Шекспир. Сонет 8. Адресат - музыкант?

Сонет 8

Сонет 8. Письмо Родственнику. Октябрь 1595.


Сам – музыка, ты слышишь в ней печаль!
Любовь и радость не ведут войну,
Но любишь то, что выбросить  не жаль,
Иль рад дарам досадным. Почему?
У верных струн звук слажен и силён,
Но стал тебе отвратен их союз,
Ведь вновь звучит упрёком мягким он,
Как губишь ты себя без брачных уз.
Но слушай, струны вторят в унисон,
В супружестве нашедши свой черёд,
Как мать, отец, дитя, все держат тон
Одной и самой радостной из нот.
     Их песнь, где общий голос правит всем,
     Поёт тебе: «Один, не стань ничем!»

Сонет 8. Оригинальный текст
Music to hear, why hear'st thou music sadly?
Sweets with sweets war not, joy delights in joy:
Why lov'st thou that which thou receiv'st not gladly,
Or else receiv'st with pleasure thine annoy?
If the true concord of well-tuned sounds,
By unions married, do offend thine ear,
They do but sweetly chide thee, who confounds
In singleness the parts that thou shouldst bear;
Mark how one string, sweet husband to another,
Strikes each in each by mutual ordering;
Resembling sire, and child, and happy mother,
Who all in one, one pleasing note do sing;
Whose speechless song being many, seeming one,
Sings this to thee, 'Thou single wilt prove none.'


Сонет 8. В первой строке видим указание на род занятий адресата – музыка.
 
Тогда в восьмом письме Шекспир сравнил музыкальный инструмент с семьёй человека.
 И получил ответ, что в семейной жизни есть и недостатки, например, горе вдовы.

Сонет 8. Комментарий. Адресат – музыкант?
Тема потомства продолжается в ракурсе сравнения супружества с музыкальным инструментом. Противоречий в отношении адресата нет.
Сонет 8 даёт пищу для ещё одного предположения. Здесь, возможно, не просто поэтическое сравнение жизненной ситуации адресата с музыкой. Весьма вероятно, что для убеждения адресата Шекспир решил использовать род его занятий. Понятно, что адресат играл на струнном инструменте. Также есть намёк на то, что адресат стал отвлекаться от занятий музыкой на бесполезные и даже досадные дела. Включение такого намёка в сонет было бы бессмысленным, если всё здесь считать общими рассуждениями. Ведь такое отношение не характерно для всех, а относится к конкретному человеку. А это значит, что вероятность того, что адресат был музыкантом ещё выше.
Во времена Шекспира в Англии владение музыкальным инструментом было одним из признаков  хорошего образования и воспитания дворянина. И хотя все дворяне стремились дать такое образование своим детям, но, как и в наши времена, не все дети имели хорошие способности к музыке. Поэтому количество музыкантов оставалось примерно одинаковым во все эпохи.
Характеристика «сам – музыка», данная адресату, указывает, что, достигнув совершеннолетия, тот продолжал занятия музыкой. 
Ремарка – для сильно убеждённых в обратном. Разговоры   о браке, если адресат – женщина, как минимум, неуместны для уже женатого мужчины, каковым был Шекспир в это время. См. также сонеты 3 и 6.


Шекспир. Сонет 9. Кому дано любить других? http://www.proza.ru/2015/03/14/329
Шекспир. Сонет 7. Сколько это - половина жизни? http://www.proza.ru/2015/03/12/222


Рецензии