Тайны московских подземелий

«ЧТОБЫ ГОРОДУ КРЕПКО ДЕРЖАТЬСЯ»



"Мы знаем, москвичи, в Москве Москву - другую!..
Трепещет сердце, рвется грудь,
Когда мы вспоминаем про родную!
Про ту Москву, Москву былую..."
В.С.Филимонов

 

«Дурацкая карта»

Еще один поворот. Снова ступеньки вниз. Несколько неуверенных шагов – и мы не сговариваясь остановились.
Что-то внезапно изменилось в этом подземном мире. Лучи фонариков ощупали каменные заплесневелые стены, скользкий пол, покрытый вековой грязью, низкие обветшавшие потолки. Вроде бы ничего нового…
Наконец осенило. Тишина… Только что доносились громыхание электропоездов, гудение каких-то механизмов, равномерное металлическое лязганье. Теперь все это осталось где-то выше, за поворотом. Мрак подземелья победил звуки большого города.
Но тишина оказалась не абсолютной. Совсем рядом послышалась монотонная капель, журчание какого-то водостока и едва уловимое завывание. Словно ветер заблудился в глубинах подземной Москвы и никак не мог отыскать выход.
Но откуда здесь взяться ветру?
- Ну, и что дальше? Мы не сбились с пути?.. – спросил я и не узнал свой голос. Он показался глухим и зловещим.
Саша ничего не ответил и в который раз достал из кармана штормовки сложенный листок.
Лучи наших фонариков переместились на замысловатую схему.
- Дурацкая карта, - проворчал я.
- Какую дали, - невозмутимо ответил Саша и добавил, - а мы, кажется, уже на месте.
Я недоуменно огляделся.
- Ну и где же этот «затерянный во тьме»?
Мой спутник посмотрел на часы.
- Подождем тридцать-сорок минут. Не явится – будем возвращаться.
И потянулось томительное время. Во мраке его ощущаешь по-иному. Кажется, стрелки часов замедляют ход или вовсе приостанавливаются.
Придет ли на встречу "затерянный во мраке"? А может, его и вовсе не существует? И эта непонятно кем сделанная схема московского подземелья, и «сигнал» в райотдел госбезопасности – чья-то дурацкая шутка?

«Затерянный во мраке»

Тогда, в 1969 году, генерал ФСБ Александр С. был еще просто лейтенантом и служил в Свердловском районном отделе госбезопасности Москвы. Но и в двадцать с небольшим лет его трудно было поймать на удочку шутника.
«Сигнал» поступил от информатора.
В столичном подземелье, чуть ли не с сорок первого года, обитает человек. Скрылся там, чтобы не попасть на фронт. С той поры на белый свет не показывается. Во-первых, боится уголовного наказания, а во-вторых, организм его так привык к подземелью, что на поверхности он задыхается, а в глазах появляется нестерпимая боль.
Возможно ли такое?
Бездомные бродяги прозвали его «Затерянным во мраке». За многие годы он досконально изучил необычную среду обитания. Продукты, одежду и лекарства добывал, проникая в подземные склады.
В последнее время «Затерянный» серьезно болел. Возможно, предчувствие близкой смерти привели его к желанию покаяться и раскрыть властям кое-какие тайны Москвы. А их он познал немало.
Александр, через информатора, получил предложение встретиться и схему, составленную «затерянным».
На вопрос, может ли человек более тридцати лет обитать во мраке, в специфической атмосфере, специалисты отвечали, что такие случаи в истории бывали.
В общем, стоило проверить сообщение информатора.
Сопровождать Александра я согласился сразу. С одной стороны, у меня имелся кое-какой опыт исследования разных подземелий, а с другой – в московских мне еще не приходилось бывать. В то время я знал о них лишь по замечательным очеркам Владимира Гиляровского.
Увы, таинственная встреча не состоялась. Раздосадованные, мы вернулись в подвальное служебное помещение гостиницы «Интурист» на Тверской (тогда улица Горького), откуда началось наше незадачливое путешествие.
Так завершилось мое первое знакомство с подземным миром Москвы, после которого я стал изучать его историю, собирать рассказы тех, кто в нем побывал.
А спустя несколько лет я узнал от столичных спелеологов, что человек по прозвищу «Затерянный» существовал на самом деле. Успел ли он поделиться своими знаниями? Куда подевался? Как завершился его путь?
Вопросы пока без ответа.

Простит ли земля?

В справочниках сообщается, что в нашей столице и в Подмосковье более тридцати пещер: сотворенные природой и человеком. На самом деле их гораздо больше. Естественным путем этот подземный мир образовался из-за вымывания и растворения известняковых горных пород. Большинство рукотворных пещер московского края – заброшенные каменоломни. Много веков назад человек начал добывать известняк для строительства. Из белого камня возводили дворцы, храмы, кремлевские стены, оборонительные сооружения.
С годами под воздействием геологических и климатических факторов заброшенные каменоломни превратились в большие запутанные пещеры. Одной из крупнейших - в Московской области является Сьяновская. Расположена она в районе аэропорта Домодедово. Белый камень там добывали примерно с XV столетия.
Пока точно не определена её протяженность: называется 7, 30, 46 и даже 300 километров. Зато существует немало преданий и слухов. Некоторые исследователи считают, что от Сьяновской пещеры есть ходы аж до Москвы.  Еще в двадцатых годах прошлого века группа энтузиастов попыталась добраться подземные путями от Кремля до заброшенных каменоломень села Сьяны. Маршрут исследователей в районе улицы Варварки, но больше их никто не видел. Так и осталось мрачной тайной: что же с ними случилось?..
Давно уже в Москве переплелись и стали зависимы друг от друга подземелья – рукотворные и естественные.
Известно, что города растут не только ввысь и вширь. На Руси в старину говорили: «Чтобы город крепко держался, ему надо врастать в землицу». Москва – не исключение. С первых лет основания ей были необходимы колодцы с питьевой водой, тайные лазы, места укрытия во время вражеской осады, подвалы для хранения продуктов и ценностей, каменоломни… Словом, большинство москвичей во все времена профессионально и на бытовом уровне были связаны с подземным миром столицы, который из года в год расширялся и углублялся.
У земли хорошая память. Простит ли она человеку частое неразумное вторжение в ее недра.
Строительство и эксплуатация метро, спецобъектов и бомбоубежищ, коллекторов и гаражей, теплоцентралей и канализационных сетей – все это способствует повышению уровня подземных вод. Как следствие: затапливаются подвалы и фундаменты, возникают оползни и провалы, а в строениях – опасные трещины и разрушения.
Подземный мир нашей столицы хрупок и нуждается в защите от неразумных действий человека и природных явлений. Этот мир жизненно важная часть города, без которой невозможно развитие и существование Москвы.
 «ГЛЯДИ, ЗВЕЗДА, ИЗ ГЛУБИНЫ ЗЕМЛИ»





"Колодец вырыт был давно.
Все камнем выложено дно,
А по бокам, пахуч и груб,
Сработан плотниками сруб".
Владимир Солоухин


 

И поклонялись и отравляли

Невозможно узнать, где и когда появился первый колодец.
Если поблизости не было ни реки, ни озера, вода становилась для человека ценнее любых сокровищ.
В Библейской энциклопедии говорится: «С самых древних времен воду обыкновенно добывали чрез более или менее значительные углубления, производимые в земле. Вследствие трудности работ и ценности воды в пустыне кладези всегда весьма высоко ценились…
О них нередко упоминается в истории патриархов и их потомков, и многие местности получили свое название от колодцев…
Почти каждое селение на Востоке имеет свой собственный колодезь. Чтобы оградить их от наноса песка, отверстия оных обыкновенно покрывались большим камнем… Заваливать колодцы землею на Востоке всегда считалось и даже досель считается делом враждебным и неприязненным и незаконное присвоение себе прав на пользование оными, как своею собственностью, часто служило причиною серьезных ссор и раздоров».
Многие завоеватели древних и средних веков, прежде чем покорить страну, отправляли туда разведчиков, чтобы выяснит, где находятся источники питьевой воды. Колодцам поклонялись скифы, а при наступлении врага отравляли в них воду. Когда неприятель изгонялся, колодцы обезвреживались: старую воду откачивали, а в новую бросали серебряные изделия. Кроме того скифы совершали особые обряды.
Примерно также поступали и другие народы. Местность, где обитали племена вятичей и кривичей, и в которой возникла Москва, в отличие от засушливых  степей, изобиловало озерами и реками. Но относились вятичи и кривичи к колодцам так же трепетно, как и скифы.
В старину люди наделяли рукотворные источники волшебными возможностями и почитали водных духов.

