели. Как это ни странно, тот порядок вещей, который характерен деятельности отдельных людей и благодаря которому люди всегда стремятся к одной цели, но приходят к неожиданным результатам и что достижение в жизни определенной цели всегда связано с трудной и упорной борьбой, этот порядок характеризует и все движение нашего общества. Таким образом, наша жизнь превращается в сплошную борьбу, в которой мы никогда не знаем, будет ли достигнута желаемая цель. Поэтому мы чаще всего действуем слепо, полагаясь на случай, судьбу, фортуну и милость божью. И, таким образом, мы, сами того не желая, столкнулись с неожиданными трудностями «перехода к рыночной экономике». Таким образом, нисходящее движение, давившее на нас, идеологически осмысливается как восходящее, в сущности соответствующее становлению владельца денег, а в сознании - западным моделям. И вся постсоветское пространство запуталось в неожиданных противоречиях, вызванных освобождением денег (осмысленное как освобождение цен). Так начинается совершенно неизвестный период бесконечного обмана.
Но здесь с самого начала встает вопрос: что это за трудности? Кризисы, одновременно возникающие в нескольких странах, есть кризис глобальный, в данном случае кризис в масштабе всего постсоветского пространства. И они делают их одинаковыми, похожими друг на друга. Советские республики, разъединившиеся распадом, были очень похожи друг на друга. Они и сегодня похожи друг на друга и переживают общую судьбу. И видно было, что они переживают особые трудности.
Однако, в начале 90-х годов прошлого столетия, кризисы развивались уже во всех развитых странах Запада, и у нас озабоченные люди просто на это не обратили внимание. Их ослепляли деньги. Жажда денег! Заграничные капиталы не случайно устремились в постсоветское пространство: эти кризисы их вытолкнули к нам. Это было время, когда наднациональные компании в поисках условий обогащения опутывали весь мир. Но это было лишь началом мирового кризиса, который лишь на время находил разрешение у нас. Представьте себе, как быстро заполнилось все наше опустевшее пространство заграничными товарами и капиталами, которые столь же быстро поглощались и угасали в потреблении.
Исследования и статистические данные показывают, что хотя ряд стран имели неуклонную тенденцию к экономическому росту, но в целом в мировом развитии обнаружился упадок, который охватывает почти все стороны жизни, и этому просто не находят приемлемого объяснения. Кризисы, повторявшиеся не так часто, становятся циклическими и все часто повторяются. И как раз с момента распада социализма они обнаружили эту особенность во всем мире. В целом здесь нет какой-то определенной модели, которая была бы пригодна и другим странам и давала бы эталон. Напротив, как мы увидим позже, западные стандарты обнаруживали свою противоречивость в применении к другим странам и тем более к нам. Кроме того, уже в то время было видно, что мир стремится уже не к обновлению и совершенствованию, а всего лишь к сохранению сложившихся форм, которые уже обнаружили явные признаки упадка. Здесь не восходящее развитие, а нисходящее развертывалось как необходимость. И отсюда заграничный капитал искал опору у нас. А это и создало для нас особые трудности, становившимися таковыми именно в силу непосредственного вмешательства в нашу жизнь иностранного капитала. Поэтому, неожиданно оказавшись во власти мирового капитала, мы переживали особые трудности, которые и потрясали нас. Смысл этого положения я буду раскрывать постепенно.
Не случайно в нашем научном мышлении данная обстановка по сегодняшний день характеризуется как ситуация, создавшаяся временно, в течение которой должен совершиться какой-то переход, в котором трудности неизбежны. Ибо так легче было объяснить, исходя из видимости явлений и внешних проявлений сложных процессов, внутренняя сущность которых противоположна им и требует научного анализа и широких философских обобщений. Тем более в тех условиях, когда успехи капитализма приписывались нам, а в становлении владельца денег видели «процветания» страны, было очень престижно восхвалять бизнес, обогащавший многих.
То, что происходило после социалистической революции, когда совершался переход от капитализма к социализму и в результате была преодолена кризисная ситуация, обусловленная внутренними противоречиями общества, было не слепым, а сознательным движением. Но этот переход был не только просто переходом, а, прежде всего, качественным скачком, подготовленным всем предыдущим развитием истории. И не случайно марксизм возник именно перед этим скачком и подготовил его теоретические условия и дал сознание слепому движению, прояснив основные задачи и цели данного движения. И если в настоящее время этот прошедший период требует переосмысления, то только с достигнутого этапа, а не с точки зрения марксизма, историческим движением уже преодоленного. С идеологической же точки зрения мы теперь совершаем обратный переход к капитализму, и выводы свои делаем на основе видимости, внешних проявлений вещей. И, как это ни странно, этому стали верить сами, хотя в реальной жизни все обстояло по-другому и общество шло в неизвестном направлении.
В действительности же, «обратного перехода»» в историческом развитии не бывает, и речь идет не просто о кризисной ситуации, временных трудностях и даже переходе, а о сложном диалектическом развитии, предполагающим рождение нового качественного состояния и потому ведущим к качественному скачку. Стало быть, история стоит перед великим качественным скачком и готовится к нему, совершая попятное движение для разбега. Именно в этом весь смысл нашего развития.
Мы имеем дело с реальными процессами распада, начавшимся с крушения социализма и продолжающимся по сей день, но уже с замедленными темпами по сравнению с первоначальными стремительными формами. Этот распад сразу отразился как экономический, социальный и политический упадок, парализовавший производство и создавший множество неразрешимых проблем, вынудивший нас принять условия иностранного капитала. Ведь речь идет не о том, что распался просто социализм, сложившийся за семьдесят с лишним лет и, как я уже упомянул, «сооруженный по ошибке». Это, как мы убедимся дальше, распад исторически сложившегося способа производства, который, по существу, может продолжаться столько, сколько потребуется для того, чтобы сложился новый способ. А это и есть причина безысходности данного движения и то, что в процессе распада жизнь все более усложняется и теряет свою упорядоченность, то есть, в полном смысле этого слова, медленно расстраивается.
