Бытие и сознание

        "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." К. Маркс. "К критике политической экономии". Предисловие.
        Это утверждение краеугольный камень пресловутого "исторического материализма" Маркса.
        "Положение, что сознание людей зависит от их бытия, а не наоборот, кажется простым; однако при ближайшем рассмотрении немедленно обнаруживается, что это положение уже в своих первых выводах наносит смертельный удар всякому, даже самому скрытому идеализму. Этим положением отрицаются все унаследованные и привычные воззрения на всё историческое. Весь традиционный способ политического мышления рушится…".
К. Маркс и Ф. Энгельс. „К критике политической экономии. Соч., т. 13, стр 491“.
Интересно, а как может "общественное бытие" реализоваться, осуществляться, происходить без "сознания"  людей? 
        Очевидно, что при отсутствии "сознания" невозможно никакое человеческое, цивилизованное, общественное или личное "бытие". Без сознание это будет бытие овоща или дерева. А "бытия" как такового,  вообще  и "на самом деле" мы просто не знаем помимо нашего сознания.  Мы можем лишь представить нечто в нашем сознании. Мы знаем только результаты  взаимодействия человека с "окружающими" его средами , объектами, процессами (ощущения)  и результаты преобразования, обработки этих "продуктов" восприятия  посредством мышления  в  нашем сознании.
        Основоположники марксизма проявили в этом утверждении классический софизм ( от греч. «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость» -  ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным, софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики) и схоластическую демагогию (схоластика характеризуется интересом к формально-логическим проблемам, в повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом).
Искусственно разделять бытие и сознание на что-то способное существовать самостоятельно - это софистический, схоластический приём для доказательства каких-то иных своих идей, далёких от существа проблемы соотношения бытия и сознания.
        Восприятие и понимание "бытия"  неразрывно связано и обусловлено наличием у человека "сознания". "Бытие" становится таковым,  каково оно есть,  только посредством сознания человека. Одно без другого быть не может. Всё остальное от лукавого.  Что было бы, если бы не было...  Спекуляции, схоластика и софистика.
        Сознание представляет собой неотъемлемую, имманентную суть бытия.   
        Без бытия нет сознания и без сознания нет бытия в том виде, в котором мы его себе представляем.
        Во всём есть всё.
        В этом мире ничего не "возникает".
        Всё есть проявление того,  что уже есть в потенциальном состоянии в бытии посредством объектных систем предыдущего уровня организации бытия.  При возникновении подходящих физико-химических, биологических или социальных условий актуализируется, проявляется та или иная форма бытия.
        Сознание как и сама жизнь,  не "возникают" из чего-то. Они есть проявления внутренне присущей сути  бытия в определённой форме и виде. Сознание и жизнь всегда были, есть и будут атрибутами бытия.
        Жизнь проявляется тогда, когда для её активного, актуального существования складываются подходящие условия. Био-физико-химические условия. В "потенциальном" состоянии "жизнь"  и "сознание" есть во всём. Но в разной степени проявления.
        Сознание проявляется у живых существ тогда,  когда они в своём естественном развитии достигают состояния, уровня организации, когда "сознание" может быть актуализировано и реализовано в конкретной действительности.
        Такой подход позволяет  снять старый софистический, бессмысленный теперь спор о первичности или вторичности "материи" и "сознания". Нет материи без сознания, как и нет сознания без материи. Они все есть проявления единого бытия, формы его существования. 
        Химические вещества, физические поля, живые организмы, разумные особи всё это лишь различные проявления основных форм  бытия.


Рецензии