«Федор Стратилат грозами богат»

На Руси покровителем рукотворным источникам воды стал великомученик Федор Стратилат. Его обезглавили в 319 году враги христианской веры.
8 июня называют днем Федора Колодезника. В эту пору часто случались грозы, а после них от земли поднимался туман. В народе говорили: «Федор Стратилат грозами богат. Где по зорям первый туман ложится, там копай колодец».
Мастера копатели в этот день привязывали к кисти правой руки алый лоскуток, а к левой - веревочку. Согласно поверью, это приносило удачу. 8 июня не полагалось рыть землю. А вот выбирать места для будущих работ не возбранялось.
Спозаранку сажали колодезники в мешок петуха и отправлялись на поиски. Чтобы выяснить, есть ли неглубоко под землей вода, они выпускали голосистую и приговаривали: «Ну-ка, смочи горло, смочи клюв, а то совсем охрип!.. Не отлынивай, а то Федор Стратилат накажет!..»
Считалось, что петух при этом обязательно остановится и начнет скрести землю, где неглубоко есть вода.
Были у колодезников и другие приметы. Забирался один из них на высокое дерево и сбрасывал шелковую нитку. Остальные мастера следили, куда она опустится и просили: «Федор Стратилат, помоги – укажи». От его дуновения нитка летела туда, где следовало копать.
Первую пригоршню воды из нового колодца мастера плескали на четыре стороны и благодарили Федора Стратилата. Из второй пригоршни пили. А из третьей умывались.
Для поисков воды нередко применялись лозы, ветка дерева с развилкой.
Вечером 8 июня, колодезникам разрешалось расслабиться. Они ужинали и приговаривали: «Сколько одолею капель зелья, столько мне еще отрыть добрых колодцев!»
Обычно русские святые, подвижники, странники, прежде чем создать свой скит, обитель, монастырь, обустраивали источники питьевой воды. При основании монастыря Сергий Радонежский самолично выкопал яму и «… внезапу источник велий явился… от негож вычерпают на всяку потребу монастырскую».

Против огневого бедствия

«… загорелась церковь Всех Святых, и от того погорел весь город Москва – и посад, и Кремль, и Загорье, и Заречье. Была великая засуха, да зной…»
К сожалению, подобные исторические записи появлялись почти каждый год. И чего только не делали московские правители, чтобы уберечь город от огня.
Известный историк Николай Костомаров писал: "Москва, как известно, славилась многими историческими пожарами, губившими не только жилища, но и тысячи людей. Стоит припомнить пожар 1493 года, истребивший всю Москву и Кремль, славный пожар 1547 года, когда кроме строений, сгорело более двух тысяч народа; пожар 1591 года, доставивший Борису случай показать пред народом свою щедрость; пожары при Михаиле Федоровиче были так часты, что не обходилось без них ни одного месяца; иногда на них было такое плодородие, что они следовали один за другим каждую неделю и даже случалось, что в одну ночь Москва загоралась раза по два или по три.
Некоторые из этих пожаров были так опустошительны, что истребляли в один раз третью часть столицы".
В конце XV века великий князь Иван III, чтобы обезопасить Кремль, повелел снести все строения на расстоянии 110 саженей (примерно 234 метра) от крепостных стен.
Работавших с огнем ремесленников насильно переселяли поближе к прудам и рекам.
Иван III основал в Москве пожарно-сторожевую охрану. В конце главных улиц были установлены заставы – решетчатые ворота. На ночь они запирались. С наступлением темноты разрешалось выходить на улицу лишь с фонарем. Тех, кто был замечен в поджоге, казнили. Великий князь запретил летом топить избы и бани и даже зажигать лучины.
Но и эти строгие меры мало помогали. Москве требовалось гораздо больше водоемов и колодцев.
Самыми главными поставщиками воды для города стали реки Москва, Копытовка, Яуза, Пресненский и Хапиловский пруды.
В Кремле еще до XVI века были сооружены подземные ходы к реке и тайные колодцы. Но они потребовались не столько для борьбы с пожарами, а сколько на случай вражеской осады.

Заброшенные и опасные

Во времена царя Михаила Федоровича в Белом городе и на больших улицах Москвы появилось множество колодцев. С 1736 года их сооружали по одному на пару дворов.
В начале XIX столетия в Первопрестольной уже насчитывалось более 4 тысяч колодцев. Их выкладывали бревнами, а над ними возводили будки, навесы, шатры. Воду поднимали специальными приспособлениями: блоками, воротами и «журавлями».
Москва разрасталась, источники воды оказывались или на проезжей части или на месте новых построек. И тогда их засыпали мусором и закрывали досками. Делалось это порой в спешке и некачественно. Ненадежное деревянное прикрытие вскоре сгнивало.
Немало зафиксировано случаев, когда в старые колодцы проваливались и конные повозки и пешеходы. А ведь глубина некоторых из них превышала 10 метров.
В 1890 году в одном из переулков рядом с Кузнецким мостом едва не погиб крестьянин Василий Фролов. Его телега была нагружена дровами. Лошадь успела миновать опасное место, а под задними колесами телеги покрытые слоем земли доски проломились, и вся поклажа рухнула в заброшенный колодец.
Спустя 15 лет подобное произошло с автомобилем. Неподалеку от Калужской заставы, шофер почувствовал, что почва уходит и выскочил из машины. Ему повезло: автомобиль с двумя боковыми колесами завис над старым колодцем.
Примерно в те же годы в районе Чистых прудов провалился приезжий из Подмосковья. Однако, ему удалось выбраться наверх без особых повреждений.
В двадцатых годах прошлого века на Моховой улице, перед приемной председателя ВЦИК Михаила Калинина, открылся провал. Его глубина была примерно 9 метров. И на этот раз обошлось без жертв.
Но случалось - люди гибли. Старые москвичи рассказывали историю, как во дворе в районе Маросейки не поладили между собой две соседки. Одна закричала: «Чтоб тебе провалиться на этом месте!» Другая не сдержалась и кинулась на обидчицу с воплем: «Сама провались!..»
Пожелания скандалисток исполнилось. Обе тут же рухнули в заброшенный колодец и скончались.