Отсюда распад, выявивший эти тенденций, перевернул наши взгляды. Но социально-экономический подход, с точки зрения которого мы «процветали» и «процветаем» теперь, сохранился. Отсюда и идеологическое видение, полностью отвлекающееся от внутренних противоречий общества, а значит и от его движущих сил – от людей и их реальных жизненных отношений.
Если современное состояние общества оценивать исходя из старых стереотипов, то экономическое видение остается основным критерием. В этом смысле страны СНГ не являются благополучными. Многие страны Западной Европы и Америки, не пережившие потрясения, подобного нам, напротив, вполне благополучны. Но это только на первый взгляд, пока мы обстановку оцениваем с внешней стороны и на первое место ставим общественно-экономические категорий, а от человеческих проблем отвлекаемся, рассматривая их производными от первых. Между тем социализм распался, именно подавив человеческую личность и жестко ограничив стремление человека к его собственному благу, а Запад, как раз освободивший личность и давший ей полную волю, напротив, гниет изнутри - из противоречия развития личности. В целом же мировое развитие на этом новом основании идет по нисходящей линии развития. И это обстоятельство и породило пессимистического отношения к будущему именно в «сказочно богатых странах» и во многом признания истинности основных догм религии, предсказывающих конец земному существованию человека. И это происходит неслучайно.
Мы беспрерывно падаем в человеческом плане, с точки зрения личности. И если кто-то считает, что это не важно, а важно только вещи и их производство, то это является глубокой ошибкой, за которую дорого платили и платят по сей день, не подозревая, что именно нравственные проблемы парализуют индивидов, свертывают их деятельность, инициативу и т. д. А это, в свою очередь, сковывает общество, воздействуя на него изнутри. А это есть не что иное, как внутреннее разложение общества, которое отчетливо обнаружилось в западном образе жизни.
Эта важнейшая область предоставлена невежеству людей, не говоря о том, что отсутствует объективный взгляд на эту сферу. Ведь не одно и то же: организация экономики, социальной жизни или политической сферы, и организация общества с точки зрения людей и их взаимных отношений. Очевидно, этой сферой нужно в первую очередь сознательно управлять, зная ее. Американцы не случайно сосредоточены на психологии и озабочены поведением индивидов. Они уже давно помешались в психологии, которая определяется бизнесом, и они тщетно пытаются очеловечить психологию бизнеса в рамках денежных отношений. Очевидно, отрицание экономических законов имеет под собой основание, еще не осмысленное в западной философии с точки зрения личности: все уже во многом зависит от людей, рас они свободны в своих действиях и могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. Ведь общество, ориентирующееся на Запад, открыло, в сущности, широкие возможности для «делания денег», предварительно для этого предусмотрев предел. Однако «делание денег» как раз раздвигает все эти пределы и становится необузданным и вызывает невиданные до этого разрушения. Вспомните хотя бы, как у нас выводили игровые автоматы и казино загород, начали борьбу против открытой проституции, объявили бой коррупции. Но это всего лишь незначительная частица нашей «обновленной жизни», наполненной неудержимыми страстями людей и стремительно выворачивавшей жизнь наизнанку
В этом ни экономические программы и ни политика уже не играют ту роль, какую они играли в прошлом, и все всецело зависит от того, как мы смотрим на эту реальную жизнь общества, как ее понимаем, раскрывается ли ее смысл или нет. И воспринятые от Запада представления о «разумности» этой жизни у нас работают наоборот. Да ведь еще никто и не доказал, что на Западе люди имеют дело только «с разумными отношениями» между людьми и «разумной организацией» рынка и что мы должны непременно это перенять, учиться у Запада производству. И дело не в том, что мы подражаем, а в том, что все это не осмыслено и что все складывающееся развивается стихийно. Вчерашняя наша сознательность была связана только с сознательным управлением экономикой и политическими, культурными и социальными процессами жизни, а люди и их взаимные отношения друг с другом и их стремления рассматривались в зависимости от них и производными. И в силу этого все науки, занимавшиеся только обществом, так и не поняли, что произошло с нашим обществом, когда люди освободились от этих социальных отношений и когда они были предоставлены себе, чтобы они жили и действовали, как им заблагорассудится. Само собой разумеется, прежние общественные и философские представления уже не применимы к данному состоянию общества и остаются мертвым грузом в головах людей, от которых они должны освободиться. Но поскольку такого подхода социалистический способ мышления не имело, то для этого наши ученые обратились к западным стандартам и взяли в качестве ориентира «рыночную экономику», даже не задумываясь, что за этим понятием скрывается исторически. Ведь именно это положение сложилось у нас. Одна только преступность, сотрясавшая Россию долгое время, не давала ей оправиться. Она и сегодня заходит в безвыходный кризис, представляя реальность совершенно такой же, какой она было двадцать лет тому назад. И программы, создающиеся с точки зрения общества, его экономики, постоянно проваливаются в полной зависимости от экономического распада. Ясно, Советский Союз продвигал вперед экономику, планировал экономику и через экономику хотел перейти к коммунизму, а здесь просто – к рыночной экономике. И что с собой представляет эта «рыночная экономика», об этом еще не задумались, хотя на эту тему написаны уже горы книг в американском стиле.
Свидетельство о публикации №215031100445
Жайлыбаева Нурсулу 18.03.2015 13:50 Заявить о нарушении