Об иллюзии досягаемости ума

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».
Индейская мудрость.

Есть разные теории о причинах конфликта поколений, в литературе это классическая тема - «отцов и детей». В наше время противоречие обрело новый, доселе невиданный размах. Проявлен он в виде растущей пропасти между, образно говоря, «эпохой книг» и «эпохой интернета». Телевидение, которое и обзывают иногда «зомбоящиком», оказывается в стороне всего лишь как инструмент для пропаганды и манипулирования людьми «эпохи книг». Вернее будет сказать теми, кто и книгами особо не увлекался, а уж об интернете, с учетом его не просто развлекательной, а интеллектуальной функции, и говорить не приходится. О чем конкретно речь?

Удивительно, но тысячи лет человечество жило в иллюзии, что главная ценность и, одновременно, проблема это доступ к необходимой информации. С учетом того, что информация всегда была двух видов – устной и письменной, её источники были либо очень уважаемы, либо, в прямом смысле этого слова, на вес золота. Речь идет о людях старшего поколения – «стариках» и книгах – рукописях, свитках, а затем и печатной продукции. Эта эпоха длилась с времен Адама и до конца 20 века…

И вот появляется его величество компьютер, а следом «владыка мира» ИНТЕРНЕТ. В доступе оказалась практически ЛЮБАЯ информация. Казалось бы, люди как верблюды после перехода через безводную пустыню, должны были кинуться к ним, и, утолив жажду, создать новый РАЗУМНЫЙ МИР. Но, не тут-то было…

Опять же, причин можно найти много. Однако, по-видимому, главная оказалась в странном психологическом парадоксе – для абсолютного большинства людей ВСЁ, что досягаемо перестает быть ценным и даже желаемым. Это можно было бы еще как-то понять относительно мира материальных вещей и даже, пусть не прозвучит цинично, личных отношений. Но УМА, пусть и сведенного к "многознанию" в виде информации?! Это что-то новое…

Помнится из курса школьной литературы в качестве примера образа лентяя и необразованного человека нам приводили Митрофанушку из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Многие цитаты из неё стали поговорками, например – «Не хочу учиться – хочу жениться!». Но сейчас не об этом. Есть там и другой замечательный пассаж, когда на упрек в не знании географии недоросль отвечает, мол а зачем мне география, скажу кучеру – он и так довезет. Теперь вот таким «кучером», но уже для мозга стал Интернет. А, как известно, то что НЕ РАБОТАЕТ, то со временем АТРОФИРУЕТСЯ. Проблему усугубляет еще и то, что интернет уже стал легко доступен практически для всех цивилизованных  народов. В ближайшем будущем он вообще станет БЕСплатным.

Теряется истинная ценность ИНТЕРНЕТА как ИНСТРУМЕНТА, многими людьми он стал отождествляться с собственным УМОМ. В результате имеем массовое интеллектуальное и моральное ОДИЧАНИЕ. Оно проявляется не просто в неспособности самостоятельно ДУМАТЬ. Зачастую процесс МЫШЛЕНИЯ стал подменяться процессом манипуляции информацией при отсутствии культуры МЫШЛЕНИЯ, культуры ОБЩЕНИЯ, и культуры ПОЛЬЗОВАНИЯ. Ножом и вилкой надо уметь пользоваться КУЛЬТУРНО, что уж говорить об информации и общении…

Что с этим делать? Ответ дан давно – жить ОСОЗНАННО. Говоря словами Георгия Ивановича Гурджиева – «Не спать! Помнить себя!» То есть оставаться здравомыслящими людьми.

P.S. Здесь требуется одно «маленькое» уточнение. Речь идет о ЖИВЫХ людях, в ком жива ДУША, ради спасения которой они живут. Ведь её спасение это не абстракция, оно заключается в сохранении психического, а по-простому, ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ… 


Рецензии
Интернет, это всего лишь "модель" мышления среднестатистического человека. Наивно думать, что интернет, чем то там обладает. Все механизмы в интернет, да и аппаратная часть, созданы "по образу и подобию". Но подобию чего? Механизмов мышления ОБЫКНОВЕННОГО человека. Человек, развивается, только тогда, когда в его голове существует ВОПРОС. Именно, пока человек ищет ОТВЕТ, он развивает мышление. Как только вопрос отпадает, все: личинка, которая только потребляет. До интернета, огромные библиотеки, скольких "вопрошающих" привлекали? Так же, как и сейчас, очень мало (но конечно побольше чем сейчас). Ну а то, что в интернет, огромная площадь "складских помещений" для хранения, это ни чего не меняет, с точки зрения потребности "вопрошать", то есть ПОЗНАВАТЬ, развиваться.

Герман Абрамов   14.03.2015 21:24     Заявить о нарушении
Интернет замечательная вспомогательная система для коммуникаций, исследований и иных функций. По своим характеристикам он находится в ином измерении, чем "мышление" какого бы то ни было человека. Однако, при всех своих плюсах он несет, минимум, две системные угрозы -
1. у значительного числа людей создает иллюзию о реальном состоянии их интеллектуального развития, завышает его;
2. обедняет коммуникативные возможности ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, то есть НЕ формально-логического мышления и психоэмоционального общения.
Всё вместе это снижает общий культурный уровень людей, превращая их в часть управляемой манипулятивной "матрицы". Не стоит питать иллюзий относительно степени свободы этой машинерии, она УПРАВЛЯЕМА, и имеет свои "фильтры". Это отдельная тема...
Относительно "вопрощающих". Потребность вопрошать во многом стимулировалась отсутствием ответов на поставленные вопросы. Сегодня за счет ИЗБЫТКА информации по поводу ЛЮБЫХ вопросов возник парадокс, о котором я и написал. Сама доступность превратилась в своего рода психологическую "преграду", и, как следствие, число людей вопрошающих резко уменьшилось... В этом есть один принципиальный плюс - наконец-то у людей появляется возможность увидеть РЕАЛЬНОЕ лицо Человека, ЧТО мы представляем собой как человечество НА САМОМ ДЕЛЕ. Этому вопросу посвящены некоторые из моих других публикаций, в частности "Апокалипсис"...

Азамат Джанымбей   15.03.2015 10:31   Заявить о нарушении