Московские артели

В средние века главным орудием труда у копателей колодцев была дубовая лопата с железной оковкой. А в поисках воды они использовали деревянные и металлические щупы, ореховые прутики и даже чугунные сковородки.
Эту кухонную утварь с заходом солнца клали на место предполагаемого раскопа. А утром проверяли: на сковороде есть роса – значит, вода неглубоко залегает, остается посудина сухой – значит, не стоит копать.
Уже в XV-XVI веках в Москве существовало много слобод. Их жители, как правило, объединялись по профессиям. Так, в районе Таганской площади жили изготовители таганов – треножников для походных кухонь. На Поварской улице селились барские повара. В том месте, где расположены Котельническая набережная и Котельнический переулок, стояли дома изготовителей котлов. Были слободы: и Гончарная, и Плотничья, и Ружейная, и Кузнецкая, и Печатная.
Неподалеку от парка Сокольники есть Колодезная улица и Колодезный переулок. В этих местах когда-то проживали мастера «отыскивать добрую воду». Обычно артели составляли всего лишь 2-4 человека. Может, поэтому не было у них в Москве таких больших слобод, как у кузнецов, ткачей, каменщиков или оружейников.
Свои секреты мастерства колодезники тщательно оберегали. Поиски воды старались проводить без свидетелей. Землю копать начинали в темноте – остерегались сглаза случайных прохожих или зевак. А на колодезных срубах по завершению работ ставили особые, непонятные посторонним, знаки-обереги: чтобы «вода не портилась и не уходила».
Были у этих московских умельцев не только свои профессиональные секреты, но и предания.

Вотчина Алексея Михайловича

Впервые об Измайловском острове образованном речками Серебрянка и Хорутовка упоминается в писцовой книге за 1571 год.
До середины XVII века деревня Измайлово принадлежала боярину Никите Романову-Юрьеву. А в 1663 году она, вместе с окрестными лесами, стала вотчиной царя Алексея Михайловича.
Спустя 9 лет по его повелению в центре острова был воздвигнут Покровский собор. В документах того времени о строительстве собора говорится: «… сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажен, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени…»
В своей новой вотчине царь приказал разбить сад и организовать зверинец. Из многих стран сюда доставляли экзотических для России животных: львов, пантер, тигров, дикобразов, павлинов, китайских гусей, фазанов.
На территории вотчины находилось около 40 прудов. Некоторые из них были вырыты, другие образовались благодаря построенным на реке Серебрянка плотинам.
В то же время в Измайлове появились чугунный и полотняный заводы, винокурни и мельницы.
Как писал в XIX веке известный москвовед Иван Злобин: "... выбрать место лучше было нельзя: здесь представлялись все удобства, по всем частям хозяйства, а также и для садоводства, которое впоследствии заняло в Измайловском хозяйстве весьма видное место...
Позади дворца, на северной стороне за прудом, насажен был Алексеем Михайловичем Виноградный сад, на пространстве версты, где разводились виноградные лозы, также росли разных сортов яблони, груши, сливы, вишни..."

Тысячелетний колодец

Среди множества мастеров, появившихся в этой царской вотчине, находился и старый колодезник Досифей.
Приближенные Алексея Михайловича интересовались, зачем на острове, где столько прудов и ручьев, рыть колодец? Царь отвечал то ли в шутку, то ли всерьез: «Это будет не простой источник воды. Сами потом поймете его живительную силу…»
Доброе отношение государя к Досифею вызывало недовольство царедворцев. Но мастер, не обращая на них внимания, принялся выполнять монаршую волю.
От ступеней строящегося Покровского собора он отмерил сто шагов. Там и велел копать. В предании, правда, не говорится, с какой стороны – ведь у храма было три крыльца со ступенями.
Досифей со своей артелью завершил работу раньше, чем закончилось строительство собора. Но прежде чем закрыть колодец дубовой крышкой, объявил товарищам:
- Ничего нет в мире вечного. Но колодец наш проживет тысячу лет. И вода его – столько же. И будет она спасением для многих людей от ран, хворей и кручины.
– Если днем увидите в колодце небесную звезду, значит, уготована ему тысячелетняя судьба. Ибо сошлись в нем силы неба, земли и воды. И силы эти будут передаваться людям.
Сделал Досифей знак товарищам подойти поближе и произнес заклинание.
- Гляди, звезда, из глубины земли. Гляди-сияй из тьмы бездонной…
Повторил так несколько раз, и артельщики и впрямь увидели в глубине колодца звезду.
Чудо да и только! Над головой - солнце, а в воде ночная небесная красавица отражается!
Пошла о том молва и по Измайловскому острову, и по всей Москве. Потянулись к колодцу люди. Всем хотелось испить из него. Видимо, действительно оказалась вода чудодейственной, раз сам государь предложил Досифею большую награду.
Но гордый старик отказался.
- За свой труд я уже получил сполна. Лучше, великий государь, прикажи сбросить в колодец побольше серебра. Металл сей дарует чудодейственную силу, крепит разум и здоровье человека.
Алексей Михайлович исполнил просьбу Досифея. Случилось это незадолго до смерти государя.
Ходила по Москве молва, будто, заболев, царь приказал доставить ему воду из «тысячелетнего колодца», но враги зачерпнули из «мертвого» источника.
После смерти Алексея Михайловича царедворцы заявили, что слишком много черного люда собирается у измайловского колодца. Порешили его завалить, а сруб разобрать. Так и сделали. Не осталось и следа о целебном источнике.
Но разве московских обывателей обманешь? Не придворные погубили «тысячелетний колодец», а сам Досифей «сокрыл» его до поры до времени от недобрых людей, - заявляли они. Может, когда-нибудь он возродит колодец? И снова в нем сойдутся силы Неба, Земли и Воды. И люди увидят в тёмной глубине среди бела дня звезду.
Порча и очищение

У разных народов в старину можно было услышать поверье: «Колодцы людям не только помогают, но и мстят. Перед стихийными бедствиями, голодом, мором, засухами, вражескими нашествиями вода в колодцах портится или вовсе уходит».
Так уже повелось: чем важнее для человека предмет, строение или объект природы, тем больше о нем слагалось легенд.
Согласно преданиям, во время набегов крымчаков в Москве, Ельце, Серпухове, Калуге внезапно пересыхали колодцы. И старики объявляли землякам: «Многострадальные источники предостерегают нас. Помните, как татарва гирейская, возвращаясь в Крым, портила наши колодцы? Как плевали и бросала в них дохлых коней и убитых полоненных людей?..»
Действительно, подобные случаи «порчи» совершались не раз. Конечно, воду никто не пил, если в ней оказывалась дохлая лошадь или убитый человек. Колодцы приходилось «лечить». Их вычищали, углубляли, рядом совершали молебен, кропили святой водой, а иногда бросали в него серебряный крестик или какой-нибудь оберег. А бывало, тайком от служителей церкви для «очищения» испоганенных колодцев местные жители приглашали колдунов или юродивых, и те произносили заклинания, плясали вокруг сруба или исступленно бились о них головой.

Наказание Глинских

В 1547 году взбунтовалась Москва. 21 июня в городе вспыхнул пожар. Как отмечалось в летописи, «… загорелся храм Воздвижение честного креста за Неглимною на Арбатской улице на Острове. И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар силен промче во един час…»
В тот день сгорело 25 тысяч домов, 250 церквей, погибло около 3 тысяч горожан. Эта беда повлекла за собой другую. В Москве давно зрело недовольство посадских людей властью Глинских – родственников юного царя Ивана Васильевича.
Восставшие убили князя Юрия Глинского и несколько его родных и слуг.
В летописи упоминалось, что юный царь Иван IV был застигнут врасплох. Поэтому он был вынужден выслушать претензии и обиды посадских людей и пообещать им «произвести сыск и управу».
В то время ходили слухи, будто Глинские задумали погубить город. Для этого они вырывали сердца покойников, произносили над ними черные заклинания и швыряли в городские колодцы. Потом порченой водой окропляли московские улицы и дома.
«… бояре приехаша к Пречистой к соборной на площадь и собраша черных людей и начаша въпрашати: кто зажигал Москву? Они же начаша глаголати, яко княгиня Анна Глинская з своими детми и с людми волхвовала: вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела» - так сообщалось в летописи.
Конечно, подобная причина пожара сегодня покажется нелепостью, но в XVI веке в нее поверили. И пока городские колодцы не были очищены, воду из них не пили.
А когда в 1547 году умерло несколько человек из семейства Глинских, в народе заговорили, что они «обпились» водой. Так, якобы, сами колодцы отомстили за свою порчу.

Первая колодезница

Осенью 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов. Небольшой отряд разгромленных захватчиков просочился через Чертольские ворота столицы, а затем лесными тропами ушел от преследователей.
На ночевку отряд остановился в подмосковной деревне.
В отместку за свое поражение поляки опустошили крестьянские избы и казнили нескольких местных жителей. А тела убитых сбросили в колодец.
В ту ночь десятилетней Агафье приснилось, будто ее призывает к себе оскверненный колодец. Не потревожив никого в избе, она тихонько вышмыгнула за порог. Прихватила с собой лишь тяжелую бадейку.
Поляки отобрали у крестьян все запасы браги и вволю залили горечь поражения. Даже ночной караул задремал от хмельного напитка.
Пробралась Агафья к колодцу, привязала к «журавлю» бадейку и зачерпнула воды. Потом отыскала оставшуюся брагу в польском обозе и разбавила ее «порченой водой».
Утром захватчики поспешно двинулись дальше. Да недолгим был их путь. На первом же привале допили брагу. И начались у них мучения. Стали корчиться от боли, а к вечеру все скончались.
О происшествии узнали в деревне. Мужики вернули свое добро, похоронили односельчан, а потом принялись допытываться у Агафьи, как ей удалось погубить такую ораву чужаков.
Девочка разъяснила: не ее это заслуга – колодец сам за себя отомстил.
Прошло какое-то время. Стали примечать люди, что Агафья сторониться играть с ребятней и от домашних дел отлынивает, и все ее тянет к колодцу. Могла часами глядеть в воду или просто сидеть, прислонившись к срубу.
Забеспокоилась родня: как бы девчонка не свихнулась. Но все обошлось, не помутился разум. Вот только дар у нее открылся – могла безошибочно указывать, где воду под землей искать.
Слух о том прошелся по округе. Потянулись к Агафье мастера-копатели. Даже из Москвы артели приходили. Зазывали ее к себе в помощь. Если верить преданию, так стала Агафья первой, а может, и единственной на Руси женщиной-колодезницей.

Сокровища скупой семейки

В середине XVIII века на Мясницкой, неподалеку от места, где в наше время расположен Главпочтамт, был построен особняк.
Много лет он принадлежал знатному семейству Измайловых. Несколько человек из этого рода в конце XVIII столетия вступили в масонскую ложу. В доме на Мясницкой стали совершаться обряды ордена «вольных каменщиков».
Для проведения мистерий самый большой зал особняка оббили черной материей, стены расписали непонятными непосвященным знаками, а в углах установили скелеты.
Даже сруб старого колодца во дворе был выкрашен в черный цвет. Непонятно, зачем это понадобилось делать масонам? Ведь свои мистерии они устраивали только в доме.
Поговаривали, что колодец был возведен задолго до строительства особняка.
Прошло много лет и дом Измайловых купили богатые супруги Кусовниковы, известные всей Москве своей скупостью.
Масонские идеи их не интересовали. «Черный зал» со скелетами так напугал новых владельцев, что они приказали заколотить его.
Кусовниковы владели участками плодородной земли не только в Подмосковье, но и в других губерниях, и получали огромные деньги от арендаторов. И при этом держали в услужении лишь одного дворника.
По Москве ходили слухи и анекдоты о Кусовниковых. Рассказывали, что спят они днем, а ночью грузят в обшарпанный кабриолет два сундучка с деньгами и драгоценностями и до утра колесят по городу. Скупердяи рассчитывали: если ночью к ним в дом заберутся воры, то кроме развалившейся мебели, битой посуды и поношенного тряпья, ничего не найдут.
Гостей эта семейка почти не принимали. А если вдруг кто-то наносил им визит, то хозяева особняка зажигали только одну свечу. Потчевали гостя так, что больше он у них не появлялся. Порой кусовниковские угощения завершались поездкой к лекарю.
Есть литературная версия, будто прообразом гоголевского Плюшкина стала именно парочка скупердяев с Мясницкой.
Однажды их все же ограбили во время ночной поездки по городу. Правда налетчики отобрали только часы да кошелек с мелочью. Обшарпанные сундучки в кабриолете преступников не заинтересовали. Знали бы они какое богатство проворонили.
Как-то раз получили Кусовниковы крупную сумму в ассигнациях. Куда в доме спрятать несколько увесистых пачек?
В то время у дворника тяжело заболела жена. Лекарь посоветовал класть под ее кровать тлеющие древесные угли на железных листах. Ведь в доме из-за скупости хозяев всегда было холодно и сыро.
В один из жаркий летний день дворник не стал этого делать, и Кусовниковы тайком от него спрятали деньги в золу.
Когда хозяева уехали, дворник достал из-под кровати железные листы, не убрав золу, навалил на них дрова и поджег.
К возвращению Кусовниковых часть ассигнаций обуглилась. Крики, истерика, обмороки скупой семейки лишь веселила жителей Мясницкой.
Долго не могли оправиться от этого удара Кусовниковы, а когда пришли в себя, решили свои драгоценности спрятать в заброшенном колодце. Спустили на дно сундучок с золотом, изумрудами, бриллиантами, сапфирами. Потом забросали камнями и всяким хламом. Заполнен ими до самого сруба.
Известно, что колодцы не любят такого отношения к себе и мстят.
И пошла по Москве молва, будто после этого случая знаменитые скупердяи в одночасье слегли и через какое-то время умерли.
В конце XIX столетия их особняк и сруб Черного колодца снесли, а углубление с мусором прикрыли досками. На том месте возвели новое здание. Оно существует на Мясницкой и поныне.
На какое-то время о Кусовниковых позабыли. Но в начале XX века несколько охотников за сокровищами стали думать-гадать: а где спрятаны  драгоценности скупой семейки?
И пошла по городу молва о Черном колодце. Кинулись искать его. Да так и не нашли.
Что ж, может, в наше время кому-то повезет? Или уже повезло?..

Мастера и нечистая сила

С Иваном Александровичем я познакомился, когда он был уже на пенсии. После Великой Отечественной войны ветеран работал плотником в каком-то домостроительном комбинате. А вот до 41-ого года состоял в артели колодезников, куда входили и его отец, и его дед.
- На мне оборвалась династия, - сокрушался Иван Александрович. – До войны мы промышляли в ближних подмосковных селениях. А когда я вернулся с фронта, многие те селения слились с Москвой, заводопроводились, и наша профессия стала не нужна. Хотя кое-где еще и в столице сохранились колодцы. Только обветшали они, поусохли.
Я удивленно взглянул на собеседника.
- Люди в космос летают, а в Москве древние колодцы?
Иван Александрович не ответил. Может, нахлынули воспоминания.
Но через минуту-другую оживился и заговорил.
- Мой отец имел домик на Пресне по соседству со старухами-предсказательницами. Была у них своего рода специализация – гадать по воде и по «голосу колодца». Заглянут в него и протяжно произносят: «Ум-мау». И от того, как изменяется звучание голоса, строят предсказание.
- А что означает это слово? – Поинтересовался я.
Иван Александрович пожал плечами.
- Не знаю. Но примечательно: мастера колодезники в старину тоже произносили «ум-мау». Только не для предсказаний, а для определения – болен или здоров колодец.
Я недоверчиво взглянул на старика: говорит о неодушевленном будто о живом человеке. Может, подшучивает?
Нет, лицо собеседника оставалось серьезным.
- А ты как думал? Колодцы тоже болеют. Портится или уходит вода, гниют деревянные обклады, засоряются, или сбросят в него всякую дрянь… Бывало, и трупы извлекали. Но убийцы, которые таким Макаром избавлялись от следов преступления, долго не гуляли по свету. Не знаю уж, как так выходило: вскорости поджидала их лютая смерть. Вода все помнит, вода обидчива, а колодезная – особенно.
В старину у колодцев собирались бабы и девки и давай судачить, секретами своими делиться. И невдомек бестолковым, что сказанные слова надолго сохраняются в воде. А ведьмы и колдуны этим пользовались – извлекали оттуда все бабьи тайны себе на пользу. И в наших артелях находились знатоки, умевшие выведать из колодцев все, что было при них сказано.
Иван Александрович взглянул на меня лукаво, словно хотел выяснить, верю ли ему. Уловив мою заинтересованность, продолжил:
- На Руси хоть и уважали наш промысел, а все равно шептались, что мы водимся с нечистой силой. Наверное, не случайно и мастеров-копателей, и духов, которые обитали в колодце, называли одним и тем же словом – «колодезники». Да мы и не обижались, если кто-то намекал на нашу связь с нечистой силой. Иной раз и сами запускали подобные слухи. Были среди нас умельцы не только искать подземные воды и возводить срубы. Иные могли из человека всякую хворь изгонять. У каждого источника свой состав воды. Вот наши лекари и выбирали каким пользоваться от той или иной болезни..
- А не хотите записать эти сведения? Может, целебные колодцы Москвы еще послужат людям? – Перебил я.
Иван Александрович махнул рукой.
- Сам писать не буду. Не по мне такая работа. Вот закончу дачный сезон, вернусь в город – заходи. Вдруг в самом деле – расскажу полезное, а ты запишешь…
На том и простились. Конечно, в тот день я не мог знать, что больше мы никогда не увидимся.
Как мне рассказали потом, в свой последний час Иван Александрович присел у колодезного сруба, провел ладонью по бревнам и больше уже не поднялся. Может, именно так и должен уходить настоящий мастер-колодезник?




ВОДЫ ЧАРУЮЩАЯ СИЛА

«Священны, о Москва, преданья
Твоих красноречивых стен:
Они скрижаль бытописанья
Богатых славою времен.

………………………………..

В тебе и новый мир и древний.
В тебе пасут свои стада
Патриархальные деревни
У Патриаршего пруда.

…………………………………..

Поившая своей волною
Давно минувшие века,
Там вьется светлой полосою
Смиренная Москва-река».

Петр Вяземский.
"Живоносный Источник"

В славянских и древнерусских верованиях, наряду с воздухом, землей и огнем, вода считалась основой мироздания.
У многих народов мира есть легенды, сказки, предания о "живой" и "мертвой" воде. Согласно поверьям, с ее помощью человека превращали в животных и отгоняли от них нечистую силу, возвращали молодость.
В  предании о возведении в Константинополе храма "Живоносный Источник" говорится, что будущий император Лев I однажды повстречал возле рощи умирающего от жажды слепого старика. Лев хотел напоить калеку, но поблизости не оказалось ни реки, ни озера, ни ручья.
И тогда из лесной чащи раздался голос: "Войди в рощу, там ты найдешь живую воду… Утоли жажду немощного. Смочи ему глаза, и он прозреет.
А кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Я помогу тебе соорудить на этом храм во имя Мое, в котором все благочестивые, с верою ко Мне притекающие, будут получать исполнение своих благих желаний и исцеление от недугов..."
Лев выполнил наказ, и чудо произошло - слепой прозрел. Впоследствии император повелел возвести над чудотворным источником храм в честь Богородицы. А сам ключ, бьющий из недр, получил название "Живоносный".
Жители Москвы особо почитали икону Богоматери "Живоносный Источник", на которой она изображалась с младенцем Иисусом, сидящим в купели.
Списки с этой иконы люди часто брали с собой, отправляясь на поиски целебных источников.
Не случайно здоровье человека связывали с качеством воды. И распространенным приветствием в старину являлось пожелание: "Будь здоров, как вода!"
Ни в древности, ни в средние века даже знахари, лекари не знали, что вода из глубин земли обладает повышенным содержанием химических элементов, газов, радиоактивностью. В ее формировании большую роль играют микробиологические процессы подземного мира. Так называемый московский артезианский бассейн имеет водоносные горизонты в девонских, каменноугольных и пермских отложениях. Недра нашей столицы изобилуют минеральными, сульфатными, хлоридно-натриевыми водами.
Еще в XVI веке в Москве минеральную воду брали не только на поверхности, но и спускались за ней в пещеры. Целители приписывали ее своим пациентам. А расположение подземных источников держали в секрете.

Благодарили и возводили часовни

На территории Москвы к началу XXI столетия насчитывалось более 30 артезианских родников. Люди верующие считают их священными, атеисты ищут научное объяснение целебным свойствам воды.
А может, правы и те и другие?
В давние времена москвичи называли родники благотворными силами земли. Православная церковь совершала у этих источников водосвятные молебны. Над ними возводили часовни. Люди, избавившиеся от болезней, благодарили целебные воду. Она шла на приготовление лекарств, напитков, еды.
О многих московских родниках слагались легенды.
Согласно преданию, источник в Теплом Стане, существующий и поныне, выкопал Иван Грозный. В часы нервных перенапряжений и припадков, при головных болях он пил доставленную оттуда воду.
В Крылатском есть родник, который, по совету друзей, посещал знаменитый поэт и государственный деятель Гавриил Державин. Злые языки утверждали, что поэт употреблял из него воду для "обуздания азарта". Безудержно любил Гавриил Романович играть в карты. Кто знает, может, крылатский родник отчасти помог ему не спустить все свое состояние.
В одном лишь Коломенском к концу XVIII века находилось более 30 целебных источников. В наше время их осталось значительно меньше. Водой коломенских ключей лечили глазные заболевания, почки, язвы, бесплодие.
Родник в лесопарке Покровское-Стрешнево быстро заживлял раны и язву желудка. По преданию, государыня Елизавета Петровна не раз приезжала сюда на лечение.
Видимо, не без пользы, раз приказала она построить над источником часовню.
Так же знамениты своими лечебными свойствами родники на улицах Довженко и Мосфильмовской, в Фили-Давыдково, в Свиблово, в Кузьминском лесопарке, у Борисовских прудов, в Южном Бутове, на Новоясеневском проспекте.
А сколько их еще скрывают московские подземелья или - уже погублено людьми?..
Многим помогли целительные источники, но и они сами нуждаются в спасении от загрязнения. Некоторые московские родники, известные в XVIII-XIX веках, погублены людьми. Лефортовский, Сретенский, Измайловские, Пресненские и другие - остались лишь в литературных воспоминаниях.
Уничтожение родника издавна на Руси считалось грехом, за которым всегда следовала расплата. У москвичей была примета: "Погиб один источник - жди много бед".

"Царь-вода"

Во второй половине XIX века, московскому начальству пришла идея составить план-карту всех целебных родников Первопрестольной.
Поручили выполнить эту работу ученым мужам. Но по каким-то причинам не заладилось у них. Вероятно губернатор не выделил деньги.
И тут вдруг взялся за дело простой кладбищенский землекоп. По одному преданию, звали его Прошка, по другому - Сафрон.
В общем, стал он похваляться, что составит карту московских родников безо всяких денег.
- Да кто ж тебе их даст? - Ухмылялся народ. - И сановитых начальство не больно радует деньгой. А тут - какой-то неказистый искатель-копатель выискался...
Но всякие ухмылочки да ехидства на Сафрона-Прошку не очень-то действовали. Втемяшилось в башку осчастливить Первопрестольную - и все тут!
Еще в детстве услыхал он от каких-то дремучих дедов о "царь-воде", заточенной в московском подземелье. Кто ее отыщет да на свет Божий выпустит - тому откроются еще неизвестные целебные родники в городе. Сказывали деды и где искать "царь-воду".
Сегодня на этом участке расположен Пресненский парк. А в древности, когда и Москвы еще не было, там находилась священная роща и пещеры, где язычники совершали обряды, поклонялись идолам и приносили человеческие жертвы подземной "воде-владычице".
В XVIII столетии на месте будущего парка располагалась усадьба князей Гагариных. Называлась она "дача Студенец". В 1840 году владельцем усадьбы стал московский генерал-губернатор Закревский.
На "даче Студенец" были вырыты пруды и каналы, а на возникших островах разбиты фруктовые сады.
Среди работников графа Закревского ходили слухи, что глубоко в подземелье имения протекает река с волшебными свойствами. Называли ее по-разному: "всем водам - вода", "царь-вода", "вода-владычица".
Много столетий назад приняла она в себя непомерное количество человеческой крови. За то наказана была. А кем - неведомо. Лишили её «света белого» и пока не очистится от крови – «струиться ей во мраке подземелья».
Давно она очистилась, а наказание почему-то осталось. За многие века приобрела "царь-вода" необычную целебную силу, но воспользоваться ею никто из людей не мог.
Долго шастал Прошка-Сафрон по садам графа Закревского. Наконец, отыскал тайный лаз в подземелье. Оповестил о том и своих приятелей, и работников генерал-губернатора.
Собрался народ поглазеть и смельчака проводить в неизвестный путь. Дали ему несколько пустых бутылок, чтобы набрал он "царь-воду".
Нырнул в лаз Прошка-Сафрон, да так и не вынырнул. Ждали его любопытствующие день-другой, а на третий - стали догадки строить.
- Заплутал малый в подземелье...
- Видать, не отпустила его "царь-вода"...
- А может, осточертела ему наземная жизнь, и решил он остаться навечно во мраке?..
Уведомили самого Закревского. Нашлись отчаянные головы, и полезли они искать пропавшего землекопа, но вскоре вернулись ни с чем. Сообщили, что слышали во тьме шум реки, да не смогли найти к ней дорогу.
На сороковой день после исчезновения Прошки-Сафрона главный садовник графа Закревского приказал засыпать лаз в подземелье.
С годами случай с искателем "царь-воды" москвичи позабыли. Но вдруг заговорили об этом в девяностых годах XX века.
Бомжи, ночевавшие в Пресненском парке, уверяли, что слышали из глубин земли плеск и журчание реки, человеческие стоны и крики о помощи.
Говорят, и в наше время какие-то неизвестные ищут давно засыпанный лаз, чтобы добраться к "царь-воде".

"Всеевропейский курорт на Остоженке"

В двадцатых годах XIX века в Хилковом переулке было открыто необычное заведение. Создал его известный доктор медицины, профессор Христиан Иванович Лодер. Называлось его детище: "Заведение искусственных минеральных вод".
Незадолго до открытия Лодер писал в своей брошюре: "... Для делания в Москве искусственных вод предлагается составить на десять лет общество из акционеров.
Исчисление потребных для сего заведения издержек учинено по тому размеру, по которому сделано подобное заведение в Дрездене, Лейпциге и Берлине, о коих я имею самые подробные сведения. Однако, я счел нужным, чтобы в здешней столице внимание обращено было не только на внутреннее устройство, но и на приличный вид...
Перестройка и внутреннее устройство здания, в коем не только будет находиться лаборатория для приготовления вод, но и нужные комнаты для различия оных и для помещения разных ванн, и сверх того место для прогулки пользующихся во время неблагоприятной погоды...
И сверх того место для благоприятной прогулки..."
Христиан Иванович родился в Риге. Высшее образование получил в Германии и несколько лет преподавал анатомию, судебную медицину, физиологию, хирургию.
С 1810 года Лодер жил и работал в России. В Москве он построил Анатомический театр и новый госпиталь. Интересовали его подземные воды и целебные источники Первопрестольной. Много лет доктор изучал их состав и свойства. Однажды профессор заблудился в лабиринте, где-то в районе Калужской заставы. Не имея с собой еду, пару дней он продержался лишь на воде из подземного ручья.
Потом Лодер рассказал, что отыскал целебный источник. Несколько глотков из него придали Христиану Ивановичу бодрость и силу.
В 1828 году Лодер начал строительство первого в России заведения искусственных вод.
Вскоре неприметный Хилков переулок на Остоженке стал местом "всеевропейского курорта".
Конечно, это заведение было для состоятельных людей. Курс лечения стоил около трехсот рублей. Сумма, по тем временам, немалая.
Профессор лично следил за качеством доставляемых из московских подземелий вод. С весны до середины осени курорт принимал посетителей с 5 часов утра. Каждому клиенту подавалась кружка с минеральной водой, листья шалфея для чистки зубов. Пациенты принимали минеральные ванны и несколько часов прогуливались по саду заведения Лодера.
Вскоре о курорте на Остоженке заговорили во многих городах России. Сюда стали приезжать состоятельные люди из Санкт-Петербурга, Поволжья, Сибири. Лечились у Христиана Ивановича члены царской семьи.
Пациенты поверили, что московские минеральные воды не только оздоравливают, но и возвращают молодость. А для молодежи заведение Лодера стало своеобразной "ярмаркой женихов и невест", где можно завязать полезные знакомства.
Христиан Иванович придавал огромное значение не только лечебным водам, но и оздоровительным прогулкам.
А вот у простых людей эти прогулки господ вызывали недоумение:
- Гляди-ка, баре в такую рань ходют и ходют, и от дел отлынивают...
- Маются от безделья спозаранку...
- И охота им подниматься на заре, чтобы ничего не делать?
- Опять, лодера гуляют...
Комментировал рабочий люд увиденное за садовой оградой заведения.
Со временем "Лодер" в народе стали произносить на "лодырь". Так фамилия трудолюбивого, предприимчивого доктора превратилась в название праздности и безделья. Век спустя, в "Словаре русского языка" Сергея Ивановича Ожегова было дано определение: "Лодырь... - лентяй, бездельник..."
Ну, а о самом враче и ученом через несколько лет после его смерти писали: "... Наставник Гуфельда и Гумбольта, друг Гёте и Шиллера, снискал себе европейскую славу в Германии: она гордилась им; почитала его своим; но Лодер был наш соотечественник..."
 
«УШЕЛ ВСЛЕД ЗА ХОЗЯИНОМ»

Воин и дипломат

Михаил Скопин-Шуйский умер, когда ему исполнилось двадцать три года и пять месяцев. Прими он царский венец и проживи подольше, сколько бы еще сделал для страны… Но известно: история не любит сослагательного наклонения. Что успел совершить - и того немало. Зря своих современников народ "надеждой Руси" не называет.
В ноябре 1586 года у боярина и князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского родился сын. Назвали его Михаилом.
Старухи-вещуньи обратили внимание: когда появился на свет младенец "постаревшие" жемчуга в доме боярина вдруг все разом обрели былой блеск и словно оживились.
- Это добрый знак, - определили старухи. - Будет отныне "зеньчуг" вечным спутником и оберегом князюшке Михайле Васильевичу...
Сказали - будто приговор вынесли. Поверили им боярин и его супруга Елена Петровна.
Предрекали вещуньи их младенцу Михаилу "жизнь стремглавую", полную ратных подвигов.
Не ошиблись старухи. Современники Михаила Васильевича Скопина-Шуйского отмечали, что был этот юноша высокого роста, богатырской стати, обладал "большой силой духа" и "великия разумом".
            В семнадцать лет он получил высокий придворный чин стольника. А в 1606 году, когда царский трон занял его дядя Василий Иванович Шуйский, Михаил стал воеводой.
Известный историк Василий Ключевский писал: "По низвержении самозванца возведен был на престол князь Василий Шуйский, но возведен был не как Борис - без участия земского собора, а только партией больших бояр и преданной ему толпой москвичей, которых он поднял против самозванца и поляков.
Вступая на престол, царь Василий ограничил свою власть...
Царь обязывался никого не казнить, не осудя истинным судом с боярами своими, опалы преступника не распространять на его родню и семейство и имущества их не конфисковать, если они не участвовали в преступлении, доносов не слушать, ложных доносчиков наказывать, все дела решать по суду и следствию".
Двадцатилетний Скопин-Шуйский был направлен царем против армии мятежного Ивана Болотникова. Под Москвой, на реке Пахра, Михаил выиграл сражение. Несмотря на его ранение, государь тут же назначил племянника командиром войска, осаждавшего Тулу. Этот город являлся последним оплотом Болотникова.
И снова молодой князь проявил себя талантливым полководцем. Храбро и упорно защитники Тулы отражали атаки. Но все же  город был сдан.
За проявленную доблесть Михаил Скопин-Шуйский получил высокий чин боярина.
Весной 1607 года возобновились военные действия против России со стороны польских магнатов. На политическую арену они выдвинули Лжедмитрия II. Отряды интервентов осадили Москву, орудовали в северных землях России и даже добрались до Поволжья. Царь не смог организовать достойного отпора вражеским войскам.
В марте 1608 года он направил своего племянника боярина Михаила для политических переговоров со шведами в Великий Новгород. И здесь молодому военноначальнику сопутствовал успех. Шведы согласились выступить совместно с Россией против Лжедмитрия II и его польских покровителей.
Вскоре Михаил сумел собрать армию из плохо обученных молодых дворян, вольных крестьян, казаков. На основательную подготовку ратному делу времени не оказалось. Войско вынуждено было поспешно выступить на помощь Москве.
В июле 1609 года после упорных боев, молодой полководец освободил от захватчиков Тверь. Вскоре к его немногочисленной армии присоединились отряды из Заволжья, из Нижнего Новгорода, из северных русских земель.
Успешные действия Скопина-Шуйского вынудили интервентов снять осаду Троице-Сергиевой Лавры.
Именно тогда Михаила стали величать "надеждой Руси".

Дар из Беломорья

По преданию, в те дни, когда Троице-Сергиева Лавра освободилась от осады, явился туда с севера слепой богомолец. Попросил он, чтобы Скопин-Шуйский принял его.
Встреча состоялась. После нескольких приветственных слов молодому полководцу странник достал из-за пазухи рыбий пузырь и протянул Михаилу Васильевичу.
- Прими, светлый богатырь, скромный дар от Беломорья...
Взглянул князь на подношение и удивился. В высохшем пузыре находилась жемчужина. Такой крупной ему еще не приходилось видеть.
Достал он ее и к пламени свечи поднес. А жемчужина словно того и ждала! Явила всю свою красоту, засияла голубовато-серебристым цветом.
- Откуда такое диво? - Спросил князь.
- Проживают на Кемь-реке, что в Белое море впадает, знатные ловцы зеньчуга. Вот они-то и добыли это диво. Не дано мне увидеть красоту, зато его теплоту и живительную силу ощущаю, - пояснил богомолец и добавил. - Народ поморский не просто замечательный зеньчуг тебе дарит, а - оберег. Носи всегда при себе и на пирах проверяй, каким вином тебя потчуют. Кинь в братину зеньчуг - он мигом и подскажет, не отраву ли подали. От яда оберег угасать и хмуриться будет. Вот только охраняй его от тьмы подземельной. Он воду любит, а не землю.
Поблагодарил Михаил Васильевич странника и одарил щедро. На том и расстались.
А пожелание богомольца Скопин-Шуйский выполнял исправно. Заветную жемчужину всегда носил с собой. И на пирах проверял с ее помощью качество напитков.

Самое древнее украшение русских

Жемчуг весьма почитали на Руси. Минералами этими расшивались одежды людей богатых и среднего достатка, украшались оклады образов и всевозможные церковные принадлежности.
Жемчужина или, как ее называют во многих западных странах, перл зарождается в устрице. Благодаря защитному свойству моллюска попавшая в раковину песчинка обволакивается выделяемым устрицей. Со временем вещество затвердевает и превращается в ценный минерал. 
В учебнике, изданном в 1877 году в Санкт-Петербурге, упоминается, что жемчуг самое древнее украшение русских.
В XVI столетия новгородцы покупали его в Азове и Кафу (Феодосия): «…при покупке жемчуга в чужих землях в Новгородской торговой книге рекомендованы следующие правила: "А купите жемчюг все белой чистой, а желтого никак не купите, на Руси ево никто не купит". … Известны были также жемчуга и новгородские "не малы, хороши и чисты"; они добывались тогда на реке Двине, в Холмогорах и в реках Великого Новгорода...
В старину лучший жемчуг называли "скатным", т.е. круглым, катящимся. В былинах и в сказках очень часто упоминается о нем. Так Илья Муромец, чтоб умилостивить злаго царя Калину, подносит ему мису чистаго серебра, другую краснаго золота и третью скатнаго жемчуга".
У многих народов считалось, что этот минерал обладает целебными свойствами, повышает жизненный тонус, придает силы и предохраняет от ядов. В старинных русских книгах по медицине рекомендовалось употреблять порошок из жемчуга при: "золотухе, костоеде, развитии кислоты в желудке".
Но прекрасный дар морей и рек может стареть, высыхать и угасать, и, как говорилось в давние времена, - боится подземелий. Он существует примерно полтора-два века, а затем превращается в серый порошок.
Лет через пятьдесят после добычи жемчуг уже нуждается в «лечении». В разных странах существует множество способов омоложения минерала. Его держат в соленой воде, в рыбьем пузыре, в специальных растворах, в желудках животных. На Руси существовали даже особые знахари, умевшие лечить и омолаживать "зеньчуга". В Москве этим искусством владели ведьмы, проживающие на Пресне.
Бытовало поверье, что судьбы жемчуга и его владельца тесно взаимосвязаны. Когда хозяин болеет, то и минерал делается тусклым. А когда владелец умирал, то и жемчуг его превращался в прах.

В дни триумфа
В марте 1610 года войско Михаила Скопина-Шуйского разбило вражеские отряды на подступах к Москве и победоносно вступило в столицу.
Жители Первопрестольной восторженно встретили полководца. Вот только в царском дворце недоброжелатели стали плести против него интриги.
В летописи того времени сообщалось: "Московские же люди, видя ево приход к Москве и воздаша ему велию честь: встретоша ево честно и биша ему челом, что он очистил Московское государство и прииде ко царю Василию.
Царь же Василей ево пожаловал, а мнение на нево нача держати по призде Резанском и видел то, что московские люди ему воздали честь великую и били ему челом со слезами.
... Дядья ж князь Михайловы князь Дмитрей Иванович Шуйской со княгинею, великую держаху на князь Михаила рень; чаяху, что он подыскивает под царем Василием царства; а про то убо и всей земли ведомо всем людям, что у него тово и в уме не было".
Почему во дни триумфа молодого полководца резко изменилось к нему отношение царя? Ведь государь любил племянника и щедро награждал за воинские подвиги и дипломатические успехи.
Наверное, секрет заключался в следующем: Михаил Скопин-Шуйский, надеялся полностью очистить Русь от завоевателей. Главные силы противника в это время осаждали Смоленск. Но кроме этого, на страну совершал набеги крымский хан. Неспокойно было и на Кавказе, и в Заволжье.
Тревожная обстановка на Руси отразилась в песне той поры о Михаиле Скопине-Шуйском:
"А и деялось, учинилося:
Кругом сильна царства Московскаго.
Литва облегла со все четыре стороны,
А и с нею сила - сорочина долгополая,
И те черкесы пятигорские,
Еще ли калмыки с татарами,
Со татарами, со башкирцами..."
Польские и литовские феодалы, опасаясь талантливого русского полководца, решили нанести ему упреждающий удар, но не на поле брани, а в самой Москве.

Затаённая злоба

Существует предположение, что для этой цели был подкуплен рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. В 1605 году он перешел на сторону Лжедмитрия I. А во время крестьянской войны являлся одним из руководителей армии Ивана Болотникова. Но спустя несколько месяцев Ляпунов переметнулся на сторону царя Василия.
В дни триумфа и подготовки к походу этот переменчивый дворянин предложил Михаилу Васильевичу "ссадить" венценосного дядю и самому стать государем. Полководец отверг провокационное предложение.
По своему ли желанию нашептывал Скопину-Шуйскому о замене царя или по наущению польских феодалов - точно не известно. Однако, есть документальные подтверждения, что слух о мнимом заговоре достиг царя и весьма напугал его.
В XVIII веке известный историк Василий Никитич Татищев писал о том, как государь вызвал Михаила Васильевича: "... призвав его к себе, нечаянно стал ему говорить, якобы он на царство подъискивается и хочет его, дядю своего, ссадя, сам возприять и якобы он уже в том просящему его народу обещание дал.
Скопин же противо того со всею покорностию невинность свою в том утверждал и показывал, что ему о том, кроме Ляпунова, никто не представлял, и он никому никаких видов к тому не дал. А что Ляпунова письма изодрал, оное учинил, уничтожая то яко бездельное дело, и ему на то, яко недостойному, никаково ответа не дал. И потому от сожаления, а наипаче от воздержания младости ему, дяде своему царю Василию, истину доносил, в чем на него весь народ жалуется, и просил его, чтобы он, опасаяся бога и храня свою честь, от всех тех тиранств и хитрых вымышляемых людем утеснений отстал и более б жизнию, нежели гублением, народ к себе привлекал. И розсуждал, что ему лучше добровольно корону другому отдать, нежели ожидать насильного отъятия...
Царь Василий же притворялся, весьма умильно ему на то отвечал: "Я на то согласен, ежели то с пользою отечества моего быть имеет. Но прежде хочу, чтоб польские войска вышли и воры усмирены были, дабы выбор был вольной, а не принужденной". И хотя Скопин паки ему говорил, что он желает его на царстве утвердить и за то живот свой положить, токмо просит о переменении поступков, но царь Василий жестоко на него тайною злобою возгорелся…"

Подслушанный разговор

Не только Прокопий Ляпунов подогревал недовольство царя против племянника. Немалую роль в этом сыграла и тетка Михаила – княгиня  Екатерина Григорьевна Шуйская. Она была женой брата государя и дочерью сподвижника Ивана Грозного - Малюты Скуратова.
В начале апреля 1610 года к ней в терем явилась незнакомка. Екатерина приняла ее, а слугам велела не мешать беседе. Как потом утверждала молва, гостья была ведьмой с Пресни. Из тех, что совершали обряды и набирали чародейские силы в подземельях.
Старуха вручила княгине мешочек с жемчугами. Спустя годы ходили по Москве слухи, что их передали польские военачальники.
Сенная девка Шуйской впоследствии заявила, будто слышала разговор своей госпожи с ведьмой. Всего сказанного она не поняла, но запомнила слова: "Наш зеньчуг в подземельях выдержан, вобрал в себя темные силы и сладит с его зеньчугом... Только изыми у боярина Михаила оберег, когда будешь потчевать неодолимым зельем..."
Может, девка все выдумала, но Екатерина действительно попросила у племянника на денек-другой заветную жемчужину. Сослалась на то, что хочет показать кому-то прекрасный дар из Беломорья.
Доверчивый Михаил отдал оберег тетке. А на следующий день, накануне отъезда на войну, его пригласили в дом князя Воротынского крестить младенца.
Там Екатерина преподнесла племяннику чарку хмельного меду. Тот, ничего не подозревая, выпил, не проверив напиток своим оберегом.
Вкус меда показался необычным. Может поэтому боярин потребовал вернуть заветную жемчужину, но тётка заверила, что отдаст ее завтра.
В средние века сияющий дар морей и рек шел не только на украшения и изготовление лекарств. В Европе в те времена умели делать яды, в состав которых входил обработанный каким-то веществом жемчуг. Минерал выдерживали несколько дней в подземелье, потом превращали в порошок и отваривали с травами.
Падение дома Шуйских

На следующий день после теткиного угощения Скопин-Шуйский скончался.
В летописи того времени отмечалось: "... князь Михайло Васильевич впаде в тяжек недуг, и бысть болезнь его зла: безпрестани бо идяше кровь из носа. Он же сподобися покаянию и причастися божественных тайн телу и крови господа Бога нашего и соборовался маслом и предаде дух свой, отиде от суетнаго жития сего в вечный покой.
На Москве же плач бысть и стонание велике, яко уподобитися тому плачу, како блаженные памяти по царе Федоре Ивановиче плакаху. Царь же Василей повеле его погресть в соборе у архангела Михаила в пределе у рожества Иоанна Предтечи.
Мнози же на Москве говоряху то, что испортила ево тетка ево княгиня Катерина..."
Не стало талантливого полководца, а для семейства Шуйских начались черные дни.
В апреле 1610 года русское войско возглавил брат царя Дмитрий. Перед его отъездом из Москвы Екатерина преподнесла супругу жемчужину - оберег  племянника.
Но то ли "пылающий зеньчуг" хранил верность и приносил удачу лишь своему прежнему хозяину и мстил за него, то ли князь Дмитрий оказался бездарным полководцем. А может – и то и другое. В июне 1610 года русская армия потерпела сокрушительное поражение.
Не прошло и месяца после этого, как Василий Шуйский был свергнут. Возглавлял переворот брат Прокопия Ляпунова Захарий. Власть в стране перешла к боярскому правительству. В истории этот период назван "семибоярщина". В августе 1610 года ее участники заключили предательский для Руси договор с поляками, а затем впустили интервентов в Москву.
Судьбу тайных и явных противников Михаила Скопина-Шуйского не назовешь счастливой. Царь Василий и его братья были схвачены поляками и доставлены в Варшаву. Свергнутого и опозоренного русского самодержца заключили в Гостынский замок, где вскоре он умер.
Прокопия Ляпунова убил казак. Его брат Захарий некоторое время скрывался, как ни странно, в подвале дворца Екатерины Шуйской. Неизвестно, почему она приютила человека, арестовавшего ее мужа. Еще одна измена?..
Однако и Захарий Ляпунов, и княгиня Екатерина ненадолго пережили своих родственников. Витали слухи, что Шуйскую отравили тем же ядом, которым она погубила своего племянника. А через несколько дней на московской улице нашли удавленного ремешком Захария.
Когда разбирали драгоценности Екатерины Шуйской, обнаружили в одной шкатулочке горсть серого порошка. И кто-то из знающих людей подсказал:
- Это верный Беломорский "пылающий зеньчуг" ушел вслед за хозяином. Для Михаила Васильевича он был оберегом, а для его противников - мстящей силой. Отнесем же сей прах зеньчуга на могилу хозяина…

................................Продолжение следует..............................


Рецензии
Очень интересно! Столько знаете - прямо диву даёшься! Респект Вам!
Нашёл вас случайно - через и-нет.
Я, кстати, кое-что тоже написал о подземельях Москвы. Точнее, пишу сейчас религиозно-детективную повесть и там краем упоминается об этом.
Ставлю "зелёнку"))

Анти Фимас   04.10.2017 16:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.